Консультация: «Роль учителя-логопеда в инклюзивном образовании».
консультация по коррекционной педагогике

Тюрина Оксана Владимировна

Консультация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», Кулундинского района Алтайского края,

 ул. Дружбы,33

Роль учителя-логопеда в инклюзивном образовании.

                                                                     

Учитель – логопед:

                                                                                                     Тюрина О.В

                                   

                                                                               

                                                                                     

   

2020

        Реалии повседневной жизни все чаще ставят перед логопедами вопрос об их месте и роли в стремительно обновляющейся системе образования. Для современного специалиста в области диагностики, профилактики и коррекции речевых расстройств уже недостаточно работать в режиме ответа на запросы, исходящие от родителей или педагогов образовательных учреждений. Очень часто логопеды во время массовых осмотров детей в ДОУ и школах выполняют ответственную функцию «первого диагноста», который, наоборот, привлекает внимание близких ребенку взрослых к его проблемам в случаях, когда те или иные трудности в познавательно-речевом, социально-эмоциональном, двигательном развитии кажутся им незначительными или они их просто не замечают.

       Особенно возрастает значение работы логопедов в условиях инклюзивно организованного обучения. При стремительном развитии инклюзивных тенденций в образовании недалеко и то время, когда логопеду придется работать не только с так называемыми «чистыми» речевыми нарушениями, но и помогать детям, включённым в общеразвивающие группы ДОУ или обычные классы школы.

        И ребенок с «чистым» речевым нарушением, и ребенок с любым другим нарушением, попадая в образовательное учреждение, испытывает естественную потребность накапливать информацию об окружающем мире. Здесь возникают вопросы: насколько это ему удается, насколько данная информация обеспечивает ему чувство защищенности, уверенности, физического и эмоционального комфорта, даёт ли она возможность для адекватного возрастным потребностям активного функционирования. Данные вопросы приобретают особую актуальность, когда речь идёт о включении детей с патологией в среду группы общеразвивающей направленности ДОУ или обычного школьного класса. Кроме того, не стоит забывать о сути инклюзии, состоящей в том, что совместное пребывание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ограниченными возможностями, но и на их нормально развивающихся сверстников, способствуя их всестороннему развитию.

       Для таких детей разработан несколько отличающийся от обычного режим дня. В дошкольных группах дети с патологией помимо общих программных занятий посещают коррекционные занятия с учителем-логопедом. Логопед  проводит фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Кроме этого, логопед (дефектолог) оставляет задание воспитателю для работы с детьми во второй половине дня.

Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки,  игры и упражнения;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа

Логопедические пятиминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми (как с патологией, так и нормально развивающимися). Логопедические пятиминутки содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков.

Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.

       В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие всех детей, специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей.

В инклюзивной группе логопед  должен уделять внимание детям не только с речевой патологией, но и без таковой, а также их семьям, поскольку совершенствование всех сторон речевой деятельности – это важная задача подготовки к обучению в школе. Поэтому большое внимание уделяется вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй. Для родителей проводятся тематические родительские, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы, «копилка» игр, пособий для развития речи и неречевых процессов, тесно связанных с речью.

В  группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в индивидуальных тетрадях (папках) детей, родительских логопедических папках.

        Материалы родительских логопедических папок  помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

       Итак, логопед  исполняет достаточно широкие и разнообразные функции в организации коррекционной работы в ДОУ: диагностическая, профилактическая, коррекционно-педагогическая, организационно-методическая, консультативная, координирующая, контрольно-оценочная.        Результативность же логопедической работы, а в итоге эффективность инклюзивного обучения, будет зависеть не только от логопеда (дефектолога), но и от педагогического коллектива ДОУ, родителей, близких ребенку людей и самого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя-логопеда в реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей,...

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги-это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного образовательного учреждения. Работа учтиеля-логопеда в условиях...

Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования. /из опыта работы/

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образов...

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования

В данной статье обозначена  работа учителя-логопеда ДОУ в условиях инклюзии...

«Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования»

Актуальность проблемы инклюзивного образования определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образов...