Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей»
методическая разработка (средняя группа)

Семенова Анна Юрьевна

Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Новые формы и эффективные практики образовательной работы по разным направлениям познавательного развития

«Ребенок и окружающий мир».

Детство – удивительный мир открытий. С самого начала жизни ребенок — исследователь, погруженный в уникальный мир вокруг себя.

Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. Он стремится познать мир, жаждет знаний, экспериментов и новых открытий. Это время, когда дети могут свободно мыслить, творить и выражать себя. Подобно первым путешественникам, каждый шаг ребенка — это шаг в неизведанное. Дети полны любопытства и ожидания чудесного.

В современном мире дошкольное образование играет ключевую роль в формировании будущего поколения.

В дошкольных учреждениях реализуется пять основных направлений, обеспечивающих познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей. 

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его отношение к миру, формируются потребности в знании и познании.

Важнейшими задачами познавательного развития являются:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Для достижения этой цели в нашем дошкольном учреждении применяются различные формы и методы работы с детьми для развития их познавательной активности и исследовательской деятельности:

В организованной образовательной деятельности:

  • проектная деятельность;
  • занятия-путешествия;
  • занятия в форме дидактических игр.

В повседневной деятельности:

  • наблюдения;
  • дидактические и сюжетно-ролевые игры;
  • практические упражнения;
  • опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
  • совместное творчество детей и родителей (мини-выставки).

Кроме того, важным элементом познавательного развития является работа с различными образовательными материалами и игрушками. Это позволяет детям учиться через опыт и практическое применение знаний, развивая при этом свою фантазию и творческое мышление.

Для эффективного познавательного развития детей важно также создание стимулирующей образовательной среды, которая способствует активному вовлечению детей в обучающие процессы. Это включает в себя организацию интересных и разнообразных занятий, использование современных образовательных технологий и инновационных методик.

В своей работе я стараюсь создать условия для активного интересного познания детьми окружающего мира. Я использую различные наглядные пособия, изображения, игрушки, природные материалы, такие как песок, камни, перья; разные виды бумаги, и другие материалы.

Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, и доступности.

В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.

Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра помогает осознать происходящее вокруг и сформировать правильное восприятие окружающего мира.

Для расширения знаний об окружающем мире я провожу тематические занятия, такие как «День воды», «День Земли», во время которых у детей формируется осознанное и бережное отношение к окружающему миру, а так же представления о сохранении окружающей природы.

Проводятся занятия – эксперименты и наблюдения, позволяющие детям развивать представления о свойствах предметов и физических явлениях.

Так же проводятся интерактивные занятия, способствующие обогащению знаний, воспитанию любознательности и формированию бережного отношения к окружающему миру.

Дети принимают активное участие в выставках, акциях и флешмобах, проводимых в детском саду, что способствует активному познанию себя и окружающего мира, дети узнают о проблемах современности в игровой форме, проявляют творческую фантазию, активность и учатся бережному отношению к природе.

Таким образом, познавательное развитие детей является многоаспектным процессом, который требует комплексного подхода и использования разнообразных методов и практик. Важно создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог максимально раскрыть свой потенциал и успешно адаптироваться в современном мире.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский

Всероссийский фестиваль

«Воспитатели России: познавательное развитие детей»

направление Фестиваля:

«Новые формы и эффективные практики образовательной работы по разным направлениям познавательного развития

«Ребенок и окружающий мир»

        Учитель-дефектолог

        Семенова Анна Юрьевна

        п. Рефтинский

Оглавление

  1. Актуальность………………………………………………………………..3
  2. Методическая обоснованность…………………………………………….3
  3. Задачи познавательного развития…………………………………………3
  4. Цель познавательного развития…………………………………………...4
  5. Оптимальность подбора дидактических материалов……………………4
  6. Принцип осуществления работы по познавательной деятельности……5
  7. Планируемые результаты………………………………………………….5
  8. Вывод………………………………………………………………………..6

Актуальность

        Познавательное развитие играет ключевую роль в формировании детей дошкольного возраста. В этом возрасте их мозг находится на стадии активного формирования, поэтому познавательные занятия не только стимулируют их интеллектуальное развитие, но и помогают им лучше понимать мир вокруг. Это способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и способности к самостоятельному решению проблем. Кроме того, познавательные занятия могут стимулировать творческое мышление и воображение детей, что является важным элементом их комплексного развития. Поэтому так важно создавать для детей дошкольного возраста стимулирующую среду, где они могут активно исследовать, учиться и развиваться.

        В современных реалиях при изучении окружающего мира у детей должно формироваться:

  • Экологическое сознание и ответственное отношение к природе.
  • Дети должны понимать и представлять значимость и взаимосвязь природы и здоровья.
  • Кругозор об объектах живой и неживой природы.
  • Знания о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

        Работа по ознакомлению детей с окружающим миром должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольников.

Методическая обоснованность

Развитию личности ребенка способствует его познавательная активность. Развития познавательной активности обучающихся, должно производиться как через практическую деятельность, наблюдения, практические упражнения, опыты и эксперименты, занятия-путешествия и занятия в форме дидактических игр. Для проведения занятий в указанных формах, необходимо совершенствовать образовательный процесс, применять традиционные и нетрадиционные методы и приемы обучения.

Задачи познавательного развития

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Цель познавательного развития

Развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Оптимальность подбора дидактических материалов

Для достижения данной цели и эффективных результатов должны использоваться следующие методы:

Словесный метод: беседа, анализ и решение проблемных ситуаций, чтение и обсуждение сказок и рассказов.

Наглядный метод: рассматривание изображений о природе, значимых событиях; просмотр познавательных видеороликов об окружающем мире.

Практический метод используется:

в продуктивной деятельности: при создании поделок из природного и бросового материала;

в познавательно-исследовательской деятельности: в экспериментировании;

в социально-коммуникативной: ролевая игра, инсценирование сказок.

Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, должен использоваться метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.

В процессе обучения используются формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка. У детей должна быть возможность выбора материалов, видов активности и участников совместной деятельности и общения (для сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности, подвижных игр и т.д.).

Принцип осуществления работы по познавательной деятельности

В ходе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром при определении содержания изучаемого материала важно руководствоваться тематическим принципом, реализация которого предполагает условно распределять знания об окружающем мире на три основных цикла: мир природы, мир людей, мир предметов.

  1. Мир природы: «Времена года», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растения»; «Рыбы».
  2. Мир людей:  «Семья», «Профессии», «Праздники».
  3. Мир предметов: «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Продукты».

Данные темы носят обобщенный характер, их  целесообразно делить на подтемы, которые следует объединять в блоки.

Например:

  1. «Времена года»: «Осень», «Весна», «Лето», «Зима».
  2. «Животные»: «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши».
  3. «Птицы»: «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
  4. «Растения»: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Деревья», «Грибы», «Цветы».
  5. «Праздники»: «Новый год», «Международный женский день», «День Защитника отечества», «Масленица», «День победы».
  6.  «Профессии»: «Продавец», «Врач», «Воспитатель», «Учитель», «Строитель», «Парикмахер», «Водитель», «Пожарный».
  7. «Транспорт»: «Наземный транспорт», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт», и другие.

Планируемые результаты

В результате образовательной работы по познавательному  развитию детей и ознакомлению их с окружающим миром, каждый ребёнок получает навыки, знания и умения для успешной адаптации в современном мире.

 Дети реализовывают свои идеи и получают удовлетворение от выполнения заданий во время работы на занятиях. Дети проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.  

Развиваются их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, оценивать свои действия. Дети реализуют свой творческий потенциал - создают собственные образы окружающего мира, воплощая их посредством рисунка, прикладного творчества, в театральных постановках.

У детей сформирована мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира.

У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности, дети познакомились с профессиями, транспортом, животными, узнали о их значимости в жизни человека. А также получили представление о правилах поведения и  бережном отношении к окружающей среде. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и   здорового образа жизни.

Вывод

Стимулирование познавательной активности и формирование интереса к учению у дошкольников является одним из ключевых аспектов образования и развития детей этого возраста. Успех учебного процесса в и общее развитие ребенка во многом зависят от уровня развития у него познавательного интереса и способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие в ll Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации»

Участие в ll Всероссийском  конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации»...

Моё lll место!!! В региональном этапе III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» Номинация «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Мне очень интересно участвовать в различных конкурсах.  Я творческий человек и всегда стремлюсь вперёд. Меня интересует опыт других педагогов, чтобы достичь новой точки в профессиональном росте и...

VI Всероссийский конкурс «Воспитатели России» Номинация: «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»

Современный ритм жизни требует от педагога постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянн...

VI Всероссийский конкурс «Воспитатели России» номинация «Лучший воспитатель образовательной организации «Верность профессии»

Уже в детстве я была уверена, что буду педагогом,  я нашла себя и свое призвание – быть воспитателем.  Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперед, искат...

Материалы для участия в Всероссийской конкурсе "Воспитатели России". Номинация «Лучший воспитатель образовательной организации. «Верность профессии»

Актуальные изменения в дошкольном образовании будут происходить, если воспитатели и специалисты ДОУ будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. В этой связи особое значение п...

Заявка на участие в VIII Всероссийском конкурсе Воспитатели России в номинации " Лучший воспитатель образовательной организации "Верность профессии!"

Эту профессию я люблю с детства. Быть воспитателем - это значит снова переживать детство, радоваться, удивляться, как в первый раз чему-то новому и неизведанному. Воспитатель - человек с большой буквы...

Доклад для воспитателей по познавательному развитию детей "Воспитание экологической культуры"

Доклад для воспитателей по познавательному развитию детей "Воспитание экологической культуры"    Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всесторон...