Ава-терапия, формирование навыков и коррекция проблемного поведения детей с аутизмом.
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
АBA-терапия – это прежде всего прикладная наука, в центре внимания которой, как мы видим уже из названия, находится поведение человека. Прикладной анализ поведения имеет множество применений, но большая часть АBA-специалистов работают в области формирования навыков и коррекции проблемного поведения людей с аутизмом.
В чем главный принцип работы в АBA-терапии?
Мы сосредоточены на том, что ребенок он делает и чего он не делает, то есть на его поведении, которое мы можем наблюдать. Что он делает такого, что мешает ему пойти в детский сад? Например, пинает сверстников ногами. Это мешает ему находиться в детском саду.
Или чего ребенок не умеет делать для того, чтобы с удовольствием гулять на площадке? Например, не может ждать своей очереди на горке, толкает других детей. Это мешает прогулке и приносит дополнительные огорчения родителям ребенка.
Итак, АBA-терапия – это обучение навыкам, относящихся к множеству областей: поведение в обществе, коммуникация с другими людьми, навыки самообслуживания, учебное поведение, навыки, необходимые для самостоятельной жизни, вплоть до навыков поиска работы и небольшого ремонта в квартире.
ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.
ABA терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию речи детей с аутизмом и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция (стереотипии) и ритуальность в поведении.
Аутизм
Что мы обязательно учитываем?
Мы обязательно работаем с запросом семьи, нам очень важно, чтобы жизнь и ребенка и его семьи становилась лучше.
Какое количество терапевтических часов даст наиболее желаемый результат?
Ранее Ловаас (1987, пионер ПАП в обучении детей с РАС, оперируя данными, утверждал: марафон в сорок часов в неделю в течение двух лет однозначно результативнее того же вмешательства, ограничивающегося десятью часами. Более того, около половины участников из выборки Ловааса сравнялись с нормотипичными сверстниками в части общения, интеллектуального развития и самообслуживания. В эти сорок часов входили непосредственно занятия в структурированной среде под наблюдением обученного персонала. В остальное время приветствовалось участие родителей.
На практике мы понимаем, что даже 20 часов в неделю заниматься в клинике ребенок, как правило, не имеет возможности. Поэтому мы интегрируем основы прикладного анализа поведения практически в каждое занятие по нейрокоррекции, комплексной лого-дефектологической коррекции, адаптивной физической культуры.
Очевидно, что ребенку с РАС необходима не только коррекция поведения (что является целью АВА-терапии, но и развитие речи, бытовых навыков, развитие когнитивных функций и моторики. При развитии же моторного контроля по последним научным данным у детей снижается количество стереотипных движений, таким образом, мы видим, что все функции ребенка взаимосвязаны, и необходимо работать не только с поведением, а с поведением в комплексе со всеми другими нарушенными функциями. Поведение же, прежде всего, корректируется при помощи обучения основам АВА-терапии родителями.
Необходимость того или иного формата вмешательства определяется задачами. Затруднено ли развитие, в принципе? Отстает ли ребенок в конкретной области? Или родителей беспокоит какие-то точечные проблемы?
Комплексная терапия
Мы имеем дело с обширным набором сложных целей (научиться говорить, в том числе) и характерна для вмешательства на ранних этапах развития ребенка. Здесь определенно действует зависимость: чем раньше, тем лучше. Этот вариант предполагает от 25 до 40 часов занятий еженедельно в рамках общего комплекса программа занятий для ребенка. Факторы, влияющие на интенсивность и длительность вмешательства
1) Исходные данные ребенка, выявляемые в ходе наблюдения и тестирования. Среди них: уровень текущего развития, степень сотрудничества со взрослым, наличие преград для обучения, скорость и прочность освоения новых навыков, утомляемость, умение адаптироваться к изменениям и другие. Например, учебная нагрузка для ребенка двух лет будет отличаться от таковой для пятилетнего ученика.
2) Поставленные задачи. Одно дело научить ребенка почти с нуля свободно общаться с окружающими, другое формулировать свои просьбы более вежливо. Например, в исследовании 2017 года авторы (Linstead, Dixon et al.) выяснили, что речевые и академические навыки наиболее чувствительны к количеству часов и требуют соответствующих временных вложений.
3) Профессионализм команды, от которого напрямую зависит правильность подбора целей и методов, соответствующие согласованные изменения в среде, своевременность коррекции программы и проведения работы над закреплением и обобщением навыков
4) Ресурсы и готовность семьи активно включиться в процесс и его поддерживать. Это, пожалуй, определяющее условие, при недостаточности которого сложно наладить продуктивную командную работу.
Как проводится диагностика и занятия?
Для определения уровня развития ребенка с целью дальнейшей коррекции поведения и развития навыков проводится комплексная лого-дефектологическая диагностика, в результате которой дается письменное заключения, и специалист, который использует методы АВА-терапии, понимает цели и задачи коррекции. Проводя первично комплексную диагностику, мы сразу определяем функциональные возможности ребенка и можем определить не только маршрут занятий по коррекции поведения, но и логопедический и дефектологический маршрут.
В нашей практике бывает так, что все другие специалисты на нейропсихологической или дефектологической диагностике выявляют нарушения поведения у ребенка, которые на данном этапе не дадут эффективно проводить работу по развитию речи или когнитивных функций. Если это нарушение связано только с нежелательным поведением, нет диагноза аутизм, и нет необходимости длительных занятий именно методами АВА, то по решению консилиума специалистов программа, обычно рассчитанная на 3-6 месяцев, может не составляться, дополнительная диагностика не проводится. С данной проблемой специалист работает на основании проведенных диагностик по индивидуальной программе коррекции поведения. Параллельно с этими занятиями могут начинаться занятия логопедом, дефектологом, ЛФК и АФК, эрготерапией, нейропсихологом, с учетом рекомендаций АВА-специалиста.
В этом случае отчеты, предусмотренные требованиями классической АВА-терапии не составляются, так как не проводилась диагностика, и занятия носят комплексный характер (применяются методы не только АВА, но и другие психологические и дефектологические методики, подбираемые каждому ребенку индивидуально).
Занятия по коррекции поведения помогут детям :
снизить частоту проявления нежелательного поведения
улучшить познавательные способности и мышление
научиться опорным навыкам, без которых невозможен дальнейший процесс обучения ( к ним относятся: имитация, инициатива, саморегуляция, расширение списка мотивационных стимулов (за что ребёнок будет готов выполнять задания)
развить интерес к новым игрушкам и взаимодействию со взрослым.
сформировать базовые навыки для обучения
скорректировать нежелательное поведение
быстрее осваивать новые навыки.
В комплекс занятий с детьми аутизмом также входят занятия ЛФК, логопедическая и нейропсихологическая коррекция, а также вспомогательные процедуры ТКМП, БАК, занятия на тренажерах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ava_terapiya.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сделано на KubCMS
Ава-терапия, формирование навыков и коррекция проблемного поведения детей с аутизмом
Ава-терапия, формирование навыков и коррекция проблемного поведения детей с аутизмом
АBA-терапия – это прежде всего прикладная наука, в центре внимания которой, как мы видим уже из названия, находится поведение человека. Прикладной анализ поведения имеет множество применений, но большая часть АBA-специалистов работают в области формирования навыков и коррекции проблемного поведения людей с аутизмом.
В чем главный принцип работы в АBA-терапии?
Мы сосредоточены на том, что ребенок он делает и чего он не делает, то есть на его поведении, которое мы можем наблюдать. Что он делает такого, что мешает ему пойти в детский сад? Например, пинает сверстников ногами. Это мешает ему находиться в детском саду.
Или чего ребенок не умеет делать для того, чтобы с удовольствием гулять на площадке? Например, не может ждать своей очереди на горке, толкает других детей. Это мешает прогулке и приносит дополнительные огорчения родителям ребенка.
Итак, АBA-терапия – это обучение навыкам, относящихся к множеству областей: поведение в обществе, коммуникация с другими людьми, навыки самообслуживания, учебное поведение, навыки, необходимые для самостоятельной жизни, вплоть до навыков поиска работы и небольшого ремонта в квартире.
ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.
ABA терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию речи детей с аутизмом и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция (стереотипии) и ритуальность в поведении.
Аутизм
Что мы обязательно учитываем?
Мы обязательно работаем с запросом семьи, нам очень важно, чтобы жизнь и ребенка и его семьи становилась лучше.
Какое количество терапевтических часов даст наиболее желаемый результат?
Ранее Ловаас (1987, пионер ПАП в обучении детей с РАС, оперируя данными, утверждал: марафон в сорок часов в неделю в течение двух лет однозначно результативнее того же вмешательства, ограничивающегося десятью часами. Более того, около половины участников из выборки Ловааса сравнялись с нормотипичными сверстниками в части общения, интеллектуального развития и самообслуживания. В эти сорок часов входили непосредственно занятия в структурированной среде под наблюдением обученного персонала. В остальное время приветствовалось участие родителей.
На практике мы понимаем, что даже 20 часов в неделю заниматься в клинике ребенок, как правило, не имеет возможности. Поэтому мы интегрируем основы прикладного анализа поведения практически в каждое занятие по нейрокоррекции, комплексной лого-дефектологической коррекции, адаптивной физической культуры.
Очевидно, что ребенку с РАС необходима не только коррекция поведения (что является целью АВА-терапии, но и развитие речи, бытовых навыков, развитие когнитивных функций и моторики. При развитии же моторного контроля по последним научным данным у детей снижается количество стереотипных движений, таким образом, мы видим, что все функции ребенка взаимосвязаны, и необходимо работать не только с поведением, а с поведением в комплексе со всеми другими нарушенными функциями. Поведение же, прежде всего, корректируется при помощи обучения основам АВА-терапии родителями.
Необходимость того или иного формата вмешательства определяется задачами. Затруднено ли развитие, в принципе? Отстает ли ребенок в конкретной области? Или родителей беспокоит какие-то точечные проблемы?
Комплексная терапия
Мы имеем дело с обширным набором сложных целей (научиться говорить, в том числе) и характерна для вмешательства на ранних этапах развития ребенка. Здесь определенно действует зависимость: чем раньше, тем лучше. Этот вариант предполагает от 25 до 40 часов занятий еженедельно в рамках общего комплекса программа занятий для ребенка. Факторы, влияющие на интенсивность и длительность вмешательства
1) Исходные данные ребенка, выявляемые в ходе наблюдения и тестирования. Среди них: уровень текущего развития, степень сотрудничества со взрослым, наличие преград для обучения, скорость и прочность освоения новых навыков, утомляемость, умение адаптироваться к изменениям и другие. Например, учебная нагрузка для ребенка двух лет будет отличаться от таковой для пятилетнего ученика.
2) Поставленные задачи. Одно дело научить ребенка почти с нуля свободно общаться с окружающими, другое формулировать свои просьбы более вежливо. Например, в исследовании 2017 года авторы (Linstead, Dixon et al.) выяснили, что речевые и академические навыки наиболее чувствительны к количеству часов и требуют соответствующих временных вложений.
3) Профессионализм команды, от которого напрямую зависит правильность подбора целей и методов, соответствующие согласованные изменения в среде, своевременность коррекции программы и проведения работы над закреплением и обобщением навыков
4) Ресурсы и готовность семьи активно включиться в процесс и его поддерживать. Это, пожалуй, определяющее условие, при недостаточности которого сложно наладить продуктивную командную работу.
Как проводится диагностика и занятия?
Для определения уровня развития ребенка с целью дальнейшей коррекции поведения и развития навыков проводится комплексная лого-дефектологическая диагностика, в результате которой дается письменное заключения, и специалист, который использует методы АВА-терапии, понимает цели и задачи коррекции. Проводя первично комплексную диагностику, мы сразу определяем функциональные возможности ребенка и можем определить не только маршрут занятий по коррекции поведения, но и логопедический и дефектологический маршрут.
В нашей практике бывает так, что все другие специалисты на нейропсихологической или дефектологической диагностике выявляют нарушения поведения у ребенка, которые на данном этапе не дадут эффективно проводить работу по развитию речи или когнитивных функций. Если это нарушение связано только с нежелательным поведением, нет диагноза аутизм, и нет необходимости длительных занятий именно методами АВА, то по решению консилиума специалистов программа, обычно рассчитанная на 3-6 месяцев, может не составляться, дополнительная диагностика не проводится. С данной проблемой специалист работает на основании проведенных диагностик по индивидуальной программе коррекции поведения. Параллельно с этими занятиями могут начинаться занятия логопедом, дефектологом, ЛФК и АФК, эрготерапией, нейропсихологом, с учетом рекомендаций АВА-специалиста.
В этом случае отчеты, предусмотренные требованиями классической АВА-терапии не составляются, так как не проводилась диагностика, и занятия носят комплексный характер (применяются методы не только АВА, но и другие психологические и дефектологические методики, подбираемые каждому ребенку индивидуально).
Занятия по коррекции поведения помогут детям :
снизить частоту проявления нежелательного поведения
улучшить познавательные способности и мышление
научиться опорным навыкам, без которых невозможен дальнейший процесс обучения ( к ним относятся: имитация, инициатива, саморегуляция, расширение списка мотивационных стимулов (за что ребёнок будет готов выполнять задания)
развить интерес к новым игрушкам и взаимодействию со взрослым.
сформировать базовые навыки для обучения
скорректировать нежелательное поведение
быстрее осваивать новые навыки.
В комплекс занятий с детьми аутизмом также входят занятия ЛФК, логопедическая и нейропсихологическая коррекция, а также вспомогательные процедуры ТКМП, БАК, занятия на тренажерах/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Формирование навыков культуры общения и поведения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками...
«Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Современному обществу характерна агрессивность, которой оно заражает свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения агрессивность может стать врожденной и массовой, превратить...
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ С ПОМОЩЬЮ ВИЗУАЛЬНОГО РАСПИСАНИЯ.У подавляющего большинства детей с аутизмом, независимо от степени тяжести аффективной патологии, наблюдаются выра...
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ (АВА) - ТЕРАПИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.
Все больше семей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС), понимают важность применения эффективных методов обучения и адаптации ребенка уже с самого раннего детс...
Проект: Коррекция агрессивного поведения детей методами и приемами арт-терапии. «Ребята, давайте жить дружно!»
В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе. У определенной категории дет...
Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ...