Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ.
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_semi_rebenka_s_ovz.docx | 14.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ.
Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения.
Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье.
Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника). Мамы плачут, думают, что их жизнь закончилась. Что скажут соседи, друзья? Важно донести до мамы, что завтра наступит другой день, и жизнь продолжается. Важно научиться жить в этих условиях.
Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет). На этой стадии нельзя разубеждать их в своей вере, но и полностью поддерживать в их заблуждениях нельзя. А то потом они скажут: «Вы же обещали!» Необходимо мягко показывать его неуспех, затруднения, ошибки, при этом не умоляя своих заслуг. Зачастую они приходят в группу и говорят: «Нет у нас ничего, просто не смогли найти к ребенку подход. Он стесняется». Особенно это касается сложных диагнозов. Можно сказать: «Я не врач и этот диагноз я не ставила. Если Вы не согласны, посетите других специалистов. Я буду работать с тем, что написано»
Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие). На данном этапе поверните их вопрос: не за что, а для чего. Агрессивные родители утверждают: «У нас только речь». Они утверждают, что он не дурак. Мы не спорим с ними. Наблюдаем, спрашиваем. Как он покажет вам, что он замерз, хочет есть, пить? Как он обозначит, что хочет в туалет? Как он одевается, умывается, чистит зубы? И выясняется, что не только речь. Но и многое другое. Нужно помочь расставить приоритеты. Что самое важное на данном этапе: научиться читать и писать или просто ходить в туалет, обозначать свои просьбы, просто держать стакан, реагировать на речь.
В семье ищут причину. Попытайтесь объяснить, что причин нет, так сложилось. Родители начинают обвинять друг друга, мама принимает удары на себя и замыкается в своих проблемах. Она связана с ребенком симбиотически, не разделяет себя и ребенка. У нее нет времени на себя. Вся ее жизнь подчинена только ребенку, причем не только ее жизнь, но жизнь окружающих. Дайте ей задание: не самой забрать ребенка из детского сада, а прислать кого-то из членов семьи. Оставить ребенка с кем-то, а самой сходить в магазин, парикмахерскую, на маникюр, прогуляться с другими детьми.
Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования). Они вас еще не слышат. Идут к платным специалистам, в платные центры. А потом выясняется, что и там им сказали тоже, что и вы. Они встают в очередь на занятия с хорошими специалистами и теряют время. Ведь им и в детском саду оказывают эту помощь, только бесплатно. А запас знаний у специалистов одинаков и когда они работаю бесплатно, и когда они работают за деньги. На данном этапе можно порадоваться, что у родителей есть лишние деньги.
Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период). Мамы плачут постоянно, они опускаются на дно своего горя. Здесь важно привлечь ее к общению с другими родителями, детьми. Организуйте круглый стол, где мама послушает других родителей, которые уже прошли этот путь. Они расскажут о своих переживаниях, трудностях. Постарайтесь привлечь и пап, бабушек к этой работе. Рассказывайте об успехах вашей работы с другими детьми. Проводите совместные экскурсии: пожарная часть, парк, катание с горки. Дайте задание сходить на детскую площадку, прокатиться на автобусе, посетить городскую елку. На данном этапе не обойтись без психологической поддержки.
Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем). Родители готовы к сотрудничеству полностью. Они прислушиваются к вам. Их можно сделать своими помощниками, союзниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.
В статье описаны основные этапы , проживаемые семьей, имеющей детей с ОВЗ, трудности каждого из этапов и особенности взаимодействия с родителями детей с ОВЗ....
Консультация для родителей "Психологические особенности воспитания ребенка от 3 до 5 лет"
Материал содержит информацию, которая будет интересна родителям, воспитывающих трехлеток. Именно в этот возрастной период начинается психологическое взросление малышей, отделение его от мамы и начало ...
Психологические особенности адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных процессов в детском организме. Что происходит с ребенком в этот период и как же помочь ему легче адаптироваться? Попытаемся найти ответы на э...
Психологические особенности развития ребенка раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).
Основные аспекты психолгического развития ребенка раннего возраста...
Психологические особенности родителей ребенка с ОВЗ
Больной ребенок-это испытание для родителей. Какие чувства испытывают родители? Почему обижаются, когда мы им хотим помочь?...
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
Консультация для педагогов, работающих с семьями, в которых есть ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья...
Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка
Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка...