Предметно-пространственная развивающая среда кабинета дефектолога
материал по коррекционной педагогике

Балацкая Лилиана Григорьевна

Работа учителя - дефектолога направлена на решение широкого спектра задач. В частности, его деятельность включает в себя следующие направления: диагностическое; учебно-воспитательное; коррекционно-развивающее; консультативное; культурно-просветительное; социально-педагогическое; научно-методическое. Широкий спектр обязанностей предполагает наличие современного материально-технического оснащения: обустроенный кабинет, диагностический инструментарий, оборудование для проведения коррекционно-развивающих занятий.

Основные требования, предъявляемые к коррекционной предметно-развивающей среде кабинета учителя-дефектолога - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста мною выделены следующие развивающие среды, созданные в кабинете: сенсорная, моторно-двигательная и здоровьесберегающая, учебно-познавательная и коррекционно-развивающая, консультативная, диагностическая, методическая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предметно-пространственная развивающая среда кабинета дефектолога

 Работа учителя - дефектолога направлена на решение широкого спектра задач. В частности, его деятельность включает в себя следующие направления: диагностическое; учебно-воспитательное; коррекционно-развивающее; консультативное; культурно-просветительное; социально-педагогическое; научно-методическое. Широкий спектр обязанностей предполагает наличие современного материально-технического оснащения: обустроенный кабинет, диагностический инструментарий, оборудование для проведения коррекционно-развивающих занятий.

   Основные требования, предъявляемые к коррекционной предметно-развивающей среде кабинета учителя-дефектолога - это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

Кабинет оснащен детскими столами, стульями, соответствующими росту детей, демонстрационной магнитной и меловой доской, рабочим столом дефектолога, компьютером, принтером, шкафами для хранения пособий, игр и литературы. Составлен паспорт кабинета.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста мною выделены следующие развивающие среды, созданные в кабинете: сенсорная, моторно-двигательная и здоровьесберегающая, учебно-познавательная и коррекционно-развивающая, консультативная, диагностическая, методическая.

  • Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими сенсорное развитие:

- материалы для развития зрительного восприятия: наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных, предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями и др.

- материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия: наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; материалы для тактильного развития наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке, песочный стол, кинетический песок и др.

- материал для развития слухового восприятия: музыкальные инструменты, «шумящие коробочки», различные погремушки, молоточки и др.

  • Моторно-двигательная и здоровьесберегающая среда- обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики и включает в себя:

-материалы для развития общей моторики: набор массажных ковриков для подвижных игр: следочки и ладошки с шипами, мягкие мячики для метания «Совушки», мягкие кубики, доска – балансир, мешочки с песком для ходьбы и метания и. др

- материалы для развития мелкой моторики: наборы мелких предметов, трафареты, обводки, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций, шнуровки, фасоль, крупы, природные материалы (шишки, камушки), камушки Марблс, бусы и.др.

- материалы для снятия зрительного напряжения; расслабление мышц глаз; развитие фиксации взора: зрительные тренажеры, зрительные тренажеры для укрепления глазных мышц, развития глазодвигательного аппарата, тренировки глазных функций: «Попади в цель», «Стереопары», «Соедини картинки», «Пирамида числовая», «Таблицы Шульте», «Стрелоплан» и др. зрительные ориентиры, черные, контурные изображения, модифицированные зрительно - координаторные схемы В.Ф. Базарного и. др

-картотеки: пальчиковые гимнастики, динамические паузы, «Шагаем пальчиками», «Зоркий глаз», схемы массажа и самомассажа рук и.др.

  • Учебно-познавательная и коррекционно-развивающая среда - обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщена материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) Рассортирован по областям Основной адаптированной образовательной программы для детей со сложным дефектом, в соответствии с ФГОС ДО.
  • Диагностическую среду оснастила специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей: комплект материалов для «Диагностика познавательного развития» для обследования детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет, авторы Е. А. Стребелева, С. Б. Лазуренко А. В. Закрепина, альбомы со стимульным материалом и диагностические карты по возрасту детей, психилого-педагогический комплект познавательного развития детей. Чемоданчик по методике Е. Стребелевой (2-3 года) и.др.
  • В консультативной среде создано информативное поле для родителей и педагогов: информационный стенд, папки с консультациями, буклетами, библиотечный фонд и др.  
  • Методическая среда оснащена специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога.

Таким образом, целенаправленно организованная коррекционно-развивающая среда в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья играет большую, а в соответствии с ФГОС, и главную роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Грамотно созданная среда, организованная с учётом возможностей и потребностей детей, способствует успешному их развитию и социальной адаптации, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.

Но поиск инновационных подходов к организации коррекционно-развивающей среды продолжается. Я считаю, что самое главное уметь поддержать у воспитанников чувство эмоционального комфорта и желания познавать мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда кабинета учителя-дефектолога.

В статье представлен опыт презентации кабинета учителя-дефектолога, ориентируясь на цель и задачи профессиональной деятельности....

Предметно-пространственная развивающая среда кабинета учителя-дефектолога

Основная задача-обеспечение условий для специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особыми образовательными потребностями. Функции кабинета- -создание коррекци...

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей  сред...

Предметно-пространственная развивающая среда кабинета педагога-психолога

Предметно-пространственная развивающая среда кабинета педагога-психолога...

Организация развивающей среды кабинета учителя-дефектолога

В статье рассматривается развивающая среда кабинета, которая должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства для учета особенностей и коррекции недостатков р...

Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - пространственной эколого - развивающей среды в детском саду....