Активизация и стимулирование внимания детей дошкольного возраста
консультация на тему

Актуальность проблемы. Причины детской невнимательности и пути активизации внимания детей. Приемы активизация и стимулирование внимания детей дошкольного возраста. Условия активности внимания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов51.01 КБ

Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность проблемы. Проблема привлечения и удержания внимания детей актуальна и сложна. Как привлечь, заинтересовать, организовать работу так, чтобы инициатива шла от ребенка- вот самая сложная задача педагога. Именно в дошкольном возрасте следует вырабатывать у детей навыки и привычки, которые положат начало совершенствованию его личности, воспитанности и общему развитию. Очень важно при этом отсутствие принуждения детей к деятельности.

Иногда бывает крайне трудно сосредоточить внимание ребенка на чем-то однообразном, неинтересном, но очень необходимом. Почему так происходит?  Как это преодолеть? Чтобы ответить на эти вопросы обратимся  к понятию внимания и его свойствам.        

Причины детской невнимательности и пути активизации внимания детей

Причины невнимательности

Пути активизации внимания

1. Общее состояние здоровья ребенка (простудные заболевания, насморк, аденоиды)

В этом случае родителям следует непременно обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность

2. Обеднение кислородом системы кровоснабжения мозга (болезни, недостаток свежего воздуха)

Укрепление здоровья, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима проветривания помещения

3. Перегрузка мозга большим количеством впечатлений (изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности. А неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность и мешает вниманию)

Соблюдением ребенком режима дня, снижение нагрузок  ребенка занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т.п. Неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность и мешает вниманию.

4. Освобождение ребенка (ст. д/в) от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов

Формирование интересов и приучение к систематическому должны быть хорошо и четко организованы, Продуктивнее ребенок будет заниматься тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено для занятий (нет ничего лишнего, есть все необходимое), когда устранены все сильные посторонние раздражители (громко включенный телевизор, радио, магнитофон и т.д.)

5. Однообразная монотонная деятельность

Периодическая смена видов деятельности. Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работ, так как если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано с некоторыми трудностями (в частности, мешает концентрации внимания) и потерей времени.

6. Отсутствие отдыха во время интенсивных умственных или физических нагрузок

Небольшой отдых (2-3 минуты), физкультминутка, дыхательные упражнения (при отсутствии медицинских показаний) полезно действуют на восстановление внимания детей. В это время также можно проветрить помещение, где занимается ребенок.

7. Не соблюдаются требования к наглядности

Разнообразные наглядные пособия, несложные по содержанию, но яркие по оформлению. Важны все формы наглядности: предметная, изобразительная и словесная (четкое проговаривание, артикуляция)

8. Сложность инструкции, многословие во время объяснения задания.

 Четкость, лаконичность инструкций. Для детей мл д/в из 1-2 составляющих, для детей ст. д/в из 2-3, для детей 6-7 лет- 3-4 составляющие

9. Настойчивое повторение того, что ребенок уже хорошо понял

Усложнение задания. Переход на качественно новый уровень

10. Несоответствие заданий возрастным требованиям

Давать ребенку такие задачи, которые требовали бы от него усилий, но были бы ему доступны. Учитывать зону актуального развития

11. Воспитание только произвольного, либо только непроизвольного внимания

Важно гармонично использовать как непроизвольное, так и произвольное внимание ребенка. Если стремиться воспитывать только произвольное внимание, то процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением и, как следствие, станет для старшего дошкольника тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Но, с другой стороны, если своей целью поставить только интересность и занимательность, то есть привлечение непроизвольного внимания, то у ребенка не воспитаются необходимая выдержка и сила воли.

12. Замена игровой формы деятельности в дошкольном возрасте на «учебную»

В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от старшего дошкольника сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Тип темперамента (сила нервных процессов и степени подвижности);

Учитывать особенности темперамента в работе с ребенком. Рассеяность обычно свойственна детям, нервная система которых является слабой и инертной

Частые стрессы, конфликты в семье и ОУ

Снижение стрессовых факторов

Отсутствие мотивации

Повышение мотивации

Нарушение внимания (гиперактивность, нарушение активности и внимания, импульсивность)

Проведение коррекционной работы

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ (когда имеется дефект какого-либо анализатора (нарушение зрения, слуха), нарушение зрительного, слухового или  тактильного восприятия, нарушение координации движений

Учет особых возможностей здоровья детей

1. Общее состояние здоровья ребенка напрямую сказывается на его внимании. Важно вовремя обращать внимание на появление простудных заболеваний, насморка, аденоидов и т.д., так как это мешает полноценному дыханию, что ведет к обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга и, как следствие, нарушению его нормальной работы. В этом случае родителям следует непременно обратиться к врачу, его советы помогут возвратить ребенку работоспособность.

2. Обеднению кислородом системы кровоснабжения мозга (болезни, недостаток свежего воздуха). Укрепление здоровья, прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима проветривания помещения

3. Одна из причин подлинной рассеянности внимания - перегрузка мозга большим количеством впечатлений. В связи с этим, во-первых, важно следить за соблюдением ребенком режима дня. Во-вторых, не стоит перегружать ребенка занятиями в различных кружках, студиях, посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми и т.п., так как изобилие впечатлений не дает ребенку возможности сосредоточиться на деятельности. А неупорядоченность увлечений укрепляет рассеянность и мешает вниманию.

4. Развитие внимания у старших дошкольников совершается не только в процессе обучения в дошкольном учреждении, но и в процессе воспитания ребенка в семье. Занимаясь воспитанием дошкольника, необходимо помнить, что решающее значение для развития внимания, да и личности ребенка в целом, имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Освобождение ребенка от всех его обязанностей и одновременно выполнение всех его прихотей, отсутствие нормирования времени занятий, отдыха, развлечений, разбросанность интересов также может вызывать быстрое утомление и «отключение» внимания у ребенка. Занятия старшего дошкольника должны быть хорошо и четко организованы. Продуктивнее ребенок будет заниматься тогда, когда есть четкий режим, хороший ритм работы, когда рабочее место (пусть это даже рабочий стол или парта) специально подготовлено для занятий (нет ничего лишнего, есть все необходимое), когда устранены все сильные посторонние раздражители (громко включенный телевизор, радио, магнитофон и т.д.). Но хотим оговориться, что это может быть очень индивидуально, поэтому важно найти наиболее благоприятный именно для каждого ребенка режим, ритм и внешние условия работы.

5. Однообразная монотонная деятельность. Наличие колебаний, отвлечения внимания, быстрая утомляемость детей требуют периодической смены видов деятельности. Разнообразить работу можно не только сменой занятий. Когда вы объясняете ребенку материал, старайтесь сделать его изложение не монотонным и однообразным, а так, чтобы оно носило живой, динамичный характер. Например, можно выбрать форму «вопрос - ответ», тогда ребенок не просто слушает объяснение, но и отвечает на вопросы. Такая форма сильнее активизирует работу ребенка, лучше привлекает внимание, чем просто объяснение или рассказ. Если же изучаемый материал должен носить исключительно характер рассказа и его сложно облечь в другую, интересную для ребенка форму, то в данном случае все равно есть выход. Необходимо постарайтесь, чтобы речь взрослого не представляла длинного однотонного монолога, например, взрослый может ставить вопросы, на которые сам и отвечает. Тогда речь будет напоминать живую беседу и легче привлечет внимание дошкольника.

К.Д. Ушинский писал: «Заставьте ребенка идти - он устанет очень скоро, прыгать - тоже, стоять - тоже, сидеть - также устанет; но он перемешивает все эти деятельности разных органов и резвится целый день, не уставая. То же самое касается и учебных занятий детей…». Однако не надо без нужды слишком часто менять виды работ, так как если она недостаточно продолжительна, то у ребенка не воспитывается устойчивость внимания. Кроме того, всякое переключение с одного вида занятий на другой связано с некоторыми трудностями (в частности, мешает концентрации внимания) и потерей времени.

6. Отсутствие отдыха во время интенсивных умственных или физических нагрузок. Небольшой отдых (2-3 минуты), физкультминутка, дыхательные упражнения (при отсутствии медицинских показаний) полезно действуют на восстановление внимания детей. В это время также можно проветрить помещение, где занимается ребенок.

7. Не соблюдаются требования к наглядности. Детям старшего дошкольного возраста необходимы разнообразные наглядные пособия, несложные по содержанию, но яркие по оформлению. Важны все формы наглядности: предметная, изобразительная и словесная. Например, для объяснения деления числа на два можно демонстрировать целый ряд разных интересных ребенку кружков, макетов яблок, грибков, сделанных из бумаги или других материалов и т.п. Необходимо помнить, что длительное слуховое сосредоточение представляет значительно большую трудность для ребенка по сравнению со зрительным.

8. Сложность инструкции, многословие во время объяснения задания. Большое значение для развития внимания имеет понимание старшим дошкольником того, чему его учат. Если что-либо для него не ясно, внимание может ослабнуть.

9. Настойчивое повторение того, что ребенок уже хорошо понял. Настойчивое повторение того, что ребенок уже хорошо понял, также ослабляет его внимательность.

10. Не соответствие заданий возрастным требованиям. Слишком легкая или слишком трудная работа плохо мобилизует внимание ребёнка. Поэтому нужно давать ребенку такие задачи, которые требовали бы от него усилий, но были бы ему доступны.

11. Воспитание только произвольного, либо только непроизвольного внимания.  Важно гармонично использовать как непроизвольное, так и произвольное внимание ребенка. Если стремиться воспитывать только произвольное внимание, то процесс обучения будет связан с большим постоянным напряжением и, как следствие, станет для старшего дошкольника тяжелым, неинтересным трудом, лишенным всяких радостей. Но, с другой стороны, если своей целью поставить только интересность и занимательность, то есть привлечение непроизвольного внимания, то у ребенка не воспитаются необходимая выдержка и сила воли. Занятия со старшим дошкольником необходимо строить так, чтобы привлекать оба вида внимания, по возможности чередуя их, и вызывать послепроизвольное внимание. Здесь важно отметить и тот факт, что для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания целесообразнее использовать только то, что связано с самим предметом обучения, так как привлечение ярких стимулов, не относящихся к изучаемому материалу, ведет скорее к рассеиванию, чем к активному сосредоточению внимания. На умственной деятельности легче сосредоточиться, если подкрепить ее практическими действиями. Например, чтение рассказа сопровождать конспектированием в виде зарисовки коротких мультфильмов (мнемосхем). Или можно предложить ребенку объяснить какой-то сложный материал кому-то, кто этого не знает или не понимает, например, любимой плюшевой собачке. Необходимо помнить, что внимание старшего дошкольника можно и необходимо воспитывать, оно должно поддерживаться рационально организованной деятельностью детей. Соответственно, главная роль здесь принадлежит взрослым, рядом с которыми растет и развивается ребенок.

12. Замена игровой форме деятельности в дошкольном возрасте на учебную. Игровая деятельность - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Не умаляет своего значение игра и в старшем дошкольном возрасте. Игра - особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у старших дошкольников продолжают активно развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от старшего дошкольника сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает дошкольника к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста [14].

13. Тип темперамента (сила нервных процессов и степени подвижности). Учитывать особенности темперамента в работе с ребенком

14. Нарушение внимания (гиперактивность, нарушение активности и внимания, импульсивность). Проведение коррекционной работы

15. Особые образовательные потребности детей с ОВЗ (когда имеется дефект какого-либо анализатора (нарушение зрения, слуха), нарушение зрительного, слухового или  тактильного восприятия, нарушение координации движений        Учет особых возможностей здоровья детей

Таким образом, поскольку у детей дошкольного возраста внимание еще неустойчивое, рассеянное, воспитателям необходимо постоянно стимулировать их к деятельности, заинтересовывать используя различные приемы.

Приемы активизации и стимулирования внимания. Организация деятельности с детьми дошкольного возраста требует от педагога умений использовать разнообразные приемы для активизации и стимулирования внимания используются следующие приемы:

Название приема

Описание приема

Контрастные раздражители

1. Прием «навязывания ритма» или Голосовая и эмоциональная модуляция 

Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса; паузы.

2. Прием «навязывания темпа» или Модуляция темпа речи 

Выдерживание паузы; изменение темпа речи от медленного

до скороговорки. Резкое изменение скорости речи.

3.Прерывание речи, использование антиципации (догадки)

Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух тем, кто догадался. Активность слушателя поощряется словесно или отметками.

4.Жестикуляция

Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.

5. Прием «зрительного контакта»

Посмотреть и кивнуть отдельным детям

6. Прием «нейтральной фразы»

Фраза, не связанная с темой выступления, но значимая для ребенка, внимание которого нужно привлечь

7. Прием «акцентировки»

Использование служебных фраз типа «Обратите внимание», «Внимание»

7.Экстрараздражители (звуки или световые сигналы, не связанные с содержанием сообщения)

Как бы случайно, но главное – внезапно, педагог роняет ручку, книгу, резко открывает (закрывает) окно, дверь, включает (выключает) музыку, свет и т. п. Неожиданные раздражители вызывают ориентировочную реакцию и активизируют внимание.

Главное условие – внезапность: как бы случайно уронить

книгу, указку, опрокинуть стул, включить на мгновение радио или магнитофон, включить или выключить свет, громко захлопнуть дверь, окно.  Использовать колокольчик

«Просьба о помощи»

5. «Провалы памяти».

Якобы забывание достаточно очевидных для группы элементов сообщения: дат, имен, терминов, названий и т.д., - с

просьбой помочь вспомнить, поощрение активных.

6.Активное ассистирование 

Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта

«Эмоциональные раздражители»

7. Интрига или загадка, сюрпризный момент

Присутствование сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого). Начните занятие с загадочного предмета (у меня для вас есть что-то интересненькое) или загадки (угадайте, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность способны привлечь внимание детей 

8. «Коробка с сюрпризом»

В начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

9.Обучайте, играя

Простая фраза: «давай посмотрим, кто быстрее сможет это сделать…» обеспечит вам всестороннее внимание детей и вовлеченность их в процесс.

10. Яркая наглядность

Большое значение для поддержания внимания дошкольников на протяжении всего занятия имеет качественная, яркая наглядность. Так как в наше время бумажная наглядность отходит на второй план, на занятиях можно использовать презентации. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей.

11. Разнообразная наглядность

Если есть возможность можно использовать природный материал или реальные предметы т. к. при просмотре презентации невозможно полностью передать все свойства дерева, поэтому лучше организовать выход во двор и обследовать его. Дети смогут определить гладкое оно или шершавое, тонкий ствол или толстый и надолго запомнить результаты обследования.

12. Эмоциональность педагога

Творческий подход к деятельности, юмор

Активная деятельность

12.Смена видов деятельности

Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем идет речь. А теперь давайте попробуем изобразить это в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте.

13. Смена канала восприятия

Чтобы удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь снова послушайте». При смене канала восприятия внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут. Это первый способ привлечь и удержать внимание.

14. Разнообразный раздаточный материал

Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него. Отсюда следует, что в работе с детьми необходимо использовать практические методы, использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог повзаимодействовать с ним.

15. Обыгрывание проблемной ситуации

16. Опора на личный опыт детей

17. «Помощники»

Как известно, дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли.

17. Использование метода «вовлечение»

Метод «вовлечение» содержит в себе следующие приемы:

- задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,

- допустить намеренно ошибку,

- попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.

- можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить.

Таким образом, дети вовлекаются  в принятие решения, а это им, как правило, льстит.

15. Риторические вопросы

Повторение основных моментов в форме вопроса. А после небольшой паузы воспитатель сам отвечает на вопрос.

16. Контрольные вопросы

Задается вопрос по только что изложенному материалу с требованием исчерпывающего ответа; поощрение активных.

17. Наводящие вопросы

В случае затруднения ответа на контрольный вопрос, косвенно описывающий смысл изложенного ранее фрагмента сообщения.

18. Вопрос – предложение.

Смысловая антиципация. Выводы.

На основании изложенного задается вопрос – предложение,

требующий для ответа смысловой догадки, о чем далее идет

речь, и какие выводы можно сделать по изложенному материалу.

19. Уточняющие вопросы. Встречные вопросы.

Слушателям предлагается после каждого смыслового фрагмента задавать уточняющие вопросы по изложенной теме или встречные вопросы на догадку: о чем пойдет речь далее. Активность поощряется оценкой.

20. Свободное конспектирование. Пересказ.

Предлагается слушателям составлять по ходу изложения конспект в свободной форме. Контроль в виде поочередного пересказа темы с использованием личного конспекта.

21. Конспектирование опорных (ключевых) слов.

Предлагается слушателям записывать опорные (ключевые) слова  сообщения. Один из слушателей может это делать на доске. Контроль зачитывания по очереди опорных слов с подчеркиванием повторяющихся у слушателей слов; объяснение отличия опорных слов от слов контекста.

22. Конспект – рисунок. Ассоциативный рисунок.

Слушателям предлагается зарисовать возникающие по ходу

изложения ассоциации, раскрывающие их понимание сути.

Контроль в виде конкурса рисунков, их обсуждение.

23. Тренировка кратковременной (слуховой) памяти(эхо).

Преподаватель прерывает рассказ буквально на полуслове и требует от любого слушателя повторить последнее предложение без искажений: «Как эхо».

24. Тренировка внимания (карта острова сокровищ).

Неспецифическая активация внимания косвенно помогает удерживать внимание на изложении учебного материала. Преподаватель предлагает слушателям нарисовать план класса и во время урока отмечать его передвижение по классу: линии – движение, кружки с крестиком внизу – остановки.

Там, где он будет останавливаться реже всего, спрятано «сокровище»(сувенир, лакомство). Приз получит тот, кто назовет это место и чья карта аккуратнее и подробнее.

25. Тренировка внимания (соколиный глаз).

Преподаватель предлагает следить во время урока за его жестами. Можно составить список жестов. Один из этих жестов – контрольный. Кто правильно подсчитает, сколько раз использовался этот жест поправления волос, очков, руки за

спину – получает приз. Преподаватель записывает название контрольного жеста и количество его повторов на листочке и кладет себе на стол. В конце урока проводится опрос слушателей и выявляется победитель, который награждается призом и титулом «соколиный глаз».

26. Активизация внимания (будильник).

Рекомендуется для вечерних

занятий и во всех случаях, когда в группе слушателей ощущается усталость. Перед уроком преподаватель пишет числовой ряд на листочке, разбивая время урока на интервалы, кратные 3 минутам, а напротив них пишет в случайном порядке фамилии слушателей. Кидается жребий среди слушателей: кому быть «будильником». «Будильник» получает листочек с временными интервалами и фамилиями. Ему нужно будет следить за часами и по истечении каждого временного интервала громко говорить фразу: «Иванов (Петров, Сидоров) вставай нас ждут великие дела!» названный слушатель должен встать и сказать: «Уже стою!»- затем вновь сесть на свое место. Преподаватель должен продолжать изложение материала не обращая внимания на их диалог

 

Рекомендации для педагогов. Условия активности внимания.

Решить проблему невнимательности детей можно, если учитывать особенности детей, использовать эффективные приемы активизации и стимулирования внимания детей, следовать определенным правилам на занятии.

- Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Дошкольники должны «весело учиться». Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от занятий. К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого.

- Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.

- На занятиях обязательно должна быть мера. Если ребенок устал, утомился, начал вертеться – необходимо сменить деятельность или активизировать его внимание специальными способами; Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятияразличных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут.

- Для того, чтобы дети не утомлялись, а активно воспринимали даваемый им материал, воспитатель должен соблюдать следующие правила: устную (фронтальную) работу давать «парциально», до 7 минут за один раз, монологическую речь воспитателя дети сосредоточенно могут слушать до 4 минут, первый спад работоспособности на занятии происходит после 15 минут, второй после 25 минут.

- Недостаточное количество нового, «знакомость» или излишняя сложность изучаемого материала, снижет интенсивность внимания, вызывает падение интереса. Необходимо помнить, что чрезмерное насыщение занятия новым материалом утомляет внимание, делает его поверхностным. Много нового – трудно, мало нового – скучно.

- Воспитатель всегда должен думать об эффекте последствия, т.е. о том, что активность внимания всегда зависит и от предшествующих событий.

- Чередование активизации и расслабления – обязательное условие активного внимания

- Активное внимание дошкольника непосредственно связана с наблюдательностью

- Внимание ребенка активизируется и поддерживается мышлением, умственной, строго направленной работой

- Педагогу необходимо избегать организационных и методических ошибок пир подготовке и проведении занятия

- Обучайте, играя. Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру. Используйте это! Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников.

Игру недаром называют "ведущей: именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых. Через игру ребенок познает самого себя, свои возможности. «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности" - отмечал В. А. Сухомлинский. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Простая фраза вроде: “давай посмотрим, кто быстрее может это сделать …» обеспечит вам всестороннее внимание детей и полную их вовлеченность в процесс.

• Дайте возможность обрести реальный опыт. Дети любят то, к чему могут прикоснуться, ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Стремитесь строить занятия таким образом, чтобы учебная информация поступала по этим каналам. Ребёнок должен не только слышать объяснения педагога, но и увидеть, потрогать или даже понюхать.

• Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка. Примером этого служит веселый детский стишок СМихалкова:

"Мы гуляли по Неглинной,

Заходили на бульвар,

И купили синий-синий,

Презеленый, красный шар"!

Цвет - это отличное средство управлять детьми. Мы все можем применять это средство, чтобы обучать, подталкивать и вдохновлять подрастающее поколение.

• Сочиняйте сказки. Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Все любят сказки, а дети больше всего. Новейшие нейро - маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории - это отличный способ научить ребенка чему-либо. Во время рассказа предлагайте детям активные роли, вовлекайте детей, заставляя их действовать в некоторых частях или давая возможность предсказать некоторые события, и вы, несомненно, окажетесь в центре их внимания.

• Используйте музыку. Дети очень любят петь и танцевать! Используя эту привязанность детей к музыке, возможно, повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка. Музыка – самый эмоциональный вид искусства, поэтому она должна быть постоянным спутником повседневной жизни детей. Музыка помогает детям отражать окружающий их мир в ярких образах, вызывать сопереживание этих образов, будить чувства и мысли, стремление к деятельности, формирует внутренний духовный мир ребенка, побуждает к творчеству. Включайте музыкальные паузы в повседневную жизнь детского сада: пусть она звучит во время гимнастики, игр, развлечений, на прогулках и экскурсиях. Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку.

• Дети непременно должны видеть «продукт» своего изучения: рисунок, поделку и обязательно выполненное упражнение. Рисование, лепка, аппликация, конструирование, проигрывание определенных ситуаций и ролей способствуют раскрытию индивидуальности ребёнка, а положительные эмоции, ощущаемые детьми при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает детям справиться с различными трудностями, создаёт радостное настроение от полученного результата, закрепляет полученные знания.

Условия активизации непроизвольного внимания детей на занятии.

- вопросы о том, что нового будет на занятии;

- яркая наглядность;

- игровая форма работы;

- пауза вместо замечания;

- стихи, исторический материал, межпредметные связи.

Условия поддержания устойчивого произвольного внимания старшего дошкольника необходимы следующие условия:

- отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;

- привычные условия для деятельности. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если сам процесс ребёнку интересен, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания;

- существование устойчивого интереса к процессу и результату деятельности;

- создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шум, громкая музыка, резкие звуки, запахи и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания при выполнении игровых действий, но даже и усиливают его;

- тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать наблюдательность у детей. На развитие произвольного внимания влияет формирование речи и способности выполнять указания взрослых. Под влиянием игры внимание ребенка старшего дошкольного возраста достигает достаточно высокой степени развития. Большое значение для развития целенаправленного внимания в этом возрасте имеет обучающая игра, так как она всегда имеет задачу, правила, действия и требует сосредоточенности. Чтобы своевременно развивать у детей определенные качества внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность) и способность управлять ими, необходимы специально организованные игры и упражнения. В одних играх надо учитывать разные требования задачи, в других - уметь выделять и помнить цель действия, в третьих - вовремя переключать внимание, в четвертых - сосредоточенность и устойчивость внимания, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения.

Само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают старшего дошкольника в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те же средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять вниманием

На всем протяжении дошкольного возраста ребёнка притягивает эмоционально насыщенный материал. Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от старшего дошкольника переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Если для младших школьников обычно необходимо, чтобы взрослый организовал его деятельность и чётко определил стоящее перед ним игровое задание (лишь при этих условиях малыши могут на первых порах обнаружить произвольное внимание), то старшие дошкольники могут делать это самостоятельно.

Организовывая соответствующим образом деятельность детей, мы побуждаем старших дошкольников намеренно обратить внимание на некоторые особенности окружающей обстановки. Так, намеренно изменили обычное расположение игрушек и мебели в одной из комнат детского сада, поместили на витрину новую книгу, но дети не обратили на это никакого внимания. Тогда мы намеренно поставили перед ними специальное задание: отмечать каждый раз, приходя утром в группу, какие изменения произошли в их комнате, придав этому заданию характер игры-соревнования (кто точнее и лучше заметит произошедшие перемены).

После этого дети, приходя утром в группу, сосредоточенно рассматривали окружающую обстановку, отмечая малейшие изменения, произошедшие в ней со вчерашнего дня.

3. При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относятся:

- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);

- организация игры (четкое начало и окончание; наличие необходимых атрибутов для игры и т.д.);

- последовательность и систематичность требований взрослого;

- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным) является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка и др.

Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка, насколько вовремя он может применить тот или иной способ активизации внимания, а нестандартные ходы воспитателя, творчество и выдумка – наши верные в этом помощники.

 И не менее важно эмоциональное состояние самого педагога.  Наличие признаком эмоционального выгорания педагога является главной помехой в решении проблемы активизации внимания детей, потому что внимание уставшего педагога сосредоточенно, прежде всего, на собственной внутреннем мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Современные технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"  Охрана и укрепление здоровья детей – по-прежнему остаются одной из приоритетных задач дошкольного образования....

"Дыхательная гимнастика - технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста"

Сегодня сохранение и укрепление здоровья одна из главных стратегических задач развития страны. поэтому важным направлением в дошкольном воспитании сегодня является повышение уровня здоровья детей, фор...

Презентация. Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста.

Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста....

"Дыхательная гимнастика" – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возрастаВ работе c детьми дошкольного возраста мы используем дыхательные гимнастики...

Консультация родителям «Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста»

laquo;Пальчиковая гимнастика – здоровьесберегающая технология сохранения и стимулированияздоровья детей дошкольного возраста»Здоровьесберегающая технология – это система мер, включа...