«Формирование экологической культуры дошкольников с ТНР средствами сказкотерапии»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Садрева Лариса Николаевна

«Формирование экологической культуры

дошкольников с ТНР средствами сказкотерапии»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование экологической культуры

дошкольников с ТНР средствами сказкотерапии»

                                                      Садрева Л.Н.

                                                                                                  учитель-логопед

                                                                                                  высшей кв. категории

                                                                                                  МБДОУ №3 д/с «Огонёк»

                                                                                                  пгт. Камские Поляны

                                                                                     

В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающим миром.  Нехватка общения детей с  природой  оборачивается  впоследствии  черствостью,  безнравственностью  и неуважительным отношением ко всему живому.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем её уровень. Главной задачей экологической работы в ДОУ является: научить детей видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определённые знания в области экологии. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

В экологическом воспитании сказкотерапия относительно новое явление, с её помощью  мы помогаем воспитанникам осознать: насколько красива, хрупка и насколько ранима природа, а также как её можно и нужно беречь. 

Что же это такое – сказкотерапия?

  • Сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе.
  • Сказкотерапия – занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Этот метод восходит к давним временам – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Сказки знакомили детей с реальностью, давали понять «что такое хорошо», а «что такое плохо». Поэтому занятия в детском саду сказкотерапией – метод, успешно применяемый и достаточно уже давно. Ведь у детей преобладает абстрактное мышление – а это значит, что информация, переданная посредством ярких образов, наиболее восприимчива.
  • Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
  • Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Идея живой природы дает нам богатый инструмент для развития личности. Если мы расскажем ребенку об удивительных маленьких невидимых существах, живущих в каждом дереве, кусте, цветке, травинке, разве будет желание бездумно ломать ветки и рвать цветы? Мир растений создан для любящего человека. Также и с водной средой и с воздухом. Поэтому можно сказать, что сказкотерапия  является эффективным развивающим, коррекционным и психотерапевтическим средством экологического  развития дошкольников.

Достоинство и роль эко-сказок в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над экологической сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, сделать экологическое воспитание детей более занимательным и разнообразным.

          Значение экологических сказок очень велико:

  • Сказка увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства.
  • Сказка заставляет переживать вместе с героями.
  • Экологические сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они должны сообщать детям новые сведения о природе.
  •  Сказка формирует бережное отношение ребенка к животным.
  • Сказка дает новые представления, которые влияют на последующие поступки детей.
  • Сказка побуждает умственную активность ребенка, заставляет делать выводы, недоступные для него при других обстоятельствах.
  • Чтение экологических сказок решает в большей степени задачи формирования экологических представлений и задачи формирования нравственного отношения к природе.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Экологические сказки  самый доступный способ передачи о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Именно в них  удаётся наиболее полно использовать средства эмоционального воздействия на ребёнка. Через сказки удаётся привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости её охраны, гражданской ответственности.

Экологические  сказки привлекают своей универсальностью.

Во-первых, это информативность экологической сказки. Можно предложить детям «превратиться» в деревья, камни, животных, капли воды или пылинки, затем они рассказывают,  как чувствовали себя в том или ином образе. Беря на себя ту или иную роль, ребёнку предоставляется возможность проиграть различные типы поведения.

Во-вторых, сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, ребёнок преодолевает самоограничения и дополняет и обогащает свою жизнь.

В-третьих, сказка феерична. В сказках могут использоваться различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности.

В-четвёртых, сказка эмоциональна. В процессе занятий ребёнок накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

В-пятых, сказка мудра. Сказкой можно передать детям, новые способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации.

Сухомлинский писал: «Сказка неотделима от красоты. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу».

На экскурсиях, на природе, на дачных участках, в наблюдениях за животными и растениями перед детьми раскрывается красота и неповторимость родной природы. Одновременно с этим дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, нужно использовать экологические сказки.

Одним из показателей уровня понимания экологических проблем и сопереживания являются сказки, сочинённые самими детьми. Если ребёнок придумал сказку, «связал в своём воображении несколько предметов окружающего мира, - значит, можно сказать что он научился мыслить»(Сухомлинский).

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства.  И,  действительно,  сказка  не  только  развлекает,  она  ненавязчиво воспитывает,  знакомит  ребенка  с  окружающим  миром,  добром  и  злом.  

Таким  образом,  на  основе  знаний,  которые  дети  получают  через экологические сказки, могут быть заложены начальные формы осознанно правильного отношения к природе; интерес к ее познанию; сочувствие ко всему  живому;  умение  видеть  красоту природы  в  разных  ее  формах  и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

Педагогические и психологические возможности сказки неограниченны и многогранны. С помощью сказки и творчества педагогов формируется личность ребенка, его культура, положительное отношение к миру. Сказки на экологический лад - прекрасная возможность привить ребенку любовь к природе в игровой форме. Такие усилия обязательно будут вознаграждены, и ребенок вырастет ответственным и бережным человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры дошкольников по средствам экологической тропы".

Инновационный педагогический опыт по теме: «Формирование экологической культуры  дошкольников по средствам экологической тропы"....

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

«Формирование экологической культуры у дошкольников средствами игровой и проектной деятельности»

В данной статье описан личный опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников средствами игровой и проектной деятельности....

Развитие экологической культуры дошкольников по средствам сказкотерапии.

Воспитательное воздействие природы на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Современные дети практически оторваны от живой природы и живут в машинном мире полном стрессов и волнений. Он...

Статья по экологическому воспитанию "Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования"

Статья по экологическому воспитанию на тему : «Формирование экологических знаний детей по средствам детского экспериментирования».“Детское экспериментирование претендует на роль веду...

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...

«Формирование экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе....