"Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья дошкольников"
консультация по коррекционной педагогике
«Гимнастика мозга – ключ к развитию способностей ребёнка». Кинезиология – существует уже двести лет и используется во всем мире. Это наука, о развитии головного мозга через движение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья дошкольников» |
|
|
«Гимнастика мозга –
ключ к развитию
способностей ребёнка»
Кинезиология – существует уже двести лет и используется во всем мире. Это наука, о развитии головного мозга через движение.
Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Упражнения применяются, как средство помощи детям с проблемами в развитии.
Основная цель кинезиологии: - это развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.
Задачи развития межполушарной специализации:
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, речи;
- развитие мышления.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения.
Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие и правое полушарие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
Виды кинезиологических упражнений:
Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
«Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д.
В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнце, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
«Свеча»
Исходное положение – сидя за столом.
Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
«Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
«Колено – локоть»
Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упр. 8-10 раз.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
«Ковер-самолет»
Исходное положение – лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки и озера… Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза)… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.
«Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному:
занятия проводятся утром;
занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
от детей требуется точное выполнение движений и приемов;
упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
- Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.
Литература:
1. Трясорукова Т.П.Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.- Ростов н/Д:Феникс, 2019
2. Трясорукова Т.П.Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д: Феникс, 2010
3. Трясорукова Т.П.Развитие межполушарного взаимодействия детей: прописи.-Ростов н/Д:Феникс, 2017
4. Попробуй повтори. Нейропсихологическая игра. Изд-во «Генезис», 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская методическая разработка Здоровьесберегающие технологии «Кинезиология как средство развития умственных способностей дошкольников».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №7 «Чебурашка» Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Авторская методичес...
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения Апрель 2018г
Успеваемость детей в школе во многом зависит от своевременного взаимодействия межполушарного взаимодействия. Одним из составных элементов этой работы является кинезиологическая коррекция....
Доклад о кружковой работе " Цирковая акробатика как средство развития двигательных способностей и физических качеств дошкольников"
Данный доклад раскрывает использование элементов цирковой акробатики через кружковую работу с детьми дошкольного возраста....
Кинезиология – наука о развитии физического здоровья посредством определенных двигательных упражнений для детей с ОВЗ
в работе предствлены двигательные упражения для детей с ОВЗ, направленные на развитие головного мозга и межполушарных связей...
Кинезиология - наука о развитии физического здоровья посредством определённых двигательных упражнений для детей с ОВЗ
В работе представлены двигательные упражнения для детей с ОВЗ,направленные на развитие головного мозга и межполушарных связей....
Мастер класс для педагогов "Кинезиология как средство развития умственных способностей и физического здоровья"
Мастер класс для педагогов "Кинезиология как средство развития умственных способностей и физического здоровья"...
Консультация для педагогов "кинезиологические упражнения для развития умственных способностей и физического здоровья"
Кинезиологические упражнения что это такое? Для чего? Какие виды их? Примеры упражнений? Все это вкратце можно узнать из представленного материала....