Картотека игр с крупами
картотека по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Сологубова Ольга Викторовна

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. С помощью крупотерапии  повышается эффективность коррекционной работы с детьми имеющими речевые нарушения. Использование данной инновационной технологии в комплексе с традиционными  подходами в логопедии, также способствует  общему оздоровлению детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_krupami.docx15.8 КБ
Файл krupoterapiya.docx17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с крупами.

«Пересыпаем крупу»

Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манку. Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха – звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки – на эту».

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ ребёнку!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребёнку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

«Рыбалка»

Заройте в крупу несколько магнитов (рыбок), но неглубоко. Пусть ребёнок с помощью ложки (удочки) из нержавейки или другого магнита «вылавливает» рыбу. Такое задание очень часто увлекает ребят разных возрастов. А отцепляя «рыбку» от «удочки», тоже приходится поработать пальчиками.

«Рисование»

Возьмите поднос и  крупу, на которой будите рисовать (для рисования хорошо подойдет манка, кукурузная крупа, соль, но так, же можно взять рис и гречку), равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать! Покажите, как действовать (проведите несколько линий), предложите то же самое сделать ребенку.

Покажите малышу, как брать крупу – тремя пальцами, щепоткой!

На подносе можно рисовать дорожки, предложите малышу пройти пальчиками по этой дорожке. Для детей постарше можно рисовать лабиринты, придумывать к ним сюжеты.

Нарисуйте основные фигуры – круг, квадрат, треугольник, овал!

Ну и конечно, все, что придет в голову. Фантазируйте!

«Найди такой же»

Для этой игры понадобятся некоторые дополнительные приготовления.

Идея в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по ощущениям.

Для первого варианта необходимо четное количество пластиковых контейнеров от киндер-сюрпризов, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны, аккуратно заклеить их лентой или клеем (внутри по стыку). В начале игры предложить ребенку изучить шарики – шумелки, а затем обратить внимания, что здесь имеются одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и предложить: «Давай найдем такой же!».

Для второго варианта необходимо сшить четное количество мешочков, но обязательно одинаковых по цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, затем каждый мешочек закрыть (запечатать/ запаковать). Далее алгоритм тот же, что и с шариками: дать освоиться и предложить найти такой же.

«Сортируем, перекладываем, собираем»

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите ребенку разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Смотри, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки – на эту».

Перемешать можно манку и фасоль, тогда разделить их можно с помощью сита, предварительно продемонстрируйте этот способ малышу!

Высыпьте крупу на поднос и предложите ребенку собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет овладеть таким важным движением, как «щепотка». Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.

«Какой крупы след?»

Материал: пластилин, любые крупы.

Сплющиваем шарики пластилина между ладоней до получения плоской формы-диска. Теперь на каждую пластилиновую форму накладываем разные крупы (греча, макароны, геркулес, фасоль, рис…), убираем крупу и предлагаем ребенку по отпечаткам догадаться, какой крупы след? Также перед ним в хаотичном порядке лежат кучки разных круп, чтобы ребенку было легче сопоставить крупу и след от нее.

Данная игра развивает мышление.

Сложный вариант:

На пластилиновом диске делаем узор отпечатками разных круп. Например: «горох, фасоль, горох, фасоль, горох» или «рис, греча, горох, рис, греча, горох». 

Ребенок внимательно смотрит на отпечатки, ищет из предложенных круп те, что на узоре и повторяет этот узор (выкладывая крупу) на столе или тоже на пластилиновой плоской форме. Можно предложить ребенку продолжить узор. «Горох, фасоль, горох, фасоль, горох, а что потом? А теперь какую крупу положим?»

Благодаря этой игре у малыша разовьется чувство ритма.

«Макаронные бусы»

Макароны – отличный материал для изучения формы, длины, и, конечно, развития мелкой моторики и координации. 

Предложите ребёнку сделать бусы для мамы или бабушки. Возьмите шнурок, и пусть малыш нанизывает макароны на него. Для первых раз предпочтительнее выбирать широкие макароны, которые будут легко нанизываться на шнурок, но со временем можно усложнить игру, выбрав более узкие макароны. Обязательно помогайте малышу поначалу! Можно добавить в игру цвета, покрасив макароны обычной гуашью.

«Тактильные мешочки»

Приготовьте несколько мешочков. Насыпьте в каждый разную крупу. Например, в один положите горох, в другой – пшено, в третий – семечки. Задача ребёнка – на ощупь определить, что в каком мешочке лежит.

«Повтори последовательность»

Разложите на столе последовательность из разных крупинок и попросите малыша повторить ее. Такая игра будет способствовать развитию мышления ребенка.



Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов крупотерапии  дома.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. С помощью крупотерапии  повышается эффективность коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Использование данной инновационной технологии в комплексе с традиционными  подходами в логопедии, также способствует  общему оздоровлению детей. Играя с крупой, ребенок может расслабиться, успокоиться. Для игр с крупами подойдет  любая крупа:  гречка, манка, фасоль, семечки, горох и конечно различные емкости, ложечки, баночки и сито.                                                                          

Основной акцент делается на творческое самовыражении ребенка, благодаря этому происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития. Наблюдения и опыт показывают, что игры с крупами  позитивно влияют на психо-эмоциональное развитие и  самочувствие детей, снимают тревожность и  напряжение у ребенка. Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых, они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во- вторых в  процессе игровой терапии с  крупами у ребёнка развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук,  повышается общая работоспособность, что очень важно для детей с нарушениями речи. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.                                              

Все это делает использование метода крупотерапии прекрасным средством для развития и саморазвития, а также средством здоровьесбережения.

Игры с крупами на кухне.

Большую часть времени мама проводит на кухне. Она занята приготовлением пищи, а малыш крутится около нее.  Уделите немного внимания своему малышу на кухне, предложите поиграть с крупами. При этом ребенок не только поиграет, но и потренирует свои маленькие пальчики, а также будет под вашим присмотром.                                                                                              Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, манка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки, баночки и сито.                                                                                          

Для начала спросите ребенка, хочет ли он поиграть в увлекательные и полезные игры. Формулируйте инструкции в игровой форме. Исключите негативную оценку действий и идей ребенка. Поощряйте фантазию и творческий подход при выполнения заданий              

 «Помоги перебрать крупу». Поставьте перед ребенком блюдце, на котором перемешаны горох, фасоль или гречка, и попросите ребенка помочь вам их перебрать.

«Пересыпь фасоль». Предложить ребенку пересыпать ложкой фасоль из одной тарелки в другую, попробовать сделать это вилкой, затем тоже  самое пальчиками.

«Насыпь горох». Предложить ребенку насыпать горох в бутылку с узким горлышком или насыпать крупу в стаканчик через воронку.

«Найди букву, игрушку». Спрячьте в крупы различные небольшие предметы (буквы,  игрушки из киндеров). Дайте ребенку задание найти ту или иную игрушку или букву.

«Выложи узор». Из  разных видов круп (горох, фасоль, гречка, семечки и др.) можно предложить ребенку выложить  на столе причудливые узоры.

«Собери букву». Предложить ребенку выложить на столе из разных круп знакомые буквы, слоги, слова.

«Напиши  букву». Насыпать в лоток манную крупу, предложить ребенку «написать» на ней знакомые буквы, слоги, слова.

«Нарисуй фигуру». Насыпать в лоток манную крупу, предложить ребенку нарисовать знакомые фигуры. Спросить ребенка, на что похожа фигура, есть ли у нее углы, посчитать их.

«Посчитай фасоль». Предложить ребенку посчитать фасоль, бобы, закрепляя при этом прямой и обратный счет. Можно закрепить понятия «больше», «меньше» сравнивая количество фасоли и бобов в двух тарелочках.

Таким образом, у ребенка развивается мелкая моторика, повышается речевая активность, формируется усидчивость и аккуратность,  обогащается сенсорный опыт. Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр с крупами

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики. Игры с крупами хорошо стимулирует точки отвечающие за развитие речи....

Картотека игр с крупой

Картотека игр с крупой и не только....

Картотека игр с крупами

Картотека игр на развитие мелкой маторики пальцев рук у дошкольников...

Мастер класс - Дидактическая игра для детей с интеллектуальной недостаточностью рисование крупами «Раз крупинка, два крупинка- получается картинка»

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью наблюдается грубое недоразвитие сенсорной сферы, мелкой моторики. Нарушено зрительное, слуховое и тактильно-кинестетическое внимание. Присуще грубое ...

картотека игр с крупами

картотека игр с крупами, для развития мелкой моторики пальцев рук....

Картотека игр с крупой

Игры с крупами способствуют развитию у ребенка:Мелкой моторики;Восприятия;Внимания;Речи;Воображения....