Консультация для родителей и педагогов «Инструменты арт-терапии для снятия эмоционального напряжения детей дошкольного возраста».
консультация
Особенности применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Инструменты арт-терапии для снятия эмоционального напряжения детей дошкольного возраста».
Цель: Познакомить с особенностями применения арт-терапии как средства психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей дошкольного возраста.
Задачи:
- рассмотреть и раскрыть сущностную характеристику понятий «эмоции», «эмоциональные нарушения» и «арт-терапия»;
- проанализировать проблемы развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;
- изучить особенности арт-терапии как средства коррекции эмоциональных нарушений
у детей дошкольного возраста.
Содержание:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одного из приоритетов выделяет эмоциональные составляющие развития дошкольника. Ставится задача развития эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания. Проблема социализации детей дошкольного возраста представляется сегодня все более актуальной.
Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки.
Следовательно, дошкольное детство — это время, когда эмоции управляют всеми сторонами жизни ребенка, регулируют его психические функции. Эмоции ребенка дошкольного возраста проявляются в первую очередь при взаимодействии с яркими, интересными объектами окружающей действительности.
Арт-терапия представляет собой мягкие, гармоничные упражнения (песочная терапия, сказкотерапия и другие). Находясь в данном творческом пространстве, ребенок получает возможность самовыражения, в результате чего происходят улучшения в его эмоциональной и поведенческой сфере (развитие коммуникативных навыков, снижение возможной тревожности, повышение самооценки и другое).
Психологическая динамика развития эмоционального состояния детей дошкольного возраста.
В 3–4 года ребенок распознает некоторые эмоции, выражаемые взрослыми и детьми, сам испытывает разнообразные переживания. Но для него положительная эмоция, например, симпатия, направляет следование нравственной норме. В этом возрасте дети проявляют достаточно яркий непосредственный эмоциональный отклик на содержание сказки или стихотворения. Их захватывает сюжет, они откликаются на коллизии, в которые попадают любимые персонажи, и дают им эмоциональную оценку «хороший» или «плохой». В целом общее эмоциональное определяет моральную оценку.
Дети 4–5 лет начинают осознавать некоторые свои эмоциональные переживания, не только называть их в речи, но и понимать вызвавшие их причины. Появляются элементы эмоционального прогнозирования. Эмоциональное отношение к героям сказки подчиняется моральным оценкам «хороший» или «плохой» и обосновывается моральными критериями.
К 5-летнему возрасту яркие положительные эмоции ребенок испытывает, когда выполняет нравственную норму, следует правилам поведения. Дети подчиняются нравственному мотиву «надо» на основе не только требования взрослого, а в определенной степени собственной произвольной регуляции эмоций, которая начинает проявляться в период 6–7 лет уже не только в игре, но и в других видах деятельности. В общении со сверстниками развитие такой эмоции как симпатия приводит к становлению дружбы и товарищества, т.е. определяет избирательность отношений и достаточную устойчивость коммуникативных контактов. В поведении персонажей ребенок выделяет моральную составляющую, которая определяет эмоциональное отношение к ним. Дети стремятся им содействовать, стоят отношения с учетом эмоций, которые испытывает партнер по общению. Можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость подрастающего человека, так называемую «психологическую выносливость», и в целом является условием социализации дошкольника.
Методы арт-терапии:
- Музыкотерапия (слушание музыки, танцы, игра на музыкальных инструментах)
- Сказкотерапия (чтение, рассказывание сказок, мифов, былин)
- Игротерапия (действия с игровыми персонажами)
-Изотерапия (разнообразные техники рисования)
- Песочная терапия (рисование на песке)
- Глинотерапия (создание образов из глины)
- Цветотерапия (воздействие цветом)
Есть и другие методы, например, библиотерапия, фототерапия, маскотерапия, драмотерапия.
Взрослый выступает в качестве эталона предметного действия, на который равняется ребенок. Но предметом эмоций становится на этом этапе не только успешность практической деятельности ребенка, удовлетворение его познавательной потребности, доброжелательность и внимание взрослого, но в процессе общения со взрослым у дошкольника развивается особая группа эмоций, связанная с переживаниями своего «Я». Сотрудничество с взрослым предполагает уважение мнения и позиции ребенка, предоставление ему самостоятельности, возможности проявления собственной активности. Дети младшего и среднего дошкольного возраста становятся чрезвычайно чувствительными к оценкам, которые дают им взрослые, они эмоционально бурно реагируют на похвалу или порицание. Особенности общения ребенка с взрослыми и стили детско-родительских отношений, которые складываются в семье, имеют первостепенное значение для развития эмоций и самосознания дошкольника, оказывают влияние на формирование его самооценки, уровня притязаний, образа «Я». Уникальность арт-терапии состоит в многогранности ее воздействия, помогает справляться со страхами, обидами, успокаивает, умиротворяет, делает детей более раскрепощенными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Сказочные задачи как средство решения эмоциональных проблем детей дошкольного возраста».
Кто из нас не любит и не знает сказки? Сказки не только помогают нам воспитывать и обучать детей, но могут и лечить, став полезным, эффективным и очень приятным лекарством.Сказкотерапия включает в себ...
Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. .
Описание: предлагаю Вашему вниманию материал, который может быть полезен педагогам в детских садах (например взять за тему собрания, или консультацию для родителей), так и студентам обучающимся в...
Приложение №4. Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и педагогов. Лепка как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей на тему: "Значение медикаментозной терапии при коррекции дизартрии у детей дошкольного возраста"
В своей практике я часто сталкиваюсь с ребятами, которые страдают таким нарушением, как дизартрия. Под дизартрией понимают расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центра...
БУКЛЕТ:"СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ"
БУКЛЕТ:"СНЯТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГОНАПРЯЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ"...
Релаксационные игры как способ снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста
Статья содержит примерные релаксационные игры на снятие психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста...
Игры для снятия психологического напряжения детей дошкольного возраста
Современные дети испытывают постоянный стресс и напряжение. Вот некоторые причины такого состояния детей: отъезд одного или обоих родителей на заработки, большое количество детей в саду, играющих на н...