Театрализованная деятельность- как средство формирования выразительности речи у детей с нарушениями развития.
статья по логопедии по теме

Саулей Татьяна Николаевна

Театрально – игровая деятельность способствует формированию выразительности речи и быстрейшей социализации детей, активизирует и развивает слухо – речевую память ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Саулей Татьяна Николаевна,

 учитель - логопед

МБДОУ «Муромцевский детский сад № 4

 комбинированного вида»

Муромцевского муниципального района

Омской области

Театрализованная деятельность – как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

Актуальность темы и мотивация выбора. Проблема развития речи детей, серьёзно беспокоит всех тех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Несмотря на значительные усилия педагогов, эффективность специальных занятий в данном направлении не значительна. Не всегда в ходе занятий удается создать действенную мотивацию речи и обеспечить необходимую речевую активность.

Как результат ребенок приходит в начальную школу с плохо развитой связной речью, у него начинаются проблемы в общении, в овладении школьной программой: дети не умеют интонационно оформить речь, и пересказать текст.

Исследование, проведенное Г.А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т.д.).

Таким образом,  характеристика средств формирования выразительности речи у детей  имеющих нарушения развития достаточно велика.   Занимаясь театральной деятельностью, дети с нарушениями речи могут самостоятельно анализировать основные характеристики звука, обеспечивать охрану голоса, улучшают звукопроизношение, учатся соотносить внутренний выбор коммуникативных воздействий с внешним выражением их в интонации, повышают эмоциональный интеллект, усиливают персональное влияние, узнают, как преодолевать волнение, убеждать и увлекать слушателей, поддерживать интерес аудитории, придавать яркость и энергичность речи, создавать индивидуальный образ выступления, контролировать поведение, стиль и тон общения в различных ситуациях.                

Проблемы выразительности речи ребенка являются серьезным препятствием для успешной  адаптации его в обществе.

Основные проблемы, противоречия, их обусловленность. В настоящее время недостаточное внимание уделяется формированию просодической стороны речи у детей с нарушениями в развитии. Проблема заключатся в необходимости определения влияния театрализованной деятельности на выразительность речи. В первую очередь это связано с общей загруженностью наших воспитателей и недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.

Театрализованная деятельность может быть своеобразным шагом интеграции в обществе  и является  эффективным средством развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста имеющих нарушения речи.

Цель коррекционной работы заключалась в следующем: составить и апробировать комплекс упражнений, направленный на формирование навыков выразительности речи у дошкольников с нарушениями развития.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

  1. определить организационные формы работы, подобрать методы и приемы, специальные упражнения, с помощью которых может быть обеспечено  повышение уровня сформированности  навыков выразительности речи у детей  старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.  
  2. развивать у детей речевые навыки: дикцию, эмоциональность, закреплять правильный лексический и грамматический строй речи, совершенствовать фонетические процессы.

Механизм реализации идей. Для  решения задач, направленных на формирование выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста,  использованы театральные методики.

При составлении комплекса упражнений, направленного на формирование у детей навыков выразительности речи   мы  использовали  рекомендации Е.С. Анищенковой, Г.Г. Голубевой, И. А. Поваровой.

Все отобранные упражнения предъявлялись дошкольникам с учетом выделенных нами направлений коррекционно - педагогической работы:

1. Развитие артикуляционной моторики. 2. Развитие правильного речевого дыхания.  3. Развитие темпа и ритма речи. 4. Развитие интонационной выразительности речи и эмпатии. 5. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания, памяти).

В работе с детьми применялись следующие упражнения:

«Поем песенку». На формирование длительного и плавного речевого выдоха.

«Снежок». На формирование направленной воздушной струи.

«Угадай, как надо делать». На формирование умения использовать различные темповые характеристики как звуковое средство выразительности собственной речи.

     «Сценический диалог». На развитие дифференциации различных видов интонации.

       «Далеко или близко?»  На восприятие и определение силы голоса (тихий, громкий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

       «Три медведя». На восприятие и определение высоты голоса (низкий, высокий) при произнесении звуков, слогов, звукоподражаний, слов и фраз.

Использование игровых приемов, выполнение заданий по образцу,   подражанию с применением опорных картинок (иллюстраций)  способствовало закреплению и совершенствованию знаний и умений, связанных с артикуляционными движениями. Кроме того, благодаря названным приемам осуществлялось формирование у дошкольников  умения использовать усвоенные навыки в самостоятельной речи, пробуждает у детей любознательность и помогает вовлечь  их в театрализованную игру.

Диагностика. Для проведения обследования указанной категории дошкольников нами была использована диагностика уровня сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие ребенка) Лазаренко О. И. и Ястребовой А. В.

Исследование уровня выразительности речи содержит следующие группы заданий: 1 — Обследование изменения темпа речи детей, 2 — Обследование и воспроизведение ритма речи, 3 — Обследование предпосылок использования силы голоса, 4 — Выявить умение детей, читая текст, использовать восклицательную, повествовательную, вопросительную интонацию, 5- Определить  возможности ребенка изменять высоту голоса.

По окончании проведения обследования детям присваивался один из 4 уровней владения выразительности речи: высокий, средний, ниже среднего, низкий.  В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность  выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использованной помощи.

Результативность, перспективы развития. Благодаря разработанному и реализованному коррекционно-педагогическому подходу у детей отмечается позитивная динамика в формировании навыков выразительности речи. При установлении соответствия навыков детей тому или иному уровню мы опирались на методические рекомендации ведущих отечественных учёных в области логопедии: Лазаренко О.И. и Ястребовой А.В. Были выявлены следующее результаты.

Большинство детей научилось интонировать, научились использовать силу и высоту своего голоса, правильному речевому дыханию, улучшилась артикуляция. Однако, у некоторых детей при воспроизведении ритмических рисунков возникали затруднения.

Таким образом, в театрально – игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных и речевых процессов, эмоционально - личной сферы. Театрально – игровая деятельность способствует формированию выразительности речи и быстрейшей социализации детей, активизирует и развивает слухо – речевую память ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

В данной статье раскрыла понятие "выразительность речи", перечислила  характеристики ( просодика, мелодика, темп, ритм речи и пр.). А также акцентировала внимание на театрализованной де...

«Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста»

В процессе театрализованной деятельности у ребенка развивается речь, ее выразительность, творческие способности, память. Дети становятся более раскрепощенными, открытыми. А сколько радости и вос...

Театрализованные игры как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

К сожалению в последнее время становится все больше и больше воспитанников, имеющих речевые нарушения. Кроме речевых нарушений появилась и проблема неумения детей выразительно читать стихи, играть рол...

Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста

Доклад для воспитателей на тему "Театрализованная деятельность, как средство формирования выразительной речи у детей дошкольного возраста"...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденц...

Театрализованная игра как средство формирования выразительности речи у детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...