Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Корниец Ирина Ерофеевна

Консультация для педагогов, работающих с семьями, в которых есть ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_semey_rebenka_s_ovz.doc230.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для педагогов детского сада

Психологические особенности семьи с ребенком с ОВЗ

В данной статье хотелось обратить внимание на проблемы семьи, воспитывающей детей с ОВЗ. Точнее на семьи, где есть ребенок с тяжелыми нарушениями, такими как умственная отсталость, нарушениями опорно-двигательного аппарата, патологиями слуха, зрения и комплексными тяжелыми нарушениями.

За последние 5 лет в России увеличилось число детей-инвалидов на 10 %.

На начало 2017 года оно составляло более 600 тыс. человек, но эксперты считают, что это число занижено, и таких детей около 3 млн.

        Многие родители, по личным причинам, не хотят официально оформлять инвалидность, не смотря на то, что ребенок страдает тяжелым недугом.

        В связи с инклюзией, интеграцией и многочисленными сокращениями коррекционных центров, ожидается, что в детских садах увеличится число детей с тяжелыми нарушениями здоровья.

        В связи с этим, специалистам, работающим с детьми данной категории, важно знать особенности и проблемы их семьи.

        Семья, которая имеет больного ребенка, не единожды испытывает различные кризисы. Кризисы, длительные, тяжелые, травматичные. Их можно назвать кризисами невозможности, когда жить как раньше невозможно, а как дальше неизвестно. Это ситуация некоего отчаяния.

        Но, как считают психологи, из каждой сложной ситуации есть выход. Не случайно в китайском языке кризис обозначают двумя иероглифами. Первый - это человек, стоящий у края пропасти, символ опасности. Второй – это надежда, надежда выйти из кризиса.

        Проблему семьи, воспитывающей ребенка с тяжелыми нарушениями, можно рассматривать двояко. Во-первых, это ситуация неблагополучия. Потому что имеется опасность распада семьи. Более 70% отцов уходят из семьи. Продолжают помогать своему ребенку лишь 4% отцов. А 35% после развода больше никогда не видят своего ребенка. В полных семьях, в основном, с больным ребенком находится мама. Известно также, что отцы крайне редко обращаются за помощью к специалистам, приходят на консультацию.

        Второй, основной, аспект – это горе, страх, беспомощность. Важно, в какой момент к нам в сад попал ребенок, принял, осознал ли родитель диагноз ребенка. На начальных этапах родители ищут причину заболевания, прибегают к взаимным упрекам.         

        В различные периоды жизни родители больного ребенка испытывают длительные, травматичные, негативные эмоции. Прежде всего, это – гнев, агрессия и депрессия. Переживание вины проходит красной чертой через все заболевание и остается во многих семьях на всю жизнь.

        Наиболее вероятные периоды кризиса:

  1. Постановка диагноза. Родители испытывают шок, мечутся по врачам, специалистам, для того чтобы снизить переживания.
  2. Осознание хронической природы болезни возникает незаметно и бурно развивается. Когда по прошествии какого-то времени родитель осознает, что это надолго, а возможно на всегда, возникает страх за будущее ребенка.
  3. Перед школой, когда каждая семья определилась с выбором школы, семья с больным ребенком понимает, что он не сможет учиться по общей программе, а возможно не сможет ходить в школу.

  Переживание родительского горя укладывается в представление о горе от утраты. И прежде всего, это физические страдания: потеря сил, аппетита, бессоница. Происходит изменение восприятия окружающего мира, деперсонализация. Мир теряет краски, он становится блеклым, все в черно-белых тонах: мой ребенок болен, и возможно неизлечимо.

        Эти переживания могут быть длительное время. Характерна враждебная реакция – агрессия, обратная сторона тревоги. Эта реакция направлена на супруга, врачей, специалистов, на бога, на весь мир. Потому что это колоссальная несправедливость – «мой ребенок болен»!

        И эти реакции совершенно естественны, и педагогам, работающим с семьей, где есть ребенком с тяжелыми нарушениями, с ОВЗ, к ним нужно относится с пониманием. Потому что это – выход энергии, которая помогает снизить тревогу.

Родители часто утрачивают привычные модели поведения: или пытаются организовать какую-то деятельность, совершенно бессистемную, или, наоборот, испытывают подавленность, апатию, опускают руки, потому что заканчиваются силы и адаптивные механизмы организма не срабатывают.

        В детском саду специалисты оказывают помощь таким семьям: диагностируют ребенка, консультируют родителей, направляют на ЦПМПК, оказывают сопровождение ребенка, составляют адаптированную программу и индивидуальный маршрут.

Не секрет, что бывает сложно работать с обычной семьей, а с семьей, где есть ребенок с ОВЗ, гиперсложно. Это требует огромных душевных затрат, и педагог должен проявлять активность. Он должен сделать родителя полноправным участником учебного, коррекционного процесса. Родитель должен понимать, какую помощь ждет от него специалист. Педагоги предоставляют возможность учиться не только детям, но и родителям.

Педагог, работающий с такой семьей, должен знать, что родители ребенка с отклонениями  в развитии переживают чувство вины.

- Истинная вина возникает при осознании, что «поздно пришли», «поздно начали лечение», «поздно осознали наличие дефекта».

- Невротическая вина возникает при внешнем источнике обвинений. Часто это – супруги, бабушки («недосмотрели»). Но есть еще один источник вины, это – специалисты. Случайно брошенная фраза: «а где же вы раньше были? Куда вы смотрели?» колоссально усиливает чувство вины.

- Экзистенциальная вина – несоответствие нашего я реального нашему я идеальному. Чем нравственнее родитель, тем сильнее вина. Т.е. сильную вину переживают хорошие родители.

Известно, чем максимальнее родители относятся к своему ребенку обычным образом: играют, занимаются, дурачатся, наказывают, разговаривают, как со взрослым, занимаются своими любимыми делами, общаются с друзьями, тем полноценнее будет жизнь и у родителей и у ребенка.

Но есть вещи, в которых мы не можем оказать помощь. Родители нуждаются в ней на каком-то другом уровне. Им требуется неспецифическая поддержка себеподобных:

- родительские ассоциации,

- родительские фонды,

- группы поддержки на форумах.

Они выполняют функции, которые мы с вами не  можем выполнить. Это:

- получение информации, где какой специалист лучше (сарафанное радио);

- возможность сравнения (там-то еще хуже; у нас-то еще ничего);

- передача информации, как с этим справляться;

- где есть различные гранты;

- где могут оказать помощь.

        Этим должны заниматься сами родители, а педагоги должны поощрять эти стремления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности семьи, имеющей ребенка с ОВЗ.

В статье описаны основные этапы , проживаемые семьей, имеющей детей с ОВЗ, трудности каждого из этапов и особенности взаимодействия с родителями детей с ОВЗ....

Консультация для родителей "Психологические особенности воспитания ребенка от 3 до 5 лет"

Материал содержит информацию, которая будет интересна родителям, воспитывающих трехлеток. Именно в этот возрастной период начинается психологическое взросление малышей, отделение его от мамы и начало ...

Психологические особенности адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных процессов в детском организме. Что происходит с ребенком в этот период и как же помочь ему легче адаптироваться? Попытаемся найти ответы на э...

Психологические особенности развития ребенка раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).

Основные аспекты психолгического развития ребенка раннего возраста...

Психологические особенности родителей ребенка с ОВЗ

Больной ребенок-это испытание для родителей. Какие чувства испытывают родители? Почему обижаются, когда мы им хотим помочь?...

Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка

Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка...

Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ.

Консультации для педагогов групп компенсируют направленности по этам принятия ребёнка с ОВЗ семьёй....