Имитация как основа развития: особенности обучения детей с РАС.
консультация по коррекционной педагогике
Имитация — одно из самых важных средств обучения. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Имитация как основа развития: особенности обучения детей с РАС. | 21.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №125.
Педагог-психолог: Рундау Андрей Игоревич.
Имитация как основа развития: особенности обучения детей с РАС.
Основным шагом обучения для ребенка с РАС является повторение или имитация действий взрослого или другого ребёнка.
Имитация — одно из самых важных средств обучения. Когда дети приобретают умение имитировать действия других, изменения в их развитии становятся значительными и заметными. Овладение речью, а также совершенствование этого навыка, в значительной степени будут зависеть от умения ребенка имитировать. Повторяя роли других людей, ребенок становится более общительным, социальным и начинает демонстрировать новые навыки. Из этого можно сделать вывод, что имитация — основа обучения.
Эта форма обучения, однако, является самой трудной для детей с РАС, потому что требует концентрации внимания на другом человеке и его действиях. Важно не только понять процесс имитации, но и использовать имитацию, чтобы приобретать новые умения и знания.
Для этого нужно выполнять упражнения на имитацию. Обычно занимаемся сидя друг напротив друга за столом. Также можно заниматься на полу, на пространстве, ограниченном ковром.
Осуществляется действие (например «подавать руку») и сразу дается инструкция «сделай так». Ребенок должен имитировать это действие — поэтому ему не дается устная инструкция «дай руку». Каждый раз, когда ребенок это делает с подсказкой или без, он получает вознаграждение и похвалу: кусочек чего-то вкусного, ободряющие похлопывания и «Молодец, как ты здорово подал руку!». В случае если ребенок не повторит действие, ему дается физическая подсказка: вы помогаете ему сделать жест, взяв его руки в свои.
В каждой сессии отрабатываются по три инструкции, и каждая повторяется по пять раз. В последующих сессиях каждая новая инструкция дается после того, как ребенок успешно освоил предыдущие.
Для занятий нужно выбирать места, где меньше отвлекающих стимулов, чтобы ребенок не отвлекался. Лучше всего, если занятия будут проходить в развлекательной форме с постоянным взаимодействием; тогда у ребенка будет формироваться положительный опыт. Иногда полезно использовать предметы, которые нравятся ребенку, чтобы привлечь его внимание и мотивировать: мыльные пузыри, волчки, свистульки, хлопушки, крутящиеся предметы, светящиеся игрушки и т.д.
Имитация с предметами. Имитация строительства башни из конструктора Лего. В данном случае он повторяет последовательность цветов, которые также называет. Уровень имитации с предметами более продвинутый.
Первый тип осознанной имитации, которую изучают дети — имитация простых действий с предметами. Сначала предлагаются наиболее привлекательные для ребенка предметы, используемые по прямому назначению, например: трясти погремушку или катать машинку, издавая звук “бррррр”. Следующим шагом будет имитация действий, где предмет используется не по назначению. Например, ударять палочкой по столу вместо барабана, так мы издаем шум, который нравится ребенку и привлекает его внимание.
Несколько общих примеров для имитации:
- Скатать шарик из пластилина
- Строить башню из 3 деталей Лего (позже можно усложнять конструкции)
- Нажимать на пищащую игрушку
- Катать машинку
- Изображать полет игрушечного самолетика
- Катать мяч по столу или по земле
- Бросать мяч назад
- Причесываться
- Умывать лицо с помощью губки
- Чистить зубы
- Положить 3 предмета в коробку
- Помещать маленький предмет внутрь большого
- Надевать кольца на вертикальную палочку
- Ударять крышками от кастрюль друг об друга
- Бить барабанной палочкой по кастрюле или по барабану
- Делать змейку из пластилина
- Сморкаться в платок
- Притворяться спящим
- Кормить куклу с ложечки
- Укладывать куклу спать
- Надевать шляпу
- Играть на маракасах и других музыкальных инструментах
- Открывать книгу
- Переворачивать страницы книги
- Открывать / закрывать дверь
- Включать/ выключать свет
- Помешивать ложкой в чашке сахар
- Пить из чашки
- Есть ложечкой (йогурт, например)
- Открывать / закрывать крышку бутылки
- Наливать воду из бутылки в стакан
- Катать коляску или тележку (можно с куклой)
- Возить за веревочку музыкальную игрушку
- Залезать в ящик и вылезать из него
- Залезать под стол
- Мять бумагу
- Рвать бумагу
Имитация с использованием крупной моторики. Перед тем, как начать действие, нужно привлечь внимание ребенка, а потом дать инструкцию: “Сделай так же».
Обычно имитация движений тела следует за имитацией с предметами: она труднее, потому что требует, чтобы ребенок запомнил, что ты сделал, и потом повторил это движение. Мы начинаем с простых движений, например, хлопать в ладоши — то, что многие дети делают спонтанно. Кроме того, это действие производит шум и есть возможность наблюдать, как другой человек продолжает осуществлять это действие одновременно с ребенком. Самые сложные движения, которые труднее всего видеть, мы будем практиковать ниже, например, коснуться носа или положить руки на голову будет труднее, потому что ребенок не может видеть, правильно ли он совершил действие. Хитрость: выполнять действие перед зеркалом, если не удается имитация лицом к лицу.
- Давать обе руки
- Давать обе ступни
- Поднимать руки
- Поднимать руки в стороны
- Трогать живот
- Мотать головой
- Махать рукой на прощание
- Потирать руки
- Хлопать руками над головой
- Сжимать кулаки
- Показывать пальцем
- Кивать головой
- Скрещивать руки на груди
- Обниматься
- Дотрагиваться до носа (и других частей лица)
- Чесать голову
- Прикрывать рот руками
- Наклонять голову вперед
- Вставать / садиться
- Приседать на корточки
- Ползать
- Идти на пятках
- Ходить на цыпочках, и т.д.
Имитация сложных движений(движения, осуществляемые с определенной конечной целью). Очень помогает использование зеркала.
Мы начинаем выполнять упражнения на праксию или артикуляционную гимнастику, которые эффективно способствуют развитию выразительности лица:
- Широко открывать рот и говорить “AAAAAAAAAAAA”
- Браться пальцами за кончик языка
- Высовывать язык
- Сжимать губы с силой (произнося звук MMMMM)
- Клацать зубами
- Смеяться
- Фыркать, как лошадь (BRRRR)
- Плотно сжимать губы
- Надувать щеки
- Изображать поцелуй (с шумом)
- Изображать крик индейца (БА, БА, БА, БА)
- Касаться верхних зубов языком
- Прикусывать зубами нижнюю губу
- Двигать языком влево/ вправо
- Двигать языком по кругу
- Брать ртом с руки, например, кусочки печенья
- Втягивать с силой вареные спагетти (это упражнение помогает научиться пить через соломинку)
- Пить через соломинку
- Отмечать поцелуй (накрашенными губами) на бумаге
Поскольку сначала ребенку сложно выполнить многие из этих упражнений, нужно помогать ему, например, двигая губы руками и т.д., но всегда нужно делать это весело. Во время таких занятий ребенка нужно усиленно хвалить, чтобы вокруг было много игрушек, которые ему очень нравятся, использовать игрушки с крутящимися элементами, свистеть в свистульки и гудеть и т.д. Иногда хорошо помогает чупа-чупс, йогурт или мороженое, чтобы заставить высунуть язык.Нам также очень помогало сидеть рядом и смотреться в зеркало.
Точное повторение и введение в латеральность.
С этими упражнениями ребенок станет лучше ощущать части своего тела и познакомится с понятием латеральности: что у нас есть правая и левая части тела.
- Поднять левую руку
- Поднять две руки
- Поднять правую руку
- Делать указательный жест правой рукой
- Прощаться правой рукой
- Прощаться левой рукой
- Положить две руки на живот
- Положить правую руку на живот
- Положить левую руку на живот
- Протягивать обе руки сразу
- Протягивать каждую руку по отдельности
- Топнуть правой ногой
- Топнуть левой ногой
- Топнуть дважды правой ногой
- Топнуть дважды левой ногой
- Топнуть по одному разу каждой ногой
- Топнуть по два раза каждой ногой
- Дотронуться большим пальцем до подбородка
- Соединять обе руки вместе
- Серии из двух упражнений
- Мы соединяем крупную моторику и имитацию с предметами
- Аплодировать и ставить кулак на стол
- Пить из чашки и класть ладонь на стол
- Дотронуться до носа и топнуть ногой по полу или земле
- Закрыть глаза и поднять руки
- Прыгнуть и покружиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями в развитии
У детей с тяжелыми нарушениями развития задерживается процесс восприятия предметов и овладения предметным действиями. Поэтому важно развивать мелкую моторику и координацию движений...
Особенности развития и обучения детей с синдромом Дауна.
Как много возниккает вопросов у педагогов и родителей о воспитании и развитии детей с синдромом Дауна. Как проводить занятия с такими детьми учитывая их индивидуальные особенности....
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.
Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...
«Специфика и основы развития творчества у детей на занятиях по обучению сюжетному рисованию»
Консультация для воспитателей...
Особенности развития и обучения детей с нарушением интеллекта
Умственная отсталость –стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим поражением коры головного мозга....
Выступление на родительском собрании «Особенности развития и обучения детей старшей группы»
Материал для воспитателей....
Особенности обучения детей с задержкой психического развития в образовательном процессе ДОУ
Аннотация: в статье рассматриваются особенности обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, коррекции их развития, показаны направления повышения результативности учебного п...