Театрализованная деятельность, как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС.
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Спирина Светлана Васильевна

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989). Основной целью системы психолого-педагогической помощи детям с РАС является формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Театрализованная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств коммуникации и сотрудничества всех участников образовательного процесса, потому что отражает мир социальных отношений и создает условия для партнерства детей и их родителей.

Цель.  Создать в группе дополнительное пространство для коммуникативной деятельности детей с РАС посредством театрализованной деятельности при партнерстве всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, педагогов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx25.97 КБ

Предварительный просмотр:

Спирина Светлана Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности № 7 «Антошка»

Воспитатель, учитель-дефектолог

Тел. 89044825001

Театрализованная деятельность,

как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС.

Расстройство аутистического спектра связано с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто то не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность. Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям старшего возраста и взрослым. У части детей наблюдается полный мутизм

Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром (Лебединская, Никольская, Баенская, 1989). Основной целью системы психолого-педагогической помощи детям с РАС является формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. Понимая всю тяжесть проблем диагностики, реабилитации и социализации детей с расстройствами аутистического характера, мы постараемся рассмотреть процесс развития детей с РАС, который будет исходить в направлении от творчества к прогрессивному изменению общих способностей. В частности, обратим свое внимание на развитие коммуникативных навыков у детей с РАС средствами театральной деятельности. Поскольку, коммуникация - передача информации от одного индивида другому, является неотъемлемой частью социальной жизни человека. А театр как вид деятельности включает в себя широкий спектр творческих возможностей для понимания своих способностей ребенком, а также для его активного взаимодействия с окружающей средой. Мы предполагаем, что реализация комплекса развивающих занятий на основе театральной деятельности поможет развитию коммуникативных навыков у детей с расстройством аутистического спектра.

Театрализованная деятельность выступает как одно из наиболее ярких средств коммуникации и сотрудничества всех участников образовательного процесса, потому что отражает мир социальных отношений и создает условия для партнерства детей и их родителей.

Театрализованная деятельность способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

  1. Знакомство с окружающим миром.
  2. Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).
  3. Развитие речи (словарный запас, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь).
  4. Развитие эмоционально-волевой сферы.
  5. Формирование первичных социальных навыков поведения.
  6. Воспитание интереса к театрально-игровой деятельности.

Цель.  Создать в группе дополнительное пространство для коммуникативной деятельности детей с РАС посредством театрализованной деятельности при партнерстве всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, педагогов).

Задачи.

  1. Создать предметно-развивающую среду для организации театрализованной деятельности.
  2. Формировать мотивационную готовность к совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
  3. Побуждать интерес ребенка к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем, расширения контактов со взрослым;
  4. Разработать комплексы сценариев для глобального чтения русских народных сказок.
  5. Средствами театрализованной деятельности обеспечивать эффективность процессов коррекции, адаптации и социализации ребенка с РАС.
  6. Создавать условия для общения детей с РАС, развивать доступные коммуникативные навыки.

Этапы внедрения проекта:

Подготовительный этап

  1. Проведение консультации по привлечению педагогов, родителей, детей к участию в данном проекте.
  2.  Подбор и изучение литературы по теме проекта.
  3. Анкетирование родителей.
  4. Разработка плана работы по взаимодействию участников проекта.
  5. Создание мульти-видеотеки по сюжету русских народных сказок;

Основной этап

  1. Совместная деятельность педагога с детьми.
  2. Обогащение развивающей среды.
  3. Изготовление атрибутов, декораций, элементов для костюмов к спектаклям.

 Итоговый этап

  1. Активизация работы с детьми и их родителями.
    подведение итогов работы в рамках проекта, оценка его результатов.
  2.  «Квест - игра» с целью обмена впечатлениями между педагогами и родителями об инсценировке русских народных сказок.

В повседневной жизни используем разнообразные виды театров, а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок «Репка», «Рукавичка», «Колобок», «Три медведя», «Заячья избушка». В основном дети с РАС плохо владеют речью, поэтому знакомство с театральной игрой начинаем через игру-имитацию: игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц; имитация основных эмоций человека; имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя; игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей; игра-импровизация под музыку.   

Развитие речи и обучение рассказыванию сказки, на начальном этапе, проводим с использованием методики глобального чтения. Предлагаемый вариант использования карточек – это не ПЕКС, это скорее элемент программы ПЕКС, который используется внимание на то, что методика «Учимся читать и говорить одновременно» является одним из приёмов комплексной коррекционной работы. Также используем в своей работе комплекс методических пособий для детей с РАС: «Говорящий коммуникатор», «Семиуровневый конструктор-коммуникатор», «Говорящая книга-коммуникатор» .

Перед инсценировкой сказки «Репка», «Рукавичка» детей с РАС научили читать сказку методом «Глобальное чтение», так как для таких детей характерно механическое запоминание. После чтения дети легко проговаривают слова, исполняя роль того или иного персонажа.

Детям с РАС сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка», дети «тянут» репку, соблюдая цепочку последовательности персонажей сказки. Для качественного восприятия сказок, выстраивания последовательности в сказках «Репка» и «Рукавичка» используем «Мульти медиа технику». Также широко применяем пособия для неговорящих детей и детей с РАС «Говорящий коммуникатор». «Говорящий коммуникатор» используем в работе над рассказыванием сказок «Репка» и «Рукавичка». Для воспроизведения сказок «Три медведя», «Заячья избушка» используем «Семиуровневый конструктор-коммуникатор». Также «Семиуровневый конструктор-коммуникатор» щироко используем для стимуляции высказывания и развития речевой коммуникации. Широко используем в работе над сказками «Говорящую книга-коммуникатор» для детей с РАС (составление сказок «Репка», «Рукавичка», «Три медведя», «Заячья избушка»).

Перспективный план мероприятий

Сроки

Вид деятельности

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Выставка книг «Русские народные сказки»

Чтение русских народных сказок

Рассматривание иллюстраций

Беседа по содержанию

Воспитывать у детей интерес и любовь к сказке.

Анкетирование

«Сказки в жизни вашего ребенка»

Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка»

Октябрь

Оформление альбомов «Моя любимая сказка»

Чтение с показом иллюстраций.

Беседа по содержанию.

Просмотр видео сказок

Развивать умение находить книгу с заданной сказкой.

Пополнение книжного уголка по русским народным сказкам.

Ноябрь

Русская народная сказка «Репка»

 Выставка рисунков

Конкурс рисунков МАУ «Нефтяник»

Оформление плаката иллюстрации к сказке «Репка»

Чтение сказки «Репка».

Обучающий коммуникатор со съёмными символами для детей с РАС (Прослушивание сказки в правильной последовательности).

Мульти медиа техника для выстраивания последовательности.

Глобальное чтение сказки «Репка» с говорящими детьми.

Рассказывание сказки по мнемотаблицам.

Театрализация сказки «Репка» (кукольный театр, настольный театр, магнитный театр).

Театрализация сказки «Репка» в домашних условиях (кукольный театр, настольный театр, магнитный театр).

Говорящая книга-коммуникатор для детей с РАС (составление сказки «Репка».)

 Декабрь

 «Русская народная сказка «Рукавичка»

Театрализованное представление на утреннике 

Выставка рисунков

Конкурс рисунков МАУ «Нефтяник»

Оформление плаката иллюстрации к сказке «Рукавичка»

Чтение сказки «Рукавичка».

Работа с пазлами.

Мульти медиа техника для выстраивания последовательности.

Обучающий коммуникатор со съёмными символами для детей с РАС (Прослушивание сказки в правильной последовательности).

Глобальное чтение сказки «Рукавичка» с говорящими детьми.

Рассказывание сказки по мнемотаблицам.

Театрализация сказки «Рукавичка» (кукольный театр, настольный театр, магнитный театр).

Говорящая книга-коммуникатор для детей с РАС (составление сказки «Рукавичка».)

Индивидуальная беседа по изготовлению атрибутов.

Подготовить костюмы детям для театрализации сказки

Февраль

«Русская народная сказка «Три медведя»

Драматизация русской народной сказки

 «Три медведя»

Оформление плаката иллюстрации к сказке «Репка».

Работа в альбомах с наклейками.

Семиуровневый конструктор-коммуникатор для воспроизведения сказки «Три медведя».

Глобальное чтение сказки «Три медведя» с говорящими детьми.

Рассказывание сказки по мнемотаблицам.

Театрализация сказки «Три медведя» (кукольный театр, настольный театр, магнитный театр).

Говорящая книга-коммуникатор для детей с РАС (составление сказки «Три медведя».)

Изготовление макетов к сказке:

Настя – кухня

Таня - спальня

Март

Мастер-класс «Моя любимая сказка»

Творческий конкурс «Книжка своими руками»

Игра с персонажами   театра.

Загадывание загадок.

Рисуем героя сказок.

Раскраски, лепка любимых героев.

Подготовка к мастер-классу «Моя любимая сказка» (представление книжек, изготовленных своими руками)

Апрель

Русская народная сказка «Заячья избушка»

Театрализованное представление Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Оформление плаката иллюстрации к сказке «Заячья избушка»

Чтение сказки.

Работа в альбомах с наклейками.

Семиуровневый конструктор-коммуникатор для воспроизведения сказки «Заячья избушка» с неговорящими детьми.

Глобальное чтение сказки «Заячья избушка» с говорящими детьми.

Рассказывание сказки по мнемотаблицам.

Театрализация сказки «Заячья избушка» (кукольный театр, настольный театр, магнитный театр).

Индивидуальная беседа по изготовлению атрибутов.

Подготовить костюмы детям для театрализации сказки.

Говорящая книга-коммуникатор для детей с РАС (составление сказки «Заячья избушка».

Май

Подведение итогов проекта

 Подготовка к драматизации отрывка любимой сказки.

Квест - игра «Русские народные сказки».

        В ходе театрализации русских народных сказок, адаптированных под возможности детей с РАС, создавались условия для коммуникации детей с РАС и развития отношений партнерства и сотрудничества детей и родителей. Дети учатся не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр –инсценировок, действуя вместе с взрослым и подражая ему, дети с РАС учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, развивают речевые навыки.

        Педагогический проект «Театрализованная деятельность, как средство формирования навыков коммуникации у детей с РАС.» позволил создать в ДОУ дополнительное пространство для коммуникативной деятельности детей с РАС при партнерстве всех участников образовательного процесса (воспитанников, родителей, педагогов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность- как средство формирования выразительности речи у детей с нарушениями развития.

Театрально – игровая деятельность способствует формированию выразительности речи и быстрейшей социализации детей, активизирует и развивает слухо – речевую память ребенка....

Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста"...

Выступление на методическом объединение по теме: «Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самос...

Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"

Презентация к выступлению на методическом объединении "Театрализованная деятельность как средство формирования основ безопасного поведения детей дошкольного возраста"...