Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Блоки Дьенеша, как метод формирования математических представлений и сенсорного развития у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Попова Евгения Игоревна

Повышение теоретического уровня и совершенствование профессионального мастерства педагогов через освоение технологии игр с логическими блоками Дьенеша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_po_blokam_denesha.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №45 «Лукошко»

Семинар – практикум для воспитателей по теме:

«Блоки Дьенеша, как метод

формирования математических представлений и сенсорного развития у дошкольников»

Составила: Учитель-дефектолог Попова Евгения Игоревна

Новосибирск 2024

Семинар – практикум для воспитателей по теме:

«Блоки Дьенеша, как метод формирования математических представлений и развития сенсорного восприятия у дошкольников».

Цель семинара: повышение теоретического уровня и совершенствование

профессионального мастерства педагогов через освоение технологии игр с логическими блоками Дьенеша.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста, помочь понять сущность изучаемого материала, чтобы освоить и использовать его в своей практической деятельности.
  • Показать в действии приемы и методы работы с учетом возраста детей.
  • Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу и желание применить в образовательном процессе своей группы.
  • Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Методические приемы: сообщение знаний, показ и практическое применение через участие в играх слушателей.

«Что такое блоки Дьенеша?».

Актуальность.

В связи с изменениями в системе образования и внедрения в нее ФГОС одним из приоритетных направлений является познавательное развитие дошкольников и формирование элементарных математических представлении и сенсорных эталонов. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем , позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников. В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных

геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру.

Использование логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме

и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).

В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей

развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем».

Формы работы с детьми в детском саду:

• НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность,

системность и доступность, смену деятельности).

• Совместная с воспитателем и самостоятельная деятельность ребенка в

математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры,

дидактические игры, логические упражнения).

• Самостоятельная игровая деятельность детей. Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно

обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер.

Внимание!

• Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к

замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать

информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе

выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

• Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием

свойств – к словесно-логическому мышлению.

Практическая часть.

Я предлагаю, вам отправится в увлекательное путешествие по стране логических блоков. В этой занимательной стране вы приобретете практические навыки и умения работать с блоками Дьенеша.

 «Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                    В.А. Сухомлинский

1. Игры для младшего и среднего дошкольного возраста.

 Игра: «Угадай цвет», «Угадай форму»

Цель: Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет,

форму) предметов.

Описание игры: Каждый ребенок выбирает любой блок. По сигналу ведущего «красный (желтый, синий)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводятся упражнения на выделение других признаков - формы, величины и толщины. Для усложнения проводятся упражнения на выделения двух признаков –форма- цвет, форма-размер и т.п.

 Игра: «Найди блок»

Материал: Набор логических блоков, карточки-символы (цвет и форма).

Описание игры: Взрослый загадывает блок по одному или двум свойствам

(называет или выкладывает с помощью карточек- символов), дети находят этот блок по описанию. Выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок.

Игра: «Засели домики»

Цель: развивать умение группировать блоки по одному, двум признакам.

Материал: Набор логических блоков, плоскостные домики, отличающиеся по

цвету, форме окон и размеру.

Описание игры: У каждого ребенка плоскостные домики, отличающиеся по цвету (по форме окон или по размеру). Дети должны положить на домик блоки, соответствующего цвета и формы.

Игра: «Зайка и Мишка поссорились»

 Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 2

подмножества, производить логическую операцию «не».

 Материал: Логические блоки, обручи (красный, синий) 2 игрушки (Зайка, Мишка), карточки-символы.

 Описание игры: На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга

расположены игрушки – Зайка, Мишка. Они собрались строить для себя дома из блоков, но поссорились из-за того, что не могут разделить блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Зайку и Мишку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Зайки оказались все красные, а у Мишки все круглые.

Вопросы:

  • Какие фигуры достались только Зайке? (Все красные, некруглые)
  • А у Мишки? (Все круглые, не красные)
  • Какие фигуры подошли и Зайке и Мишке? (Красные и круглые)
  • Какие фигуры никому не подошли? (Не красные и некруглые)

2. Игры для детей старшего дошкольного возраста.

 Игра: «Где чей гараж?»

Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов.

Материал: Таблица с изображением дорожек и гаражей, логические блоки.

Описание игры:

Перед детьми таблица. У каждого ребенка- блоки (машины). Надо поставить

каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую

дорожку должна свернуть машина.

- Одна таблица на всех детей. Участники разбирают блоки-машины и поочередно ставят их в свой гараж.

Игра: «Зайка, Котик и Мишка строят дом»

Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 3

подмножества, производить логическую операцию «не».

 Материал: Логические блоки, обручи (красный, синий, желтый) 3 игрушки (Зайка, Котик, Мишка), карточки-символы.

 Описание игры: На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга

расположены игрушки – Зайка, Котик, Мишка. Они собрались строить для себя дома из блоков. Взрослый предлагает детям помочь им разделить блоки так, чтобы у Зайки оказались все желтые, у Мишки все круглые, а у Котика все большие.

  • Какие фигуры достались только Зайке? (Желтые, маленькие, некруглые)
  • Какие фигуры получил Котик? (Большие, нежелтые, некруглые)
  • Какие фигуры достались только Мишке? (Круглые, нежелтые, маленькие)
  • Какие фигуры подошли сразу Мишке и Котику?
  • Какие фигуры подошли Зайке и Котику?
  • Зайке и Мишке?
  • Какие фигуры подошли сразу трем персонажам? (круглые, желтые, большие)
  • А какие фигуры оказались ничьи?

 Игра: «Поиск затонувшего клада»

Цель: Производить логические операции с логическими блоками Дьенеша.

Материал: Логические блоки Дьенеша, сундук, карточки со знаками-символами.

Описание игры:

В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины. Среди них – 48 камней обладают необычными свойствами. Как обнаружить их среди других? Оказывается, свойства этих камней зашифрованы с помощью знаков-символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней).

Рефлексия.

Дорогие коллеги! Наше путешествие по стране геометрических фигур

подошел к концу.

- Если вы в семинаре получили только знания, то покажите красный блок.

- Если же вы получили знания и освоили практические умения, то покажите синий блок.

Спасибо за участие!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».

Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей среднего возраста посредством игр, сделанных своими руками»

перд воспитателями создать проблемную ситуацию, выполняя задания по сенсорике они ее выполняют....

Логические блоки Дьенеша как средство формирования математических представлений в дошкольном возрасте.

Блоки Дьенеша можно использовать в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное по...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша»

Уважаемые коллеги представляю вам материал семинара - практикума для педагогов ДОУ "Логические  блоки Дьенеша" В современной практике детского сада  "Логические блоки" за...

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей посредством игр, сделанных своими руками»

Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию....

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...