"Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями"
консультация по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_fiz.instr_.podvizhnye_igry_dlya_detey.docx | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад п. Ермаково
Консультация для инструктора по физической культуре
«Подвижные игры для детей
с речевыми нарушениями»
Учитель-логопед: Булатникова С. В.
Консультация для инструктора по физической культуре
«Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями»
У детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не только мелкой, но и общей моторики. Отставание в развитии координированных движений у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет действия с различными предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию координации движений, ловкости в целом для данной категории детей.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию
Подвижные игры, развивающие речь
и логическое мышление.
Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдельные слова и выражения, то есть осваивает такое понятие, как интонация речи. Это способствует тому, что и в дальнейшем речь человека будет отличаться смысловой ясностью и выразительностью.
Подвижная игра «Мышеловка» Играющие делятся на две группы. Дети одной группы образуют круг – «мышеловку», остальные изображают мышей и находятся вне круга. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо со словами.
Текст, Движения
«Ах, как мыши надоели! Берегитесь же, плутовки,
Развелось их – просто страсть, Доберемся мы до вас.
Все погрызли, все поели, Вот поставим мышеловки –
Всюду лезут – вот напасть! Переловим всех сейчас!»
По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают и выбегают из «мышеловки». По сигналу воспитателя «Хлоп!», дети, стоящие в кругу, опускают руки и приседают – мышеловка захлопнута. Мыши, не успевшие выбежать из круга, считаются пойманными. Они садятся на скамейку. Затем дети меняются местам.
Подвижная игра «Мороз – Красный нос». Играющие стоят по кругу. Выбирается водящий – «Мороз – Красный нос». Он останавливается в центре круга и произносит слова: «Я – Мороз – Красный нос, Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?» Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз». После слов «мороз», дети разбегаются по залу, а водящий догоняет их, стараясь коснуться рукой – «заморозить». «Замороженные» останавливаются на том месте, где до них дотронулся водящий и до окончания игры стоят, не двигаясь.
Подвижная игра «Карусель» Дети образуют круг, держась одной рукой за веревку, концы которой связаны. Идут по кругу сначала медленно, потом быстрее. Движения выполняются в соответствии с текстом:
Текст, Движения
Еле-еле, еле-еле Тише, тише, не спешите1
Закружились карусели, Карусель остановите!
А потом кругом, кругом, Раз-два, раз-два.
Все бегом, бегом, бегом. Вот и кончилась игра!
«Парк аттракционов» Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.
Текст, движения:
Мы на карусели сели, Держась за руки, кружиться.
Завертелись карусели
Пересели на качели. Держась за руки: один игрок стоит,
То вниз, то вверх летели. Другой приседает
А теперь с тобой вдвоем Держась за руки, качаться:
Мы на лодочке плывем. Вправо-влево, вперед-назад
Мы на берег выйдем с лодки,
И поскачем по лужайке,
Будто зайки, будто зайка. Прыгают на двух ногах.
Игра «Тик-так» Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:
Текст Движения
Тик- так, тик-так. Ходьба на месте.
Мы всегда шагаем так: Тик - так! Шаг влево, шаг вправо,
Стрелка, стрелка покружись - Водящий вытягивает руку вперед.
Час который, покажи. Поворачивается на месте вокруг себя.
После слов «покажи»- останавливается. Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!» Водящий должен угадать имя ребенка.
Игра «Гусиная прогулка» Дети – «гуси» выполняют движения в соответствии с текстом:
Текст Движения
Гуси - вид домашней птицы. В приседе ходьба.
Ходят дружной вереницей друг за другом
Гуси, гуси! Произносят: га – га - га!
Хорошо вам? Отвечают: «Да- да- да».
Ну, летите веселей, бег, махая руками,
На лужочек поскорей. Как крыльями.
Гуси важно зашагали, Ходьба, руки за спину.
Травку быстро пощипали. Наклоны вперед - вниз.
Лапочки почистили. Поднимать колени.
Перышки стряхнули. Махи кистями рук.
Сделали все дела
И присели до утра. Присесть на корточки.
Гуси – гуси! Отвечают: «Га –га - га!»
Хорошо вам? Отвечают: «Да – да – да !»
Ну летите все домой. Бег на скамейку.
Игры, упражнения, развивающие
координацию движений и внимание.
В играх этого типа дети невольно сосредотачивают свое внимание на игровом объекте. Это улучшает устойчивость их внимания, помогает преодолеть такие явления, как рассеянность и быстрая отвлекаемость. Кроме того, дети накапливают двигательный опыт, и у них формируется более высокий уровень развития произвольных движений.
«Часики» Исходное положение: ноги вместе, руки на поясе. На сет «Раз» – дети наклоняют голову к правому плечу, на счет «два» – к левому плечу. Как часики – тик – так, тик – так.
«Слушай хлопки» Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «Аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу) На три хлопка играющие возобновляют игру.
«Деревце» Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. На счет «раз – два» - все наклоняются вправо, на счет «три – четыре» - выпрямляются. Ветер подул сильнее, и деревце наклоняется чаще. На счет «раз» - вправо, на счет «два» - выпрямилось, на счет «три» – влево, на счет «четыре» – выпрямилось.
«У кого больше» По всему залу произвольно разложены предметы разных геометрических форм. Дети под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих на полу предметов и друг друга. По сигналу (хлопок в ладоши, бубен) дети быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов. Предметов должно быть больше, чем детей, в 3-4 раза. В этой игре могут быть различные варианты: а) собрать как можно больше любых предметов, б) собрать как можно больше предметов заданной формы (треугольник, квадрат, круг) и любого цвета, в) собрать как можно больше предметов любой формы, но одного цвета, г) собрать как можно больше предметов парами, тройками (по цвету, форме).
«Найди свой кубик» По залу в произвольном порядке разложены обручи, в котором из них стоит один ребенок и лежит один цветной кубик. По сигналу дети выбегают из обруча и бегают в разных направлениях, не сталкиваясь, подбегая к обручу до второго сигнала. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. Взрослый в это время меняет кубики местами. По третьему сигналу дети открывают глаза, и каждый должен добежать до обруча, где лежит его кубик, впрыгнуть в него, пролезть через него и поднять обруч над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.
«Змейка» По залу (зигзагообразно) разложены набивные мячи на расстоянии 50см друг от друга. Дети строятся в колонну друг за другом и по сигналу идут, бегают «змейкой», обходя или обегая каждый мяч, стараясь не задевать его. Выигрывает тот, кто все правильно сделает.
«Нитка с иголкой» Дети держатся за руки, образуя цепочку. Проведя цепочку по всему залу, воспитатель предлагает детям остановиться и поднять сцепленные руки вверх, образуя воротики. После этого воспитатель ведет цепочку в обратном направлении под руками у детей, обходя по очереди одного справа, а другого слева. В тот момент, когда цепочка детей проходит под «воротиками», ребенок, поднимавший руки для образования «ворот», поворачиваются вокруг себя и продолжает идти цепочкой.
«Ров и река» Дети строятся в колонне по одному. Справа от колонны «ров», слева «река». Через реку надо переплыть: идти, имитируя руками движения пловца, через ров – перепрыгнуть. По сигналу воспитателя «Ров – справа» - дети поворачиваются направо и прыгают вперед. Тот, кто прыгнул в другую сторону, считается упавшим в реку, ему помогают выбираться, подавая руку. Затем все возвращаются к начальному построению. По сигналу: «Река – слева» - дети поворачиваются налево и «плывут на другой берег». Тот, кто ошибается, попал в ров. Ему подают руку, и возвращается к товарищам.
«Не ошибись» По кругу расставлены цветные кегли. За ними встают дети. По первому сигналу ходят дети, прыгают, бегают, выполняют произвольные движения. По второму сигналу каждый должен взять кеглю своего цвета. Выигрывает тот, кто сделает первым и правильно. Объяснение игр требует серьезной подготовки, эмоциональной выразительности, умение пробудить у детей интерес к игре. Прежде чем предложить игру, надо заблаговременно познакомить детей с ее элементами, поупражнять в тех движениях, которые им трудны. Перед детьми ставится игровая цель, определяются игровые правила и сигналы. В старшем возрасте объясняется игра перед началом игровых действий. Взрослый принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием.
Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и в связи с этим неправильно выполняют задания взрослого. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него действия. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны (общее недоразвитие речи, дизартрия и т. д.) в любом случае нарушение касается компонентов язык...
Игры для детей с речевыми нарушениями
Игры для детей с речевыми нарушениями...
«Подвижные игры для детей с тяжёлыми нарушениями речи»
КОНСУЛЬТАЦИЯ...
Картотека "Подвижные игры для детей с ментальными нарушениями"
Особую категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Ментальные нарушения – тяжелые нарушения психического развития, при котором прежде всего страдает способность к социальном...
Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями.
Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных, музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в часы развлечений, на прогулке. Ниже приводится описание игр, кот...
Логопедическая консультация для инструктора по физической культуре «Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями»
Подвижные игры привлекают детей своей особой занимательностью. Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в ...
Подвижные игры для детей с речевыми нарушениями
Ребенок, увлекаясь игровым моментом, не замечает, как привыкает к связной речи, учится делать нужные паузы, правильно ставить ударения в словах, замедлять и ускорять темп речи, выделять голосом отдель...