«Формирование экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»
статья

Терехова Наталия Анатольевна

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Терехова Наталия Анатольевна,

воспитатель МАДОУ№26 «Кораблик», г.Бердск

«Формирование основ экологической культуры у дошкольников

средствами музейной педагогики»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Постепенно человечеством все больше внимания уделяется проблеме связи общества с природой.

На современном этапе развития общества возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

Свою работу педагог  может выстраивать со всеми участниками образовательного процесса, используя при этом разные формы взаимодействия:

  • С детьми в рамках образовательной деятельности в форме:
  • занятий
  • дидактических игр
  • прогулок
  • экскурсий
  • тематических вечеров
  • развлечений
  • бесед и др.
  • С родителями в форме:
  • анкетирования по разным вопросам (например, в средней-старшей группе «Как наша семья заботится об окружающей природе»)
  • круглых столов (к примеру, в младшей группе «Как объяснить ребёнку понятия «живая и неживая природа»)
  • педагогических тренингов (обычно они направлены на выработку общей стратегии воспитания относительно того или иного вопроса)
  • практических консультаций (например, в старшей группе они необходимы для работы над скворечником)
  • С коллегами в форме:
  • мастер-классов
  • выступлений на педсоветах и заседаниях методического объединения воспитателей детских садов

Реализуются такие формы презентациями, докладами, статьями в печатных и интернет-изданиях, а также составлением папки по самообразованию.

Дошкольное детство – начальный этап становления личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Целью дошкольного воспитания является достижение разностороннего развития ребенка органичным сочетанием в себе интеллектуального и эстетического развития, физического и трудового воспитания.
   Родителям и педагогам необходимо позаботиться об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста. Мы, родители и педагоги, должны приобщать детей к познанию окружающего мира, процессов в нем и законов им управляющих, в доступной и понятной для них форме - музейной педагогике.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. В последние годы появилось много дошкольных учреждений, которые создают мини-музеи самого разного содержания. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Какие именно музеи можно использовать для решения разных образовательных задач? Как сделать мини-музей интерактивным? Чем он отличается от настоящего музея? Как заинтересовать родителей?

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Экологическое воспитание посредством мини-музея.

Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

Исходя из особенностей психологии детей пяти-семи лет, музейно-педагогическая работа организуется и проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:    восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Дети нуждаются в возможности увидеть то, о чем мы говорим им, лучше воспринимают и надолго запоминают услышанное, если мы воплощаем свой рассказ в яркий образ. Народ не зря говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  

Работа с детьми должна вестись в следующих направлениях:

  • приобщение детей к познанию своего края;
  • формирование экологической культуры;
  • формирование чувства любви к Родине;
  • воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;
  • формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.

Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе - эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т.д. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.

Показать единство и гармонию всего живого на земле - задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно - техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна - федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников о красоте края и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.

Природа — это богатство, которое воспринимается человеком как данность. Умение ценить и беречь её, к сожалению, доступно далеко не всем. Зачастую такое положение вещей объясняется недостатком воспитательного процесса в условиях работы учреждений образования. Именно поэтому Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) экологическое воспитание включено систему формирования знаний, умений и навыков подрастающего поколения, а также в перечень тем по самообразованию педагога.

Используемые источники

  1. Белякова, Л.М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование / Л.М. Белякова // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – № 5. – С. 17-21.
  2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.–Воронеж: Учитель,2002.–159 с.–(Педагогика нового времени).
  3. Веракса, Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
  4. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2016. – 368 с.
  5. Гетманская, Е.В. Воспитательный потенциал музейной педагогики / Е.В. Гетманская // Внешкольник. – 2007. – №1. – С. 45-46.
  6. Горький, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию / Л.Г. Горький, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. – М.: ВАКО, 2011. – 240 с.
  7. Здравствуй, музей!: музейно-педагогическая программа: концепция, структура, содержание. – СПб.: [б. и.] , 2008. – 47 с.
  8. Мирилова, Т.Л. Экология. Нестандартные занятия: подготовительная группа / Т.Л. Мирилова. – Волгоград: Корифей, 2010. – 111 с.
  9. Морозова, А.И. Музейная педагогика из опыта методической работы / А.И. Морозова, О.В. Мельникова, М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
  10. Морозова, А.Н. Музейная педагогика. Пособие для воспитателей, методистов ДОУ и родителей / А.Н. Морозова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с.
  11. «Мы» Программа экологического образования детей /Н.Н. Кондратьева. –СПб: «Детство-пресс», 2000
  12.  Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 66 с.
  13. Рыжова, Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А. Рыжова, Л.В. Логинова, А.И. Данюкова. – М.: Линка-Пресс, 2008. – 256 с.
  14. Рыжова, Н.А. Наш дом – природа. Программа / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз-дидактика, 2005. – 192 с.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"

Обобщение опыта работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами художественной литературы"...

«Формирование экологической культуры у дошкольников средствами игровой и проектной деятельности»

В данной статье описан личный опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников средствами игровой и проектной деятельности....

Методическая разработка по теме : «Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры младших дошкольников через работу мини - музея «Водичка-водичка…»

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, о...

Формирование экологической культуры старших дошкольников средствами проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Все дети по своей природе любознательны. И тому подтверждение - постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Непосредственный контакт ребенка с ...

«Формирование основ экологической культуры у дошкольников средствами музейной педагогики»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.В настоящее время, как ни...

Опыт работы «Воспитание духовно-нравственной культуры дошкольников средствами музейной педагогики »

Одним из направлений в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является ознакомление с родным краем: его культурой, историей, традициями.Однако, в ходе работы с детьми, мы пришли...