Статья АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация по коррекционной педагогике
В статье рассматриваются причины детской невнимательности и пути привлечения и удержания внимания. Предлагаются эффективные приёмы активизации и стимулирования внимания.
Материал в статье предназначен для широкого круга читателей, педагогов-психологов, учителей логопедов, дефектологов, педагогических работников и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья: АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Учитель-логопедя ГБОУ начальная школа – детский сад 696 Сизова И.В.
Проблема привлечения и удержания внимания детей актуальна и сложна.
Как привлечь, заинтересовать, организовать работу так, чтобы инициатива шла от ребенка- вот самая сложная задача педагога.
Именно в дошкольном возрасте следует вырабатывать у детей навыки и привычки, которые положат начало совершенствованию его личности, воспитанности и общему развитию.
Очень важно при этом отсутствие принуждения детей к деятельности.
Иногда бывает крайне трудно сосредоточить внимание ребенка на чем-то однообразном, неинтересном, но очень необходимом.
Почему так происходит? Как это преодолеть?
Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к понятию внимания и его свойствам.
Причины детской невнимательности
и пути активизации внимания детей
Причины невнимательности | Пути активизации внимания |
1. Общее состояние здоровья ребенка (простудные заболевания, насморк, аденоиды) | В этом случае родителям следует непременно обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность |
2. Обеднение кислородом системы кровоснабжения мозга (болезни, недостаток свежего воздуха) | Укрепление здоровья, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима проветривания помещения |
3. Перегрузка мозга большим количеством впечатлений (изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности. А неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность и мешает вниманию) | Соблюдением ребенком режима дня, снижение нагрузок ребенка занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т. п. Неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность и мешает вниманию. |
4. Освобождение ребенка (ст. д/в) от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов | Формирование интересов и приучение к систематическому должны быть хорошо и четко организованы, Продуктивнее ребенок будет заниматься тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено для занятий (нет ничего лишнего, есть все необходимое), когда устранены все сильные посторонние раздражители (громко включенный телевизор, радио, магнитофон и т.д.) |
5. Однообразная монотонная деятельность | Периодическая смена видов деятельности. Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работ, так как если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано с некоторыми трудностями (в частности, мешает концентрации внимания) и потерей времени. |
6. Отсутствие отдыха во время интенсивных умственных или физических нагрузок | Небольшой отдых (2-3 минуты), физкультминутка, дыхательные упражнения (при отсутствии медицинских показаний) полезно действуют на восстановление внимания детей. В это время также можно проветрить помещение, где занимается ребенок. |
7. Не соблюдаются требования к наглядности | Разнообразные наглядные пособия, несложные по содержанию, но яркие по оформлению. Важны все формы наглядности: предметная, изобразительная и словесная (четкое проговаривание, артикуляция) |
8. Сложность инструкции, многословие во время объяснения задания. | Четкость, лаконичность инструкций. Для детей мл д/в из 1-2 составляющих, для детей ст. д/в из 2-3, для детей 6-7 лет- 3-4 составляющие |
9. Настойчивое повторение того, что ребенок уже хорошо понял | Усложнение задания. Переход на качественно новый уровень |
10. Несоответствие заданий возрастным требованиям | Давать ребенку такие задачи, которые требовали бы от него усилий, но были бы ему доступны. Учитывать зону актуального развития |
11. Воспитание только произвольного, либо только непроизвольного внимания | Важно гармонично использовать как непроизвольное, так и произвольное внимание ребенка. Если стремиться воспитывать только произвольное внимание, то процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением и, как следствие, станет для старшего дошкольника тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Но, с другой стороны, если своей целью поставить только интересность и занимательность, то есть привлечение непроизвольного внимания, то у ребенка не воспитаются необходимая выдержка и сила воли. |
12. Замена игровой формы деятельности в дошкольном возрасте на «учебную» | В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от старшего дошкольника сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. |
#1058;ип темперамента (сила нервных процессов и степени подвижности); | Учитывать особенности темперамента в работе с ребенком. Рассеянность обычно свойственна детям, нервная система которых является слабой и инертной |
#1063;астые стрессы, конфликты в семье и ОУ | Снижение стрессовых факторов |
#1054;тсутствие мотивации | Повышение мотивации |
#1053;арушение внимания (гиперактивность, нарушение активности и внимания, импульсивность) | Проведение коррекционной работы |
#1054;собые образовательные потребности детей с ОВЗ (когда имеется дефект какого-либо анализатора (нарушение зрения, слуха), нарушение зрительного, слухового или тактильного восприятия, нарушение координации движений | Учет особых возможностей здоровья детей |
Таким образом, поскольку у детей дошкольного возраста внимание еще неустойчивое, рассеянное, воспитателям необходимо постоянно стимулировать их к деятельности, заинтересовывать используя различные приемы.
Приемы активизации и стимулирования внимания. Организация деятельности с детьми дошкольного возраста требует от педагога умений использовать разнообразные приемы для активизации и стимулирования внимания используются следующие приемы:
Название приема | Описание приема | |
Контрастные раздражители | ||
1. Прием «навязывания ритма» или Голосовая и эмоциональная модуляция | Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса; паузы. | |
2. Прием «навязывания темпа» или Модуляция темпа речи | Выдерживание паузы; изменение темпа речи от медленного до скороговорки. Резкое изменение скорости речи. | |
#1055;рерывание речи, использование антиципации (догадки) | Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух тем, кто догадался. Активность слушателя поощряется словесно или отметками. | |
#1046;естикуляция | Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные. | |
5. Прием «зрительного контакта» | Посмотреть и кивнуть отдельным детям | |
6. Прием «нейтральной фразы» | Фраза, не связанная с темой выступления, но значимая для ребенка, внимание которого нужно привлечь | |
7. Прием «акцентировки» | Использование служебных фраз типа «Обратите внимание», «Внимание» | |
#1069;кстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения) | Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п. Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание. Главное условие – внезапность: как бы случайно уронить книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение радио или магнитофон, включить или выключить свет, громко захлопнуть дверь, окно. Использовать колокольчик | |
«Просьба о помощи» | ||
5. «Провалы памяти». | Якобы забывание достаточно очевидных для группы элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., - с просьбой помочь вспомнить, поощрение активных. | |
#1040;ктивное ассистирование | Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта | |
«Эмоциональные раздражители» | ||
7. Интрига или загадка, сюрпризный момент | Присутствование сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого). Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей | |
8. «Коробка с сюрпризом» | В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает. | |
#1054;бучайте, играя | Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс. | |
10. Яркая наглядность | Большое значение для поддержания внимания дошкольников на протяжении всего занятия имеет качественная, яркая наглядность. Так как в наше время бумажная наглядность отходит на второй план, на занятиях можно использовать презентации. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей. | |
11. Разнообразная наглядность | Если есть возможность можно использовать природный материал или реальные предметы т. к. при просмотре презентации невозможно полностью передать все свойства дерева, поэтому лучше организовать выход во двор и обследовать его. Дети смогут определить гладкое оно или шершавое, тонкий ствол или толстый и надолго запомнить результаты обследования. | |
12. Эмоциональность педагога | Творческий подход к деятельности, юмор | |
Активная деятельность | ||
#1057;мена видов деятельности | Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. | |
13. Смена канала восприятия | Чтобы удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь снова послушайте». При смене канала восприятия внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут. Это первый способ привлечь и удержать внимание. | |
14. Разнообразный раздаточный материал | Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него. Отсюда следует, что в работе с детьми необходимо использовать практические методы, использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог повзаимодействовать с ним. | |
15. Обыгрывание проблемной ситуации | ||
16. Опора на личный опыт детей | ||
17. «Помощники» | Как известно, дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли. | |
17. Использование метода «вовлечение» | Метод «вовлечение» содержит в себе следующие приемы: - задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение, - допустить намеренно ошибку, - попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера. - можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить. Таким образом, дети вовлекаются в принятие решения, а это им, как правило, льстит. | |
15. Риторические вопросы | Повторение основных моментов в форме вопроса. А после небольшой паузы воспитатель сам отвечает на вопрос. | |
16. Контрольные вопросы | Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа; поощрение активных. | |
17. Наводящие вопросы | В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения. | |
18. Вопрос – предложение. | Смысловая антиципация. Выводы. На основании изложенного задается вопрос – предложение, требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее идет речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу. | |
19. Уточняющие вопросы. Встречные вопросы. | Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой. | |
20. Свободное конспектирование. Пересказ. | Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта. | |
21. Конспектирование опорных (ключевых) слов. | Предлагается слушателям записывать опорные (ключевые) слова сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста. | |
22. Конспект – рисунок. Ассоциативный рисунок. | Слушателям предлагается зарисовать возникающие по ходу изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути. Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение. | |
23. Тренировка кратковременной (слуховой) памяти(эхо). | Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо». | |
24. Тренировка внимания (карта острова сокровищ). | Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала. Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии – движение, кружки с крестиком внизу – остановки. Там, где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище»(сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее. | |
25. Тренировка внимания (соколиный глаз). | Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов – контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправления волос, очков, руки за спину – получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладет себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «соколиный глаз». | |
26. Активизация внимания (будильник). | Рекомендуется для вечерних занятий и во всех случаях, когда в группе слушателей ощущается усталость. Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Петров, Сидоров) вставай нас ждут великие дела!» названный слушатель должен встать и сказать: «Уже стою!»- затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала не обращая внимания на их диалог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.
Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...
Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.
"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста" Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования....
Статья Музыка как средство активизации развития творчества у детей дошкольного возраста.
Предназначена для воспитателей детского сада...
"Дыхательная гимнастика - технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"
Сегодня сохранение и укрепление здоровья одна из главных стратегических задач развития страны. поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, фор...
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста. Картотека дыхательной гимнастики»
Методическая разработка предназначена для всех категорий дошкольных работников, родителей....
Активизация и стимулирование внимания детей дошкольного возраста
Актуальность проблемы. Причины детской невнимательности и пути активизации внимания детей. Приемы активизация и стимулирование внимания детей дошкольного возраста. Условия активности вн...
Статья :«Развитие внимания детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим».
Внимание - сторона всех познавательных процессов сознания, и при том та их сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект....