Проект: «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа) на тему
Комплекс занятий сдетьми пологоритмике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Комплекс логоритмитечских занятий с детьми.(пальчиковые игры,ко | 38.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Сыктывкара
Тема: «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
(для детей первой младшей группы)
Воспитатель: Василенко И.Е
Сыктывкар 2016
I.Актуальность
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. (Эмиль Жак-Далькроз)При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.(А.В. Брушлинский,А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Ф.А. Сохин) Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.(О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова, В. С. Мухина, Д.И. Бойков и др.).[15;90]
Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.[15,95 с]
Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых»[16:105]
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию
внимания и длительному сохранению интереса. Логоритмика [cм.лого и ритмика](– это методика обучения и воспитания детей с различными речевыми патологиями, средствами движения музыки и слов. Логоритмика предлагает для игр с детьми следующие виды упражнения
Виды упражнений:
- ходьба, прыжки;(Е. А. Алябьева)
- упражнения на развитие дыхания, голоса;(Т. С. Овчинникова)
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;(Картушина)
- упражнения, активизирующие внимание и память;(Е.А. Алябьева)
- счетные упражнения;(М.Ю. Гоголева)
- упражнения, формирующие чувство темпа, ритма, ощущения собственного тела( хлопки);(Е.В.Кузнецова)
- речевые подвижные и пальчиковые игры(Е.Железнова. Веселая логоритмика)
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
- созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшимисреди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.
Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
ФГОС; Развитие всех компонентов устной речи детей; грамматического строя речи, диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры.
Таким образом, формирование связанной и развернутой речи средствами логоритмики способствует налаживанию коммуникации детей младшего возраста в группе сверстников.
Цельпроекта: Создание благоприятного коммуникационного климата у детей младшего дошкольного возраста, через систему игр по логоритмике.
Задачи:
1.Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
2.Создать, и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
3.Создать условия побуждающие детей активно участвовать в логирмических играх и упражнениях.
4. Привлечь родителей к реализации поставленных задач, через знакомство р с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми на родительском собрании..
Целевая группа:
дети дошкольного возраста.
Участниками проекта являются:
- воспитатели;
- родители;
- дети;
Тип проекта – долгосрочный (сентябрь-май)
Этапы реализации
1.Подготовительный:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
- составление перспективного и календарно – тематического планов работы.
2. Основной.
Содержание деятельности воспитателя:
- проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
- закрепление изученного материала.
3. Заключительный:
- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта.
II.Реализация проекта.
Перспективный план занятий
Сроки | Содержание работы | Задачи | Литература |
Сентябрь | 1. «Лужи». 2. «Дождик» 3. Занятие «Заяц в огороде». 4. Артикуляционная сказка «Теремок». | 1.Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега. 2. Развивать речевое и слуховое внимание. 3. Развивать физиологическое дыхание. | 1. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Стр.6-7 2. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми3-4 лет. Стр.32-36 3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Стр. 21-22 |
октябрь | 1. Занятие «Домок-теремок» 2. «Машина» 3. «Маленькие ножки» 4. «Часы». 5. «Дружба». | 1. Формировать правильную осанку, интонационные движения. 2. Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий. 3. Развивать артикуляционный аппарат. | 1. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр.44-48 2. Е.А. АлябьеваЛогоритмические упражнения стр. 5-6,11 3. Т.С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Стр.23 |
ноябрь | 1. «Где твой пальчик большой?» 2. «Ветер» 3. «Мы шоферы». 4. «Ученые мартышки» 5. Занятие «Приближается зима» | 1. Развивать мелкую моторику, точность движений. 2. Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега. 3. Развивать физиологическое дыхание. | 1. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр.25 2. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр.6, 17,18 4. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр.48-51 |
декабрь | 1. «Непослушная дочка» 2. Артикуляционная сказка «Сказка про гнома» 3. Занятие «Новогодняя елка» 4. Снеговик | 1. Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий. 2. Развивать мимику лица. 3. Развивать артикуляционный аппарат. 4. Формировать правильную артикуляции. | 1. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 50 2. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр. 32 3. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр.65-68,77 |
январь | 1. «Елочка» 2. «Угощение» 4. Занятие «Снеговик» 5. «Мышка и кошка» | 1. Развивать мимику лица. 2. Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега. 3. Развивать речевое и слуховое внимание | 1. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр. 10 2. К. Н. Слюсарь Логоритмические занятия с детьми 4-6 лет стр. 33 3. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр.68-70 4. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 9 |
февраль | 1. «Колокольчик» 2. Занятие «Поезд игрушек» 3. «Самолет» 4. «Ладушки-ладошки». | 1. Формировать у детей правильную осанку, интонационные движения. 2. Развивать мелкую моторику. Точность движений. 3. Формировать правильную артикуляцию звуков. | 1. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 11 2. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр. 83,86 3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр. 27 |
март | 1. «Поросята-трусишки» 2. Занятие «Как козлик маму искал» 3. «Мальчик-с-пальчик, где ты был?» 4. «Лягушки-хохотушки | 1. Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега. 2. Развивать артикуляционный аппарат. 3. Развивать слуховое и речевое внимание. | 1. Е.А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 16,52 2. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр. 100-104 3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр.39 |
апрель | 1. «Ежик» 2. Расскажи стихи руками «Сосулька». 3. Занятие «Храбрый цыпленок». 4. «Маленький зайчишка». | 1. Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий. 2. Развивать физиологическое дыхание. 3. Формировать правильную артикуляцию звуков | 1. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр. 34 2. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 27 3. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр. 111-116, 126 |
май | 1. «Насекомые над лугом». 2.» Кастрюля - хитрюля» 3. Занятие «Матрешка и ее помощники» 4. «Две свинки» | 1. Развивать мелкую моторику, точность движений. 2. Упражнять у детей координированные движения рук, во время ходьбы и бега. 3. Развивать артикуляционный аппарат. | 1. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр.8 2. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр. 129 2. К.Н. Слюсарь Логоритмические занятия с детьми 4-6 лет стр.25-28 3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр.35 |
Содержание совместной деятельности с родителями воспитанников:
- участие в тренинге на собрании по развитию лексического строя речи;
- закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;
- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях с детьми.
Ресурсное обеспечение.
Материально – техническое обеспечение:
Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.
Методическое обеспечение:
Комплексы артикуляционной гимнастики.
Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.
Практическая значимость.
Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи и качества коммуникации между дошкольниками группы.
Ожидаемые результаты.
Проект будет способствовать:
- Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта между детьми.
- Преодолению речевого негативизма.
- Активизации словарного запаса детей.
- Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
- Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
- Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
- Развитию личности в целом.
Литература:
Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.
Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.
Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.
Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.
Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений у детей...
«Система занятий по логопедической ритмике, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Проект по логоритмике для детей 5-7 лет с Тяжёлым нарушением речи, общим недоразвитием речи....
Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...
Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции
В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоциональн...
Логоритмические упражнения как средство профилактики речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте
Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка, однако с каждым годом у детей становится все больше трудностей с ее освоением. В данном материале рассматривается мето...
КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»
КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...
Проект «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Проект «Профилактика речевых нарушений у дошкольников» направлен на реализацию профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте....