«Нейробика в коррекционной работе учителя-логопеда»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Садрева Лариса Николаевна

«Нейробика в коррекционной работе учителя-логопеда» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нейробика в коррекционной работе учителя-логопеда»

 Не смотря на динамическое развитие современного мира в области медицины, образования, количество детей с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Дети с ОВЗ благодаря введению инклюзивного образования, имеют возможность воспитываться и обучаться с детьми без отклонений в здоровье начиная с дошкольного возраста.

 У большинства таких детей отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук, наблюдается повышенная утомляемость. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка (восприятия, внимания, памяти) и общем состоянии здоровья.

 Для образования детей с ОВЗ предусматривается создание специальной коррекционно-развивающей среды, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. Для работы с детьми данной категории мы стали применять нейробику, отметив для себя ее как инновационную здоровьесберегающую технологию.

 Основателем нейробики считается нейробиолог Лоуренс Катц. Кратко её можно назвать зарядкой для мозга. Учёный установил, что при выполнении повторяющихся действий может появиться ухудшение памяти, потому что мозг начинает «лениться»

 Нейробика – это комплекс упражнений, которые запускают работу обоих полушарий головного мозга, синхронизируя их. Благодаря регулярным занятиям такой гимнастикой повышается способность к обучению, улучшается память и активизируется мозговая деятельность.

      Эту концепцию активно разрабатывал американский нейропсихолог Роджер Сперри, который в 1981 году удостоился Нобелевской премии за открытия относительно функциональной спецификации полушарий мозга.

      Нейробика призвана активизировать все пять чувств, чтобы улучшить концентрацию внимания, стимулировать развитие умственных способностей и стремление узнавать новое, что в целом благоприятно влияет на общее развитие и здоровье детей.

Цель: Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля.

      Задачи

- повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);

- развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики);

- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения;

- развивать пространственные представления, координацию, умения чувствовать своё тело;

- активизация речи;

- развитие произвольной сферы;

- укрепление физического здоровья.

Нейробика помогает организовать гимнастику для ума таким образом, чтобы максимально задействовать когнитивные способности ребёнка, что, в свою очередь, способствует более полному усвоению знаний. Упражнения данной технологии активно используются в организованной образовательной деятельности, во время прогулки, самостоятельной деятельности.

Основной принцип нейробики заключается в регулярном совершении определённых действий с подключением различных органов чувств. Когда ребёнок выполняет обычные занятия необычным способом, его мозг начинает активно включать в работу правое и левое полушарие и создаёт тесное взаимодействие между ними. Такие нехитрые игры помогут ребенку укрепить базовый сенсомоторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.

При введении нейробики в детском саду педагогу нужно соблюдать некоторые простые правила:

1. Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не дольше 7 минут. Это позволит сохранить активность и заинтересованность.

2. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет. В этом возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.

3. Педагогу важно отслеживать прогресс и по мере необходимости усложнять упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество выполнения, не перегружая ребёнка.

4. Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 6 видов заданий, чтобы не утомить детей.

      Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть ваша игра будет весёлой, лёгкой и интересной для ребёнка. Покажите ребенку, как надо выполнять упражнение с улыбкой, весело. Если он не хочет - не заставляйте. Подождите, пока у ребёнка будет хорошее настроение или когда он заскучает и предложите ему игру. Помните, что «заразить можно только тем, чем болеешь».

Упражнения и игры можно проводить не только в детском саду, но и в любое другом месте, в том числе и совместно с родителями дома или на прогулке.

К примеру:

* попробовать делать привычные действия не правой рукой, а левой;

*смотреть телевизор без звука и угадывать сказанное;

*чаще менять положение вещей на столе;

* добираться до места назначения новыми неизведанными маршрутами.

Это позволит не только открыть для себя интересные стороны привычных вещей, но и поднять настроение как детям, так и взрослым.

Родители являются нашими помощниками в использовании данной технологии, для них мы провели семинар-практикум «Развитие мозга», мастер-класс по изготовлению простых пособий и игр, которые активно можно использовать дома для всей семьи.

Дети, которые регулярно выполняют нейробические упражнения, становятся более ловкими и выносливыми, лучше владеют руками и органами плечевого пояса, умеют делать асимметричные упражнения.

Также одним из положительных моментов можно назвать повышение стрессоустойчивости и коммуникабельности. Нейробика помогает избежать появления дислексии, при которой появляются затруднение в чтении и письме. А так как наши дети имеют тяжелые нарушения речи, это очень актуально в коррекционной работе.

Используя игры, упражнения данной технологии у детей нормализовалась познавательная сфера и саморегуляция, повысилась концентрация внимания, улучшилась память, произошло формирование пространственных ориентаций (лево-право, верх-низ, за-перед, спереди-сзади, повысилась уверенность в своих силах, как физических так и интеллектуальных. В процессе выполнений упражнений развивается сила руки, её ловкость, переключаемость с одного вида движений на другой, так же внимание, глазомер, зрительная память, усидчивость, аккуратность, фантазия, образное мышление, подготовка руки к письму.

Таким образом, используемая здоровьесберегающая технология Нейробика в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста позволит эффективно и планомерно сформировать психически и физически здоровых детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»

ОДОД  ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга    Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...

План по самообразованию учителя - логопеда Фототерапия, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда с дошкольниками на 2022-2025 учебный год

Дошкольный возраст – очень важный период в жизни каждого человека, период активного формирования личности. В этом возрасте особенно интенсивно развиваются различные способности, вырабатываются ч...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...

«Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда» План работы учителя-логопеда по теме самообразования

Как известно, речь играет большую роль в формировании всех сфер личности ребенка. Нарушения речи приводят к торможению познавательных процессов: затруднены или снижены память, внимание, ребенок с труд...