Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Карл Густав Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Я полностью согласна с данным утверждением. Песочная терапия — это способ общения с миром и с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov_pesochnaya_terapiya.docx | 23.15 КБ |
master-klass_prakticheskaya_chast.docx | 15.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Песочная терапия»
Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе. Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях.
Задачи: дать определение песочной терапии.
Материал: Песочница, подносы с манной крупой, игрушки для песочной терапии, влажные салфетки.
Ход мастер-класса:
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка,
Туда вольётся дивной сказкой
Игрушек маленький набор
Возьмём в игру…
Подобно Богу,
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс я хотела бы начать со слов:
Карл Густав Юнг говорил: «Только руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». Я полностью согласна с данным утверждением. Песочная терапия — это способ общения с миром и с самим собой, способ снятия внутреннего напряжения.
Например, пересыпая песок в ладонях, можно заглянуть в бессознательное и найти причины многих проблем.
Песок - натуральный материал, он не только наполняет природной энергией, но и успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды. Летом игры с песком легко организовать на улице. В осенне-зимнее время желательно иметь уголок песка и воды в помещении группы.
Песок благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.
Еще две с половиной тысячи лет назад китайский философ Конфуций сказал: «Что я слышу – я забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю».
Песочная терапия – один из удивительных методов терапии, которая представляет собой невербальную форму психотерапии.
Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.
История развития песочной терапии.
Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура и подсказали К. Юнгу эту идею.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой – водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Формированием концепции «песочной терапии» (sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии даёт положительные результаты.
Игры с песком улучшают эмоциональное состояние детей: гиперактивных песок уравновешивает, зажатых – расслабляет, тревожных – успокаивает, агрессивных – утихомиривает. Во время игры и после нее дети довольны и всегда желают встретиться вновь. И это главное, что дает детям игра с песком!
Перенос традиционных психолога - педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Таким образом, жизнь маленького человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землей, приобретает душевное равновесие и спокойствие, гармонию с миром и самим собой.
Опираясь на психолога - педагогические исследования и собственный опыт, можно сказать о том, что использование песочной терапии — это хорошая среда для индивидуальной и групповой коррекционно - развивающей и профилактической работы с детьми.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
• Обучающие (облегчают процесс обучения);
• Познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);
• Проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).
Что нужно для песочной терапии?
1. Подносы с песком
Два деревянных ящика прямоугольной формы размером 49,5x72,5x7 см. Один из подносов используется для сухого, а другой — для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов выкрашены в голубой цвет, символизирую-щий воду и небо. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь.
В своей работе я использую три вида песка, вот три из них:
Первый: морской песок
Второй песок (манную крупу) я использую в младших группах, так как она безопасна, даже если ребенок попытается взять ее в рот, она не принесет большого вреда организму его называют живой песок.
Третий песок, который я применяю в работе это соль, которую гуашью я окрашиваю в разные цвета.
2. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов
Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики.
- Фигурки людей разного пола и возраста, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок и пр.
- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние.
- Дома, другие жилища, мебель.
- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
- Деревья и другие растения.
- Природный материал: камешки, шишки, ракушки, перышки, сухие ветки. - Транспортные средства (наземные, водные, воздушные)
А теперь я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы, с другой стороны. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с игровыми приёмами данной технологии. Попробуем использовать некоторые игры с песком.
Просто сыграем, как делают дети,
Что «вне игры», то для них – мишура,
Это сладчайшее дело на свете –
Общая наша игра!
Уважаемые коллеги, педагоги приглашаю вас принять участие.
Правила игры:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит. Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок. Собрались овечки у небесной речки. (облака)
Как над речкой над рекой появился вдруг цветной чудо мостик подвесной, (радуга).
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (речка).
Она под осень умирает
И вновь весною оживает
Коровам без неё беда она их главная еда (трава).
На заключительном этапе своей работы я использую игры и упражнения более сложной направленности такие как «Путешествия в сказочный город», «Угадай что спрятано в песке», «Город в котором мы живём».
И следующее упражнение называется:
«Построение мира на песке».
Сейчас я вас хочу попросить выбрать понравившиеся игрушки, камешки ракушки и т. д. Построить свой мир на песке, дать название, рассказать о жителях вашего мира, что они любят и чем они занимаются. Спасибо!
А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем, СПАСИБО!
Предварительный просмотр:
Практическая часть:
Уважаемые коллеги, правила игр с песком, следующие:
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить,
И друзей своих любить!
Ну, а после игр милых
Вымыть руки нужно с мылом!
Я хочу вас попросить расслабиться, закрыть глаза и опустить руки в песок. Что вы вспоминаете, услышав слово песок? Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок? Многие из вас вспомнили золотой песок, лазурное море, крики чаек, лёгкий бриз. Всё это помогает расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку и не замечаете, как вдруг исчезают тягостные мысли появляются умиротворение и покой. Открываем глаза. Сегодня мы с вами посмотрим на возможности песочницы, с другой стороны. Сегодня у вас появилась возможность познакомиться с игровыми приёмами данной технологии. Попробуем проиграть с вами некоторые игры с песком.
Пальчиковая гимнастика:
«У тебя есть пальчики»
У тебя есть пальчики,
У меня есть пальчики,
Пришла пора им встретиться,
Готовьте чемоданчики.
Пальчиковую гимнастику можно использовать в начале занятия. Она способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Игра «Картина из загадок».
Предлагаю вам разгадать загадки, но не просто разгадать, а нарисовать ответы на песке, так чтобы ответы располагались на песке примерно там, где они обычно должны находиться.
Жёлтая тарелка на небе висит.
Жёлтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)
Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки. (Облака)
Как над речкой над рекой появился вдруг
цветной чудо мостик подвесной. (Радуга)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (Речка)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает
Коровам без неё беда
она их главная еда (Трава)
На заключительном этапе занятия можно использовать игры и упражнения «Путешествия в сказочный город», «Угадай что спрятано в песке», «Город, в котором мы живём» и т.д.
В завершение нашего мастер-класса хочу попросить вас построить свой мир на песке.
Сейчас я вас хочу попросить выбрать понравившиеся игрушки, камешки ракушки и т. д. Построить свой мир на песке, дать название, рассказать о жителях вашего мира, что они любят и чем они занимаются. Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс педагога психолога по песочной терапии "Песочный мир чудес"
Мастер-класс по пескотерапии...
Мастер класс. Тема: « Возможность применения песочной терапии в развивающих занятиях НОД».
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проведению НОД...
Мастер-класс для педагогов "Элементы арт терапии в работе с детьми"
Использование элементов арт терапии в продуктивной деятельности с детьми....
Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"
Мастер-класс для педагогов "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"Презентация к мастер-классу "Приемы арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ"...
Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»
Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...
Родительское собрание (Мастер-класс) для родителей «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности».
Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной активности дошкольников.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить родителей с играми, ...
Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»
И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...