Главные вкладки
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ,, ВАЖНОСТЬ СВОЕВРЕМЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО -ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,,
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
,, ВАЖНОСТЬ СВОЕВРЕМЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО -ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,,
Как помочь детям с тяжелыми множественными нарушениями развития своевременно освоить навыки пользования туалетом?
ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНЫ НАВЫКИ ПОЛЬЗОВАНИЯ ТУАЛЕТОМ?
Своевременное освоение детьми навыков пользования туалетом — залог их успешной быстрой адаптации в детском саду и школе. Однако для многих детей акты мочеиспускания и дефекации связаны с серьезными трудностями: кто-то не умеет контролировать свои физиологические потребности, кто-то может ходить в туалет только в сопровождении взрослого, у кого-то то связано с физиологией, а кто-то наотрез отказывается осваивать правила гигиены. Исследования показывают, что неспособность самостоятельно справлять нужду значительно утяжеляет нагрузку по уходу за ребенком с различными тяжелыми множественными нарушениями развития и повышает стресс самого ребенка и его семьи.
Помимо этого трудности в освоении навыков пользования туалетом негативно влияют на физический комфорт, гигиену и самостоятельность ребенка и в дальнейшем даже могут стать причиной социальной стигмы. К сожалению, у некоторых таких детей проблемы в овладении навыками гигиены сохраняются на долгие годы, если не проводятся мероприятия к формированию культурно гигиенического самообслуживания. Но благодаря практикам с доказанной эффективностью, о которых я расскажу ниже, можно добиться позитивных результатов.
ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ПРИУЧЕНИЯ К ТУАЛЕТУ
Бытует мнение, что приучать ребенка к туалету нужно как можно раньше. Однако нервная система ребенка готова к этому не раньше 2–3 лет. Помимо возраста, важно учитывать здоровье ребенка и степень его психологической зрелости. Вот некоторые усредненные критерии, на которые можно ориентироваться:
- К 2 годам белье ребенка остается сухим на протяжении двух часов, он испражняется предсказуемо и регулярно, может спокойно сидеть на горшке в течение двух минут.
- К 3 годам ребенок знает слово, жест и карточку, обозначающие туалетную комнату, просится в туалет, мочится и испражняется в унитаз или на горшок, вытирается с частичной помощью взрослых, моет руки и спускает воду в унитазе.
- К 4 годам ребенок попадает в унитаз, мальчик справляет нужду стоя (культурное требование, которое не является обязательным критерием во многих странах), подтирается, может сдерживать позывы ночью (редкие инциденты возможны).
Об этих нормах важно знать, потому что требования, предъявляемые к ребенку, который еще не готов психически и физиологически к формированию данного навыка, могут только усложнить процесс обучения, сделать его более длительным и травмирующим.
С ЧЕГО НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ?
Обеспечить базовые условия
• Исключить наличие физиологических трудностей до начала обучения. В случае необходимости обратиться к профильным специалистам за качественной диагностикой и решением возможных медицинских проблем.
• Сменить приоритеты (возможно, отложить на время другие задачи, включая академические, до момента освоения приоритетной – пользования туалетом).
• Привлечь к обучению всех ухаживающих взрослых (родителей, специалистов, бабушек / дедушек и так далее).
• Подготовить окружающую среду и необходимые материалы (визуальную поддержку, таймер, сменное белье, предметы гигиены).
• Определить самый сильный мотиватор для ребенка и давать ему поощрение только в процессе обучения туалетным навыкам (самое важное – за самое сложное).
Если ребенок по календарному возрасту и возрасту развития готов к освоению туалета, можно начинать обучение навыкам опрятности с обучения навыку мочиться в горшок или в унитаз. Для этого, прежде чем переходить к процессу обучения, необходимо достаточно тщательно организовать среду, подготовить визуальную поддержку, найти значимое поощрение для ребенка. Все ухаживающие взрослые должны быть последовательными, настойчивыми и следовать единому плану.
Определить проблему (от этого зависит постановка целей)
• Навык пользования туалетом отсутствует либо неустойчив.
• Ребенок отказывается сидеть на горшке / идти в туалет.
• Ребенок обучен, но самостоятельно не инициирует походы в туалет.
• Ребенок обучен контролируемому мочеиспусканию, но не испражнению.
• У ребенка наблюдаются ригидность и нежелание отходить от привычки пользоваться подгузниками.
Не забывать о генерализации навыка
Из-за особенностей индивидуального психического, физиологического и интеллектуального развития ребенок может испытывать сложности с переносом (генерализацией) навыков. То есть он может научиться пользоваться туалетом в детском саду и дома, но совершенно не демонстрировать этот навык в незнакомом месте или на улице. Важно, используя те же стратегии поддержки и поощрения, обучать его применять навык повсеместно: в торговом центре, в уличном туалете, в гостях и так далее.
Источник:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья"
Консультация для родителей детей с ОВЗ...
АРТ-терапия как средство формирования коммуникативных навыков общения и успешной социализации детей с особыми возможностями здоровья
Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. Ее психокоррекционная цель — терапевтическое воздействие при решении внутренних психологических конфликтов, проблем коммуникации и социал...
Консультация для родителей детей с ОВЗ: «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»
Уважаемые, родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей. Что не может сделать один, мы дел...
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»
Уважаемые родители! Помните, что успех коррекционного обучения прежде всего определяется содружеством всех специалистов детского сада, воспитателей и вас, родителей....
Консультация «Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»
Консультация«Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья»...
Консультация для родителей детей с ОВЗ "Что нужно знать родителям детей с особыми возможностями здоровья
консультация по теме...
Консультация для педагогов «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для педагогов «Формирование познавательной функции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья»...