Семинар – практикум для воспитателей по теме: «Блоки Дьенеша, как метод формирования математических представлений и сенсорного развития у дошкольников»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Повышение теоретического уровня и совершенствование профессионального мастерства педагогов через освоение технологии игр с логическими блоками Дьенеша.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_blokam_denesha.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад №45 «Лукошко»
Семинар – практикум для воспитателей по теме:
«Блоки Дьенеша, как метод
формирования математических представлений и сенсорного развития у дошкольников»
Составила: Учитель-дефектолог Попова Евгения Игоревна
Новосибирск 2024
Семинар – практикум для воспитателей по теме:
«Блоки Дьенеша, как метод формирования математических представлений и развития сенсорного восприятия у дошкольников».
Цель семинара: повышение теоретического уровня и совершенствование
профессионального мастерства педагогов через освоение технологии игр с логическими блоками Дьенеша.
Задачи:
- Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико – математических игр в работе с детьми дошкольного возраста, помочь понять сущность изучаемого материала, чтобы освоить и использовать его в своей практической деятельности.
- Показать в действии приемы и методы работы с учетом возраста детей.
- Развивать интерес к оригинальной образовательной игровой технологии, инициативу и желание применить в образовательном процессе своей группы.
- Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Методические приемы: сообщение знаний, показ и практическое применение через участие в играх слушателей.
«Что такое блоки Дьенеша?».
Актуальность.
В связи с изменениями в системе образования и внедрения в нее ФГОС одним из приоритетных направлений является познавательное развитие дошкольников и формирование элементарных математических представлении и сенсорных эталонов. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем , позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников. В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных
геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру.
Использование логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме
и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине).
В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей
развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие. Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем».
Формы работы с детьми в детском саду:
• НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность,
системность и доступность, смену деятельности).
• Совместная с воспитателем и самостоятельная деятельность ребенка в
математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры,
дидактические игры, логические упражнения).
• Самостоятельная игровая деятельность детей. Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно
обозначены свойства блоков: цвет, форма, толщина, размер.
Внимание!
• Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к
замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать
информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе
выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
• Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием
свойств – к словесно-логическому мышлению.
Практическая часть.
Я предлагаю, вам отправится в увлекательное путешествие по стране логических блоков. В этой занимательной стране вы приобретете практические навыки и умения работать с блоками Дьенеша.
«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
1. Игры для младшего и среднего дошкольного возраста.
Игра: «Угадай цвет», «Угадай форму»
Цель: Развитие умения выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет,
форму) предметов.
Описание игры: Каждый ребенок выбирает любой блок. По сигналу ведущего «красный (желтый, синий)» дети поднимают блоки названного цвета. Аналогично проводятся упражнения на выделение других признаков - формы, величины и толщины. Для усложнения проводятся упражнения на выделения двух признаков –форма- цвет, форма-размер и т.п.
Игра: «Найди блок»
Материал: Набор логических блоков, карточки-символы (цвет и форма).
Описание игры: Взрослый загадывает блок по одному или двум свойствам
(называет или выкладывает с помощью карточек- символов), дети находят этот блок по описанию. Выигрывает тот, кто первым находит загаданный блок.
Игра: «Засели домики»
Цель: развивать умение группировать блоки по одному, двум признакам.
Материал: Набор логических блоков, плоскостные домики, отличающиеся по
цвету, форме окон и размеру.
Описание игры: У каждого ребенка плоскостные домики, отличающиеся по цвету (по форме окон или по размеру). Дети должны положить на домик блоки, соответствующего цвета и формы.
Игра: «Зайка и Мишка поссорились»
Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 2
подмножества, производить логическую операцию «не».
Материал: Логические блоки, обручи (красный, синий) 2 игрушки (Зайка, Мишка), карточки-символы.
Описание игры: На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга
расположены игрушки – Зайка, Мишка. Они собрались строить для себя дома из блоков, но поссорились из-за того, что не могут разделить блоки между собой. Взрослый предлагает детям помирить Зайку и Мишку и помочь им разделить блоки так, чтобы у Зайки оказались все красные, а у Мишки все круглые.
Вопросы:
- Какие фигуры достались только Зайке? (Все красные, некруглые)
- А у Мишки? (Все круглые, не красные)
- Какие фигуры подошли и Зайке и Мишке? (Красные и круглые)
- Какие фигуры никому не подошли? (Не красные и некруглые)
2. Игры для детей старшего дошкольного возраста.
Игра: «Где чей гараж?»
Цель: Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства предметов.
Материал: Таблица с изображением дорожек и гаражей, логические блоки.
Описание игры:
Перед детьми таблица. У каждого ребенка- блоки (машины). Надо поставить
каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую
дорожку должна свернуть машина.
- Одна таблица на всех детей. Участники разбирают блоки-машины и поочередно ставят их в свой гараж.
Игра: «Зайка, Котик и Мишка строят дом»
Цель: развить умение разбивать множество по одному свойству на 3
подмножества, производить логическую операцию «не».
Материал: Логические блоки, обручи (красный, синий, желтый) 3 игрушки (Зайка, Котик, Мишка), карточки-символы.
Описание игры: На полу или на столе на расстоянии метра друг от друга
расположены игрушки – Зайка, Котик, Мишка. Они собрались строить для себя дома из блоков. Взрослый предлагает детям помочь им разделить блоки так, чтобы у Зайки оказались все желтые, у Мишки все круглые, а у Котика все большие.
- Какие фигуры достались только Зайке? (Желтые, маленькие, некруглые)
- Какие фигуры получил Котик? (Большие, нежелтые, некруглые)
- Какие фигуры достались только Мишке? (Круглые, нежелтые, маленькие)
- Какие фигуры подошли сразу Мишке и Котику?
- Какие фигуры подошли Зайке и Котику?
- Зайке и Мишке?
- Какие фигуры подошли сразу трем персонажам? (круглые, желтые, большие)
- А какие фигуры оказались ничьи?
Игра: «Поиск затонувшего клада»
Цель: Производить логические операции с логическими блоками Дьенеша.
Материал: Логические блоки Дьенеша, сундук, карточки со знаками-символами.
Описание игры:
В трюме затонувшего корабля найден запечатанный сундук с большим количеством камней разной формы, цвета, размера и толщины. Среди них – 48 камней обладают необычными свойствами. Как обнаружить их среди других? Оказывается, свойства этих камней зашифрованы с помощью знаков-символов, а чтобы их расшифровать, необходимо решить примеры каждого задания (описать цвет, форму, размер, толщину камней).
Рефлексия.
Дорогие коллеги! Наше путешествие по стране геометрических фигур
подошел к концу.
- Если вы в семинаре получили только знания, то покажите красный блок.
- Если же вы получили знания и освоили практические умения, то покажите синий блок.
Спасибо за участие!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта. Семинар-практикум для воспитателей логопедических групп:«Театрализованная деятельность – как метод преодоления речевых нарушений».
Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников.Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности дошкольника. Это психофизические способности (мимика, пантомимик...
Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей среднего возраста посредством игр, сделанных своими руками»
перд воспитателями создать проблемную ситуацию, выполняя задания по сенсорике они ее выполняют....
Логические блоки Дьенеша как средство формирования математических представлений в дошкольном возрасте.
Блоки Дьенеша можно использовать в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, организуя дидактические, подвижные или сюжетно-ролевые игры. Включая данное по...
Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Повышение мастерства педагогов ДОУ в формировании математических представлений дошкольников"
семинар практикум...
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша»
Уважаемые коллеги представляю вам материал семинара - практикума для педагогов ДОУ "Логические блоки Дьенеша" В современной практике детского сада "Логические блоки" за...
Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей посредством игр, сделанных своими руками»
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию....
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...