" Учимся играя!"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Долгосрочный проект «Учимся играя!».Технологии развития и коррекции сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР.
Особую актуальность проблема формирования умений сюжетно-ролевых игр детей с ЗПР, так как именно эти дети испытывают значительные трудности в этой области. Несмотря на интерес к данной проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, существует необходимость конкретизации традиционных приемов и методов технологии развития и коррекции сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР, а также поиск новых, более эффективных. Ведь ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя с взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchimsya_igraya.docx | 66.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
« Детский сад №8 комбинированного вида» г.Пикалево.
Проект «Учимся играя!»
Технологии развития и коррекции сюжетно-ролевой
игры у дошкольников с ЗПР
Сроки выполнения проекта : сентябрь 2023- май 2024г
Автор : Горшкова С.Г.
«Технологии развития и коррекции сюжетно-ролевойигры у дошкольников с ЗПР»
Тип проекта: долгосрочный, педагогический
Участники: Педагог, дети, родители
Актуальность: Особую актуальность проблема формирования умений сюжетно-ролевых игр детей с ЗПР, так как именно эти дети испытывают значительные трудности в этой области. Несмотря на интерес к данной проблеме, на наличие многообразия научных исследований и методических разработок, существует необходимость конкретизации традиционных приемов и методов технологии развития и коррекции сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР, а также поиск новых, более эффективных. Ведь ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя с взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях
Особенности детей:
-в первую очередь, фиксирование внимания детей на игровой ситуации, непосредственная организация их деятельности сильно затруднены;
-огромная разница между детьми в плане возможного уровня и типа игры, во времени осознания и усвоения сюжетной основы;
-необходимость повышенного контроля за здоровьесбережением детей (нельзя использовать реальную пищу, нужно тщательнее продумывать нетравмоопасность окружающей обстановки и предметов-участников, постоянно контролировать взаимодействие детей в силу их повышенной агрессивности и гиперактивности, уделять пристальное внимание распределению ролей, применению элементов сюжетного костюма или масок- могут не поделить или испугаться);
-необходимость заранее очень чётко и последовательно продумывать алгоритм предельно простых инструкций и действий.
Пояснительная записка: У детей с задержкой психического развития нарушены психологические процессы: память, внимание мышление, речь, у них не развита мелкая моторика. Они гиперактивны и быстро переключаются с одного вида деятельности на другой. Приходится постоянно занимать воспитанников разными видами деятельности, направленными на коррекцию имеющихся недостатков. Дети всегда ищут чем заняться, играют в разные игры, но интерес быстро пропадает, по разным причинам. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Она рассматривается как основное условие развития ребенка. Как и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности. Наибольший интерес представляет формирование сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР, поскольку в ней достаточно отчетливо проявляются:
-знания детей об окружающем мире, включая знания о деятельности взрослых;
-понимание взаимоотношений людей и их действий;
-умение применить накопленные знания в условиях игры;
-умение строить и регулировать собственное поведение в соответствии с содержанием игры и умение взаимодействовать с партнерами по игре с учетом своей роли и их ролей.
В игре проявляется также особенности познавательной, волевой и эмоциональной сфер психической деятельности.
Доказано, что у дошкольников с ЗПР оказываются несформированными все
компоненты сюжетно-ролевой игры:
-сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики;
-содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Сюжетная игра, которая у нормально развивающихся детей к шести
годам достигает вершины своего развития, у детей нашей группы отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной
координированностью действий участников, нечетким разделением ролей и столь же нечетким соблюдением игровых правил. Смысл игры для них - в совершении действии с игрушками. Эти особенности у нормально развивающихся детей наблюдаются в младшем дошкольном возрасте. Наряду с этим, становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нейротипичных детей, но имеет ряд специфических особенностей.
Отсюда вытекает необходимость целенаправленного педагогического
воздействия, обеспечения условий для формирования игровой деятельности, а позднее – предпосылок к овладению учебной деятельностью. Важно отметить, что в тех случаях, когда ведущая деятельность не сформирована, она не может способствовать становлению психических свойств и качеств ребенка, приобретению знаний, умений, навыков.
Дошкольники с ЗПР, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности — учебной. Без специального обучения к концу дошкольного возраста игра у дошкольников с ЗПР не достигает развития в норме, поэтому требуется специальная работа по формированию сюжетно-ролевой игры. Для таких детей, имеющих отставание в развитии различных компонентов игровой деятельности, важнейшим условием коррекции является специально организованная, поэтапная, систематическая, комплексная работа по формированию игровых навыков и умений в сюжетно-ролевой игре.
Благодаря этому, ребенок сохраняет постоянное сотрудничество со взрослым, но в то же время, получает опыт самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР - это постепенное обучение усложняющимся видам игры, среди которых ключевое место принадлежит сюжетно-ролевой игре.
Конечно, усвоенные знания и опыт, приобретаемый в сюжетно-ролевой игре, еще не могут гарантировать интеллектуального развития, нормализации психического развития ребенка с ЗПР и сразу обеспечить более высокую организацию его игровой деятельности. Однако, такая задача, безусловно, может решаться в коррекционной работе с данной категорией дошкольников.
Стратегии достижения поставленной цели проекта:
- изучение особенностей сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР;
- разработка эффективных последовательных этапов работы по развитию
сюжетно-ролевой игры у дошкольников с ЗПР;
- подборка и систематизация игр и упражнений, которые носят
подготовительный характер на каждом этапе становления сюжетно-ролевой игры, в том числе работу педагога.
Механизм реализации проекта:
В соответствии с основными принципами обучения (наглядности, систематичности и последовательности, доступности, научности, связи теории с практикой,сознательности и активности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей), с опорой на программы коррекционно-развивающего обучения сформировалась система подготовки игры:
1.Ознакомительные игры по лексической теме, активизирующие словарный запас, все виды восприятия, интерес, положительные эмоции.
2. Индивидуальное обучение действию, затем цепочкам действий с предметами, включение отработанных действий в элементарную игровую ситуацию; сюжетные игры в течение недели в процессе ККРЗ, отражающие один из этапов итоговой игры.
3. Речевые и подвижные игры, основанные на народных потешках или детских стихах.
4. Активизация и развитие психических процессов в связи с сюжетом игры и темой недели (формирование восприятия, внимания, памяти, мышления, речи), развитие мелкой и общей моторики, графических навыков.
5. Введение элементов игры в режимные моменты, взаимодействие с воспитателями, психологом и логопедом группы, музыкальным руководителем и преподавателем физкультуры.
6. Консультирование и анкетирование родителей.
7. Непосредственная коллективная подготовка к игре:
-выбор совместно с детьми предметов-заменителей (например, к игре по теме «Посуда» изготовить кран из деталей Лего, предварительно отобранных по цвету и форме),
-подготовка сюжетной среды - обсуждение сюжетных зон, заполнение их нужным оборудованием ( например, к игре «Космонавты» предложить детям выбрать высокие модули из большого мягкого конструктора)
- изготовление предметов для обыгрывания сюжета (например, к игре « Пекарня» предложить детям самостоятельно приготовить соленое тесто)
8. Проведение итоговой игры в конце недели.
Задачи:
Ознакомление с окружающим, активизация речевой деятельности, развитие первичного ролевого диалога с опорой на базовую сюжетно-ролевую игру
Формирование математических представлений в процессе подготовки к игре и выполнения игровой роли
Привитие коммуникативных навыков посредством заучивания имён окружающих, ритуалов обращения в игровой деятельности
Усвоение поведенческих стереотипов путём постепенного принятия правил игры и действий в рамках роли, формирование произвольной сферы
Применение полученных знаний в ходе итоговой игры
Формирование всех психических процессов, общей и мелкой моторики
Снижение агрессивности, негативизма, усиление положительного эмоционального фона
Получение удовольствия от совместной деятельности, формирование желания играть вместе
Осознание окружающих как равноценных партнёров по взаимодействию, развитие понимания чужих эмоций
Развитие познавательной активности, воображения, творчества
Чередование мышечного тонуса и расслабления, приучение к релаксации после игры
В результате сложилась определённая схема, осуществляемая в течение недели:
- Подготовка к игре (всю неделю, включая время непосредственно перед игрой),
- Проведение итоговой сюжетно-ролевой игры,
- Релаксация.
- Беседа о проведённой игре. Самостоятельные игры «по мотивам».
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный
N | мероприятие | срок | Форма отчётности |
1 | Анализ итогов первичной диагностики детей группы. | сентябрь | Диагностические карты детей группы |
2 | Изучение литературы по теме проекта | Сентябрь-октябрь | Создание библиографии по теме «Сюжетно-ролевая игра» |
3 | Разработка плана проведения сюжетно-ролевой игры на основе индивидуально-ориентированных программ и мониторинга | Сентябрь-май | Аналитическая справка, Создание алгоритма игры |
4 | Создание игрового тематического оснащения | В течение года | Уголок «Сюжетно-ролевая игра» |
Основной этап
Цель: закрепление знаний и навыков в пределах пройденной лексической темы в рамках сюжетно-ролевой игры.
Месяц, неделя, тема | Сюжетно-ролевая игра | Форма отчётности | Специальные корр.-игровые с-р упражнения для детей |
Ноябрь,1 неделя, Наша Родина - Россия | «Семья» | Конспект игры, Фотоотчёт или видеоотчёт. | Приложение № 1 «Маленькая Таня» Игра « Что дальше?» Покажи и назови»-формирование специфических игровых действий. «Использование предметов» «Поиск предметов с противоположными свойствами» «Новое применение» |
Ноябрь,2 неделя, Перелетные птицы | « Провожаем птиц» | ||
Ноябрь,3 неделя, Посуда. Продукты питания. | « В гостях» | ||
Ноябрь,4 неделя, Инструменты | «Поездка в автобусе» | ||
Декабрь,1 неделя, Зима. Признаки зимы. | « В гости к матушке Зиме» | ||
Декабрь,2 неделя, тема Домашние птицы. | « Птицеферма» | «Что это такое?» «Что бывает такой формы?» «Выложи картинки на стол» «Что произойдет?» | |
«Декабрь,3 неделя, тема Зимующие птицы. | « Лесное происшествие» | ||
Декабрь,4 неделя, тема Новый год. | « Письмо Деду Морозу» | ||
Январь, 3 неделя, тема Домашние животные. | « Ферма» | Конспект игры, Фотоотчёт или видеоотчёт. | «Образы» «Почему это произошло?» «Рассыпался горох» «Неоконченный рассказ» «Пройди по мостику» «На что похожи наши ладошки» «Дорисовки» «Выложи картинки на стол» |
Январь,4 неделя, тема Дикие животные. | « Зоопарк» | ||
Февраль,1 неделя, тема Животные Севера. | « Ветеринарная лечебница» | ||
Февраль,2 неделя, тема Животные жарких стран. | « Цирк» | ||
Февраль,3 неделя, тема Военные профессии. | «Моряки» | ||
Февраль, 4 неделя, тема Дом. Мебель. | « Магазин» | ||
Март, 1 неделя, тема Весна. Мамин праздник. | « Ателье мод» | ||
Март, 2 неделя, тема Город. Профессии в городе. | « Больница» | ||
Март, 3 неделя, тема Правила дорожного движения. | « У светофора» | ||
Март, 4 неделя, тема Хлебные растения. Злаки | « Пекарня» | ||
Апрель, 1 неделя, тема Весна. Признаки весны. | « Путешествие в лес за подснежниками» | «Рассыпался горох» «Неоконченный рассказ» «Пройди по мостику» Игра «Догонялки». | |
Апрель, 2 неделя, тема Удивительный космос. | « Летчики и космонавты» | ||
Апрель, 3 неделя, тема Транспорт. Профессии на транспорте. | «Шоферы» | ||
Апрель,4 неделя, тема Школа. | « Школа» | ||
Май, 1 неделя,тема День Победы | « Пограничники» | ||
Май, 2 неделя, тема Обитатели водоемов. | « На рыбалке» | ||
В течение года | Индивидуальное консультирование родителей «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка» | Размещение консультаций образцы в пространстве сайта группы (закрытой) | Индивидуальное консультирование родителей ( буклет) «Значение сюжетно-ролевых игр в коррекции детей с ЗПР». |
Заключительный этап
N | мероприятие | срок | Форма отчётности |
1 | Мониторинг игры на базе среза знаний | Январь, май | Аналитические справки, диагностики |
2 | Создание библиотеки по сюжетно-ролевой игре | В течение года | Картотека с- р игр |
3 | Оформление фото и видеоматериала по теме проекта | В течение года | Фотопрезентация, папка проекта |
4 | Анкетирование родителей по итогам игры | май | Анкеты |
5 | Конкурс рисунков детей по итогам драматизации | В течение года. | Портфолио детей, стенд для родителей |
В результате систематически целенаправленной работы группа добилась положительной динамики, что видно из таблицы:
Уровень сформированности игровой деят-ти | 5-6 лет (н.г.) | 6-7 лет (н.г.) | 5-6 лет ( к.г.) | 6-7 лет (к.г) |
Уровень игровой деятельности | Сюжет отсутствует | Отдельные игровые действия, носящие условный характер | Игровые действия жестко фиксированы. | Игровые действия многообразны, логичны |
Принятие ролей | отсутствует | отсутствует | Распределение ролей под руководством взрослого | Самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций |
Ролевой диалог | отсутствует | отсутствует | Наличие предпосылок к ролевому обращению | Наличие ролевого обращения |
Степень участия педагога | Кратковременная фиксация внимания на действиях взрослого. | Совместно, в основном действует взрослый | Совместно, в основном действует взрослый | Самостоятельный выбор роли, которая определяет и направляет поведение ребенка. |
За счёт сюжетно-ролевой игры лексические темы органично вплетаются одна в другую, обеспечивая постоянное закрепление и перенос знаний. А самое главное- игра стала качественно другой. Дети начали принимать роль, действовать по правилам, время игры увеличилось- формируется произвольная сфера, взаимодействие. Развивается самостоятельная совместная игра. Таким образом, в течение полугода уровень игры у некоторых детей достиг границ возрастной нормы (36%), другие охотно включаются в игру, пытаются действовать по подражанию. Мы начали и успешно осваиваем в сочетании такие сюжеты
От бытовой игры медленно, но верно мы сейчас переходим к игре, отражающей отношения между людьми. Изменяется само содержание, суть игры. Она становится отражением и репетицией социальных отношений, основой коммуникации. Дети с аутистическим спектром и элементами асоциального поведения адаптируются к коллективу намного быстрее. У неговорящих возник мощный источник стимулирования речевой деятельности. Выраженная задержка развития компенсируется быстрее за счёт повышения познавательной активности.
Перспективы дальнейшего развития: Положительные результаты формирования игровой деятельности у детей с задержкой психического развития , подтверждают правильность и эффективность методов и приемов выбранных для работы. Следовательно, выявлена необходимость продолжать обогащать накопления методического и практического материалов по данному направлению. Делиться опытом работы в педагогическом сообществе.
Список используемой литературы
1. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольников. Методическое пособие
для воспитателей и родителей. М.: Мозаика – Синтез, 2007;
2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.: Питер,
2009;
3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Нарушение речи и их коррекция у детей
с ЗПР» – М. 2005;
4. Краснощекова Н.В. «Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного
возраста» - Ростов н/Д: Феникс, 2013;
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. «Организация сюжетной игры в детском
саду: пособие для воспитателей» - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010;
6. Котова Е.В. 244 упражнений для маленьких гениев. Развитие креативных
способностей ребенка – дошкольника. Ростов н/Д: Феникс, 2010;
7. Лалаева П.Н. «Нарушение речи у детей с ЗПР» – СПб.: – 1998;
8.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Методика развития просодического
компонента речи у детей с ЗПР» - М. – 2005;
11.Недоспасова В.А. «Растем играя. Средний и старший дошкольный возраст:
пособие для воспитателей и родителей.» - М.: Просвещение, 2003;
12.Сидорчук Т.А. Творческие задания в работе с дошкольниками. Челябинск,
2000;
13.Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. «Технологии формирования интонационной
стороны речи»: Учебное пособие для студентов педвузов – М.: АСТ: Астрель,
Харваст, 2007;
14.Эльконин Д.Б. «Психология игры» - М.: Владос, 1999.
Интернет-источники.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Комплекс специальных коррекционно-игровых сюжетно-ролевых
упражнений для детей дошкольного возраста с ЗПР.
Что такое игра? Это моделирование ситуаций и сценариев реальной
жизни. Порой своеобразное, а порой фантастическое. Но игра – это отражение реальности. Игра необходима любому ребенку, и критически необходимо ребенку с задержкой психического развития. Ввиду особенностей развития, именно сюжетно-ролевая игра позволяет максимально эффективно выработать у таких детей поведенческие модели и адекватное эмоциональное реагирование.
Преодолеть барьер в общении с другими детьми. Сюжеты игр могут быть как предметно-бытовые, так и психокоррекционные. Например, преодоление детских страхов. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.
Для коррекции недостатков в развитии сюжетно-ролевой игры у
дошкольников с задержкой психического развития, самыми ярко выраженными среди которых являются – несовершенство игровых действий, бедность сюжетов, отсутствие интереса к игрушкам и предметам, низкая речевая активность, мною подобран комплекс специальных коррекционно-игровых сюжетно-ролевых упражнений.
Подборка игр, способствующих развитию сюжетно-ролевых игр
«Дом, семья», «В гостях», «Кафе».
«Маленькая Таня»
Цель: обучение ребенка с задержкой психического развития совершенствованию
самостоятельных игровых действий и их комментированию.
Педагог предлагает ребенку поиграть с куклой, но поскольку она маленькая и ничего не умеет, необходимо объяснять ей, что ребенок будет делать вместе с куклой.
В этой игре можно использовать картинки (алгоритм сервировки стола, алгоритм кормления и т.д.)
Например, «Танечка, сейчас мы будем есть кашу», «Танечка, помогай
сервировать стол» и т.д.
Игра «Что дальше».
Цель игры: развитие у ребенка с задержкой психического развития способности к развертыванию сюжета.
Игровой материал: игрушка – мишка.
Ход игры: Дети «по цепочке» сочиняют историю о мишке, который пошел гулять.
Один ребенок, держа в руках мишку, произносит предложение о том, что происходит, потом передает игрушку следующему ребенку. Тот произносит следующее предложение и так далее. В ходе игры необходимо соблюдать одно правило: каждый ребенок, прежде чем предложить свой вариант, пересказывает то, что было сказано перед ним. Это оказывает положительное влияние не только на способность детей к развертыванию сюжета, но и развивает память, внимание, которые имеют значительные дефекты при задержке психического развития.
Лото «Покажи действия»
Цель: формирование у ребенка с задержкой психического развития
специфических игровых действий.
На больших картинках изображены лица, совершающие различные действия, которые могут иметь место в той или иной ситуации. Те же изображения сделаны на маленьких карточках. Ведущий берет по очереди маленькие карточки и называет действия, выполняемые лицами, изображенными на них. Играющие дети должны найти эту ситуацию и назвать ее.
«Покажи и назови».
Цель: формирование у ребенка с задержкой психического развития
специфических игровых действий.
Детям предлагается произвести действия, соответствующие тому или иному персонажу, и назвать их.
Педагог называет различные действия, а дети отгадывают, о каком персонаже идет речь. Затем взрослый указывает на тот или иной персонаж, а дети должны были рассказать о характеризующих его действиях.
«Что это такое?»
Цель: учить детей с задержкой психического развития на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины.
Дети встают в круг. Педагог показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
«Использование предметов»
Цель: развитие у ребенка с задержкой психического развития воссоздающего воображения по изображению.
Необходимо рассмотреть с детьми картинки с изображением знакомых предметов и предложить им перечислить все возможные способы употребления данного предмета, которые они знают и могут вообразить.
«Поиск предметов с противоположными свойствами»
Цель: упражнять ребенка с задержкой психического развития в умении
сравнивать, обобщать, находить отличительные признаки у разных предметов, развивать вариативность мышления.
Называется какой-либо предмет, например «дом» (лес, молоток, мяч и т.д.)
Задание: назови как можно больше предметов, обладающих свойствами,
противоположными данному предмету.
В примере со словом «дом» это могут быть следующие свойства: размер (как противоположный предмет называется «собачья конура» или «скворечник»), и т.д. Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество противоположных предметов, чётко доказав при этом ответы.
«Новое применение»
Цель: учить ребенка с задержкой психического развития придумывать новое применение знакомым предметам.
Все знают, для чего нужна тарелка или кастрюля, полотенце или скатерть. Но ведь все эти предметы можно использовать не только по прямому назначению.
Например, в кастрюле можно устроить аквариум, а из скатерти получится отличный костюм для приведения. Придумайте новое применение таким знакомым предметам, как носовой платок, столовая ложка, зубная щетка и т.д.
Подборка игр для развития сюжетно – ролевых игр «Ферма», «Зоопарк»,
«Цирк».
«Что это такое?»
Цель: учить детей с задержкой психического развития на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.
Используются круги разных цветов, полоски разной длины.
Дети встают в круг. Педагог показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.
«Что бывает такой формы?»
Цель: учить детей с задержкой психического развития на основе восприятия геометрических форм создавать в воображении новые образы.
Необходимый инвентарь: разные геометрические фигуры, объемные или
вырезанные из бумаги.
Взрослый показывает детям фигуру, например, кубик, и спрашивает: «Что бывает такой формы?». Дети по очереди отвечают: дом, стол, табурет, книжка и т. д.
«Выложи картинки на стол»
Цель: развитие у ребенка с задержкой психического развития воображения при составлении коллективной сказки.
Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальные карточки, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить не глядя одну карточку – картинку, и первый ребенок, сделавший это, начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй и т.д., вытаскивая уже новые карточки и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретации. Содержания своей карточки. В результате получается длинное панно – иллюстрация, глядя на которое, дети
придумали свой коллективный рассказ.
«Что произойдет?»
Цель: учить ребенка с задержкой психического развития устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Подборка игр для развития сюжетно – ролевых игр «Больница»,
«Поликлиника», «Скорая помощь».
«Образы»
Цель: научить детей с задержкой психического развития находить или
домысливать смысловые содержания абстракций, приписывать им произвольное значение, отталкиваясь от любых внешних признаков.
Проведите простой эксперимент: нарисуйте на листе одну окружность, а внутри нее — другую, диаметром в два раза меньше. Спросите у ребенка, что он видит. А что видите вы? У каждого человека найдутся свои ассоциации. Главное — не останавливайтесь на одном варианте ответа.
«Почему это произошло?»
Цель: учить ребенка с задержкой психического развития придумывать следствия невероятных событий.
Детям предлагается назвать как можно больше возможных причин для
следующих ситуаций: во всем доме погасли все электрические лампочки; стоящее во дворе дерево облеплено птицами, на дорожках лежат желтые листочки, и т.д.
«Рассыпался горох»
Цель: учиться ребенка с задержкой психического развития соединять отдельные детали в целостный образ.
На листе бумаги хаотично расположены точки. Ребенку предлагается соединить рассыпанные точки так, чтобы получилось чье – то изображение или узор.
«Неоконченный рассказ»
Цель: развитие у ребенка с задержкой психического развития образного и
воссоздающего воображения при придумывании окончания истории. Ребенку
читают начало какого – либо рассказа и предлагают.
Подборка игр для развития сюжетно – ролевых игр «Аптека», «Магазин».
«Пройди по мостику»
Цель: развитие у ребенка с задержкой психического развития способности к коммуникации с другими участниками игры.
Педагог кладет на пол гимнастическую палку и объясняет детям: «Я – мама, а вы – мои детки. Нам вместе надо перейти по мостику через ручей и не упасть в воду». Дети строятся друг за другом.
Взрослый говорит: «Давай, я тебе помогу», берет одного ребенка за руку и проходит с ним по мостику. Потом это же делает следующий ребенок, выступая теперь в роли «мамы». В конце игры детям предлагается рассказать, что и как они делали, а самое главное зачем.
«Рассыпался горох»
Цель: учить ребенка с задержкой психического развития соединять отдельные детали в целостный образ.
На листе бумаги хаотично расположены точки. Ребенку предлагается соединить рассыпанные точки так, чтобы получилось чье – то изображение или узор.
«Неоконченный рассказ»
Цель: развитие у ребенка с задержкой психического развития образного и воссоздающего воображения при придумывании окончания истории. Ребенку читают начало какого – либо рассказа и предлагают закончить его.
«На что похожи наши ладошки»
Цель: способствовать созданию в воображении образов у ребенка с задержкой психического развития на основе схематического изображения предмета.
Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.
«Дорисовки»
Цель: научить детей с задержкой психического развития моделировать
целостный образ на основе детали, части, схемы.
Перед каждым ребенком кладется игровая карточка с набором незавершенных рисунков и детям предлагается дорисовать их.
«Выложи картинки на стол»
Цель: развитие у ребенка с задержкой психического развития воображения при составлении коллективной сказки.
Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальные карточки, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить не глядя одну карточку – картинку, и первый ребенок, сделавший это, начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй и т.д., вытаскивая уже новые карточки и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретации. Содержания своей карточки. В результате получается длинное панно – иллюстрация, глядя на которое, дети придумали свой коллективный рассказ.
«Что произойдет?»
Цель: учить детей с задержкой психического развития устанавливать причинно-следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.
Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из-за
названного события: - девочка уронила карандаш на пол; из окна выбросили мусор; на улице кто-то разбил банку варенья.
Игра «Догонялки».
Цель игры: формирование у детей с задержкой психического развития
способностей к координации действий, укрепление партнерских отношений в игровой деятельности, понимание правил игры, развитие мелкой моторики.
Ход игры: Поскольку задержка психического развития почти всегда
сопровождается несовершенством моторной сферы и координации движений, дети не только не способны догнать друг друга, но и теряют траекторию движения, натыкаются на предметы мебели. Поэтому в ходе игры использовался прием поэтапного инструктирования (Е. Смирновой и Л. Галигузовой): «Сейчас мы поиграем в догонялки. Кто будет водить? Ты, Настя? Хорошо… Настя, садись на стульчик… Все остальные отходят на другую часть игровой комнаты… Считаем до пяти. После слова «пять», взрослый произносит: «Разбегайтесь все скорее, а ты, Настя, догоняй!» Ребенок, которого поймали, становится водящим».
Данные коррекционно-игровые упражнения предлагаю использовать
педагогами в работе с дошкольниками с задержкой психического развития
неоднократно, незначительно варьируя игровую ситуацию или набор игрушек.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПОДБОРКА КОНСПЕКТОВ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Конспект сюжетно – ролевой игры «Поездка в автобусе»
Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим игровым замыслом.
Задачи: Формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров; совершенствовать диалогическую речь детей;
обучение детей реализации игрового замысла; развивать навыки социального поведения в обществе;
развивать интерес к совместным играм;
развивать коммуникативные и творческие способности; воспитывать культуру поведения в общественном транспорте;
воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения.
Предполагаемый результат:
Дети будут проявлять интерес к участию в совместных ролевых играх, участвовать в обсуждениях игр, распределении ролей, испытают положительные эмоции при выполнении отведенной роли.
Игровые роли: водитель, кондуктор, контролер, пассажиры.
Предварительная работа: Оборудование: картинки с изображением автобуса и пассажиров; детские стульчики стулья, руль, билеты для пассажиров, сумка для кондуктора, махровый платок.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках, педагог стоит перед детьми.
Педагог: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
Педагог: Чтобы нам всем отправится в путешествие, нам нужно выбрать
транспорт. На чем нам было бы удобней всего поехать? (ответы детей).
Педагог: Хорошо, давайте мы отправимся с вами на автобусе.
(Показывает картинки с автобусом и пассажирами). Автобус сам по себе не
поедет, кто нам для этого нужен? Водитель, а еще в автобусах есть кондуктор.
Педагог: Верно, ребята! Теперь нам нужно с вами построить автобус, давайте построим его из наших стульчиков.
(Совместно с педагогом дети строят автобус, распределяют роли водителя и
кондуктора по желанию).
Педагог: А все остальные будут тогда пассажирами. (Дети занимают свои игровые места).
Педагог: Ребята! А я буду радио оповещение. Все готовы? Все заняли свои места?
Педагог: Осторожно, двери закрываются. Автобус начинает двигаться.
(Водитель имитирует движения рулем, пассажиры сидят на стульчиках,
кондуктор раздает билеты).
Педагог: Остановка, «Детский сад», осторожно двери открываются.
(Пассажиры выходят из автобуса. Пассажиры на остановке входят в автобус.
Педагог, переодевшись в пассажира — пожилого человека, входит в автобус. Все места заняты).
Ребенок: Садитесь, бабушка. (уступают место).
Педагог: Спасибо ребятки! (садится) Какие детки молодцы! Знают, что старшим надо уступать место.
Остановка, педагог выходит. Опять входит в автобус в качестве пассажира.
Педагог: Ребята! Я вижу, приближается контролер, нужно приготовить билетики.
(Заранее, выбранная роль контролера, идет по автобусу проверяет билеты).
Педагог: Вот и закончилось наше с вами путешествие. Понравилось вам?
(ответы детей). Тогда в следующий раз мы с вами обязательно ещё куда- нибудь прокатимся!
Конспект сюжетно-ролевой игры: «Магазин»
Цель: формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Интеграция программных задач: уточнить и расширить словарь и речевой материал по теме: «Магазин»; научить детей умению обращаться к продавцу,
воспитывать к культуре общению; учить детей отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь;
обогащать словарный запас (продавец, охранник, касса, фруктовый, овощной, хлебобулочный отделы);
развивать интерес к игре;
учить детей объединятся в группы в игре; закреплять правила поведения в общественных местах (магазин); учить детей принимать роли на себя,
реализовывать и развивать сюжет игры;
закреплять знания о функционировании магазина; воспитывать умение играть коллективно, уступать друг другу, договариваться между собой; воспитывать у детей уважение к труду взрослых.
Материал и оборудования: фартук для продавца, касса, деньги, чек, ценники,
кошельки, сумки, игровое оборудование для отделов «Сладости», «Овощи-фрукты», «Молочный».
Ход игры.
Педагог: - Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка.
Давайте с ним познакомимся! У него сегодня день рождения! Ребята, а как мы отмечаем дни рождения? (ответы детей)
Педагог: - Да, правильно! В день рождения принято накрыть на стол и дарить подарки. Ой, а у нас ничего не готово, что же делать? Где можно приобрести подарки и угощения для гостей? (ответы детей).
Педагог: - Помните недавно мы ходили в магазин. Кто скажет куда мы ходили? (ответы детей). А в какой магазин? (ответы детей) Почему называется продуктовый? (ответы детей). А если нам надо купить книги, в какой магазин мы пойдем? (ответы детей).
Смотрим картинки по теме: «Магазин».
Педагог: - Ребята, кто работает в магазине? (ответы детей) Что делает продавец? (ответы детей) Что делает охранник? (ответы детей) Что делает грузчик (ответы детей). Что делает уборщица (ответы детей). Что продают в молочном, мясном, хлебобулочном, фруктовом отделах? (ответы детей) Ну, вот ребята, мы с вами все вспомнили и повторили, что такое магазин. А теперь давайте поиграем в магазин и купим угощения и подарки для Чебурашки. Сначала, выберем продавца и грузчика, выбранные дети занимают «рабочие места». Остальные будут покупателями, я буду директором, возьмите все, что необходимо
покупателю (сумки, кошельки, деньги).
Продавец: Здравствуйте уважаемые покупатели, наш магазин открывается!
Приглашаем вас за покупками!
Покупатели начинают заходить в магазин.
Покупатель: Здравствуйте!
Продавец: Здравствуйте. Что желаете?
Покупатель спрашивает о свежести и о цене товара: Мне нужно купить 1 апельсин. Покажите, пожалуйста, какие у вас есть? Мне нравятся вот эти! Сколько стоит апельсин?
Затем покупатель выбрав нужный товар расплачивается за товар.
Покупатель достает с сумки кошелек и отдает деньги.
Продавец: Возьмите пожалуйста вашу сдачу.
Покупатель: Спасибо!
Продавец: Спасибо за покупку, приходите еще!
К продавцу подходит следующий покупатель и совершает покупку.
Директор: Уважаемые покупатели, наш магазин закрывается на обед. Ждем вас за покупками после обеда!
Педагог: Ребята вам понравился игра? Что вам понравилось больше всего? Что вы купили в магазине? Для кого купили подарок?
Педагог: Спасибо ребята, что вы мне помогли подготовить все для Дня Рождения Чебурашки. Давайте поздравим нашего именинника с днём рождения, подарите ей свои подарки (дети поздравляют, дарят подарки, исполняют «Каравай», чаепитие).
Конспект сюжетно- ролевой игры для детей дошкольного возраста с ЗПР
«В гостях»
Цель: Развивать у детей дошкольного возраста с ЗПР интерес к сюжетно-ролевой игре.
Задачи: учить детей планировать игру, подбирать атрибуты;
продолжать обучение уметь распределять роли;
самостоятельно развивать сюжет игры;
расширять словарный запас;
развивать диалогическую речь детей;
способствовать установлению дружеских взаимоотношений между играющими.
Игровой материал к игре «Семья»:
атрибуты для оборудования комнаты;
- посуда;
мебель;
сумка;
кошелек;
деньги.
Игровой материал к игре: «Водитель»:
руль;
билеты.
Предварительная работа: рассматривание картинок о семье;
чтение стихов о маме, колыбельных песенок, беседа о маме;
беседы о профессиях людей;
дидактическая игра «Кто, где работает?»;
изготовление атрибутов для игры;
беседы о культуре поведения в общественных местах.
Ход игры.
Дети сидят на стульчиках, воспитатель обходит по кругу и говорит:
Педагог: Ребята, давайте отправимся куда – нибудь в гости? Но куда? Давайте отправимся в гости, к нашему другу Ване!
Педагог: Что нам нужно сделать, чтобы начать игру? (Рассуждения детей)
Педагог: Правильно! Нам нужно распределить роли, выбрать детей для игры. Для нашей игры нам нужны: мама, две девочки, мальчик Ванечка.
(Дети выбирают роли и обосновывают свой выбор)
Педагог: Молодцы, роли распределили. А теперь, нам нужно решить, как и на чем мы будем добираться в гости?
Дети предлагают отправиться на автобусе.
Педагог: Хорошо, едем на автобусе! Но тогда нам нужен еще водитель.
Дети выбирают водителя.
Мама перед выходом из дома, напоминает детям правила поведения. Напоминает им, что они будут выходить из автобуса на остановке: «Веселая». И они отправляются в гости, а точнее, сначала идут на остановку. Подъезжает импровизированный автобус.
Мама: Аккуратно садимся в автобус!
Водитель: Осторожно, двери закрываются, следующая станция: «Детский сад».
Автобус объезжает круг и останавливается.
Водитель: Осторожно, двери открываются, остановка «Веселая».
Мама: Выходим из автобуса аккуратно, не толкаясь, помогаем друг другу. Вышли из импровизированного автобуса. Мама предлагает зайти в магазин и купить гостинцы для друга Вани.
Мама: Дети, возьмитесь за руки, идем в магазин, но впереди проезжая часть. Что нам нужно сделать, для того, чтобы перейти дорогу?
Дети: Сначала, нужно посмотреть в одну сторону, нет ли машин, затем в другую и только после этого переходим дорогу.
Мама: Молодцы, правильно!
Заходим в магазин.
Дети поздоровались с продавцом. - Здравствуйте. Нам нужны гостинцы для друга.
Продавец: Здравствуйте, пожалуйста, выбирайте!
Дети выбирают коробочку «Чоко пай», пакет сока и коробочку «Раффаэло».
Подходят к кассе.
Мама обращается к продавцу: Посчитайте, пожалуйста сколько, мы вам должны?
Продавец: Спасибо за покупку! с вас 236 рублей.
Мама рассчитывается с продавцом, и они выходят из магазина.
Отправляются гости к Ване. Подходят к дому. Звонят в дверь.
Дверь открывает Ваня: - Здравствуйте, друзья, проходите!
Все заходят в дом.
Ваня: Проходите, проходите! Вы наверное, устали с дороги. Присаживайтесь. Я сейчас поставлю чайник. Ну, рассказывайте, как у вас дела?
Дети: Ваня, возьми, пожалуйста, мы тебе принесли, гостинцы к чаю.
Ваня: Спасибо, большое!
Пока закипает чайник, они беседуют. Затем они все дружно пьют чай с
сушками, пирожными.
Мама: Хорошо, если вы попили чай, тогда идите играть.
Дети выходят из-за стола, приглашают поиграть всех остальных детей.
Дети самостоятельно придумывают дальнейший разворот событий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Консультация для родителей: «Значение сюжетно-ролевых игр в коррекции детей с ЗПР».
Игра – важнейший компонент развития ребенка. Она так же необходима для
его развития – как воздух для дыхания. Игра может быть как очень полезной и развивающей – так и вредной и тормозящей развитие. Все зависит от ее содержания и организации. Ведь что такое игра? Это моделирование ситуаций и сценариев реальной жизни. Порой своеобразное, а порой фантастическое. Но игра – это отражение реальности.
Для самоуспокоения родителям хватает наблюдения, что ребенок занят
игровой деятельностью и ведет себя относительно спокойно. Это одна из самых серьезных родительских ошибок. Но ведь так же себя вели наши родители, скажете вы. И будете абсолютно правы. Наши папы, мамы, бабушки и даже прабабушки, реагировали так же. Вот только времена изменились.
Раньше вместе играли дети всех возрастов. В силу многодетности семей и
ограниченности вариантов развлечений. Старшие задавали тон и содержание игр. Порой шкодливое, но адекватное действительности. Младшие – перенимали нормы и правила, в свою очередь, с возрастом, передавая их. Сейчас – этой преемственности нет. А обилие виртуальных развлечений зашкаливает. И ребенок, не имея оценочной шкалы, начинает моделировать в игре любую получаемую информацию. Закреплять в игровой деятельности, как положительные, так и негативные модели и состояния. Эта ситуация возникла не сейчас, не внезапно. Я хочу процитировать вам слова педагога с мировым именем, Константина Дмитриевича Ушинского: «Присмотритесь и прислушайтесь, как обращаются девочки со своими куклами, мальчики со своими
солдатиками и лошадками, и вы увидите в фантазиях ребенка отражение действительности, окружающей его жизни - отражение часто отрывочное, странное. У одной девочки кукла стряпает, шьет, моет и гладит; у другой величается на диване, принимает гостей, заводит копилку, считает деньги. Нам случалось видеть мальчиков, у которых пряничные человечки уже получали чины и брали взятки. …Вы купите для ребенка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму; вы накупите для него куколки крестьян и крестьянок, а он выстроит их в ряды солдат; вы купите для него хорошенького мальчика, а он станет его сечь; он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по
их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из
окружающей жизни» Самый главный совет, который я хотела бы дать всем родителям, хотя бы пару раз в день, несколько минут наблюдайте за игрой своего ребенка. И вам раскроется его внутренний мир. Его проблемы и потребности. То, что он никогда не скажет вам прямо.
И второй по важности совет: как можно чаще играйте с ребенком. Задавая
ему правильные игровые модели и адекватные эмоциональные состояния.
Приучая его к социальному взаимодействию и работе в команде. Это необходимо любому ребенку. И критически необходимо ребенку с задержкой психического развития.
Ввиду особенностей развития, именно сюжетно-ролевая игра позволяет
максимально эффективно выработать у таких детей поведенческие модели и адекватное эмоциональное реагирование. Преодолеть барьер в общении с другими детьми. Поэтому хочу дать несколько практических рекомендаций:
Сюжеты ролевых игр для детей с ЗПР должны быть просты и кратки по компоновке и содержанию. Максимум 2-3 ролевых действия (этапа) для достижения цели.
Выбор содержания сюжетов должен основываться на актуальных
проблемах и потребностях ребенка.
Родитель должен убедиться, что режиссированный им сюжет правильно
воспринимается ребенком и адекватно воспроизводится его воображением.
Родитель должен мотивировать ребенка на достижение игровой цели и
поддерживать мотивацию в ходе игры.
Родитель должен непосредственно участвовать в игровом процессе. Не
нужно заострять внимания на отклонении ребенком от ролевого сюжета. Главное – должны быть реализованы обучающие и воспитательные цели игры.
Игровые предметы не могут быть абстрактными, (не стоит, например, мяч
и кубик определить как медвежонка и зайчика) максимум – игрушки и куклы играют воодушевленные роли.
Если детей несколько, родитель должен стимулировать игровое
взаимодействие между ними. Сюжеты игр могут быть как предметно – бытовые, так и психокоррекционные. Например, преодоление детских страхов.
Вот несколько примеров игр и как нужно играть в такие игры:
Для них наиболее эффективно использование игр с мягкими игрушками и
куклами. Выбор кукол и игрушек осуществляется исходя из индивидуальных пристрастий ребенка. Он сам должен выбрать смелую или трусливую, добрую или злую куклу. Роли следует распределять так: сначала за злую и трусливую игрушку говорит взрослый, а за смелую и добрую - ребенок. Затем надо поменяться ролями. Это позволит ребенку посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, а пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных чувств. Причем, если ребенок испытывает беспокойство при общении со взрослым, можно сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) умеет справляться с трудностями. При этом очень важно не только развивать игровую ситуацию, но и обсудить с ребенком то, как он может использовать полученный в игре опыт для решения жизненных ситуаций.
Сюжетами для ролевых игр целесообразно выбирать трудные случаи из жизни каждого ребенка: например, если ребенок боится отвечать на вопросы воспитателя, то следует проиграть с ним именно эту ситуацию. При этом нужно обратить внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения «Я справлюсь», приемы саморегуляции: поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление их).
Играйте с ребенком в игры важные и полезные для него. Для его
потребностей на данном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методические рекомендации адресованы педагогам и родителям детей с ЗПР.
Данный материал позволит педагогам и родителям научиться понимать и использовать различные способы взаимодействия с детьми с ЗПР для организации коррекционно-развивающей работы в детском саду и дома.
Если ребенок имеет особые потребности в своем развитии, то родителю следует получить особые знания. Приступая к занятиям с ребенком, прежде всего родителям следует посоветоваться с профессионалами – педагогом и врачом-психоневрологом, чему, прежде всего, учить ребенка.
Основная задача обучения определяется с учетом специфики сохранных и нарушенных функций, ведущего дефекта развития, состояния интеллекта, моторики, уровня речевого развития и медицинского диагноза. Необходимо четко определить цели, которые желательно достичь в процессе обучения. Перед началом обучения тщательно обследуют ребенка и составляют этапную индивидуальную программу обучения.
На начальной стадии обучения большинство заданий можно и нужно выполнять в процессе повседневного ухода за ребенком.
Для того чтобы помочь ребенку показать себя с лучшей стороны, следует:
- предлагать ребенку короткие задания, стараясь делать их более разнообразными, чередовать разнообразные виды деятельности;
- начинать и заканчивать каждую серию заданий ситуацией успеха;
- сочетать новые более трудные задания с уже известными заданиями, более легкими;
- оценивать навыки самообслуживания в соответствующей обстановке;
- привлекать членов семьи к оценке сформированных навыков;
- помнить, что регулярные оценки выполнения заданий помогут вам проследить динамику достижений;
- старайтесь проводить оценку достижений ребенка в развитии в виде интересной игры;
- включайте в программу обучения развитие нескольких навыков, которые способствовали бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из относительно сохранных функций. Таким путем у ребенка легче может появиться интерес к занятиям;
- составлять план занятий примерно на 2-3 недели с помощью педагога.
В процессе обучения могут возникнуть определенные трудности, к которым родители должны быть готовы. Например, когда ребенок может, но не хочет выполнять задания. В таких случаях ребенка необходимо, прежде всего, научить подчиняться требованиям взрослых.
Известно также, что наиболее часто невыполнение заданий может быть связано с нарушениями внимания. Предлагается три главных ступеньки, преодолевая которые ребенок учится концентрировать внимание:
1. Концентрация внимания на человеке – обычно путем поддержания зрительного контакта.
2. Концентрация внимания на предмете или звуке.
3. Концентрация внимания на предмете одновременно с другим
человеком (так называемое «совместное внимание»).
Развитие совместного внимания имеет важное значение для психического развития ребенка. Без этого навыка ребенок не научится овладевать социальными навыками и навыками общения, а также в дальнейшем и навыками тонкой моторики и общения.
Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:
1. Вначале ребенку объясняют, что он должен делать.
2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.
3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.
Примерные игры и упражнения для детей с ЗПР, которые можно использовать в домашних условиях. Они просты и понятны детям уже с самого младшего возраста, но выполняя их, можно развить многие психические процессы.
Кто, что любит?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных.
Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Назови одним словом.
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом.
Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт -. Птицы -.
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. Найди лишнюю картинку
Игра направлена на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий.
Игра «Черный ящик».
Ирга направлена на развитие мыслительных операций.
Детям показывают «черный ящик» или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там?
Например: - Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то
металлическое? И т. д.
Игра «Хлоп-хлоп».
Игра направлена на развитие устойчивости и переключения внимания.
Детям называют различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Они внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, игра повторяется с начала.
Игра «Кто это?»
Игра направлена на уточнение знаний о названиях профессий.
1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?
2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?
Необходимо помнить о том, что только терпеливое отношение взрослых к проблемам детей с ЗПР, системный подход к организации коррекционно-развивающего процесса не только в детском саду, но и дома даст положительные результаты. Дети смогут социализироваться и адаптироваться в дальнейшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧИМСЯ ВМЕСТЕ – УЧИМСЯ, ИГРАЯ!
Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития....
Детско-родительский долгосрочный проект "Играя, учить, и учиться, играя"
Нынешние молодые родители в силу отсутствия игрового опыта с трудом сознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются "заниматься" с ребенком, а вот играть,...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Играя учусь, чтобы учится, играя!! (интеллектуальное развитие детей через логико-математические игры)
laquo;За один день вы можете преподать ученику урок, но если вы воспитаете в нем любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь»(Клэй П Бодфорд)Дошкольное детство...
консультация "Учить? Играть? Учить играя!
консультация...
Консультация – практикум для родителей «Учимся, играя – играя, учимся!»
Расширение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей (значение игрушки в жизни ребёнка)....
Родительское собрание во второй младшей группе « Учимся – играя, играя - учимся»
Одной из форм взаимодействия семьи и детского сада является родительское собрание.Родительское собрания для меня это «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь...