Консультация для воспитателей: "Методы и приемы обучения дошкольников с нарушениями зрения"
консультация по коррекционной педагогике

В данном материале говорится о методах и приемах обучения детей с нарушениями зрения. Даны не только общедидактические методы, но и специальные, направленные на развитие зрения и зрительного восприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Методы и приёмы обучения дошкольников

с нарушениями зрения»

                                                       

                                                       Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2024

Методы и приёмы обучения детей

с нарушениями зрения

     Эффективность работы педагога зависит от выбранных методов и приемов обучения.

Метод обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности  педагога и ребенка, направленные на достижение целей образования с учетом состояния здоровья.

Метод обучения состоит из приемов обучения.

Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия педагога и ребенка в процессе реализации методов.

      Методы обучения детей с нарушениями зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию в развитии детей.

     Для глубокого усвоения знаний детьми необходимо сочетать при объяснении нового материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом.

Выбор методов и приемов должен учитывать:

  • возрастные и индивидуальные возможности детей
  • состояние зрительных функций, уровень развития зрительного восприятия
  • смену деятельности на занятиях, введение физминутки, как обязательной части любого занятия
  • правильный способ деятельности, а не только его результаты

Например, очень важно, чтобы ребенок при составлении узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем использовал углы, правую, левую сторону, верх, низ, между и т.д. Правильно воспроизводил направление, пространственное расположение фигур.

Специальные задачи коррекционно-воспитательной работы:

  • развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении зрительных функций
  • развитие сохранных органов чувств: слуха, осязания, обоняния, вкуса

Зрительные функции включают:  светоощущение, цветоощущение, центральное зрение, остроту зрения, бинокулярное зрение.

Поэтому, проводя коррекционную работу в детском саду,  учитель - дефектолог использует как дидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на стимуляцию зрения и развитие сохранных органов чувств.

Методы обучения:

Дидактические:

  • Наглядные
  • Словесные
  • Практические

Специальные:

  • Методы стимулирования зрительных функций

Наглядный метод

  • способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия
  • развитию наблюдательности, формированию образов памяти

К числу наглядных методов относятся наблюдение окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности.

Обязательными компонентами каждого метода являются различные приемы.

Наглядный метод включает:

  • прием демонстрации объекта
  • прием использования зрительного образца
  • использование наглядного материала и пособий

Для детей с нарушением зрения при использовании данных приемов должен соблюдаться ряд требований:

  •   более крупный фронтальный материал (до 15 - 20 см) и дифференцированный индивидуальный материал (1 - 5 см)
  •  использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов
  •  преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкого аппарата глаз
  • использование подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении
  •  в зависимости от диагноза весь материал должен быть разделен по размерам, должен быть четким и контрастным (ярким, но не люминесцентным, объемным, предметным, иллюстративно-адаптированным)

У детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции, поэтому к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования.

 

Словесный метод

Цель:

  • помочь ребенку с нарушением зрения в процессе чувственного познания осознать и осмыслить воспринимаемый образ
  • организация деятельности и уточнение последовательности выполнения заданий

Приемы метода:

  • беседа

Проводится с целью актуализации опыта детей, может быть вводная, заключительная, обобщающая.

  • описание объекта восприятия или рассматривания

В описании сообщаются сведения о внешнем облике объекта, при этом

тифлопедагог придерживается алгоритма рассматривания объекта.

  • объяснение
  • вопросы

Используется с целью организации восприятия, концентрации внимания, активизации мыслительной деятельности. Способствует установлению причинно-следственных связей

  • Инструкция (установка)

Дается детям для выполнения развивающего задания. Носит сжатый характер, чем отличается от объяснения, используется когда дети уже знакомы со способом решения задачи. Должна быть максимально лаконичной и нацеливать детей на определенный вид работы.

  • Пояснение

Используется с целью обращения внимания на какой-либо элемент задачи.

  • Слуховой диктант

Выполнение цепочки действий по словесной установке.

  • Чтение стихотворений, рассказов, загадок

Практический метод

  • дает возможность ребенку самостоятельно, путем практических действий с предметами ( или их изображениями) определить их основные свойства
  • направлен на проверку точности чувственного образа, на обогащение зрительного опыта и т.д.

Среди приемов данного метода можно выделить:

  • игровые задания детям

Выполнение заданий, активизирует механизмы и свойства зрительного

восприятия (элементы дидактической игры, графические задания

направленные на сенсорные операции, оперирование образами, регуляция и контроль за действиями и т.д.)

Игровые задания можно разделить на две группы:

  • развивают  мышление и практическую деятельность:

- разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки и др.) в

определенном порядке (от большого к маленькому, от светлого к

темному и т.д.) или направлении (по кругу, слева направо, сверху вниз);

- дополни или дорисуй недостающие части, детали;

- переведи через аппарат «Светлячок», выдели другим цветом заданный объект;

- сгруппируй картинки по определенному признаку;

-составь целое из частей;

- составь узор, выложи его из мозаики;

- расставь предметы в пространстве под словесную диктовку.

  • практические задания, в процессе решения ребенок должен выполнить конкретное действие и получить определенный результат:

- найди пару: наложи, положи рядом, соедини линией;

- вырезание контурных изображений предметов;

- узнай на вкус, узнай по запаху

- измерь расстояние до предмета;

- обведи рисунок по трафарету, через аппарат «Светлячок».

  • Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие

осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта, либо оформляется словесно:

- разложи элементы в том же порядке, что и на образце или по словесной инструкции;

- сравни с образцом, найди, что лишнее, что изменилось, чего не достает;

-найди пару предложенному образцу;

- покажи, чего не хватает

Вывод: использование наглядного, словесного и практического методов и сочетание их в тесной взаимосвязи формирует  целостные образы окружающего мира.

Специальные методы:

Методы стимулирования зрительных функций (здоровьесберегающие технологии)

  • Методика В. Ф. Базарного
  • Методика У.Г. Бейтса
  • Зрительные нагрузки по системе Л. А. Григорян
  • Гимнастика для глаз по методике Э. С.  Аветисова
  • Игры и упражнения в сенсорной комнате


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения

В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.  Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...

Организация предметно – развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.

Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...

« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»

В данной работе описана роль    развития познавательной активности и исследовательского поведения у  детей с нарушением зрения    в особой, специально организованной...

Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".

При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...

Консультация для воспитателей "Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения"

    Формирование предметных представлений является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Осознанное восприятие предметного мира формирует у детей реальные представл...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения

Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...

Консультация для воспитателей: "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактическую игру"

В данном материале содержатся игры и упражнения по развитию сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения. Материал дан по возрастам. Указаны цели каждой игры....