Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей»
методическая разработка (средняя группа)
Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Новые формы и эффективные практики образовательной работы по разным направлениям познавательного развития
«Ребенок и окружающий мир».
Детство – удивительный мир открытий. С самого начала жизни ребенок — исследователь, погруженный в уникальный мир вокруг себя.
Исследовательская активность — естественное состояние ребенка. Он стремится познать мир, жаждет знаний, экспериментов и новых открытий. Это время, когда дети могут свободно мыслить, творить и выражать себя. Подобно первым путешественникам, каждый шаг ребенка — это шаг в неизведанное. Дети полны любопытства и ожидания чудесного.
В современном мире дошкольное образование играет ключевую роль в формировании будущего поколения.
В дошкольных учреждениях реализуется пять основных направлений, обеспечивающих познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности, в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его отношение к миру, формируются потребности в знании и познании.
Важнейшими задачами познавательного развития являются:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цель познавательного развития — развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Для достижения этой цели в нашем дошкольном учреждении применяются различные формы и методы работы с детьми для развития их познавательной активности и исследовательской деятельности:
В организованной образовательной деятельности:
- проектная деятельность;
- занятия-путешествия;
- занятия в форме дидактических игр.
В повседневной деятельности:
- наблюдения;
- дидактические и сюжетно-ролевые игры;
- практические упражнения;
- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;
- совместное творчество детей и родителей (мини-выставки).
Кроме того, важным элементом познавательного развития является работа с различными образовательными материалами и игрушками. Это позволяет детям учиться через опыт и практическое применение знаний, развивая при этом свою фантазию и творческое мышление.
Для эффективного познавательного развития детей важно также создание стимулирующей образовательной среды, которая способствует активному вовлечению детей в обучающие процессы. Это включает в себя организацию интересных и разнообразных занятий, использование современных образовательных технологий и инновационных методик.
В своей работе я стараюсь создать условия для активного интересного познания детьми окружающего мира. Я использую различные наглядные пособия, изображения, игрушки, природные материалы, такие как песок, камни, перья; разные виды бумаги, и другие материалы.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, и доступности.
В дошкольном возрасте на первое место по значимости среди видов деятельности, в которых происходит познавательное развитие, выходит игра.
Главные виды игр – сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, потому что в этих играх удовлетворяется стремление ребенка к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. Игра помогает осознать происходящее вокруг и сформировать правильное восприятие окружающего мира.
Для расширения знаний об окружающем мире я провожу тематические занятия, такие как «День воды», «День Земли», во время которых у детей формируется осознанное и бережное отношение к окружающему миру, а так же представления о сохранении окружающей природы.
Проводятся занятия – эксперименты и наблюдения, позволяющие детям развивать представления о свойствах предметов и физических явлениях.
Так же проводятся интерактивные занятия, способствующие обогащению знаний, воспитанию любознательности и формированию бережного отношения к окружающему миру.
Дети принимают активное участие в выставках, акциях и флешмобах, проводимых в детском саду, что способствует активному познанию себя и окружающего мира, дети узнают о проблемах современности в игровой форме, проявляют творческую фантазию, активность и учатся бережному отношению к природе.
Таким образом, познавательное развитие детей является многоаспектным процессом, который требует комплексного подхода и использования разнообразных методов и практик. Важно создать условия для того, чтобы каждый ребенок мог максимально раскрыть свой потенциал и успешно адаптироваться в современном мире.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колобок» городского округа Рефтинский
Всероссийский фестиваль
«Воспитатели России: познавательное развитие детей»
направление Фестиваля:
«Новые формы и эффективные практики образовательной работы по разным направлениям познавательного развития
«Ребенок и окружающий мир»
Учитель-дефектолог
Семенова Анна Юрьевна
п. Рефтинский
Оглавление
- Актуальность………………………………………………………………..3
- Методическая обоснованность…………………………………………….3
- Задачи познавательного развития…………………………………………3
- Цель познавательного развития…………………………………………...4
- Оптимальность подбора дидактических материалов……………………4
- Принцип осуществления работы по познавательной деятельности……5
- Планируемые результаты………………………………………………….5
- Вывод………………………………………………………………………..6
Актуальность
Познавательное развитие играет ключевую роль в формировании детей дошкольного возраста. В этом возрасте их мозг находится на стадии активного формирования, поэтому познавательные занятия не только стимулируют их интеллектуальное развитие, но и помогают им лучше понимать мир вокруг. Это способствует развитию критического мышления, аналитических навыков и способности к самостоятельному решению проблем. Кроме того, познавательные занятия могут стимулировать творческое мышление и воображение детей, что является важным элементом их комплексного развития. Поэтому так важно создавать для детей дошкольного возраста стимулирующую среду, где они могут активно исследовать, учиться и развиваться.
В современных реалиях при изучении окружающего мира у детей должно формироваться:
- Экологическое сознание и ответственное отношение к природе.
- Дети должны понимать и представлять значимость и взаимосвязь природы и здоровья.
- Кругозор об объектах живой и неживой природы.
- Знания о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Работа по ознакомлению детей с окружающим миром должна носить комплексный характер и пронизывать все виды деятельности дошкольников.
Методическая обоснованность
Развитию личности ребенка способствует его познавательная активность. Развития познавательной активности обучающихся, должно производиться как через практическую деятельность, наблюдения, практические упражнения, опыты и эксперименты, занятия-путешествия и занятия в форме дидактических игр. Для проведения занятий в указанных формах, необходимо совершенствовать образовательный процесс, применять традиционные и нетрадиционные методы и приемы обучения.
Задачи познавательного развития
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Цель познавательного развития
Развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Оптимальность подбора дидактических материалов
Для достижения данной цели и эффективных результатов должны использоваться следующие методы:
Словесный метод: беседа, анализ и решение проблемных ситуаций, чтение и обсуждение сказок и рассказов.
Наглядный метод: рассматривание изображений о природе, значимых событиях; просмотр познавательных видеороликов об окружающем мире.
Практический метод используется:
в продуктивной деятельности: при создании поделок из природного и бросового материала;
в познавательно-исследовательской деятельности: в экспериментировании;
в социально-коммуникативной: ролевая игра, инсценирование сказок.
Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, должен использоваться метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.
В процессе обучения используются формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка. У детей должна быть возможность выбора материалов, видов активности и участников совместной деятельности и общения (для сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности, подвижных игр и т.д.).
Принцип осуществления работы по познавательной деятельности
В ходе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром при определении содержания изучаемого материала важно руководствоваться тематическим принципом, реализация которого предполагает условно распределять знания об окружающем мире на три основных цикла: мир природы, мир людей, мир предметов.
- Мир природы: «Времена года», «Животные», «Птицы», «Насекомые», «Растения»; «Рыбы».
- Мир людей: «Семья», «Профессии», «Праздники».
- Мир предметов: «Посуда», «Одежда», «Транспорт», «Игрушки», «Мебель», «Обувь», «Продукты».
Данные темы носят обобщенный характер, их целесообразно делить на подтемы, которые следует объединять в блоки.
Например:
- «Времена года»: «Осень», «Весна», «Лето», «Зима».
- «Животные»: «Домашние животные», «Дикие животные», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши».
- «Птицы»: «Домашние птицы», «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
- «Растения»: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды», «Деревья», «Грибы», «Цветы».
- «Праздники»: «Новый год», «Международный женский день», «День Защитника отечества», «Масленица», «День победы».
- «Профессии»: «Продавец», «Врач», «Воспитатель», «Учитель», «Строитель», «Парикмахер», «Водитель», «Пожарный».
- «Транспорт»: «Наземный транспорт», «Водный транспорт», «Воздушный транспорт», и другие.
Планируемые результаты
В результате образовательной работы по познавательному развитию детей и ознакомлению их с окружающим миром, каждый ребёнок получает навыки, знания и умения для успешной адаптации в современном мире.
Дети реализовывают свои идеи и получают удовлетворение от выполнения заданий во время работы на занятиях. Дети проявляют любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.
Развиваются их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, оценивать свои действия. Дети реализуют свой творческий потенциал - создают собственные образы окружающего мира, воплощая их посредством рисунка, прикладного творчества, в театральных постановках.
У детей сформирована мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира.
У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности, дети познакомились с профессиями, транспортом, животными, узнали о их значимости в жизни человека. А также получили представление о правилах поведения и бережном отношении к окружающей среде. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и здорового образа жизни.
Вывод
Стимулирование познавательной активности и формирование интереса к учению у дошкольников является одним из ключевых аспектов образования и развития детей этого возраста. Успех учебного процесса в и общее развитие ребенка во многом зависят от уровня развития у него познавательного интереса и способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Участие в ll Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации»
Участие в ll Всероссийском конкурсе «Воспитатели России» в номинации «Лучший воспитатель образовательной организации»...
Моё lll место!!! В региональном этапе III Всероссийского конкурса «Воспитатели России» Номинация «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»
Мне очень интересно участвовать в различных конкурсах. Я творческий человек и всегда стремлюсь вперёд. Меня интересует опыт других педагогов, чтобы достичь новой точки в профессиональном росте и...
VI Всероссийский конкурс «Воспитатели России» Номинация: «Лучший молодой воспитатель образовательной организации «Молодые профессионалы»
Современный ритм жизни требует от педагога постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Педагог может называться педагогом с большой буквы, только если сам постоянн...
VI Всероссийский конкурс «Воспитатели России» номинация «Лучший воспитатель образовательной организации «Верность профессии»
Уже в детстве я была уверена, что буду педагогом, я нашла себя и свое призвание – быть воспитателем. Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперед, искат...
Материалы для участия в Всероссийской конкурсе "Воспитатели России". Номинация «Лучший воспитатель образовательной организации. «Верность профессии»
Актуальные изменения в дошкольном образовании будут происходить, если воспитатели и специалисты ДОУ будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. В этой связи особое значение п...
Заявка на участие в VIII Всероссийском конкурсе Воспитатели России в номинации " Лучший воспитатель образовательной организации "Верность профессии!"
Эту профессию я люблю с детства. Быть воспитателем - это значит снова переживать детство, радоваться, удивляться, как в первый раз чему-то новому и неизведанному. Воспитатель - человек с большой буквы...
Доклад для воспитателей по познавательному развитию детей "Воспитание экологической культуры"
Доклад для воспитателей по познавательному развитию детей "Воспитание экологической культуры" Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всесторон...