Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Якунина Мария Владимировна
Данный конспект предназначен для фронтальных занятий логопедической группы детей с тяжёлыми нарушениями речи 6-7 лет. Цель-расширение представлений и активизация словаря по темам "Весна", " Перелётные птицы ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pereletnye_ptitsy.doc295.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 лет.

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: расширение представлений и активизация словаря по темам «Перелётные птицы», «Весна».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • обогащать и активизировать словарь по теме «Перелётные птицы»;
  • совершенствовать грамматический строй речи (закреплять навыки словообразования)
  • закреплять и расширять представления детей о весне, перелётных птицах, их частях тела, птенцах.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевое дыхание;
  • развивать связную речь;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие;
  • развивать мышление и память;

Коррекционно-воспитательные:

  • формировать положительную установку на участие в занятии;
  • формировать навык контроля за собственной речью;
  • формировать самостоятельность и доброжелательность.
  • воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением перелётных птиц (ласточка, кукушка, соловей, скворец, аист, лебедь, утка, журавль, цапля, грач) 

Ход занятия

Организационный этап

Логопед:

-Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро! ”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
Доброе утро скажем друг другу!
Доброе утро всем кто в округе!
Не теряя ни минутки,
 Приглашаю тебя я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Дети улыбаются, говорят «Доброе утро» и садятся за столы.

Основной этап

Логопед:

-Ребята, зима закончилась. Какое время года наступило после зимы?

-Весна.

Логопед:

-Какие весенние месяцы вы знаете?

-Март, апрель,май

Логопед:

-Кто прилетает из тёплых стран весной?

-Птицы

Логопед:

-Правильно! Птицы- теплокровные существа и зимой, когда становится холодно и мало корма, они улетают в тёплые края. А весной возвращаются обратно. Поэтому они называются перелётными. Сегодня мы познакомимся с перелётными птицами и побольше о них узнаем.

На магнитную доску вывешиваются картинки с изображением перелетных птиц: ласточка, кукушка, соловей, скворец, аист, лебедь, утка, журавль, цапля, грач.

Логопед:

- Ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать. Правильный ответ вы увидите на доске.

-Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистей и нежней?

Кто же это?(соловей)

-Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.(Грач)

-На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.(Цапля)

-Прилетает она к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.(Ласточка)

-Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным.(Журавль)

-На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…(Скворец)

-Разносчик добрых он вестей-

Несёт родителям детей,

И, судя по всему, смекалист,

Устроился отлично…(Аист)

-Кто на ёлке на суку

Счёт ведёт ку-ку, ку-ку?(Кукушка)

-На гуся похож он дюже,

Ходит плохо, неуклюже,

Хорошо летает в небе

Длинношеий белый…(Лебедь)

-По водичке плавает,

Громко крякает . (Утка)

Логопед:

- Ребята, посмотрите на картинки и назовите, каких птиц вы знаете. Отвечать нужно полным ответом, например: «Я знаю грача».

Ответы детей

Логопед:

- Скажите, пожалуйста, какие части тела есть у этих птиц?

Ответы детей

Логопед:

-Посмотрите на картинку. Какая птица здесь изображена?

-Грач

Логопед:

-Правильно! А вы знаете, как называют птенца грача?

-Грачонок

Логопед:

-Молодцы! А как мы скажем, если их несколько?

-Грачата

Логопед:

-Сейчас я буду называть вам название птицы, а вы должны назвать сначала одного птенца, а затем несколько птенцов.

Логопед называет птицу, а дети называют детенышей (Аист-аистенок, аистята, стриж-стрижонок, стрижата, гусь-гусенок,гусята, утка-утенок, утята)

Физкультминутка «Журавлёнок»

Логопед:

-А сейчас мы побудем журавлятами и немножко разомнемся.

Журавлёнок встал на ножки

Пошагать решил немножко.

Смотрит вдаль из-под ладошки

Кто-то скачет по дорожке.

Жабы вышли на лужок

Жабы встали все в кружок.

Вот попрыгали немножко.

Вот похлопали в ладошки.

Повертелись, покружились,

А потом остановились.

Дети повторяют движения

Логопед:

-Давайте поиграем в игру «Четвёртый лишний». На доске изображены картинки птиц. Я буду называть вам птиц, вы внимательно послушайте, посмотрите на доску и скажите, кто лишний и почему.

Петух, курица, индюк, скворец (скворец- перелётная птица);        

Грач, ласточка, снегирь, скворец (снегирь- зимующая птица);

Цыплёнок, журавль, грач, снегирь (цыплёнок- птенец);

Скворец, грач, ласточка, голубь (голубь- не перелётная птица).

Ответы детей

Составление рассказа по сюжетной картинке.

https://flomaster.club/uploads/posts/2021-11/1637989512_43-flomaster-club-p-vstrecha-vesni-risunki-dlya-detei-detskie-48.jpg

Заключительная часть.

Логопед:

-Ребята, вы сегодня большие молодцы! На сегодняшнем занятии мы с вами узнали, каких птиц называют перелётными. Что это за птицы?

-Птицы, которые улетают на зиму в тёплые края, а весной, когда тает снег и становится тепло, прилетают к нам.

Логопед:

- Правильно! А про каких перелётных птиц вы сегодня узнали?

рач, ласточка, соловей, журавль, скворец.

Логопед:

-В какие игры мы сегодня играли?

-Называли птенцов, составляли рассказ по картинке, отгадывали загадки, играли в игру, чья птичка улетит дальше.

Логопед:

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Противоречия в количестве.

Конспект НОД для детей с нарушениями речи с использованием ТРИЗ-технологии. Материал взят из книги С. Гин "Занятия по ТРИЗ в детском саду"....

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна

Программное содержание:Образовательная область  «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»

Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Тема: «Фея Добра у нас в гостях у ребят». Игра-драматизация сказки «Непослушная Даша».

Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен  для детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта третьего года обучения. Основная образовательная область: социа...