"Речь ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук"
консультация по коррекционной педагогике
Уровень развития речи ребенкаво многом зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_rebenka_i_razvitie_melkoy_motoriki_paltsev_ruk.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речь ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук»
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ установили, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений работы воспитателя.
Для развития и совершенствования моторики пальцев рук у детей с нарушениями речи существуют разнообразные игры и упражнения.
Для достижения положительного результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях. Я использую физкультминутки. Для каждого из пальцевых упражнений подбирается подходящий по смыслу стихотворный текст. Так как для многих детей проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Длительность физкультурной паузы на одном занятии составляет 2-3 минуты, в день три занятия. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составляет для ребенка 6-9 минут в день.
Давайте и мы с вами проведем пальчиковую гимнастику.
«В домике»
Стол стоит на толстой ножке
Рядом стульчик у окошка
Два бочонка под столом
Вот такой я видел дом.
Для развития мелкой моторики пальцев рук использую специальные тренажеры: массажные кольца и массажные мячи. Это заключительная часть утренней гимнастики. 1-2-3-4 – круговые движения между ладонями по часовой стрелке; 5-6-8- против движения часовой стрелки. Аналогично массируем тыльные стороны кистей рук.
С массажными кольцами и мячами дети занимаются и в свободное время.
Менее известный, но не менее эффективный материал для тренировки пальчиков – грецкие орехи, гречка, фасоль или горох.
С помощью грецкого ореха мы массируем запястья, кисти рук ребенка: ладони, пальцы, тыльные стороны кистей рук, межпальцевые зоны, стимулируя не только речевое развитие ребенка, но и слаженную работу внутренних органов, организма в целом.
Массаж рук орехом можно сопровождать сказкой: «Жил на высоком дереве среди листьев грецкий Орешек. Однажды осенью подул сильный ветер. Сделай губы трубочкой и тоже подуй, как ветер. Оторвался Орешек и упал на дорожку и покатился. Покажите, как покатился, подтолкните его пальчиками. Катится Орешек, катится, а навстречу ему ребята. Подружились ребята с Орешком и стали с ним играть.
Игры, в которые можно играть с Орешком:
- прятки
- горка
- карусель
- согрей руки
- гнездышко для орешка и др.
Массаж «Орешек» можно сочетать с упражнениями в «сухом бассейне». Что такое «сухой бассейн» и как его сделать?
Глубокую миску (высотой 12-14см) заполнить на 8см. предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью, или прокаленной гречкой. И у вас готов к работе замечательный массажер.
«Сухой бассейн» используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.
Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения – координированными.
Можно искать в «сухом бассейне» не грецкие орехи, а мелкие игрушки или предметы (по аналогии с игрой «Волшебный мешочек»).
Перед тем, как дети приступают к выполнению заданий на развитие графических навыков мы проводим массаж пальцев рук и ладоней при помощи массажных шариков СУ ДЖОК.
Су – кисть, Джок – стопа. Что такое су джок? Это массажный шарик и кольцо.
Сначала дети круговыми движениями массируют ладони, а затем открывают шарик, достают металлическое кольцо-спираль и массируют каждый пальчик рук, начиная с большого.
Жарким днем лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосенок,
За мамой – лисицей крался лисенок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой- медведицей шел медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой – косые зайчата,
За мамой – зубрихой спешили зубрята,
За оленихой – ее оленята,
Волчица вела за собою волчат,
Кабан с кабанихой – смешных поросят.
Все мамы и дети напиться хотят.
Шарики разного цвета, яркие, очень нравятся детям.
Результат:
1. положительно сказывается на исправлении речи детей
2. улучшается внимание и память – психические процессы, тесно связанные с речью
3. увереннее держит карандаш (лучше нажим, ровнее линии), что облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей "Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки"
Практикум для родителейТема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»(Представленный материал был обобщен в рамках III Областного форума "Большая перемена")Актуальность: сегод...
Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»
Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...
Игровой самомассаж сосновыми и еловыми шишками для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
В данном материале представлены игры с элементами самомассажа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционной моторики....
Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики рук
Консультация для родителей : «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»...
«Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики».
Самоанализ по реализации индивидуального образовательного маршрута...
Индивидуальный образовательный маршрут "Формирование речи ребенка средствами развития мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте".
Индивидуальный образовательный маршрут....
Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук
Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а ...