Особенности развития детей третьей группы РДА (ранний детский аутизм) (по классификации О.Н. Никольской)
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Особенности развития детей третьей группы РДА
(ранний детский аутизм)
(по классификации О.Н. Никольской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_rda_3.pptx | 413.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
О.С.Никольская В 1980 г. в Москве при РАО ИКП открыта лаборатория О.С. Никольской (которая функционирует под ее руководством до сих пор), где впервые применена педагогическая коррекция аутизма, разработана классификация РДА. По классификации раннего детского аутизма по О.С. Никольской 3 группа определяется как захваченность аутистическими интересами - дети стараются укрыться от окружающего мира в своих интересах .
Уже в раннем возрасте, такой ребенок может оцениваться сверходаренным. В возрасте до трех лет речь малыша удивляет своей взрослостью. Для ребенка характерны длинные монологи на аффективно значимые для него темы, использование штампов и цитат. Однако уже в этот период родители отмечают, что, не смотря на «развитую» речь, поговорить с ним невозможно. Дети 3-й группы демонстрируют псевдообращенность к собеседнику, При этом, по сути дела, для ребенка взрослый выступает не как субъект общения, а лишь как «реципиент» его интеллектуальной продукции. Именно у них часто выявляют варианты парциальной одаренности. Такие дети часто производят впечатление упорных, активных и энергичных детей, захваченных своими собственными стойкими интересами, хотя их преимущественно речевая активность и носит своеобразный аутостимуляционный характер.
Внешне дети также выглядят достаточно характерно: они несколько спокойнее и менее напряжены, чем дети второй группы, их движения не так судорожны, а мимика отражает уже не отрешенность или страх, а какой-то особый энтузиазм. Характерны застывшая улыбка, блестящие глаза, экзальтированные жесты и громкая, быстрая, захлебывающаяся речь. Они могут смотреть прямо в лицо собеседнику, но не отслеживают его реакцию, и их аффективно напряженный монолог разворачивается вне учета реакции слушателя. Интеллектуальное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям и накопить энциклопедическую информацию по астрономии, ботанике , электротехнике не имеющую никакой связи с их реальной жизнью. Дети получают удовольствие от самого выстраивания информации в ряды, ее систематизации, однако эти интересы и умственные действия стереотипны и становятся для них родом аутостимуляции . Дети 3 группы могут производить впечатление «ходячих энциклопедий», однако без специальных коррекционных усилий эти знания никак не используются в реальной жизни.
Стереотипность этих детей, в большей степени выражается и в стремлении сохранить не постоянство окружения , а неизменность собственной программы действий. Необходимость по ходу менять программу действий может спровоцировать у такого ребенка аффективный срыв. Для них невыносимо нарушение собственной логики поведения, здесь они неспособны на компромиссы. Близкие часто, в связи со стремлением такого ребенка, во чтобы то не стало настоять на своем, оценивают его как потенциального лидера . Это ошибочное мнение, поскольку неумение вести диалог, договариваться, находить компромиссы и выстраивать сотрудничество, не только нарушает взаимодействие ребенка со взрослым, но и не способствует его вхождению в детский коллектив. При сохранности потребности в общении, стремлении иметь друзей, они плохо понимают другого человека.
Характерно , что при значительных достижениях в интеллектуальном и речевом развитии эти дети гораздо менее успешны в моторном развитии - неуклюжи, крайне неловки, страдают навыки самообслуживания. Дети этой категории могут легко обучаться сложным вещам (например, сложным видам вычислений или чтению сложных по своей структуре текстов), но, в то же время, с трудом обучаться элементарным навыкам (графическим навыкам, навыкам самообслуживания, например завязывание шнурков и т.п.). Направленно чему-то научить их очень трудно, они предпочитают учиться сами. Активны и неутомимы эти дети исключительно в сфере своих стереотипных интересов. Характерным является заострение интереса такого ребенка к опасным, неприятным, асоциальным впечатлениям . Стереотипные фантазии на темы «страшного» становятся особой формой его аутостимуляции . В этих фантазиях ребенок наслаждается полным контролем над испугавшими его рискованными впечатлениями, поэтому снова и снова воспроизводит это впечатление.
Эти дети не столь витально зависят от близких, как дети второй группы, но с трудом устанавливают эмоциональные контакты. Их стремление неуклонно следовать своей логике поведения затрудняет организацию произвольного взаимодействия и приводит к частому возникновению конфликтов, стойкой недоброжелательности по отношению к определенным людям. Они часто начинают дразнить родителей (специально совершают неправильные поступки, ругаются) и получают удовольствие от их аффективного взрыва; становятся искусными провокаторами. Отрицательные переживания близкого становятся для них постоянным средством аутостимуляции , что часто вызывает большие проблемы в семье.
В раннем возрасте, такой ребенок может оцениваться сверходаренный, но затем обнаруживаются проблемы выстраивания гибкого взаимодействия, трудности произвольного сосредоточения, поглощенность собственными сверхценными стереотипными интересами. При всех этих трудностях, социальная адаптация таких детей, по крайней мере, внешне, значительно более успешна, чем в случаях двух предыдущих групп. Эти дети, как правило, обучаются по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально, могут стабильно получать отличные оценки, но, понятно, что и они нуждаются в постоянном специальном сопровождении, позволяющем им получить опыт диалогических отношений, расширить круг интересов и представление об окружающем и окружающих, сформировать навыки жизненной компетенции.
Дифференциальная диагностика РДА (3-я группа) от дисгармонического развития личности Сравнительные параметры РДА(3-я группа) Дисгармонического развития личности Патология влечений с перверзным характером + + Слабость привязанностей; враждебность к близким; эмоциональная холодность + + Стереотипии + - Особенности восприятия + - Особенности моторики + - Общительность, возможность диалога - +
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.
Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно ...
Конспект занятий проведения "Недели зимних игр и забав" по ознакомлению с окружающим миром в ГКП для детей с РДА (Ранний детский аутизм) и МНР (множественные нарушения в развитии) в возрасте от 4 до 7 лет.
Каждое зенятие - это один день. Каждый день имеет свое название и включает в себя разные виды деятельности: экспериментирование, изодеятельность, подвижные игры,чтение стихотворений, пальчиковая гимна...
Особенности детей с РДА (РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ)
До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. По клиническим признакам аутизм относят к...
Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма"
Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок погружен в мир собственных переживаний...
ВКР Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)
Дети - аутисты...
Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма.
Статья в которой раскрыта проблема детей с синдромом раннего детского аутизма....
Особенности коррекционно-развивающей работы при раннем детском аутизме
ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПРИ РАННЕМ ДЕТСКОМ АУТИЗМЕДетский аутизм - это комплексное нарушение развития, которое проявляется в возрасте до 2 - 2,5 лет (реже в 3 - 5 лет) и затрагивае...