Проект: «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
проект (младшая группа) на тему

Василенко Ирина Евгеньевна

Комплекс занятий сдетьми пологоритмике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №116» г. Сыктывкара

Тема: «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

(для детей первой младшей группы)

                                                                                       Воспитатель: Василенко И.Е

Сыктывкар 2016

I.Актуальность

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. (Эмиль Жак-Далькроз)При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.(А.В. Брушлинский,А.В. Запорожец, Е.О. Смирнова, Ф.А. Сохин) Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит  коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.(О.П. Гаврилушкина, Е.О. Смирнова, В. С. Мухина, Д.И. Бойков и др.).[15;90]

Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.[15,95 с]

Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых»[16:105]

Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию

 внимания и длительному сохранению интереса. Логоритмика [cм.лого и ритмика](– это методика обучения и воспитания детей с различными речевыми  патологиями, средствами движения  музыки и слов. Логоритмика  предлагает  для игр с  детьми    следующие  виды  упражнения

Виды упражнений:

  • ходьба, прыжки;(Е. А. Алябьева)
  • упражнения на развитие дыхания, голоса;(Т. С. Овчинникова)
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;(Картушина)
  • упражнения, активизирующие внимание и память;(Е.А. Алябьева)
  • счетные упражнения;(М.Ю. Гоголева)
  • упражнения, формирующие чувство темпа, ритма, ощущения  собственного тела( хлопки);(Е.В.Кузнецова)
  • речевые подвижные и пальчиковые игры(Е.Железнова. Веселая логоритмика)

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

  • созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;

преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.

Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшимисреди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.

Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

ФГОС; Развитие всех компонентов устной речи детей; грамматического строя речи, диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры.

  Таким  образом, формирование   связанной   и    развернутой  речи  средствами  логоритмики   способствует налаживанию  коммуникации  детей  младшего  возраста в  группе  сверстников.

Цельпроекта:   Создание  благоприятного   коммуникационного  климата  у детей младшего дошкольного возраста, через систему   игр по логоритмике.

Задачи:

1.Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

2.Создать, и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.

3.Создать условия побуждающие детей активно участвовать  в  логирмических играх и  упражнениях.

4.  Привлечь  родителей  к реализации поставленных  задач, через    знакомство р с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми  на родительском  собрании..

Целевая группа:

дети дошкольного возраста.

Участниками проекта являются:

  • воспитатели;
  • родители;
  • дети;

Тип проекта – долгосрочный (сентябрь-май)

Этапы реализации

1.Подготовительный:

  • определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  • изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
  • создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
  • составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

2. Основной.

Содержание деятельности воспитателя:

  • проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
  • закрепление изученного материала.

      3. Заключительный:

  • проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
  • подведение итогов реализации проекта;
  • презентация проекта.

II.Реализация  проекта.

Перспективный план занятий

Сроки

Содержание работы

Задачи

Литература

Сентябрь

1. «Лужи».

2. «Дождик»

3. Занятие «Заяц в огороде».

4. Артикуляционная сказка «Теремок».

1.Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега.

2. Развивать речевое и слуховое внимание.

3. Развивать физиологическое дыхание.

1. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения. Стр.6-7

2. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми3-4 лет. Стр.32-36

3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Стр. 21-22

октябрь

1. Занятие «Домок-теремок»

2. «Машина»

3. «Маленькие ножки»

4. «Часы».

5. «Дружба».

1. Формировать правильную осанку, интонационные движения.

2. Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий.

3. Развивать артикуляционный аппарат.

1. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр.44-48

2. Е.А. АлябьеваЛогоритмические упражнения стр. 5-6,11

3. Т.С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. Стр.23

ноябрь

1. «Где твой пальчик большой?»

2. «Ветер»

3. «Мы шоферы».

4. «Ученые мартышки»

5. Занятие «Приближается зима»

1. Развивать мелкую моторику, точность движений.

2. Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега.

3. Развивать физиологическое дыхание.

1. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр.25

2. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр.6, 17,18

4. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр.48-51

декабрь

1. «Непослушная дочка»

2. Артикуляционная сказка «Сказка про гнома»

3. Занятие «Новогодняя елка»

4. Снеговик

1. Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий.

2. Развивать мимику лица.

3. Развивать артикуляционный аппарат.

4. Формировать правильную артикуляции.

1. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 50

2. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр. 32

3. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр.65-68,77

январь

1. «Елочка»

2. «Угощение»

4. Занятие «Снеговик»

5. «Мышка и кошка»

1. Развивать мимику лица.

2. Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега.

3. Развивать речевое  и слуховое внимание

1. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр. 10

2. К. Н. Слюсарь Логоритмические занятия с детьми 4-6 лет стр. 33

3. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр.68-70

4. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 9

февраль

1. «Колокольчик»

2. Занятие «Поезд игрушек»

3. «Самолет»

4. «Ладушки-ладошки».

1. Формировать у детей правильную осанку, интонационные движения.

2. Развивать мелкую моторику. Точность движений.

3. Формировать правильную артикуляцию звуков.

1. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 11

2. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр. 83,86

3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр. 27

март

1. «Поросята-трусишки»

2. Занятие «Как козлик маму искал»

3. «Мальчик-с-пальчик, где ты был?»

4. «Лягушки-хохотушки

1. Развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое и речевое внимание.

1. Е.А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 16,52

2. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр. 100-104

3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр.39

апрель

1. «Ежик»

2. Расскажи стихи руками    «Сосулька».

3. Занятие «Храбрый цыпленок».

4. «Маленький зайчишка».

1. Устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий.

2. Развивать физиологическое дыхание.

3. Формировать правильную артикуляцию звуков

1. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр. 34

2. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр. 27

3. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр. 111-116, 126

май

1. «Насекомые над  лугом».

2.» Кастрюля - хитрюля»

3. Занятие «Матрешка и ее помощники»

4. «Две свинки»

1. Развивать мелкую моторику, точность движений.

2. Упражнять у детей координированные движения рук, во время ходьбы и бега.

3. Развивать артикуляционный аппарат.

1. Е. А. АлябьеваЛогоритмические упражнения без музыкального сопровождения стр.8

2. М. Ю. Картушина Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. Стр. 129

2. К.Н. Слюсарь Логоритмические занятия с детьми 4-6 лет стр.25-28

3. Т. С. Овчинникова Артикуляционная и пальчиковая гимнастика стр.35

Содержание  совместной  деятельности с родителями   воспитанников:

  • участие в  тренинге  на  собрании   по развитию лексического строя речи;
  • закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;
  • проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях с детьми.

Ресурсное обеспечение.

Материально – техническое обеспечение:

Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.

Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.

Методическое обеспечение:

Комплексы артикуляционной гимнастики.

Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

Практическая значимость.

Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи и качества  коммуникации между  дошкольниками  группы.

Ожидаемые результаты.

Проект будет способствовать:

  • Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта  между   детьми.
  • Преодолению речевого негативизма.
  • Активизации словарного запаса детей.
  • Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
  • Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
  • Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
  • Развитию личности в целом.

Литература:

Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.

Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.

Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.

Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.

Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.

Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Профилактика речевых нарушений у детей...

Консультация для воспитателей: «Логопедические пятиминутки как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Речь — важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содер...

Логопедическая ритмика как метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста путём интеграции

В последнее время идет тенденция к увеличению количества детей с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением психомоторного развития, проявляющееся в нестабильности психоэмоциональн...

Логоритмические упражнения как средство профилактики речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте

Понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка, однако с каждым годом у детей становится все больше трудностей с ее освоением. В данном материале рассматривается мето...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХНАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПОМОЩИ ПУГОВИЦ»...

Проект «Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Проект «Профилактика речевых нарушений у дошкольников» направлен на реализацию профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте....