Логопедический массаж как средство профилактики речевых нарушений.
материал по коррекционной педагогике
Логомассаж-это техника прямого воздействия пальцами или специальными приспособлениями (зонды,шпатели и другое).
Показанием к логомассажу является дизартрия,заикание,нарушение голоса,нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Логопедический массаж,изменяет состояние мышц,нервов,кровеносных сосудов и тканей периферического аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
massazh.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический массаж как средство профилактики речевых нарушений.
Одним из наиболее распространенных речевых нарушений дошкольного возраста является дизартрия.
Дизартрия у детей – это расстройство речи, возникающее в результате нарушения функции мышц, участвующих в произношении звуков: губы, язык, голосовые связки, диафрагма. При этом речь становится неразборчивой, изменяются ее ритм, интонация, темп.
Изучение дизартрии как речевого нарушения охватывает невротические,логопедические,психологические аспекты исследования.
Одной из основных задач коррекционной работы при дизартрии является формирование произносительной стороны речи,что предполагает использование множества логопедических методов,среди которых логопедический массаж занимает важное место.
Из практики хочу сказать,что в наше время все чаще встречаются дети с речевыми нарушениями.Таких детей сложно понять не только нам,специалистам,но и родителям.
Хочу отметить, что у детей, страдающих речевыми нарушениями, как правило, снижена работоспособность, повышена утомляемость, не сформирована произвольность психических процессов.
Считаю своей задачей, помочь таким детям и их родителям справиться с этой задачей и стать уверенными среди окружающих людей.
Ведь правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании окружающей действительности.
Именно поэтому,проводя коррекционную работу с детьми,уверенно внедряю в коррекцию,логопедический массаж.
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц; ликвидации асимметрии лица; сокращение периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.
В результате логомассажа происходят позитивные изменения:
произношение звуков становится четким и правильным;
речевое дыхание нормализуется;
состояние голосовых связок улучшается;
улучшается настроение ребенка, растет уверенность в себе.
Уважаемые коллеги, не секрет, что все мы знакомы с техникой проведения массажа, а так же, существует много книг, статей, подробно знакомящих с логопедическим массажем, с его методикой и основными видами воздействия на органы артикуляции. Однако я придерживаюсь мнения, что логопедический массаж, как и любой другой вид массажа является практическим методом, имеющим свои специфические особенности, которыми возможно овладеть только на практике в процессе тренировочных занятий.
Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, прошедший специальную подготовку по овладению техникой логопедического массажа и имеющим сертификат, разрешающий использовать данный метод в практической работе.
Всегда вспоминаю одну из «заповедей» профессии педагога: «Не навреди!».
Поэтому, я прошла очное обучение в научно-образовательном центре «Логопед Плюс» и получила соответствующий сертификат.
Очень важно, прежде чем приступить к выполнению логопедического массажа, обязательно провести комплексное обследование имеющегося у ребенка нарушения. От этого зависит, какие техники массажа необходимо будет применять в работе.
Например: при сниженном тонусе речевой мускулатуры используются одни приемы;
А при гипертонусе применяются другие приемы.
Обязательно прошу справку от невролога, чтобы исключить противопоказания к массажу.
В своей работе я использую несколько видов массажа:
1. Дифференцированный (активизирующий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа; автор Блыскина И. В.
2. Массаж с применением специальных приспособлений или "зондовый" массаж (логопедические зонды, шпатель, игольчатый молоточек, и т. п.); автор Дьякова Е. А.
3. Смешанный массаж ( классический массаж дополняется приемами инструментального массажа, что усиливает воздействие на отдельные мышцы).
Хочу отметить, что массаж провожу индивидуально, в чистом, уютном, теплом хорошо проветриваемом помещении.
Руки логопеда должны быть чистыми, с коротко остриженными ногтями.
Лицо ребенка должно быть подготовлено к процедуре массажа. Ребенок должен быть тщательно умыт. Курс состоит из 10-20 процедур. Начинаю от 5 минут, постепенно увеличиваю нагрузку до 20 минут.
При необходимости курс повторяю с перерывом от месяца до двух.
Очень важно соблюдать противопоказания к проведению массажа!
☝️не провожу массаж при начинающемся заболевании ребёнка, при любых высыпаниях, травмах кожи лица и артикуляционного аппарата.
Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно во время процедуры, используя приятную, расслабляющую музыку. А так же практикую беседы, прочтение стихов и потешек.
В такой сказочной обстановке ,ребенок чувствует себя спокойно и расслабленно.
А это значит, что массаж принесет только положительную динамику!
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
В данной статье представлен материал, раскрывающий значимость проведения дыхательной гимнастики, основные требования к ее проведению, а также игровые упражнения....
Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
Проект: «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Комплекс занятий сдетьми пологоритмике...
Логоритмика как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников
Для профилактики нарушений речи мы используем логоритмические занятия с детьми, руководствуясь пособиями М. Картушиной....
Логоритмические упражнения как средство профилактики речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте
Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка, однако с каждым годом у детей становится все больше трудностей с ее освоением. В данном материале рассматривается мето...
Логопедические пятиминутки, как средство профилактики речевых нарушений и развития речи детей в ДОУ
В последние годы количество детей с тяжёлыми нарушениями речи увеличилось. В условиях логопедического пункта нашего дошкольного учреждения охватить всех детей, имеющих речевые нарушения невозможно. По...
Логопедический массаж как средство коррекции речевых нарушений у детей 4-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.
Использование логопедического массажа в системе коррекционной работы как эффективного средства коррекционно-педагогического воздействия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....