Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников
картотека по коррекционной педагогике

Игры и упражнения данной картотеки могут быть использованы педагогами, родителями как самостоятельные игры, элементы занятий, часть такой формы работы с детьми как сенсорная сказка. Игры и упражнения разработаны для детей старшего дошкольного возраста. Направлены на познание и восприятие окружающего мира через органы чувств. Развивают не только сенсорные эталоны, но и, сенсорные явления (такие, как, например, умение всматриваться, вслушиваться и т. д.). Выбор игры зависит от задач, которые ставит педагог (воспитатель).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_sensornomu_razvitiyu.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений для развития сенсорных эталонов для старших дошкольников

Игры и упражнения данной картотеки могут быть использованы педагогами, родителями как самостоятельные игры, элементы занятий, часть такой формы работы с детьми как сенсорная сказка. Игры и упражнения разработаны для детей старшего дошкольного возраста. Направлены на познание и восприятие окружающего мира через органы чувств. Развивают не только сенсорные эталоны, но и, сенсорные явления (такие, как, например, умение всматриваться, вслушиваться и т. д.). Выбор игры зависит от задач, которые ставит педагог (воспитатель).

1. Игра «Чудесный мешочек» (Вместо мешочка может быть использована шкатулка, рукавичка, игра «Угадай на ощупь» и другие предметы, откуда можно достать что-то на ощупь).

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках.

Оборудование: мешочек, фигурки героев разных сказок.

Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурку сказочного героя, не вынимая, называет сказку героя. Потом можно вынуть фигурку и проверить правильность ответа.

2. Игра «Чудесный мешочек - 2».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, коммуникативные навыки, мышление, воображение, память; развивать умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках.

Оборудование: мешочек, фигурки героев одной сказки.

Ход игры: дети все вместе запускают руки в мешочек, исследуют фигурки сказочных героев, руки убирают из мешочка. Все вместе решают, из какой сказки герои.

3. Игра «Чудесный мешочек - 3».

Задачи: развивать цветовое и зрительное восприятие, тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках, основные цвета и оттенки.

Оборудование: мешочек, фигурки героев разных сказок или волшебные предметы из сказок.

Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурку сказочного героя, не вынимая, называет сказку героя. Потом можно вынуть фигурку и проверить правильность ответа. Назвать цвета и оттенки на сказочном герое (волшебном предмете).

4. Игра «Чудесный мешочек - 4».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, активизировать прилагательные в речи; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; закреплять знания о сказках, тактильные признаки предметов.

Оборудование: мешочек, фигурки героев одной сказки из разных тактильных материалов.

Ход игры: ребенок на ощупь исследует фигурки сказочных героев, не вынимая, называет героя и обозначает признаки предмета (гладкий, шершавый, колючий, бархатный, шелковый, резиновый и т. д.). Назвать сказку. Потом можно вынуть фигурки и проверить правильность ответа.

5. Игра «Чудесный мешочек - 5».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, зрительное восприятие, воображение, память, мышление, речь; умение сосредоточиться на осязательных ощущениях, анализировать, закреплять знания о предметном мире (названия предметов, из которых наполнители).

Оборудование: мешочек, камешки с разными наполнителями (камешки сделаны из воздушных шариков, наполнители любые: гречка, орешки, бусины и т. д., схемы (на каждой по три или 4 наполнителя).

Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных и по ней наощупь вытаскивает мешочки, соответствующие наполнителям на схеме.

6. Игра «Чудесный мешочек – 6».

Задачи: развивать температурные, осязательные, тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь; на ощупь определять свойство предмета – температура (теплое, прохладное, холодное, ледяное, горячее и т. п., умение анализировать; закреплять знания о предметном мире, о разных температурных состояниях – свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, предметы разной температуры (например, металлический шарик, ватный комочек, фланелевый шарик, шерстяной шарик, пластмассовый шарик и т. п.). Ледяным можно сделать предмет, заранее перед игрой положив его в морозилку, горячим – нагрев его и т. д.

Ход игры:

1 вариант: ребенок исследует руками предметы, выложенные перед ним. Определяет приблизительное температурное состояние и называет его.

2 вариант: ребенок исследует предметы в мешочке наощупь и выбирает предмет по заданному параметру (Например, самый холодный, самый горячий и т. д.)

3 вариант: ребенок выкладывает ряд предметов, начиная от самого горячего до самого ледяного.

7. Игра «Чудесный мешочек – 7»

Задачи: развивать осязательные и тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь, умение выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу; продолжать формировать представления о формах предметов.

Оборудование: два набора объёмных и плоскостных фигур (шарики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники). Один набор фигур – в мешочке, другой - на столе.

Ход игры. Воспитатель заранее расставляют на столе геометрические фигуры и прячет мешочек с набором таких же фигур в групповой комнате. Дети ищут мешочек. По указанию педагога ребёнок находит в мешочке ту фигуру, которую показал воспитатель и называет её.

8. Игра «Найди такой же»

Задачи: развивать тактильные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о разных материалах, из которых сделаны предметы; закреплять знания о признаках сказок.

Оборудование: мешочек, волшебные самодельные предметы (2 одинаковых комплекта) из сказок (например, шапка – невидимка, сапоги- скороходы, скатерть – самобранка и т. д.) с одной стороны одинаковые (например, бумажные, а с другой разные по текстуре (фланелевые, шелковые, ребристые и т. д.)

Ход игры: 1 комплект перед ребенком, второй в мешочке. Ребенок ощупывает 1 предмет перед ним, ищет на ощупь в мешочке такой же, называет признак предмета по тактильному ощущению (гладкий, шершавый, бархатный и т. д.)

9. Игра «Угадай по звуку».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, слуховое и зрительное восприятие, воображение, память, мышление, речь; умение вслушиваться; закреплять знания о сказках, предметном мире звуков.

Оборудование: камешки с разными наполнителями (мешочки сделаны из воздушных шариков, наполнители любые, но те, которые могут создавать звук: например, мелкие деревяшки, фантики, фольга, шарики – бубенчики, шарики стеклянные, шарики металлические, крупные бусины и т. п., схемы (на каждой по три или 4 наполнителя).

Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных и по ней наощупь и по слуху находит мешочки, соответствующие наполнителям на схеме.

10. Игра «Найди пару».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».

Оборудование: мешочек, 2 комплекта идентичных полностью геометрических фигур.

Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Берет следующую.

11. Игра «Найди пару - 2».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях; продолжать формировать представления о формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».

Оборудование: мешочек, 2 комплекта геометрических фигур

(одинаковых по размеру и форме, но во втором комплекте обманные фигурки посередине (например., в квадрате овал и т. д.).

Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Берет следующую.

12. Игра «Найди пару - 3».

Задачи: развивать тактильные и осязательные ощущения, воображение, память, мышление, умение сосредоточиться на осязательных ощущениях, умение внимательно рассматривать; продолжать формировать представления о геометрических формах предметов; закреплять знания о сказках, геометрических фигурах, понятии «пара».

Оборудование: мешочек, 2 комплекта геометрических фигур

(одинаковых по размеру и форме, разные по цвету, во втором комплекте обманные фигурки посередине (например., в квадрате овал и т. д.).

Ход игры: перед ребенком выкладывается один комплект простых геометрических фигур. Второй ложится в мешочек. Ребенок берет одну любую геометрическую фигуру из выложенных перед ним, называет её. Ищет на ощупь вторую такую же в мешочке. Складывает их вместе. Определяет цвета или оттенки. Берет следующую.

13. Игра «Легкий – тяжелый»

Задачи: развивать барические, осязательные, тактильные ощущения, воображение, память, мышление, речь, умение анализировать; на ощупь определять свойство предмета – вес (легкий, тяжелый и т. п., выделять одинаковые по тяжести предметы, раскладывать ряд от легкого до тяжелого; закреплять знания о предметном мире, о разных температурных состояниях – свойствах предметов.

Оборудование: мешочек, шарики одинаковых размеров, но разные по тяжести (например, железный, пластмассовый, стеклянный, резиновый и т. д.)

Ход игры:

1 вариант: ребенок исследует руками предметы, выложенные перед ним. Выкладывает ряд от самого легкого до самого тяжелого.

2 вариант: ребенок исследует предметы в мешочке наощупь и выбирает предмет по заданному параметру (Например, найти одинаковые по весу предметы).

14. Игра «Кого не стало?»

Задачи: развивать зрительную память, зрительно-пространственное восприятие, внимание, мышление, речь, умение анализировать, всматриваться, зрительно запоминать.

Оборудование: театральные и игровые наборы сказок

Ход игры:

Перед ребенком выкладывается одна сказка (например, резиновый театр сказки «Заюшкина избушка»). Дается установка и время для зрительного запоминания (в зависимости от способностей и возраста ребенка, ребенок закрывает глаза, убирается один герой, ребенок открывает глаза и говорит, кого не стало. По мере усложнения можно убирать не одного героя, а несколько.

15. Игра «Угадай по запаху».

Задачи: развивать обонятельные ощущения, воображение, память, мышление, речь; умение распознавать объект или предмет по запаху; закреплять знания о мире запахов.

Оборудование: схемы (три-четыре –пять картинок для выбора, на которых изображены предметы, растения, еда и т. д. – то, какие запахи определяем, вспомогательные предметы (это могут быть самодельные растения с сердцевинами, куда капаются ароматические масла; емкости с ватками с разными запахами; разложенные на блюдцах кусочки фруктов или еды и т. д).

Ход игры: ребенок выбирает любую схему из предложенных, по ней ищет с помощью обоняния выбранные. При вдыхании можно закрывать глаза, так обонятельные рецепторы обостряются, когда работает только один орган чувств.

16. Игра «Самый внимательный».

Задачи: развивать цветовое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, мышление, речь, умение всматриваться, определять цвета и оттенки.

Оборудование: самодельные подзорные трубы (которые не приближают, а только фокусируют зрение, внутри полые, картинки со сказками – обманками (герои или предметы другого цвета).

Ход игры: воспитатель дает задание (например, найди колобка на картинке, дети с помощью подзорной трубы рассматривают картинку сначала одним глазом, потом другим. Находят заданного героя (или предмет, говорят, в чем ошибка и какого цвета исходник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В конспекте представлены разнообразные дидактические игры для:развития слухового восприятия звуков (разных по высоте -высокий, средний, низкий, разных по длительности -длинные, короткие).формирования ...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Развитие сенсорных эталонов у младших дошкольников

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений — цвета, формы, величины предметов, их положения в простра...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье представлены игры по темам недели на развитие сенсорных эталонов детей...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников

Сенсорная коробка как средство развития сенсорных эталонов у младших дошкольников...