Содержание РППС инклюзивной группы среднего возраста
статья по коррекционной педагогике (средняя группа)
Содержание центров коррекционного сопровождения (совместная деятельность) в инклюзивной группе среднего возраста. Соответствие содержания центров коррекционного сопровождения (совместная деятельность) в инклюзивной средней группе ООП ДО с учётом нозологических особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_soderzhanie_rpps_inklyuzivnoy_gruppy_srednego_vozrasta.docx | 59.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание центров коррекционного сопровождения (совместная деятельность) в инклюзивной группе среднего возраста
воспитатели: Дубровина Н.М.
Саванина Е.А.
Цель: соответствие содержания центров коррекционного сопровождения (совместная деятельность) в инклюзивной средней группе ООП ДО с учётом нозологических особенностей.
Содержание центров группы соответствует возрастным особенностям детей, позволяет эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Мебель всех центров активности детей закреплена, промаркирована, гигиенически обработана, подобрана по росту детей. Мебель, игровое оборудование и игрушки изготовлены из безопасных сертифицированных материалов. РППС спроектирована таким образом, что ограждает детей от отрицательных эмоций, проявления страха, неуверенности в себе, беспокойства. Все пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Пространство группы постоянно трансформируется в образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (лёгкие переносные ширмы, полифункциональные атрибуты, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики, диваны, модульная мебель). В группе организованы различные пространства (для игровой и образовательной деятельности), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, что позволяет ребёнку самостоятельно делать выбор.
В групповом помещении имеются центры, способствующие развитию детей по 5 образовательным областям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. В каждом центре предусмотрены игры, материалы, как для всех детей, так и для детей с ОВЗ.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» представлена следующими центрами:
Центр «Мы дежурим» оснащён: фартуками, беретками, индивидуальными салфетками, щётками и совочками. Для ухода за растениями в уголке природы находятся лейки, брызгалка, салфетки, палочки с заостренным концом, щеточки, совки, тряпочки для протирания листьев, алгоритм ухода за цветами.
В раздевальной комнате имеется панно «Моё настроение», где дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют своё настроение в течение дня.
В группе эмоциональный уголок содержит игры и пособия:
«Смайлики на круге» смайлики с эмоциями. Ребенок выбирает смайлик, глядя в зеркало, изображает эту эмоцию на своем лице
«Мальчик-девочка» ребенок подбирает мальчику или девочке лицо с разными эмоциями
«Путешествие в мир эмоций» ребенок по сюжетной картинке находит картинку с одним эмоциональным состоянием, которое испытывает герой
«Кубики эмоций»
Центр психологической разгрузки «Уголок уединения» отделен ширмой, за которой ребёнок может побыть наедине с собой, поиграть с любимыми игрушками; рассмотреть книгу; сбросить лишнее напряжение, покричав в «стаканчик крика» или позаниматься с игрушками-антистресс; обнять «подушку обнимушку» и поделиться с ней своим настроением, рассказать о своих мечтах, посмотреть альбом с фотографиями родных и друзей или позвонить им; восстановить силы и почувствовать себя защищённым. В этом уголке есть удобное кресло, а также:
Поп-иты
Стаканчики-кричалки
звуковые молоточки
Набор трубочек гармошек- трещалок
Мини-подушки игрушки животные
«Моя семья» альбом из ладошек
Кукла-малыш
Игрушки-антистрессы
Спиннер
Центр «Моя безопасность» оформлен таким образом, чтобы дети, играя, изучали правила дорожного движения и личной безопасности. В нём представлены: наглядно-иллюстративный материал (транспорт, светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с проблемными дорожными ситуациями); настольно-печатные игры: «Дорожное домино», лото «Дорожные знаки» и «Экстренные ситуации», «Азбука безопасности»; книжки-малышки созданные семьями воспитанников: «Умный пешеход», «Памятка пешеходу» и «Внимание! Дорога!»; атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой (жезл, свисток, фуражки, дорожные знаки, модель светофора). Создана библиотека маленького пешехода, где собраны наглядно дидактические пособия по ПДД и подборка дидактических пособий по ОБЖ: «Не играй с огнем», «Уроки безопасности», «Расскажите детям о специальных машинах», «Электробытовые приборы», «Правила поведения в быту», «Безопасность в природе», «Безопасность дома, на улице»; имеется напольный коврик с дорожной разметкой.
Центр патриотического воспитания создан для успешной реализации системы нравственно-патриотического воспитания детей. Центр оснащён: символикой РФ – флаг, герб, гимн, портрет президента, обучающие карточки «Наша Родина Россия!» и «Негосударственные символы России». Центр оснащен дидактическими играми: «Государственные праздники России», Моя родина – Россия»; «Города-герои», «Город России – Самара», «Хоровод дружбы», альбомы «Достопримечательности города Тольятти», «История русской матрешки», папки – передвижки Россия – родина моя» и «Самарская земля». Все игры и альбомы используется в образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Центр для организации сюжетно-ролевых игр оснащен атрибутами для игр: «Семья», «Супермаркет», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Зоопарк», Ширма и предметы-заместители, подобранны с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей: куклы разных размеров, кукольный сервиз, продукты, кукольная мебель, пылесос, утюжки, электрочайник, парковка, машины разных размеров. Игры и пособия в группе доступны всем детям.
Образовательная область «Познавательное развитие» представлена следующими центрами:
Центр «Познание» способствует формированию представлений о мире, природе, различных сторонах изучаемого объекта. Центр оснащён: игровыми наборами (по сторонам света, вокруг света, одежда, обувь, мебель, посуда, животные, растения, насекомые и инструменты); электронными викторинами: «Окружающий мир» и «Детям о животных»; развивающими играми: «Из чего мы сделаны», «Дары природы», «Чьи малыши», «Веселый распорядок дня», лото «Профессии». В центре имеются: глобус, карта России, карта «Самарской области», детская научная литература (о животных, насекомых, птицах, динозаврах, строении человека, космосе). Для составления описательных рассказов детьми о сезонных изменениях в природе педагогом изготовлена мнемотаблица, создан коллекция матрешек и мини-музей хохломы; сделаны авторские дидактические игры и пособия:
Мини-музей хохломы
Коллекция матрешек
«Животные» из 4х частей из разрезных картинок ребенок собирает целое изображение (для детей с ЗПР)
«Одежда-разрезные картинки» от 4-6 частей, из разрезных картинок ребенок собирает целое изображение (из 4 частей для детей с ЗПР)
«Космические приключения» альбом лабиринтов, ребенок ведет пальчиком по изображению от входа до выхода из лабиринта
«Семья» Ребенок располагает 5 картинок людей одного пола по возрастному порядку, объясняет, рассказывает (от мальчика/девочки до дедушки/бабушки) и называет членов семьи
«Профессии с прищепками» ребенок находит на прищепке детали, прикрепляет на круг к определенной профессии
«Профессии» ребенок находит карточки с атрибутами профессии, располагает их к определенной профессии
Ребенку ЗПР из 4х картинок атрибутов «Лото профессии» ребенок находит карточки с атрибутами профессии, располагает их к определенной профессии
Уголок коррекционного сопровождения «Говорим вместе» создан в группе инклюзии в помощь детям с проблемами в речи ТНР. В уголке имеются зеркала для выполнения артикуляционной гимнастики, тренажеры для речевого дыхания, мнемотаблицы для составления рассказов, игры для развития межполушарных связей:
«Лабиринты» альбом лабиринтов с усложнением, уровень сложности помечен цветами «зеленый» - легкий, «желтый» - труднее, «красный» - сложный, ребенок сам выбирает уровень сложности. Ребенок ведет пальчиком по изображению от входа до выхода из лабиринта
Альбомы «Дыхательная гимнастика» с усложнением, уровень сложности помечен цветами «зеленый» - легкий, «желтый» - труднее, «красный» - сложный, ребенок сам выбирает уровень сложности
Альбомы «Пальчиковая гимнастика» с усложнением, уровень сложности помечен цветами «зеленый» - легкий, «желтый» - труднее, «красный» - сложный, ребенок сам выбирает уровень сложности
«Артикуляционная гимнастика» картотека
«Артикуляционная гимнастика» альбомы с усложнением, уровень сложности помечен цветами «зеленый» - легкий, «желтый» - труднее, «красный» - сложный, ребенок сам выбирает уровень сложности
«Пришей пуговицы» ребенок располагает пуговицы на футболке, как на карточке-образце, карточки меняются
«Найди лишнее» альбомы с усложнением с выбором ряда из 4 картинок, из 5 картинок, уровень сложности помечен цветами «зеленый» - легкий, «желтый» - труднее, «красный» - сложный, ребенок сам выбирает уровень сложности
«Найди отличия» альбомы с усложнением с нахождением 3-5-10 отличий, уровень сложности помечен цветами «зеленый» - легкий, «желтый» - труднее, «красный» - сложный, ребенок сам выбирает уровень сложности
«Мнемотаблицы» ребенок заучивает стихотворение по последовательным символам-картинкам
«Проведи 2-мя руками» Альбомы на межполушарное взаимодействие с графомоторными дорожками с усложнением, уровень сложности помечен цветами «зеленый» - легкий, «желтый» - труднее, «красный» - сложный, ребенок сам выбирает уровень сложности
«Игра деревянная с вкладышами на межполушарное взаимодействие» ребенок палочками-стиками одновременно 2-мя руками проводит по углублениям во вкладышах
«Карточки с кинезеологическими упражнениями» Ребенок должен воспроизвести смену положения рук, которую он видит на картинке
«Профессии-Собери картинку» из разрезных картинок от 5-8 частей ребенок собирает целое изображение
«Что сначала - что потом» Ребенок располагает 4 картинки одного события/явления по порядку на картинку алгоритма-цикла, объясняет, рассказывает
«Улитка» ребенок располагает кружочки на домик улитки, как на карточке-образце, карточки меняются, называет цвета и последовательность их расположения сначала-потом (сверху вниз, снизу вверх), называет размер кружков
«От какого целого часть» к картинке с изображением «части» предмета ребенок ищет и располагает картинку с изображением целого предмета
Лото «Части от целого» подобрать к изображению «целого» картинки его частей
«Робот Майло и его друзья» ребенок располагает друзей-роботов на картинке, как на карточке-образце, карточки меняются.
В уголке «Природы» расположены комнатные растения, за которыми ухаживают дети, опираясь на табличку - алгоритм ухода за растениями, размещённую в каждом горшочке растения. В наличии схема дежурства в уголке природы и инвентарь для ухода за цветами (лейки, палочки для рыхления, фартуки, тряпочки, опрыскиватель), альбом «Комнатные растения», алгоритм ухода за растениями, календарь природы.
Исследовательскиий центр-лаборатория «Хочу всё знать!» представляет собой зону экспериментирования, в котором многообразие материалов и оборудования для опытов: микроскопы, лупы, весы, песочные часы; ёмкости разной вместимости; картотека игр – экспериментов; природный материал (камешки, глина, песок, шишки, ракушки, желуди, каштаны, различные крупы, семена растений, колоски пшеницы). Центры оснащены дидактическими пособиями, развивающими играми экологического содержания: «Хочу все знать», «Звук, свет, вода», «Почемучка», лото «Мир вокруг нас», «Времена года», авторским пособием «Дерево» (с разными видами игры: «Когда это бывает», «Сад-огород», «Тепло-холодно»). Для детей созданы благоприятные условия для практических исследований и поиска новой информации (лепбук, созданный семьей воспитанника «От зернышка до каравая»), алгоритмы выполнения опытов, зарисованные детьми.
Для детей с ОВЗ:
«Растения и животные» альбом лабиринтов, ребенок ведет пальчиком по изображению, по стрелочке заходит в лабиринт, проходит его до стрелочки выхода из лабиринта
«Водные лабиринты» альбом лабиринтов, ребенок ведет пальчиком по изображению от входа до выхода из лабиринта
В Центре занимательной математики представлены дидактические, развивающие и логико-математические игры: «Геоконт», «Блоки Дьенеша», «Логические пары», «Учимся считать», «Палочки Кюизенера», «Кубики Никитина», «Путешествия с цифрами». В группе имеются математические наборы на каждого ребенка, линейки, шнуровки. Воспитателями сделан раздаточный материал для закрепления знаний о геометрических фигурах и пространственных представлений; игры-схемы «Сложи узор» и «Умные фигуры» для развития логического мышления и для формирования умения работать с алгоритмами. Все игры подобраны так, чтобы дети могли играть индивидуально и в парах, помогая (при необходимости) детям с ОВЗ:
«Рассади по образцу» ребенок располагает животных на пенечках как на карточке-образце, карточки меняются. Называет - кто выше, кто ниже.
«Расставь игрушки» ребенок располагает игрушки на полках, как на карточке-образце, карточки меняются. Рассказывает на какой игрушка полке по счету (сверху вниз), по расположению (высокой-средней-низкой), считает количество игрушек на определенной полке, на всех полках (количественный счет), отвечает какая по счету названная игрушка (порядковый счет).
«Клоун» ребенок располагает шарики у клоуна, как на карточке-образце, карточки меняются. Называет цвета шариков, считает количество, называет какой по счету определенный шарик
Для детей с с ЗПР «Стаканчики вкладыши», доски Сегена, «Бочоночки» деревянный набор разных по цвету и высоте цилиндриков (можно для заданий 2-мя руками), «Собери из частей» из 3-4-5, шнуровки, пазлы крупные, кубик с фигурами вкладышами
Образовательная область «Речевое развитие» представлена следующими центрами:
Центр речевого развития оснащён воспитателями настольно – печатными играми, предметными и сюжетными картинками, схемами для составления рассказов и пересказа, мнемотехническими таблицами для заучивания стихов, альбомами артикуляционной гимнастики, тренажёрами для развития моторики и дыхания.
Центр оснащен дидактическими играми: «Справа-слева, сверху-снизу», «Сложи слово», «Читаем по слогам», «Живая азбука», «Выбираем противоположности», «Чей это домик», «Десять гласных подружек», «Кто, какой?», «В мире слов», «Составь рассказ о городе по картине», электронная викторина «Родная речь»,«Что в моей корзине», «Расскажи, кто что делает», «Продолжи слово», наборами букв (кубики, магнитные, накладные, разрезные).
Для детей с ОВЗ:
Картотека «Умные пальчики» игры для развития речи
«Раньше-позже» из 4 частей. Ребенок располагает 4 картинки одного события/явления по порядку, объясняет, рассказывает
«Профессии детского сада» мини-кейс. Ребенок называет профессии работников детского сада и атрибутику профессий, выполняет различные задания: находит по силуэту, располагает по образцу, делит девочек и мальчиков, находит отличия, раскладывает музыкальные инструменты-посуду-уборочный инвентарь, считает и собирает по количеству продукты, соединяет одинаковые детали по узору.
«Сочини сказку», «Составь рассказ по картинкам» ребенок рассказывает сказку по серии последовательных картинок
В Центре книги представлены книги со стихами и рассказами; книги о жизни природы, животных и растениях; сказки народов России и русские народные сказки; умные книги(энциклопедии); книжки-малышки; альбом «Портреты русских, зарубежных писателей и художников-иллюстраторов».
Для детей с ОВЗ:
«Герои сказок» альбом лабиринтов, ребенок узнает и называет героя, сказку, ведет пальчиком по изображению от входа до выхода из лабиринта
«Расставь Фиксиков» ребенок располагает фиксиков на картинке, как на карточке-образце, карточки меняются
«Настроение сказочного героя» ребенок соединяет половинки лица в подходяшую эмоцию и подбирает героев у которых такое же эмоциональное состояние
Для детей с ЗПР книжки-малышки, книжки с потешками, блокнот со знакомыми героями сказок, книжки по мультфильмам «Фиксики», «Машины сказки», крупные пазлы с героями сказок
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» представлена следующими центрами:
Центр музыкального развития в группе представлен музыкальными инструментами: заводского изготовления (металлофон, треугольник, маракасы, колокольчики, бубенцы и др.) и сделанными руками детей и родителей нестандартные музыкальные инструменты. В центрах имеются портреты русских и зарубежных композиторов, звуковые музыкальные книжки-песенники, алгоритмы игры по обучению игре на металофоне, барабане и других музыкальных инструментах.
Для развития музыкальных способностей детей воспитателями с детьми с ОВЗ:
«Веселые ритмы» по схемам на карточках ребенок повторяет ритм, отбивая ладонями, ногами
«Хлопок-прыжок-поворот-стоп!» ребенок по последовательности на карточке изображений юлы, барабана, мяча, дорожного знака старается быстро воспроизвести
Мнемотеатр на палочках
«Мешочки со смехом» (эмоции)
«Лото Театр настроения» на картинку маску эмоций дети находят картинки персонажей с такой же эмоцией
Центр детского творчества стимулирует воспитанников к реализации творческих способностей. В наличии: восковые мелки, гуашь, стаканчики для промывания кисти, фломастеры, цветные карандаши, пластилин, дощечки, кисти, палитры, ёмкости для клея, клей, трафареты, цветная бумага, альбомы для рисования, цветной картон ножницы по количеству детей в группе. Представлены альбомы по народно-прикладному искусству: «Дымковская игрушка», «Народное творчество», «Гжель», «Хохломские узоры», «Городецкая роспись», репродукции картин, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности, альбом-алгоритм «Пошаговое рисование животных» для индивидуальной работы, раскраски. Дидактические игры «Дорисуй портрет», «Угадай по профилю» способствуют развитию художественно-творческих способностей, самостоятельности детей. Для детей с ОВЗ:
«Цветные квадратики» нейрокарточки для повторения по образцу. ребенок располагает квадратики , как на карточке-образце, карточки меняются. Называет цвет, оттенки квадратов.
«Цветные карандаши» ребенок располагает карандаши как на карточке-образце, карточки меняются. Называет цвета карандашей, развивается мелкая моторика
Альбом «Массаж карандашом - пальчиковые игры» упражнения на развитие мелкой моторики и массаж пальцев рук по картинке с речетативом
Штриховки, обводилки для правой/левой руки
Матрешки деревянные сборные крупные (для ребенка с ЗПР)
Центр строительных игр оснащен конструкторами разных размеров, форм, цвета и материалов: пластмассовый, деревянный, мягкий, «Лего». Конструкторы хранятся в индивидуальных контейнерах. Крупный напольный строительный конструктор размещён в игровой зоне, свободное пространство на ковре даёт возможность сооружать постройки, в которые дети любят играть. Для обыгрывания готовых построек имеются наборы разных мелких игрушек. Наглядные карты-схемы с образцами построек (фабричного производства и изображённые детьми) - располагаются в кармашке на полке.
Для детей с ОВЗ:
«Собери робота» восстановить по силуэту целого робота из его частей-деталей
«Лего-карточки» ребенок собирает детали лего, чтобы получилось как на карточке
«Домики» ребенок собирает детали плоскостного конструктора как на карточке-образце, карточки меняются
Образовательная область «Физическое развитие» представлена физкультурно-оздоровительным центром, в котором имеются: массажные коврики, мячи, кегли, обручи, гимнастические палки, скакалки, мешочки с песком для метания, мешочки с солью для коррекции осанки, султанчики, ленты.
Для детей с ОВЗ:
«Тук-топ-хлоп!» ребенок пальцами и ладонями рук повторяет позы изображенные на картинке, действие можно проговаривать словом
«Упражнения со спиннером» кинезеологические упражнения. Ребенок крутит спиннер, пальцами и ладонями рук повторяет позы изображенные на картинке, где остановился спиннер
«Цветные круги» мини-кейс игр. Дети могут по карточкам повторять движение, по цвету круга воспроизводить движение рукой (кинезеологические упражнения), по цвету круга воспроизводить движение телом, по карточке с квадратами одновременно показывать одной рукой на рисунок, а другой рукой на цвет квадрата
При организации РППС осуществляется творческий, авторский подход. Среда групп постоянно пополняется материалами, оборудованием, атрибутами, играми, выполненными руками воспитателей, учитывая образовательные потребности всех воспитанников, в том числе и детей с ОВЗ..
Авторские методические пособия, макеты, изготовленные воспитателями инклюзивной группы используются в каждом игровом центре группы:
В физкультурно-оздоровительном центре «Две стрелки», «Как расти здоровым», «Попади и посчитай», «Веселые человечки», моталочки «Насекомые», «Упражнения со спиннером» кинезеологические упражнения, «Светофор» массажёры-цилиндры для ног, «Паучок» крупное пособие-оборудование для пролезания, подлезания, ползания.
В центре «Познание» пособие «Полезный торт», «Мой день в детском саду», «Сортируем мусор», коробочка-раскладушка «Тольятти»
В центр речевого развития коробочка «Добрые слова», интерактивное пособие «Красная шапочка»
В центре музыкального развития интерактивное игровое пособие «Шумелки с микшером»
В центре театрализации мнемотеатр на палочках, «Куклы-гармошки» бумажный театр на палочках
В уголке уединения альбом из ладошек всех членов семей детей «Моя семья»
В центре детского творчества «Цветные ладошки» для обозначения поделок детей.
В эмоциональном уголке «Собери лицо», «Смайлики на круге»
Все материалы имеют эстетический внешний вид, аккуратно выполнены и практичны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педсовете "РППС в группах раннего возраста"
Назначение и цели организации РРПС ДО, формирование предметной среды в группахдетей раннего возраста....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Рекомендуемое содержание РППС в группе по нравственно-патриотическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста"...
Организация РППС в группе среднего дошкольного возраста.
Вступившие в силу ФГОС ДО, предъявляют к РППС определенные требования. Она должна быть содержательно насыщенной, трансформированной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.Развив...
Способы развития самоконтроля в РППС инклюзивной группы детского сада
В статье представлены способы формирования навыков самоконтроля у детей с ТНР в условиях инклюзивного образования....
Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»
Организация экологической развивающей предметно-пространственной среды (РППС) для воспитанников группы среднего возраста «Радуга»...
Сравнение содержания образовательной деятельности детей среднего возраста в ФОП ДО и ФАОП ДО.
Сравнение содержания образовательной деятельности детей среднего возраста в ФОП ДО и ФАОП ДО в различных категориях...
статья "Содержание центров коррекционного сопровождения (совместная деятельность) в инклюзивной группе среднего возраста "
описание соответстивия содержания центров коррекционного сопровождения (совместная деятельность) ООП ДО в инклюзивной средней группе с учётом нозологических особенностей (ТНР, ЗПР)...