Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма"
материал по коррекционной педагогике по теме

Перехожих Светлана Вячеславовна

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняется от ласки близких... Сообщение поможет в адаптации детей с синдромом раннего детского аутизма. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания      Московской области «Подольский районный реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Ягодка»

 Сообщение для педагогического совета

«Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма»

Подготовила воспитатель

ГКУ СО МО РЦ «Ягодка»

Перехожих С.В.

2014 г.

Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма.

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Своим поведением и спецификой общения он может  поставить в тупик неподготовленного человека, произвести впечатление умственно отсталого, не способного к обучению.

Аутизм впервые описан Лео Каннером в 1943 г. Основным признаком аутизма является нарушение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняется от ласки близких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое. Ребенок с РДА как бы не замечает других людей: предоставленный самому себе, он может однообразно повторять одни и те же движения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла слова или звуки. Ребенок не стремиться использовать речь для контактов с окружающими людьми. Поэтому нередко начинают говорить поздно, часто говорит о себе в третьем лице, избегает непосредственных обращений к кому-либо. Если взрослый все же пытается вступить с ним в контакт, он возбуждается, становится напряженным, может проявлять агрессию по отношению к окружающим.

Нормально развивающийся дошкольник овладевает социально-бытовыми  навыками, наблюдая за поведением взрослых и других детей дома, сопровождая родителей на улице, в магазине, в гостях, помогая родителям в домашних делах. Подражая им. С аутичными детьми этого не происходит. Они мало способны к подражанию и долго и трудно приобретают навыки самообслуживания, их социально-бытовая адаптация требует регулярных и длительных усилий специалистов и близких. Проблема несформированности навыков самообслуживания достаточно серьезна, потому что сложившийся в дошкольном возрасте стереотип отношений, когда за него все привычно делают его близкие, может в дальнейшем затруднить развитие его самостоятельности. А без усвоения бытовых навыков социально неприспособленными остаются даже самые интеллектуально развитые дети.

При воспитании ребенка с РДА родителям и педагогам не следует принуждать ребенка к выполнению тех или иных  действий. Чем упорнее взрослые настаивают на своих требованиях, тем большее сопротивление им оказывает ребенок. Чтобы организовать поведение такого ребенка, предупредить возможность возникновения у него перевозбуждения, прежде всего необходимо организовать его режим дня, важно также научить его основным гигиеническим навыкам. При этом надо создать такие условия, которые бы способствовали предупреждению возникновения у ребенка страхов. Дети с аутизмом отличаются  повышенной чувствительностью к различным внешним стимулам, они легко фиксируют внимание на отрицательных ощущениях. Поэтому первостепенной  задачей для взрослых, обучающих ребенка с РДА гигиеническим навыкам, является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.

Следующая задача – постепенное обучение ребенка гигиеническим навыкам. При этом необходимо хвалить ребенка за любые, даже очень незначительные успехи. Его нужно постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности.

При обучении ребенка навыкам  приема пищи особенно  важно соблюдать режим питания. Взрослым следует знать, что аутичного ребенка может пугать вид новой пищи, поэтому все новые блюда нужно предлагать крайне осторожно, ставя их вначале подальше от ребенка. При этом новой еды  на тарелке должно быть очень мало – например, одна чайная ложка. Даже если ребенок только прикоснется к ней, пригубит, это можно обозначить как успех. Иногда помогает незаметное подмешивания незнакомой еды к любимой.

Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения. Для такого ребенка очень полезно, если в доме есть какие-либо домашние животные: кошка, собака, черепаха, птицы, рыбки. Ребенка следует научить заботится о них.

Как известно, в дошкольном возрасте активно расширяется жизненное пространство ребенка. Его начинают возить в гости, на дальние прогулки, на занятия, в цирк, зоопарк; в это время активно развиваются его социальные навыки. Ребенку с РДА намного труднее начать «выходить в свет», но он тоже нуждается в постепенном, дозированном усложнении социальной среды, и его нельзя изолировать в домашних условиях. Он должен получить необходимый социальный опыт, отказ от попыток выходить из дома может сформировать вторичную депривацию ребенка.

Большинство современных исследователей единодушны во мнении, что  аутичному ребенку необходим опыт общения со сверстниками, но эти контакты должны быть организованы взрослыми и осуществлятся  при их поддержке. Если со взрослым, который  ведет себя правильно и осторожно, такой ребенок может установить контакт, то с детьми отношения складываются значительно труднее. С одной стороны, он часто их боится (громких голосов, резких движений, непредсказуемости поведения). С другой стороны, у него  может легко возникнуть возбуждение от  большого количества детей,  от шумной, подвижной игры, правил которой он обычно не понимает. При этом  нередко проявляется агрессия, когда ребенок  может разбросать игрушки, кинуть чем-то не глядя, стукнуть проходящего мимо ребенка. У него нет навыков общения с другими детьми, поэтому он может подойти и забрать игрушку, а вместе с тем – покорно отдать, когда у него что-то отнимают.  Поэтому нужно оберегать его в контактах с  детьми: с одной стороны, заинтересовывать ими, рассказывать и объяснять, что они делают, с другой – дать возможность понаблюдать со стороны, в какие-то общие занятия можно дозировано включаться вместе с ребенком (держа его за руку или на руках), но не исключать его из общей жизни коллектива.

Перед специалистами всегда встает вопрос о возможности  подготовить ребенка с РДА к школе. Даже при благоприятных вариантах синдрома, когда очевидна интеллектуальная сохранность ребенка, всегда остаются сомнения в адекватности его будущего поведения в школьных условиях. Однако,  дети  с данным синдромом обучаемы и имеют предпосылки для дальнейшего интеллектуального развития. При адекватной и своевременной коррекционной работе ребенок третьей, четвертой, а часто и второй групп может быть подготовлен к обучению по программе массовой школы. Даже глубоко аутичный, неговорящий ребенок первой группы в условиях специальной коррекции может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать и писать, получив таким образом новые возможности для коммуникации и личностного развития.

Занятия с педагогом включаются в режим жизни ребенка. Необходимо, чтобы они проводились в определенном месте или отдельной комнате в специально отведенное время. Место для занятий должно быть организовано таким образом, чтобы ничто не отвлекало ребенка и его зрительное поле было максимально организовано. Поэтому целесообразно, чтобы педагог и ребенок, садясь за  учебный стол, оказывались лицом к стене, а не к комнате, заполненной игрушками, и не к двери, которую кто-нибудь может приоткрыть и помешать занятию. На столе должно находиться только то, что необходимо для проведения одного конкретного занятия. Остальные материалы педагог может держать на полке или ящике, но вне  зрительного поля ребенка, и доставать их по мере необходимости, убирая предыдущие. Позже это может делать сам ребенок, стать его обязанностью.

По содержанию занятия на первых порах могут быть продолжением игры, поэтому сначала надо предложить какие-либо приятные виды занятий: выкладывание мозаики или пазлов, кубики, краски или фломастеры, которыми можно рисовать «лужи»; глину или пластилин – их можно размазать по дощечке, ножницы и бумагу, которую можно разрезать на полоски и т.п. Занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно хвалит ребенка – «хорошо позанимался», «вел себя как хороший, умный ученик». Этим мы добиваемся постепенного освоения ребенком роли ученика.

Для дальнейшего развития взаимодействия с ребенком мы специально комментируем его действия, придавая им определенный смысл. Например, если ребенок пробует краски, смешивая их на листе – рядом можно подрисовать чьи –то следы или дождик; если нарезал бумагу- это листочки для дерева, которое мы нарисуем или «салют». Если ребенок принимает тот смысл, который мы придаем его действиям, то занятия будут развиваться, могут вноситься необходимые дополнения.

В том случае, когда проявления аутизма выражены не грубо и нет возможности обучать ребенка в условиях специальной группы, можно воспользоваться  рекомендациями психологов Центра помощи аутичным детям:

- обучение ребенка должно начинаться с овладения навыками самообслуживания, бытовыми навыками, с организации поведения, понимания инструкций;

- важным фактором является установление эмоционального контакта  с ребенком, это обязательное условие дальнейшего обучения;

- необходимо найти мотивацию к тому виду деятельности, которая предлагается ребенку, заинтересовать его результатами деятельности;

- важна организация процесса обучения: нужно определить оптимальное время для занятий; проводить занятия в определенном месте; продолжительность занятия должна быть такова, чтобы ни в коем случае не развилось пресыщение;

- сначала надо добиться того, чтобы  ребенок понял, что от него хотят, позднее – чтобы он был включен в совместную деятельность, а в дальнейшем выполнял требуемое задание самостоятельно;

- правильно выполненное задание, незначительные успехи должны поощряться, нужно стараться внести в поощрения эмоциональный смысл;

- не следует ожидать немедленных результатов обучающего процесса;

-в ходе занятий нужно чередовать виды деятельности с целью профилактики пресыщения;

- обучение аутичных детей проводится по индивидуальным программам с учетом выраженности нарушений, программа постоянно корректируется, форма обучения может быть как индивидуально, так и групповой;

-подготовка к школе и школьное обучение должны обязательно сочетаться с психологической и при необходимости с медицинской коррекцией.

Основную роль в адаптации детей с аутизмом к их окружению играют психолого-педагогические мероприятия, проводимые индивидуально и в небольших подгруппах при правильно подобранном медикаментозном лечении. Детям с РДА  необходимы длительная помощь, целенаправленные усилия семьи, учителей, воспитателей, врачей, психологов. Они нуждаются в устойчивой структуре окружения, понимании, терпении, помощи со стороны родных, друзей, соседей и общества.

Литература.

  1. Дробинская А.О. «Синдром раннего детского аутизма», журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №6 2002 год.
  2. Епифанцева Т.Б., Киселенко Т.Е, Могилева И.А. «Настольная книга педагога – дефектолога»  Ростов – на – Дону изд. «Феникс», 2006 год.
  3. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» издательский центр «Владос», 2004 год.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р и др. «Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь» Москва, Полиграф сервис  2003 год.

Рекомендации психологов Центра помощи аутичным детям:

  •  обучение ребенка должно начинаться с овладения навыками самообслуживания, бытовыми навыками, с организации поведения, понимания инструкций;
  •  важным фактором является установление эмоционального контакта  с ребенком, это обязательное условие дальнейшего обучения;
  •  необходимо найти мотивацию к тому виду деятельности, которая предлагается ребенку, заинтересовать его результатами деятельности;
  •  важна организация процесса обучения: нужно определить оптимальное время для занятий; проводить занятия в определенном месте; продолжительность занятия должна быть такова, чтобы ни в коем случае не развилось пресыщение;
  •  сначала надо добиться того, чтобы  ребенок понял, что от него хотят, позднее – чтобы он был включен в совместную деятельность, а в дальнейшем выполнял требуемое задание самостоятельно;
  •  правильно выполненное задание, незначительные успехи должны поощряться, нужно стараться внести в поощрения эмоциональный смысл;
  •  не следует ожидать немедленных результатов обучающего процесса;
  • в ходе занятий нужно чередовать виды деятельности с целью профилактики пресыщения;
  • обучение аутичных детей проводится по индивидуальным программам с учетом выраженности нарушений, программа постоянно корректируется, форма обучения может быть как индивидуально, так и групповой;
  • подготовка к школе и школьное обучение должны обязательно сочетаться с психологической и при необходимости с медицинской коррекцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАРУШЕНИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ РАННЕГО ДЕТСКОГО АУТИЗМА.

Внимание- это не отдельный психический процесс, а результат определенных межсистемных отношений в ЦНС. (Такой вывод сделали ученые). Своего собственного содержания внимание не имеет, оно тесно ...

Взаимодействие с родителями обучающихся. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом раннего детского аутизма

В статье представлены основные направления работы педагога-психолога с семьей аутичного ребенка...

Проблемы общения детей с синдромом раннего детского аутизма.

Статья в которой раскрыта проблема детей с синдромом раннего детского аутизма....

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом раннего детского аутизма (РДА)

В настоящее время наблюдается активное увеличение числа детей с расстройством аутистического спектра, поэтому проблема обучения и воспитания таких детей является весьма актуальной. В данной ситуации п...

Сообщение для педагогического совета "Социальная адаптация детей с синдромом раннего детского аутизма

Своеобразие эмоций, поведения, внешнего облика, речи аутичного ребенка может произвести впечатление чудаковатости, странности, неадекватности. Ребенок  погружен в мир собственных переж...

Психология детей с синдромом раннего детского аутизма

Ранний детский аутизм – сложное нарушение развития, характеризующееся искажением протекания различных психических процессов, главным образом, в когнитивной и психосоциальной сферах. Проявле...