Нейропсихологическая технология развития речи у детей
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.71 МБ |
![]() | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования. Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов. Основателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия .
Методы нейропсихологии нацелены на изучение структурных компонентов, входящих в состав психических функций, как сложных функциональных систем. Методологической основой нейропсихологического подхода являются фундаментальные теоретические Положения Л.С . Выготского и А.Р . Лурия о системном строении высших психических функций . Л.С. Выготский А. Р. Лурия
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Данный подход предполагает коррекцию и активизацию психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Целью использования в коррекционной работе нейропсихологических приемов является создание условий для развития речи за счет формирования слаженной, скоординированной деятельности различных структур мозга.
Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций руками и телом на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Занятия гармонизируют работу головного мозга , позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширяют границы его возможностей . Система упражнений с нейрокоррекционным воздействием используется во время коррекционно-развивающей деятельности на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до работы над связной речью.
активизация работы стволовых отделов мозга; успокоение и релаксация; развитие межполушарного взаимодействия; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие речи, мышления, развитие памяти, внимания, восприятия; п редупреждение , устранение дислексии и дисграфии ; активизация мыслительной деятельности; улучшение эмоционального состояния, повышение настроения. Возможности нейропсихологического подхода
В структуре занятия по развитию речи можно использовать следующие упражнения: растяжки; дыхательная гимнастика; комплексы артикуляционных упражнений в сочетании с движением; самомассаж пальцев, кистей по методике су- джок ; самомассаж органов артикуляции; Глазодвигательные упражнения; кинезиологические упражнения (в том числе, перекрёстные движения); пальчиковые игры; релаксационные упражнения; элементы логоритмики ; элементы фонетической ритмики; подвижные игры с правилами.
Дыхательная гимнастика Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, эмоциями, речью, движениями. Задания: пускать мыльные пузыри; дуть через соломинку; дуть на игрушечный флюгер/ ветродуй ; задувать свечки; сдувать ватку, перышко со стола; дуть на бумажные кораблики, плавающие в чаше с водой; самостоятельно сделать из бумаги бабочку/пчёлку/листик, подвесить фигуру на ниточку и просить ребёнка на неё подуть; делать мыльные пузыри в воде через соломинку и т.д. Упражнение «Воздушный волейбол» Упражнение «Легкое перышко» Упражнение «Снег» Упражнение «Буря в стакане»
Глазодвигательные упражнения Моторика глаз является неотъемлемым компонентом всех видов познавательной деятельности, и прежде всего — учебной. Глазодвигательные упражнения помогают расширить объем зрительного восприятия и влияют на функцию речи, внимания, памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление . Глазодвигательные движения можно сочетать с другими типами двигательной активности. Задание: Повторить каждое упражнение не менее 5-6 раз
Упражнение «Муха» Фиксируя взгляд на кончике указательного пальца, приближать палец к носу и удалять от него («муха села на нос», «муха улетела»). Упражнение «Маяк» Вытянуть вперед руку (на уровне глаз), поднять большой палец и смотреть на него 10 секунд. Оставляя палец в таком же положении, отводим руку вправо, главное нельзя поворачивать голову, а только глаза. Следим за пальцем до тех пор, пока он не скроется из виду. Тренажер способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение. Задание. Проследить глазами по указанному направлению . Тренажер Базарного В.Ф.
Развитие межполушарного взаимодействия Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма . Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующуюся в онтогенезе. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно, при этом задействованы оба полушария мозга.
Функциональная ассиметрия полушарий мозга: Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизации речи.
Активизируют зону обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур), обеспечивается высокий уровень мышления. Исходное положение : стоя. Поднять и согнуть л евую ногу в колене, ладонью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. «Перекрестные шаги» « З мейка » Помогают вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизируют работу интеллект – тело. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Можно выполнять стоя, сидя. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытянуть руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
«Скакалка» Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создает новые нейронные связи в головном мозге. Прыжки, как на скакалке , развивают у детей способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме . Например, при автоматизации звука, ребенок, проговаривая чистоговорку , скачет на одной ( ла,ла ), потом на другой ноге (ла-ла) и на двух ногах одновременно (наша девочка мала).
Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей . Задание: ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую ему показывает другой ребенок (взрослый) или которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение. Можно использовать музыкальное сопровождение. «Зеркало» «Попробуй повтори» Упражнение «Лезгинка» Упражнение «Кулак-ребро-ладонь» Упражнение «Ухо - нос»
«Хлопни, топни, стукни» Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Логопедические нейрокарточки « Звуки»
«Межполушарное (двуручное) рисование» Позволяет активизировать у ребенка работу двух полушарий, синхронизирует их деятельность. Улучшает память , внимание, пространственные представления, мелкую моторику, повышает стрессоустойчивость, может использоваться как метод арт-терапии для снижения уровня тревожности, снижает утомляемость.
Рисование на вертикальных поверхностях Использование больших вертикальных поверхностей (меловых или маркерных досок, специальных рулонных ватманов для рисования на стенах и т.д.) способствует развитию силы и стабильности верхних конечностей, зрительного внимания и зрительно-моторной координации, пространственных представлений, совершенствованию билатеральной координации, развитию лучезапястного сустава, укреплению мышечного корсета спины, воспитанию усидчивости. Задание: Нарисовать одновременно двумя руками симметричные линии.
Межполушарная доска и межполушарные дорожки Межполушарная доска и межполушарные дорожки - развивающие пособия для тренировки обоих полушарий головного мозга. В результате прохождения лабиринта одновременно обеими руками улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария головного мозга. Упражнения влияют на мозолистое тело в результате развивается восприятие, долгосрочная память, координация движения рук, мелкая моторика, облегчается процесс чтения и письма. Задание: Пройти по лабиринту одновременно двумя руками, произнося нужный звук или слог.
Нейротренажёр « Нейроскакалка » Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме. Нейропсихологи рекомендуют эту скакалку для развития у детей тренировке равновесия, координации движения и вестибулярного аппарата .
В качестве положительных результатов применения балансборда отмечают следующие: - улучшение и стабилизация работы вестибулярной системы ребенка; - развитие координации движений, крупной и мелкой моторики ребенка; - совершенствования межполушарного взаимодействия; - развитие зрительно – пространственных представлений; - развитие зрительно-моторной координации, расширение оптического поля ребенка; - улучшение показателей внимания: объем внимания, переключаемость, концентрация, распределение. Упражнения с б алансировочной доской (доска Бильгоу )
В результате работы с использованием нейропсихологических приемов усиливается положительная динамика в развитии речи и других высших психических функций, моторной, сенсорной сферы. У дошкольников повышается контроль и регуляция своего поведения, уровень сформированности графо-моторных навыков, улучшается произвольное внимание. Дети активно вступают в диалог со взрослыми и сверстниками, строят монологические высказывания. Таким образом, нейропсихологическая коррекция – одна из наиболее эффективных технологий работы, позволяющая получить результат и в познавательном развитии, и в развитии регулятивных функций, а также способствует эмоциональному, личностному и коммуникативному развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллект-карты как современная технология развития речи у детей с ОВЗ
В презентации раскрывается опыт создания и использования интеллект-карт в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи....

"Моделирование как активизирующая технология развития речи у детей"
Наша творческая группа в составе Власенковой В.И. Конусевич М.Л (Детский сад № 56 ОАО "РЖД"), Лёвкиной Е.А. (МБДОУ № 39 "Юбилейный" в 2016 - 2017 уч. году работала по т...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»
Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...
«Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»
Доклад на тему: «Нейропсихологическая коррекция нарушений речи у детей дошкольного возраста»...

"Нейропсихологические технологии развития речи детей"
Целью консультации является повышение уровня знаний педагогов по использованию нейропсихологических технологий, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение...

Современные технологии развития речи у детей с ТНР
В материале дается краткое описание технологий развития речи, применяемых в работе с детьми дошкольного возраста, имеющие тяжелые нарушения речи. Технологии прошли успешное апробирование в группе комп...