Музыкально-коррекционные занятия с детьми с ЗПР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Музыкально-коррекционное занятие является составной частью общей системы коррекционной помощи в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno_korrektsionnye_zanyatiya.docx | 18.46 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-коррекционные занятия для детей с ЗПР
В системе комплексного метода работы с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях компенсирующего ДОУ особое место занимают музыкально-коррекционные занятия, которые объединяют психотерапевтические, музыкально-коррекционные и общевоспитательные задачи.
Музыкально-коррекционное занятие является составной частью общей системы коррекционной помощи в дошкольном учреждении.
Подобные занятия являются своеобразным итогом коррекционно-педагогической и музыкально-воспитательной работы с детьми за определенный период. Такие занятия проводятся один раз в месяц вместо последнего музыкального занятия и преследуют следующие задачи:
- закрепить знания детей по некоторым темам;
- обогатить словарный запас детей, повысить уровень интеллектуального и речевого развития;
- развивать музыкальный, звуковысотный, тембровый, динамический слух;
- развивать пространственную организацию движений у детей;
- совершенствовать слуховое внимание, память, мышление;
- учить детей мягкой голосоподаче, регуляции силы голоса;
- учить детей управлять мышцами лица, рук, туловища и ног;
- формировать выразительность движений под музыку, совершенствуя вместе с этим чувство ритма;
- учить выражать основные эмоции, умению правильно проявлять свои чувства при помощи мышц лица, пантомимических движений, понимать эмоции окружающих и сопереживать им;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков.
Как и все другие занятия в ДОУ компенсирующего вида, музыкально-коррекционные занятия в системе всей коррекционно-педагогической работы направлены на предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами музыки, музыкальной деятельности, улучшение качественных характеристик движений. Помимо этого подобные занятия развивают такие важные для подготовки к школьному обучению личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения.
Музыкально-коррекционные занятия проходят на фоне эмоционального подъема, что обеспечивается тщательным отбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, умелым его проведением. При проведении таких занятий следует постоянно учитывать быструю психическую и физическую истощаемость детей, а значит чередовать нагрузку и отдых, напряжение и расслабление.
В основе музыкально-коррекционных занятий положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами, что позволяет заинтересовать и долгое время концентрировать внимание детей с ЗПР.
Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания-восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция. Развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкость).
При построении музыкально-коррекционных занятий следует учитывать ряд необходимых условий, а именно:
- умственные, физические, эмоциональные нагрузки детей;
- обеспечивать взаимосвязь и логическую последовательность всех видов музыкальной деятельности;
- учитывать возрастные особенности детей и специфику имеющихся отклонений в их развитии;
- обеспечивать соответствие учебным и воспитательным задачам музыкального развития.
Структура занятия.
- Вводная часть – двигательная разминка, включающая в себя разминку в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега.
- Основная часть – состоит из упражнений на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей. Кроме того в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекции пения с движениями. Здесь же используется игра на ДМИ, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.
- Заключительная часть включает в себя музыкально-ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.
Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность. Так, в процессе слушания - восприятия музыки у детей развивается произвольность процесса восприятия, внимания, памяти, мышления, расширяются границы знаний и представлений об окружающем мире, о человеческих эмоциях, чувствах, взаимоотношениях.
В процессе певческой деятельности у детей с ЗПР развивается речь, совершенствуются звукопроизношение, артикуляция, развиваются музыкально-сенсорные способности, связанные с различением высоты, длительности, тембра (окраски) звука, его динамики (громкости).
Предлагаемые занятия могут быть использованы в качестве развлечений после знакомства с соответствующими темами. Материал занятий музыкальный руководитель вправе взять выборочно, сократив при необходимости, объем занятия с учетом психофизиологических особенностей детей и специфики работы в дошкольном учреждении.
Результативность музыкально-коррекционных занятий наглядно прослеживается на динамике психического развития воспитанников с ЗПР: в формировании у них чувства уверенности в собственных силах, гармонизации эмоционально-личностной сферы, развитии психических и физических качеств в соответствии с психофизиологическими особенностями и возможностями через общение с музыкой. Здесь в полной мере срабатывает принцип: музыка радует – музыка воспитывает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового музыкального коррекционного - игрового занятия с детьми старшей группы с ОНР "Зима".
Цель: расширение и активация словарного запаса детей по теме....
Конспект подгруппового музыкального коррекционного - игрового занятия с детьми старшей группы с ОНР "Осень".
Цель: расширение и активизация словарного запаса по теме....
Музыкально-коррекционное занятие с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие с Колобком»
Музыкально-коррекционное занятие с детьми младшего дошкольного возраста с ОВЗ «Путешествие с Колобком»...
Музыкально-коррекционные занятия как инновационная форма дополнительных музыкальных занятий с детьми с нарушением ОДА
У дошкольников с нарушением ОДА наблюдается отставание в двигательной сфере, снижение внимания и высокая степень утомляемости. Поэтому на дополнительных занятиях с такими детьми так необходи...
Конспект музыкально-коррекционного занятия с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Конспект музыкально-коррекционного занятияс детьми дошкольного возраста с ОВЗ...
Конспект интегрированной музыкальной коррекционно- образовательной деятельности с детьми старшей группы (ТНР) по лексической теме «Игрушки»
Цель: Обобщать знания детей об игрушках. Образовательные задачи: уточнять и развивать знания детей об игрушках. Коррекционно ...