Консультация для родителей и педагогов: «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)
Формирование эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии является одним из важнейших условий становления личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У детей с неразвитой эмоционально-волевой сферой наблюдается неустойчивость и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность. Эмоционально-волевая сфера ребенка испытывает и подвергается сильным нагрузкам, как губка, впитывая весь негатив окружающего мира. И поэтому часто в общении со сверстниками ребенок с нарушениями в развитии, может отвечать различными эмоциональными реакциями – обидой, страхом, гневом, повышенной тревожностью, что свидетельствует о незрелости эмоционально-волевой сферы. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Неумение владеть выразительными средствами тела снижает умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы, очень актуальна и важна.
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение активности и самостоятельности детей, устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Важным этапом работы с этими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции . Во время занятий, необходимо использовать разнообразные методы коррекции для формирования и развития эмоционально-волевого компонента.
Приемы коррекции эмоционально-волевой сферы детей : 1.Игротерапия - используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции , игра позволяет осмыслить и понять себя, увидеть (почувствовать) перспективы изменения, построить новые модели поведения, научиться по-другому, относиться к миру и себе.
2. Арт-терапия - это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве ( пластилинография , рисунки на спине, монотипия, рисунки на стекле, рисование тычками). В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Арт-терапия в сочетании с музыкой дает очень положительных эффект при работе сданной категорией детей. Участие ребенка с проблемами в умственном развитии в художественной деятельности со сверстниками развивает его социальный опыт, учит его адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
3. Сказкотерапия . Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. Обязательным условием для детей является использование наглядной опоры.
4 . Музыкотерапия - один из видов арт-терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
5 .Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
6 .Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков само регуляции и самоконтроля поведения.
7 . Песочная терапия . Песочная терапия эффективна тем, что позволяет дошкольникам выстроить свой индивидуальный мир. При этом ребенок ощущает себя в роли творца, задающего правила игры. Обычное пересыпание песка позволяет малышам успокоиться и снять напряжение. При лепке фигурок у них развивается мелкая моторика, пробуждается фантазия и стимулируется заинтересованность.
Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, тики, скажется на социализации личности.
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей
Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Рекомендации : 1. В семье должен преобладать единый стиль воспитания. 2. Необходимо попытаться понять своего ребенка, понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. 3. Родители должны быть более последовательными в требованиях. 4. Эмоциональные дети нуждаются в двигательной физической активности. 5. Необходимо обучать их расслаблению, релаксации.
Таким образом, формирование эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями в развитии является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствуют семья, детский сад, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка. Эмоционально-волевая сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста".
Пальчиковые игры -это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/13/picture-947040-1505290446.jpg)
Консультация для родителей «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи....
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/14/picture-958345-1649922011.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Занятия пластилинографией знакомят детей с формой, свойствами предметов, развивают моторику рук и пальцев, а в свою очередь это способствует развитию ре...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/10/picture-523071-1415648655.jpg)
Консультация для родителей и педагогов «Инструменты арт-терапии для снятия эмоционального напряжения детей дошкольного возраста».
Особенности применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/16/picture-1289767-1605475790.jpg)
Консультация для родителей на тему: «Пластилинография - средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Пластилин – один из любимых инструментов ребенка, с помощью которого можно лепить оригинальные и неподражаемые шедевры. Но это также материал, которым можн...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/06/picture-159251-1354813164.jpg)
Консультация для родителей «Художественное творчество как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Художественное творчество – уникальное средство для развития мелкой моторики руки ребёнка. Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка р...