Консультация для воспитателей: "Методы и приемы обучения дошкольников с нарушениями зрения"
консультация по коррекционной педагогике
В данном материале говорится о методах и приемах обучения детей с нарушениями зрения. Даны не только общедидактические методы, но и специальные, направленные на развитие зрения и зрительного восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_metody_i_priemy_obucheniya_doshkolnikov_s_narusheniyami_zreniya.docx | 25.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА
ДЕТСКИЙ САД № 113
Консультация для воспитателей:
«Методы и приёмы обучения дошкольников
с нарушениями зрения»
Учитель-дефектолог
Буздырина Ольга Борисовна
Калининград 2024
Методы и приёмы обучения детей
с нарушениями зрения
Эффективность работы педагога зависит от выбранных методов и приемов обучения.
Метод обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности педагога и ребенка, направленные на достижение целей образования с учетом состояния здоровья.
Метод обучения состоит из приемов обучения.
Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия педагога и ребенка в процессе реализации методов.
Методы обучения детей с нарушениями зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию в развитии детей.
Для глубокого усвоения знаний детьми необходимо сочетать при объяснении нового материала слово, образ и практическое действие, давать их в тесной связи и взаимодействии друг с другом.
Выбор методов и приемов должен учитывать:
- возрастные и индивидуальные возможности детей
- состояние зрительных функций, уровень развития зрительного восприятия
- смену деятельности на занятиях, введение физминутки, как обязательной части любого занятия
- правильный способ деятельности, а не только его результаты
Например, очень важно, чтобы ребенок при составлении узора не хаотично выполнял действия, а мысленно и последовательно заполнял лист, начиная с центра, затем использовал углы, правую, левую сторону, верх, низ, между и т.д. Правильно воспроизводил направление, пространственное расположение фигур.
Специальные задачи коррекционно-воспитательной работы:
- развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении зрительных функций
- развитие сохранных органов чувств: слуха, осязания, обоняния, вкуса
Зрительные функции включают: светоощущение, цветоощущение, центральное зрение, остроту зрения, бинокулярное зрение.
Поэтому, проводя коррекционную работу в детском саду, учитель - дефектолог использует как дидактические методы и приемы, так и специальные, направленные на стимуляцию зрения и развитие сохранных органов чувств.
Методы обучения:
Дидактические:
- Наглядные
- Словесные
- Практические
Специальные:
- Методы стимулирования зрительных функций
Наглядный метод
- способствуют обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия
- развитию наблюдательности, формированию образов памяти
К числу наглядных методов относятся наблюдение окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности.
Обязательными компонентами каждого метода являются различные приемы.
Наглядный метод включает:
- прием демонстрации объекта
- прием использования зрительного образца
- использование наглядного материала и пособий
Для детей с нарушением зрения при использовании данных приемов должен соблюдаться ряд требований:
- более крупный фронтальный материал (до 15 - 20 см) и дифференцированный индивидуальный материал (1 - 5 см)
- использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов
- преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкого аппарата глаз
- использование подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении
- в зависимости от диагноза весь материал должен быть разделен по размерам, должен быть четким и контрастным (ярким, но не люминесцентным, объемным, предметным, иллюстративно-адаптированным)
У детей с нарушениями зрения страдают различные зрительные функции, поэтому к использованию наглядного материала и его демонстрации предъявляются специальные требования.
Словесный метод
Цель:
- помочь ребенку с нарушением зрения в процессе чувственного познания осознать и осмыслить воспринимаемый образ
- организация деятельности и уточнение последовательности выполнения заданий
Приемы метода:
- беседа
Проводится с целью актуализации опыта детей, может быть вводная, заключительная, обобщающая.
- описание объекта восприятия или рассматривания
В описании сообщаются сведения о внешнем облике объекта, при этом
тифлопедагог придерживается алгоритма рассматривания объекта.
- объяснение
- вопросы
Используется с целью организации восприятия, концентрации внимания, активизации мыслительной деятельности. Способствует установлению причинно-следственных связей
- Инструкция (установка)
Дается детям для выполнения развивающего задания. Носит сжатый характер, чем отличается от объяснения, используется когда дети уже знакомы со способом решения задачи. Должна быть максимально лаконичной и нацеливать детей на определенный вид работы.
- Пояснение
Используется с целью обращения внимания на какой-либо элемент задачи.
- Слуховой диктант
Выполнение цепочки действий по словесной установке.
- Чтение стихотворений, рассказов, загадок
Практический метод
- дает возможность ребенку самостоятельно, путем практических действий с предметами ( или их изображениями) определить их основные свойства
- направлен на проверку точности чувственного образа, на обогащение зрительного опыта и т.д.
Среди приемов данного метода можно выделить:
- игровые задания детям
Выполнение заданий, активизирует механизмы и свойства зрительного
восприятия (элементы дидактической игры, графические задания
направленные на сенсорные операции, оперирование образами, регуляция и контроль за действиями и т.д.)
Игровые задания можно разделить на две группы:
- развивают мышление и практическую деятельность:
- разложи объекты (эталонные образцы, карточки, картинки и др.) в
определенном порядке (от большого к маленькому, от светлого к
темному и т.д.) или направлении (по кругу, слева направо, сверху вниз);
- дополни или дорисуй недостающие части, детали;
- переведи через аппарат «Светлячок», выдели другим цветом заданный объект;
- сгруппируй картинки по определенному признаку;
-составь целое из частей;
- составь узор, выложи его из мозаики;
- расставь предметы в пространстве под словесную диктовку.
- практические задания, в процессе решения ребенок должен выполнить конкретное действие и получить определенный результат:
- найди пару: наложи, положи рядом, соедини линией;
- вырезание контурных изображений предметов;
- узнай на вкус, узнай по запаху
- измерь расстояние до предмета;
- обведи рисунок по трафарету, через аппарат «Светлячок».
- Задания, в которых решение задачи на зрительное восприятие
осуществляется во внутреннем плане, а результат решения проявляется либо в выборе объекта, либо оформляется словесно:
- разложи элементы в том же порядке, что и на образце или по словесной инструкции;
- сравни с образцом, найди, что лишнее, что изменилось, чего не достает;
-найди пару предложенному образцу;
- покажи, чего не хватает
Вывод: использование наглядного, словесного и практического методов и сочетание их в тесной взаимосвязи формирует целостные образы окружающего мира.
Специальные методы:
Методы стимулирования зрительных функций (здоровьесберегающие технологии)
- Методика В. Ф. Базарного
- Методика У.Г. Бейтса
- Зрительные нагрузки по системе Л. А. Григорян
- Гимнастика для глаз по методике Э. С. Аветисова
- Игры и упражнения в сенсорной комнате
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения
В настоящее время большое значение приобретает совершенствование системы общественного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из отклонений сенсорных систем детей дошколь...
Организация предметно – развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения.
Развивающая предметно-пространственная среда – это естественная комфортная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми матер...
« Организация предметно- пространственной развивающей среды в ДОУ для воспитания и обучения дошкольников с нарушением зрения»
В данной работе описана роль развития познавательной активности и исследовательского поведения у детей с нарушением зрения в особой, специально организованной...
Консультация для родителей "Развитие пространственной ориентировки у дошкольников, имеющих нарушения зрения".
При обучении слабовидящего ребенка ориентировке в пространстве первостепенной задачей является развитие у него целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов. Ну...
Консультация для воспитателей "Формирование предметных представлений у дошкольников с нарушением зрения"
Формирование предметных представлений является одной из актуальных проблем дошкольной педагогики. Осознанное восприятие предметного мира формирует у детей реальные представл...
Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения
Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...
Консультация для воспитателей: "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения через дидактическую игру"
В данном материале содержатся игры и упражнения по развитию сенсорных эталонов у дошкольников с нарушениями зрения. Материал дан по возрастам. Указаны цели каждой игры....