Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка
презентация на тему
Психологические особенности семьи, воспитывающей нетипичного ребёнка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_semi.pptx | 133.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследования А.Г. Харчева , А.И. Антонова (1978), которые делят функции семьи на: специфические, вытекающие из сущности семьи, отражающие её особенности как социального явления и сохраняющиеся при всех изменениях общества (рождение как репродуктивная функция, содержание как экзистенциальная функция и воспитание детей как функция социализации); неспецифические, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособилась в определенных исторических обстоятельствах.
Д.В. Зайцев считает необходимым дополнительно выделить ряд функций, реализуемых семьей, имеющей ребёнка с проблемами в развитии: 1) абилитационно-реабилитационную , сущность которой состоит в восстановлении психофизического и социального статуса нетипичного ребенка, включении его в социальную среду, в приобщении к нормальной жизни и труду в пределах его возможностей; 2) корригирующую, которая направлена на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями; 3) компенсирующую, направленную на замещение, перестройку нарушенных или недосформированных функций организма, на его приспособление к негативным условиям жизнедеятельности и попытку заменить пораженные, вышедшие из строя или непродуктивно работающие структуры относительно сохранными, компенсаторными механизмами.
«главной задачей семьи нетипичного ребенка выступает превенция конструирования у такого ребенка стигматизированного образа «Я» как «больного» человека, субъекта с ограниченными возможностями, со строго социально заданным кругом притязаний». Семье «необходимо всячески препятствовать формированию у ребенка представления о границах своих возможностей, о том, что ему доступно и в каких пределах» Д.В.Зайцев
Рассматривая семейное воспитание как метатехнологию , Г.К. Селевко подчеркивает ее вариативный характер, так как она: 1) в содержательном аспекте зависит от исторического периода, этнической культуры, быта, а также рода профессиональных занятий членов семьи и др.; 2) охватывает возраст от 0-18 лет, что позволяет в соответствии с возрастными периодами, выделить технологические особенности семейного воспитания в раннем, дошкольном, младшем школьном возрасте, в семейном воспитании младшего и старшего подростка, юношества; 3) зависит от типа семей (полные, многодетные и др.), которым соответствуют адекватные им модульно-локальные технологии.
В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблемам специального воспитания, отмечается, что процесс развития нетипичного ребенка предъявляет дополнительные требования к внешнему окружению, в том числе и исходной среде - семье, существующим в ней отношениям, характеру семейного воспитания. В этой ситуации многократно возрастает воспитательная значимость семьи.
Ряд исследователей считает, что при наличии в семье ребёнка с проблемами всегда имеет место «искажённый брак» (Дж. Фрамо ), такая семья является мультипроблемной (Л. Онис ), в ней существует специфическая опасность, которая «может ослабить её внутреннюю сплоченность» (3. Матейчик ). В таких семьях отмечается изменение структуры и характера взаимоотношений между ее членами. Семья, воспитывающая ребёнка с ограниченными возможностями, поставлена в особые условия в обществе и по отношению к ребёнку (О.Е. Буланова, Е.И. Игнатьева, Р.В. Овчарова и др.).
Основные проблемы семей, имеющих детей-инвалидов (Л.И. Аксёнова): - плохое материальное положение, - недоступность обучения и реабилитации ребёнка средствами образования, - сложность получения полноценной медицинской помощи и социально-бытового обслуживания, - отсутствие психологической поддержки, - слабая информированность, - недостаточная правовая самостоятельность.
В работах О.Е. Булановой проблемы, стоящие перед такими семьями, объединены в три группы, основанием для их объединения служат сферы, в которых они возникают: - Первая группа включает в себя проблемы, касающиеся трудностей лечения и обучения ребёнка, приобретения им профессии, его адаптации и интеграции в социальной среде. - Вторая группа проблем относится к внутрисемейным отношениям. Напряженность взаимоотношений, вынужденная центрированность на ребёнке, а отсюда повышенная вероятность распада семьи, суженный уровень внешнего общения, а также необходимость специально оборудованного жилья и потребность материальной поддержки при низком уровне помощи со стороны социальных служб. - Третья группа проблем носит общественный характер и связана с существованием в социуме детей-инвалидов и трудностями их социальной адаптации. К данной группе автор относит следующие проблемы: учёт, медико-генетическую помощь, отношение общества к ребёнку инвалиду и его семье, и, соответственно, отношение самой семьи ребенка с ограниченными возможностями к обществу.
Фазы, которые проходят родители аномально развивающихся детей в процессе своей жизни Растерянность Отрицание дефекта «Хроническая печаль» Зрелая адаптация
«переживания, выпавшие на долю матери аномального ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что проявляется в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах». В.В. Ткачёва
Невротические и психопатологические расстройства у родителей умственно отсталых детей ( Р.Ф.Майрамян ) Аффективные Истерические Депрессивные (в том числе депрессии с суицидальными попытками, идеями самообвинения, самоуничижения) Тревожные расстройства
У матерей, воспитывающих ребёнка с ДЦП (по В.А.Вишневскому) освещается проявление депрессивной симптоматики в различных формах, таких как депрессивный невроз, затяжные невротические депрессии, депрессивное невротическое развитие личности .
Социальный уровень отражает особенности отношения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, с внешним миром. Семья становится избирательной в контактах, а то и вообще отказывается от каких бы то ни было отношений с окружающими, родственниками.
Снижение социальной активности семьи Данные, приведённые Р.Ф. Майрамян (1972), свидетельствуют о снижении социальной активности семьи, в частности, матерей умственно отсталых детей: 26% не работали от 1,5 до 5 лет, 31% не пользовались отпуском на протяжении нескольких лет, 4% вынуждены были оставить учебу в вузе, 10% изменили характер работы. Эти показатели соотносятся с данными A . M . Панова, В.В. Ткачевой и других авторов, полученными при исследовании семей с детьми с выраженными нарушениями развития. В исследовании A . M . Панова (1997) отмечается, что доля неработающих матерей в таких семьях составляет 21%, работающих неполный рабочий день - 11,7%, осуществление профессиональных планов нарушается у 75,1% матерей и 21,3% отцов. По данным В.В. Ткачевой (1998), более чем в 30% случаев матери больных детей оставляют работу по избранной до рождения ребёнка специальности, чтобы ухаживать за ребёнком или переходят на низкооплачиваемую, неквалифицированную, чаще надомную работу.
Для характеристики родительского отношения к ребенку-инвалиду необходимо выделить: особенности личности родителей; личностные и клинико-психологические особенности ребенка; ценностные приоритеты; социокультурные , семейные традиции; особенности семейного общения и др.
В структуре родительских отношений выделяют три составляющих (Т.В. Архиереева , А.Я. Варга, П.В. Гавриш , Н.В. Зырянова, С.Б. Малых): эмоциональную (занимает ведущее положение в структуре родительских отношений, в основном, обуславливая особенности их проявления, и определяется как совокупность переживаний, связанных с ребенком, интегральное принятие или отвержение его («симпатия-антипатия», «уважение-неуважение», «близость-отдаленность»). когнитивную (определяется как представление родителей о характере, потребностях, интересах, ценностях своего ребенка. Оно может быть адекватным (полное и объективное знание психических и характерологических особенностей ребенка, его интересов, увлечений, склонностей, учет индивидуального своеобразия) и неадекватным ( инвалидизация , инфантилизация , социальная инвалидизация ). поведенческую - трехчленную модель родительского отношения (это манера обращения с ребенком, форма и направление контроля. Поведенческие воздействия на ребенка могут быть различной степени выраженности: от доминирования родителя, кооперации ребенка с родителем, потакания ребенку до попустительского воздействия -автономии ребенка.
Детско-родительские отношения в семьях с нетипичным ребёнком также активно рассматриваются в исследованиях Т.Г. Горячевой, Е.А. Игнатьевой, М.В, Ипполитовой , Б. Спока , С.М. Хорош и др.. В них отмечается, что «заболевание ребёнка формирует родительскую установку в большей степени, чем что-либо другое».
Исследования Е.А. Игнатьевой свидетельствуют о зависимости родительского отношения к умственно отсталому ребенку от степени тяжести его интеллектуального дефекта отношение к нему близких взрослых характеризуется понимающим теплым эмоциональным фоном, адекватным восприятием его особенностей, конструктивными формами поведения. отношения взрослых приобретает дисфункциональный характер, получая искажения на эмоциональном и (или) когнитивном уровнях. Взаимодействие с ребенком отличается наличием деструктивных форм контроля и родительского поведения (жесткое доминирование, потакание, попустительство). Более легкая степень умственной отсталости у дошкольников Умеренная и сильно выраженная дебильность
формы отношения родителей к своим детям, имеющим проблемы в развитии: родители проявляют чрезмерную опеку, преувеличивают возможности ребёнка или стесняются неполноценности своего ребенка, отводят ребенку с проблемами в семье положение «пасынка», не обращают внимания на ребенка, стараясь все воспитание переложить на образовательные учреждения.
Фарбер (1959), изучая семью, имеющую ребенка с тяжелым недостатком в развитии, определил характер ее кризиса как остановку жизненного цикла, когда родители не могут планировать целый ряд событий, ожидаемых в норме, потому что их ребенок - особенный и развивается по-своему, смены семейных ролей не происходит, жизненный цикл семьи теряет свою синхронность, и чем больше его асинхронность, тем глубже семейный кризис. По мнению исследователя, ситуация в семье, имеющей ребенка с тяжелой недостаточностью, становится более стрессогенной по мере развития семейного цикла, т,е , на его поздних стадиях, потому что, согласно концепции остановки семейного цикла, независимо от порядка рождения и социальной роли проблемного ребенка этот ребенок постепенно перемещается в сторону младшего ребенка, т,е , не взрослеет, что оказывает неоднозначное влияние на адаптацию здоровых братьев и сестер.
Семья, воспитывающая ребёнка-инвалида, обладает специфическими особенностями на функциональном, структурном, динамическом уровнях. На функциональном уровне происходит «наращивание», дополнение воспитательной функции семьи за счет абилитационно-реабилитационной , корригирующей и компенсирующей функций. Без надлежащей их реализации затруднено выполнение семьёй воспитательной и социализирующей задач по отношению к ребёнку с проблемами в развитии. На структурном уровне имеют место качественные изменения семьи (психологические, соматические, социальные), обусловленные объективными и субъективными трудностями и проблемами, с которыми сталкивается семья с ребенком-инвалидом в процессе своей жизнедеятельности, дополнительно к тем, которые типичны для семей с нормально развивающимися детьми. Оценка специалистами структурных изменений семьи представляет собой важный момент в оказании ей адресной психологической, педагогической и социальной помощи с целью содействия развитию личности ребенка с ограниченными возможностями, достижению им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни На динамическом уровне наблюдается изменение жизненного цикла семьи (асинхронность, отсутствие смены семейных ролей и др.), а в случаях воспитания в семье ребенка с тяжелым недостатком в развитии он останавливается. Кроме того, направления развития отношений в семье во многом обусловлены характером болезни ребенка и стенанью нарушения жизни семьи.
Сам процесс развития нетипичного ребенка предъявляет дополнительные требования к семье, многократно возрастает ее воспитательная значимость. От родителей требуется пересмотр ценностно-смысловых установок как по отношению к ребенку, так и к своим возможностям в его воспитании, что при благоприятных обстоятельствах может стимулировать их к поиску более эффективных путей передачи социального опыта, дополнительных способов раскрытия индивидуальных возможностей ребенка в существующих социальных условиях.
Наличие определенных социально-педагогических условий позволяет семье выступить позитивным микросоциумом для развития ребёнка-инвалида, способным содействовать его самореализации, быть активным субъектом этого процесса. К этим условиям мы отнесли: - успешное взаимодействие семьи с социальными институтами и социальным пространством; - открытую активную позицию отношения родителей к процессу социореабилитации детей-инвалидов и возможность оказывать влияние на этот процесс; - благоприятный семейный климат, гармоничные внутрисемейные отношения и адекватный стиль детско-родительских отношений; - психолого-педагогическую компетентность родителей и адекватную воспитательную позицию семьи по отношению к ребенку-инвалиду; - личностную потребность родителей в обеспечении возможности самореализации детей с ограниченными возможностями - использование в семье форм общения, усиливающих субъектную позицию ребенка-инвалида; - создание в семье стимульной среды, «поля» возможностей для самореализации, организацию участия детей в разнообразных видах и формах деятельности, предоставление ребенку свободы выбора, поощрение и стимуляция самостоятельности и др.
Родители способны стать активными участниками в реабилитационном процессе на основе субъект-субъектных отношений в системе «ребенок - специалист - семья», перейти из позиции переживания за проблемы ребенка в позицию поиска путей реализации его возможностей.
Список литературы: 1. Хорошева Е.В. Сравнительное исследование семей, имеющих ребенка с нормативным и нарушенным развитием // Психологическая наука и образование. 2010. №5. – C. 52-59 2. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. М., 2007 3. Добряков И.В., Защиринская О.В . Психология семьи и больной ребенок. СПб., 2007 4. Варга А.Я. Системна семейная психотерапия. СПб., 2001 5. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб., 2009 6. Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М., 2001 7. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. М., 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
В статье описаны психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, с различными формами депривации....
Виктория Валентиновна Ткачева "Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии".
Полезное пособие для педагогов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии....
«Система педагогической, психологической помощи семье, воспитывающей ребенка с общим недоразвитием речи»
Структурная модель...
Консультация для педагогов на тему: «Психологическое консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии»
В данной работе представлены и разобраны основные направления психологического консультирования семьи ребенка с отклонениями в развитии, процедура консультирования семьи, коррекция понимания родителем...
Особенности психологического консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ в условиях ДОУ
В статье рассматриваются основные направления работы в психологическом консультировании семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поднимается вопрос о значимости образа отца...
Консультация для родителей на тему: «Возрастные и психологические особенности детей, воспитывающихся в ДОУ»
Консультация для родителей на тему:«Возрастные и психологические особенности детей,воспитывающихся в ДОУ»...
Консультация для родителей на тему: «Возрастные и психологические особенности детей, воспитывающихся в ДОУ»
Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации осуществления образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошколь...