Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами народных праздников.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Заречная Елена Борисовна

Статья посвящена актуальной проблеме воспитания чувства патриотизма у детей старшего дошкольного

возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье рассматриваются особенности и методы работы с

детьми данной категории, а также роль народных праздников в формировании патриотических чувств. Автор предлагает

конкретные подходы и методики, которые могут быть использованы воспитателями для развития патриотизма у дошкольников

с ОВЗ через участие в народных праздниках. Статья будет полезна специалистам дошкольных образовательных учреждений,

работающим с детьми с особыми образовательными потребностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Подготовила: воспитатель Заречная Елена Борисовна

На сегодняшний день воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста является актуальной проблемой для современного общества. В последние годы в современном обществе происходят изменения, которые связаны с воспитанием современных детей в области патриотизма и патриотического воспитания. Патриотизм считается одним из самых глубоких чувств, которые заложены в человеке и которые закреплены веками. Патриотизм включает в себя любовь к Родине, уважение к

героическому прошлому своей Родины, любовь к родному языку, традициям и обычаям своего народа, к родным местам, к культурному наследию своей страны [1]. В настоящее время возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья. Для развития чувства патриотизма детей с ограниченными возможностями здоровья, у которых отмечается сниженный уровень психофизического развития, несформирована эмоционально - волевая, мотивационная сфера и высшие психические функции, затруднены осознание себя, окружающего мира, социальная адаптация, необходимо

создание особых педагогических условий: «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для…коррекции нарушений развития и социальной адаптации,…» (ФГОС психолого - педагогические условия реализации образовательной программы) [3].

Все народные праздники – это воплощение общечеловеческих ценностей, направленных на нравственный опыт народа, а также на развитие мировоззрения, морали, человеческих отношений, уважительного отношения людей друг к другу, гостеприимства ко всем, даже

незнакомым людям [2].

Важным в воспитании чувств патриотизма у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья средствами народных праздников является регулярное проведение народных праздников.

В организованную образовательную деятельность включаем народные игры, песни, инсценировки, хороводы и пляски, для воспитания в детях с ограниченными возможностями здоровья бережное и трепетное отношение к нашим корням и русским традициям. Разученный материал включаем в календарные развлечения, посвященные народным праздникам в течение всего года.

Регулярно проводим народные праздники, поскольку они являются эффективным средством воспитания чувств патриотизма у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

С сентября мы устраиваем любимые детьми «Праздник урожая», «Праздник осени», «Покровские посиделки», которые плавно переходят в Новогодние и Рождественские праздники, сопровождаемые колядками и народными гуляниями. В период зимних  праздников совместно с детьми наряжаемся в народные костюмы и устраиваем колядки.

Весна – это время проводов зимы. На масляной неделе мы проводим развлечения, совместно с детьми делаем чучело Масленицы, изготавливаем угощения, устраиваем пляски, песни и хороводы провожая зиму.

«Сороки» считается главным весенним народным праздником, проведение которого сопровождается раскрашиванием бумажных птичек, украшением ими участка, народными играми и хороводами.

Пасха традиционный народный праздник, который сопровождается следующей традицией: дошкольники приносят в детский сад крашеные яйца и в этот день проводятся различные инсценировки и спектакли в которых непосредственно участвуют дошкольники.

Летом можно провести народные праздники, такие как: «Троица». Этот праздник, как правило, проводим у русской березки, олицетворяющей молодость и красоту русской природы. Дети прослушивают кукушку, заплетают лентами березку, украшают венками из зелени участки и групповые комнаты. Проводимые в данный день народные игры и

хороводы учат воспитанников толерантному отношению друг к другу.

На празднике «Ивана Купала» знакомим дошкольников с историей праздника и обычаями его проведения. Праздник «Ивана Купала» сопровождаем плетением венков из цветов и травы, прыжками через импровизированный костер, состязаниями в обливании водой.

«Яблочный спас» и «Медовый спас» сопровождается выставками поделок из яблок, которые дошкольники выполняли совместно с родителями (законными представителями). Такая форма работы объединяет родителей (законных представителей) и детей, а также может повлиять на формирование семейных традиций, как одной из сторон воспитания

гражданственности дошкольника.

Таким образом, применение народных праздников в развитии чувств патриотизма у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья повышает у детей чувства патриотизма к своей Родине, любовь к родному языку, традициям и обычаям своего народа, к родным местам, к культурному наследию своей страны и др..

Список использованной литературы

1. Микляева Н.В. Нравственно - патриотическое и духовное воспитание дошкольников – М.: Сфера, 2013. – 144 с.

2. Чижова И.И. Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И.И. Чижова / / Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч. - практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. - Чебоксары, 2018 г. - С.17 - 20.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17.10.2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада».

Планирование организованной образовательной деятельностис детьми  старшего  дошкольного возраста....

авторская программа "Школа здорового ребенка" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В данной работе представлен опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада компенсирующего вида №29 «Ёлочка» города Нижневартовска по организации системы ра...

Родительское собрание МБДОУ №3 в старшей группе Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».

«С чего начинается Родина?» Слова из известной песни трогают  душу каждого человека, любящего свою Родину. Для каждого малыша она (Родина) начинается с любимых глаз и нежных рук матери, с крепког...

Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...

Конспект сценария праздника для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посвящённый 70 – летию Победы во Второй Мировой Войне «Дети войны»

Цель: Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ .

Дошкольный возраст - это период когда создаются наиболее благоприятные условия для развития внимания, оно определяет развитие всех высших психических функций ребенка и необходимо для выполнения любой ...

Теоретические основы интегрированного подхода в развитии коммуникативно-речевой функции детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством применения интерактивных развивающих средств обучения

В период дошкольного детства коммуникативное развитие господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали ме...