Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия»
методическая разработка по коррекционной педагогике

Левина Мария Игоревна

Карл Густав Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Я полностью согласна с данным утверждением. Песочная терапия — это способ общения с миром и с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Песочная терапия»

Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.

Задачи: дать определение песочной терапии.

Материал: Песочница, подносы с манной крупой, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.

Ход мастер-класса:

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка,

Туда вольётся дивной сказкой

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хотела бы начать со слов:

Карл Густав Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Я полностью согласна с данным утверждением. Песочная терапия — это способ общения с миром и с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения.

Например, пересыпая песок в ладонях, можно заглянуть в бессознательное и найти причины многих проблем.

Песок - натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Летом игры с песком легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении группы.

Песок благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Еще две с половиной тысячи лет назад китайский философ Конфуций сказал: «Что я слышу – я забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю».

Песочная терапия – один из удивительных методов терапии, которая представляет собой невербальную форму психотерапии.

Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

История развития песочной терапии.

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.

Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой – водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».

Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.

Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты.

Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком!

Перенос традиционных психолога - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.

Опираясь на психолога - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии — это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.

Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

• Обучающие (облегчают процесс обучения);

• Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);

• Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Что нужно для песочной терапии?

1. Подносы с песком

Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5x72,5x7 см. Один из подносов используется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирую-щий воду и небо. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.

В своей работе я использую три вида песка, вот три из них:

Первый: морской песок

Второй песок (манную крупу) я использую в младших группах, так как она безопасна, даже если ребенок попытается взять ее в рот, она не принесет большого вреда организму его называют живой песок.

Третий песок, который я применяю в работе это соль, которую гуашью я окрашиваю в разные цвета.

2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов

Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.

- Фигурки людей разного пола и возраста, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок и пр.

- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние.

- Дома, другие жилища, мебель.

- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.

- Деревья и другие растения.

- Природный материал: камешки, шишки, ракушки, перышки, сухие ветки. - Транспортные средства (наземные, водные, воздушные)

А теперь я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы, с другой стороны. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с игровыми приёмами данной технологии. Попробуем использовать некоторые игры с песком.

Просто сыграем, как делают дети,

Что «вне игры», то для них – мишура,

Это сладчайшее дело на свете –

Общая наша игра!

Уважаемые коллеги, педагоги приглашаю вас принять участие.

Правила игры:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить,

И друзей своих любить!

Ну, а после игр милых

Вымыть руки нужно с мылом!

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака)

Как над речкой над рекой появился вдруг цветной чудо мостик подвесной, (радуга).

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (речка).

Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Коровам без неё беда она их главная еда (трава).

На заключительном этапе своей работы я использую игры и упражнения более сложной направленности такие как «Путешествия в сказочный город»«Угадай что спрятано в песке»«Город в котором мы живём».

И следующее упражнение называется:

«Построение мира на песке».

Сейчас я вас хочу попросить выбрать понравившиеся игрушки, камешки ракушки и т. д. Построить свой мир на песке, дать название, рассказать о жителях вашего мира, что они любят и чем они занимаются. Спасибо!

А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем, СПАСИБО!



Предварительный просмотр:

Практическая часть:

Уважаемые коллеги, правила игр с песком, следующие:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить,

И друзей своих любить!

Ну, а после игр милых

Вымыть руки нужно с мылом!

Я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки в песок. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы, с другой стороны. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с игровыми приёмами данной технологии. Попробуем проиграть с вами некоторые игры с песком.

Пальчиковая гимнастика:

«У тебя есть пальчики»

У тебя есть пальчики,

У меня есть пальчики,

Пришла пора им встретиться,

Готовьте чемоданчики.

Пальчиковую гимнастику можно использовать в начале занятия. Она способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Игра «Картина из загадок».

Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.

Жёлтая тарелка на небе висит.

Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.

Собрались овечки у небесной речки. (Облака)

Как над речкой над рекой появился вдруг

цветной чудо мостик подвесной. (Радуга)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (Речка)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает

Коровам без неё беда

она их главная еда (Трава)

На заключительном этапе занятия можно использовать игры и упражнения «Путешествия в сказочный город»«Угадай что спрятано в песке»«Город, в котором мы живём» и т.д.

В завершение нашего мастер-класса хочу попросить вас построить свой мир на песке.

Сейчас я вас хочу попросить выбрать понравившиеся игрушки, камешки ракушки и т. д. Построить свой мир на песке, дать название, рассказать о жителях вашего мира, что они любят и чем они занимаются. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс. Тема: « Возможность применения песочной терапии в развивающих занятиях НОД».

Цель: повышение профессионального мастерства  педагогов  - участников  мастер - класса  в процессе  активного педагогического  общения  по проведению  НОД...

Мастер-класс для педагогов "Элементы арт терапии в работе с детьми"

Использование элементов  арт терапии в продуктивной деятельности с детьми....

Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"

Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"Презентация к мастер-классу "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"...

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

Родительское собрание (Мастер-класс) для родителей «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности».

Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной активности дошкольников.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить родителей с играми, ...

Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...