Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «НейроИгры»
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Дополнительная образовательная программа «НейроИгры» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительных занятий с детьми 4 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – МБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме, а также может использоваться как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ (ТНР).
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.). Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов дошкольников. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ;
- Конвенция о правах ребенка 1989г.;
- СанПин 2.4.3648-20;
- Приказ Министерства образования и науки РФ (от 30 августа 2013г.) № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках дополнительных занятий «НейроИгры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «НейроИгры» | 78.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Аленушка»
Принято:на педагогическом совете МБДОУ«Детский сад №2 «Аленушка»протокол от 30.08.2024г. №1 | Утверждено:Приказом заведующего МБДОУ«Детский сад №2 «Аленушка»№ 96 -ОД от 30.08.2024г._______________Иванова М.В. |
Согласовано:Управляющим СоветомМБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка»Протокол от 30.08.2024г. №1 |
Дополнительная образовательная программа
социально-гуманитарной направленности
«НейроИгры»
Возраст воспитанников 4-7 лет
Срок реализации: 2 года
Разработчик :
Холодная Юлия Юрьевна
воспитатель
г.Зверево
2024г.
Содержание
Пояснительная записка
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи программы
1.2. Методы и приемы работы
1.3.Сроки реализации программы
1.4. Виды, формы, методы работы
1.5. Ожидаемые результаты
1.6. Режим занятий
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностическая работа
2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми
2.3.Структура занятий
2.4. Перспективное планирование
2.5. Взаимодействие с родителями
3. Организационный раздел
3.1 . Оборудование и материалы
3.2. Список литературы
Приложение 1
Актуальность
Проблема разработки данной программы во многом обусловлена социальным запросом родителей (законных представителей) ребёнка.
Неуспеваемость ребёнка-дошкольника, а потом и школьника как проблема науки и практики находится в поле зрения уже давно, но именно в последние годы отмечен рост интереса к ней со стороны специалистов в различных областях психологии, педагогики и медицины. Неуспеваемость выступает как явление, обусловленное многими причинами. Нередко в число учащихся, испытывающих трудности в обучении, попадают дети , которые не демонстрируют признаков аномального развития и которых родители, врачи , педагоги, причисляют к так называемой «практической норме».
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи, констатируют нарастание патофеноменев у детей дошкольного возраста: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета и десихроноз различных систем организма (почек, поджелудочной железы, желчевыводящих систем, ритмики мозга). По данным Роспотребнадзора отмечается значительное снижение числа здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза , хронических заболеваний- в 2 раза. Часть родителей с детьми проходят писхолого – медико – педагогическую комиссию (ПМПК ), по итогам заключений эти дети переходят в категорию «дети с ОВЗ».
По данным Министерства образования и науки Российской Федерации количество детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся инклюзивно за последние пять лет увеличилось на 15,6%. По общим данным специалистов МБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка» за период 2017-2022гг. количество детей с ОВЗ в учреждении увеличилось на 10,5%.
Доказано, что значительную роль в этом играют нарушения функциональной ассимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
В сложившейся ситуации специалисты дошкольных образовательных учреждений ищут наиболее актуальные, эффективные методики развития детей, коррекции нарушений когнитивной сферы. Развитие науки нейропсихологии на сегодняшний день позволяет решить многие из этих проблем и чем раньше начинается коррекция, тем более заметные и благоприятные результаты можно получить. Это объясняется тем, что мозг ребёнка, в отличие от мозга взрослого , находится в стадии формирования. Мозг ребёнка созревает гетерохронно: разные функции развиваются в разное время. У каждой психической функции есть своя программа развития.
Таким образом, занятия по дополнительной образовательной программе «НейроИгры» необходимы детям, относящимся к разным категориям:
а) усваивающими образовательную программу;
б) справляющимися с программой, но соматически ослабленным;
в) неуспевающим из-за отставания в развитии отдельных психических функций.
Программа направлена на развитие отстающих в формировании психических и моторных функций ребенка, напрямую влияющих на развитие познавательных навыков и преодоление трудностей обучения.
Игры задействуют мозг ребенка, развивают концентрацию внимания, память, речь, работоспособность, мышления, мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, активизируют речь
Новизна программы заключается в том, что в ней используется комплексная методика психомоторного развития и коррекции, включающая помимо нейропсихологических , телесно-ориентированные и другие психотехники, способствующие удовлетворению потребности всех участников образовательного процесса.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «НейроИгры» имеет социально-педагогическую направленность, предназначена для дополнительных занятий с детьми 4 - 7 лет в условиях дошкольной образовательной организации – МБДОУ «Детский сад №2 «Аленушка» и рассчитана на профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует возрастной норме, а также может использоваться как вторичная психопрофилактическая работа по сопровождению детей с ОВЗ (ТНР).
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.). Специалисты по нейропедагогике называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии познавательных процессов дошкольников. Одним из универсальных методов является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ;
- Конвенция о правах ребенка 1989г.;
- СанПин 2.4.3648-20;
- Приказ Министерства образования и науки РФ (от 30 августа 2013г.) № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155.
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках дополнительных занятий «НейроИгры».
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Цель и задачи программы
Цель программы: Активизация речи у детей, развитие межполушарных связей и психических процессов, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширять кругозор, регулировать собственную деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
Развивающие:
- развивать межполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр;
- развивать познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников;
- развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
- стимулировать речевую активность у детей.
Образовательные:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать обще учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей к умению работать в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Программа нейропсихологического сопровождения развития детей представляет собой цикл занятий для детей 4-7 лет с общей моторной неловкостью, неустойчивостью и истощаемостью нервных процессов, снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной заторможенностью или расторможенностью, эмоционально-волевыми проблемами, трудностями формирования пространственных представлений, речевых процессов. Нейропсихологические игры - это специальные игровые комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной системы способствующие развитию нервнопсихических функций, психических процессов.
Предлагаемые комплексы нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений имеют превентивную направленность и помогут провести работу по предупреждению у ребенка 4-7 лет недостаточности в развитии, а также активизируют формирование межполушарных связей, переключают мозг ребенка в интегрированный режим работы: - сенсомоторных, психомоторных, речедвигательных процессов; - психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи; - зрительно-моторной и пространственной координации.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а также средство развития, благодаря которому формируются двигательные, познавательные, коммуникативно - речевые и другие навыки, необходимые ребенку.
1.2. Методы и приемы работы:
1. Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
2. Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
3. Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).
4. Практические (игры, упражнения).
5. Нейродинамическая гимнастика.
6. Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал).
1.3. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 2 года.
1.4. Виды, формы, методы работы.
Занятия, включают различные виды детской деятельности: - познавательную;
- продуктивную;
- двигательную;
- коммуникативную;
- конструктивную.
В процессе занятий используются различные формы:
- традиционные;
- комбинированные;
- практические;
- игры.
Формы работы с детьми:
- игра;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- рассказ;
- интегративная деятельность;
- проблемная ситуация.
Методы работы с детьми:
Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
Практический – (упражнения, игры).
Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций).
Поисковый – (моделирование, опыты, эксперименты). Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов).
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал)
В программе в каждом занятии описаны пять основных блоков упражнений: - дыхательные упражнения; - глазодвигательные упражнения; - самомассаж; - телесные движения; - задания когнитивного тренинга. Занятия по программе «НейроИгры» представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленный на физическое и психологическое здоровье ребенка.
1.5. Ожидаемые результаты
Дети умеют:
- выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;
- рассуждать, описывать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы и явления окружающей действительности;
- работать в парах, микрогруппах;
- проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
У детей улучшится двигательная координация, общая и мелкая моторика, память, внимание, пространственные представления и, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).
1.6. Режим занятий.
Используются групповая форма работы.
Программа предполагает проведение занятий во вторую половину дня. Занятия проводятся 1 раз в неделю (с каждой возрастной подгруппой детей). Продолжительность занятий 25-30 минут. Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей.
Время занятия:4-5 лет-20 мин, 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут. Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух этапов.
Первый этап рассчитан на детей 4-5 лет, второй этап – на детей 5-7 лет.
Начало учебного года 01.10.2024 г Продолжительность учебного года 8 месяцев. Окончание учебного года 31.05.2025 г Продолжительность образовательной деятельности 31 неделя. Занятия носят развивающий характер и проходит в игровой форме с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами. Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию речедвигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме собственного тела и на листе бумаги, осознание своей деятельности через речь. Регулярное использование нейроигр и кинезиологических упражнений оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников (в том числе с ОВЗ).
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Диагностическая работа
Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики по двум направлениям:
- психомоторное развитие,
- познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление). Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, май). Все результаты заносятся в сводную таблицу в начале и в конце года. Сравнение первоначальных и итоговых результатов позволяет оценить уровень усвоения программного материала.
Применяемые диагностические методики:
- Тест «Нахождение недостающих деталей» Т.Д.Марцинковская
- «Аналогии» М.М.Семаго
- «Классификация» Гольдштейн-Сахаров
- «Переплетенные линии» Т.В.Чередникова «Исключение четвертого» М.М. Семаго
- «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьев
2.2. Коррекционно-развивающая работа с детьми
Коррекционно – развивающая работа с детьми направлена на развитие речи, двигательной координации, памяти, внимания, мышления, пространственных представлений и, как результата, повышение уровня интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий). Это достигается благодаря систематическому выполнению упражнений и заданий:
1. Упражнения, стимулирующие оптимизацию функционального статуса глубинных образований мозга, поднимающие тонус коры полушарий мозга (дыхательные упражнения, самомассаж).
2. Упражнения, улучшающие возможности приема и переработки информации (движения перекрестного характера, направленные на развитие мозолистого тела головного мозга).
3. Упражнения, улучшающие контроль и регулирование деятельности (ритмичное изменение положений рук).
4. Задания, направленные на анализирование и синтезирование полученной информации, обучающие логически мыслить, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
5. Задания на формирование базиса подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий (работа двумя руками одновременно).
2.3 Структура занятия:
Занятие включает в себя:
- дыхательное упражнение;
- самомассаж;
- глазодвигательное упражнение;
- упражнение на мелкую моторику (кинезиологическое упражнение для рук); - коррекционное телесное упражнение;
- упражнение когнитивного тренинга
2.4. Перспективное планирование
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Октябрь | ||||
1. | 1 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
2. | 2 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
3. | 3 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
4. | 4 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
НОЯБРЬ | ||||
5. | 5 занятие | Приветствие «Здравствуй, друг!»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
6. | 6 занятие | Приветствие «Здравствуй, друг»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
7. | 7 занятие | Приветствие «Здравствуй, друг!»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
8. | 8 занятие | Приветствие «Здравствуй , друг!»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
ДЕКАБРЬ | ||||
9. | 9 занятие | Приветствие «Здравствуй, друг!»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
10. | 10 занятие | Приветствие «Я твой друг»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
11. | 11 занятие | Приветствие «Я твой друг»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
12. | 12 занятие | Приветствие «Я твой друг»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
ЯНВАРЬ | ||||
13. | 13 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
14. | 14 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
15. | 15 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
16. | 16 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками»
6. Релаксация «Свеча на торте» Прощание. «Башенка» | 1 час | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
17. | 17 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
18. | 18 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
19. | 19 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
20. | 20 занятие | Приветствие «Улыбка»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
МАРТ | ||||
21. | 21 занятие | Приветствие «Улыбка»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
22. | 22 занятие | Приветствие «Улыбка»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
23. | 23 занятие | Приветствие «Ножки-кулачки-ладошки»
Упражнения « Яблочко и червячок», « Блинчики», «Кастрюлька и крышечка»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
24. | 24 занятие | Приветствие «Ножки-кулачки-ладошки»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
АПРЕЛЬ | ||||
25. | 25 занятие | Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
Нейроигра « Лову фигуры»» Тянучки на ручки»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
26. | 26 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
27. | 27 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | |
МАЙ | ||||
28. | 28 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками» 1.Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр». 2. Развитие мелкой моторики: «Аквариум». «Рисунок» 3. Упражнение «Нейроладошки»( фрукты) 4.Упражнение «Нейропризнаки», «Нейротаблица» 5. Соревновательная игра « Ручки» 6. Релаксация «На песке» Прощание. «Башенка» | 1 час | |
29. | 29 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
30. | 30 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | |
Итого | 31час |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
Октябрь | |||||
1. | 1 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
2. | 2 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
3. | 3 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
4. | 4 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
НОЯБРЬ | |||||
5. | 5 занятие | Приветствие «Здравствуй, друг!»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
6. | 6 занятие | Приветствие «Здравствуй, друг»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
7. | 7 занятие | Приветствие «Здравствуй, друг!»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
8. | 8 занятие | Приветствие «Здравствуй , друг!»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
ДЕКАБРЬ | |||||
9. | 9 занятие | Приветствие «Здравствуй, друг!»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
10. | 10 занятие | Приветствие «Я твой друг»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
11. | 11 занятие | Приветствие «Я твой друг»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
12. | 12 занятие | Приветствие «Я твой друг»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
ЯНВАРЬ | |||||
13. | 13 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
14 | 14 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками» 1.Дыхательное упражнение «Перемести рыбок при помощи трубочки в аквариум» 2.Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник» 3.Развитие мелкой моторики: «Лови фигуры». 4.Мемо 5.Упражнение «Нейроладошки» (продукты питания )
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
15. | 15 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками»
3. Соревновательная игра « Ручки» 4. Рисунок «Соедини точки». 5. Релаксация «Снеговик» Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
16. | 16 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками»
6. Релаксация «Свеча на торте» Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||
17. | 17 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
18. | 18 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
19. | 19 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
20. | 20 занятие | Приветствие «Улыбка»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
МАРТ | |||||
21. | 21 занятие | Приветствие «Улыбка»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
22. | 22 занятие | Приветствие «Улыбка»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
23. | 23 занятие | Приветствие «Ножки-кулачки-ладошки»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
24. | 24 занятие | Приветствие «Ножки-кулачки-ладошки»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
АПРЕЛЬ | |||||
25. | 25 занятие | Приветствие «ножки-кулачки-ладошки»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
26. | 26 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
27. | 27 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками»
Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
МАЙ | |||||
28. | 28 занятие | Приветствие «Здороваемся глазками» 1.Звукодыхательное упражнение «Дирижер и оркестр». 2. Глазодвигательное упражнение «Глаз-путешественник. 3. Упражнение «Эхо» 4.Упражнение «Нейропризнаки», «Нейротаблица» 5. Соревновательная игра « Ручки» 6. Релаксация «Звуки леса» Прощание. «Башенка» | 1 час | ||
29. | 29 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками»
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
30. | 30 занятие | Приветствие «Здороваемся ручками
Прощание. «Спасибо за занятие» | 1 час | ||
МОНИТОРИНГ | |||||
Итого | 31час |
III. Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с родителями направлено на повышение их педагогической культуры. Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
– выработка у педагога уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
– вовлечение родителей в воспитательно - образовательный процесс;
– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия в жизни группы;
– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; – повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
Работа по взаимодействию с семьей включает следующие направления:
– аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка и предпочтений родителей для согласования развивающего воздействия на ребенка;
– коммуникативно - деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию познавательной и двигательной сферы ребенка;
– информационное - создание открытого информационного пространства (сайт ДОО, форум, группы в социальных сетях и др.).
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Оборудование и материалы
- Нейрокарточки
- игры« Лови фигуры», « Тянучки на ручки», « Сортеры», «Мемо»,
- межполушарные доски
- карандаши
-цветная бумага
-клей
- игрушки для дыхательных упражнений
-мячики, кубики
- карточки с заданиями « Найди отличие», « Не законченный рисунок»
3.2. Список литературы.
1. Белозерова Е. Рабочие нейротетради «Думаем и анализируем». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.
2. Бурлакина О.В. Комплексы упражнений для формирования правильного речевого дыхания. Сп-б, «Детство – Пресс», 2012.
3. Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. - М., Ставрополь, «Илекса», «Сервис школа», 2001.
4. Ибадов Я.С., Катаманова Д.Л. Прописи для гармоничного развития обоих полушарий мозга. - Симферополь, 2013.
5. Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айриспресс, 2015.
6.Корепанова С. Рабочие нейротетради «Играем и запоминаем». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.
7. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
8. Сунцова А. Рабочие нейротетради «Учимся быть внимательными». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019.
9. Троицкая Ж. Рабочие нейротетради «Рисуем двумя руками». - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2019. 10. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2019г.
Приложение 1
Приветствие «Здороваемся ладошками»: дети встают в круг, психолог предлагает им поприветствовать друг друга касаниями ладошек
(по кругу).
Приветствие «Здороваемся глазками»: дети стоят в кругу, необходимо посмотреть в глаза рядом стоящему ребенку (по кругу). Упражнение проходит до тех пор, пока все дети не поучаствуют в нем. Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Приветствие «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! Пожимают друг другу руки.
– Как ты тут? Ласково треплют за ушко.
– Где ты был? Разводят руки в стороны, приподнимают плечи.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Постукивают по плечу.
– Хорошо! Обнимают друг друга.
Упражнение «Сигнал»: дети стоят в кругу взявшись за руки, нужно передавать по кругу сигнал (не сильным нажатием руки соседу). Сначала сигнал идет в правую, а затем в левую сторону.
Упражнение «Эхо»: психолог говорит: «Сейчас мы поиграем в игру. Тот, кто стоит справа отменяя, должен будет назвать свое имя и прохлопать его в ладоши, вот так: «Ви-ка, Ви-ка». А мы дружно за ней как эхо повторим». Упражнение проводится по кругу, пока все дети и психолог не представятся друг другу.
Упражнение « Кастрюлька-крышечка» Одна рука в кулаке вертикально
(«кастрюлька»), другая «крышечка» - ложится на кастрюльку, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот». Действия четкие, ритмичные, доводим до автоматизма (крышечкой шевелим в разные стороны).
Упражнение « Блинчики» Ладони лежат на столе (коленях). Одна ладонь лежит тыльной стороной вверх. Начинаем «переворачивать блинчики»- одновременно меняем положение рук. Усложнение- на счет 3- блинчик
заворачиваем- превращаем в кулачок.
Упражнение «Яблочко и червячок» Рука в кулаке (яблоко), большой
палец вверх – это червячок, червячок то спрятался в яблоко (убираем палец в кулак), то показался (достаем). Вначале каждой рукой отдельно и пробовать
одновременно на обеих руках- червячки спрятались, показались.
Упражнение «Лягушки и аисты»
Дети шагают на месте Когда психолог хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (на 1 ноге, руки в стороны). Если психолог хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «Лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На 3 хлопка дети возобновляют ходьбу.
Игра на сплочение «Узел дружбы» Психолог предлагает сесть детям в круг. Протягивает свои руки в центр круга. Дети кладут свои ладони на ладонь воспитателя так, чтобы получилось крепкое пожатие «узел дружбы», которое никому не разжать. «Давайте скажем друг другу, как мы скучали, как мы друг друга любим»
Игра на сплочение «Карандаш в стакане»
Дети встают плотно в круг, один в центр. Ему говорят, ты – карандаш, а мы стенки стакана, которые тебя удержат. Можешь наклоняться в любую сторону, а мы тебя будем держать.
Прощание « Башенка» : дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку, получается башенка и говорят « Раз, два, три, четыре, пять, скоро встретимся опять»
Прощание « Спасибо за занятие» дети стоят в кругу, один ребенок в центре. К нему подходит любой другой ребенок и говорит ,пожимая руку « Спасибо за занятие» и они берутся за руки оставаясь в кругу. Далее идет следующий ребенок. Постепенно круг в центре увеличивается и все дети держатся за руки. Второй вариант- обнимаются
Звукодыхательное упражнение « Дирижер и оркестр»
Дети стоят лицом к ведущему, так, чтобы не мешать друг другу.
Инструкция: Моя дирижерская палочка будет постепенно подниматься вверх и чем выше будет моя палочка, тем громче будут ваши голоса, чем ниже палочка – тем тише голоса. Но моя палочка может не только постепенно подниматься и опускаться – она может опускаться и подниматься очень резко и быстро. И тогда ваш звук будет меняться тоже быстро. тише - громче
Буквы можно «рисовать» рукой в воздухе, можно использовать карточки с изображениями букв. Вариант 2. Усложнения: при поднятии дирижерской палочки ( громче) - дети стоят на левой ноге - при опускании дирижерской палочки (тише) – меняют ногу ( упражнения можно менять)
Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник». Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный воспитателем.
Глазодвигательное упражнение «Рисуем цифры/ буквы». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе цифру (от 1-5) как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы.
Развитие мелкой моторики. «Поиграем с орешком».
Дети сидят за столами. Каждому выдается по одному грецкому ореху.
Инструкция. Покатаем орешек: всей ладошкой (на опоре — столе, ковре);
каждым пальчиком; покатаем орешек между ладоней.
Усложнения: один хлопок — катаем правой рукой; два хлопка — катаем левой рукой.
Развитие пространственных представлений «Игры с мячами».
«Игры с мячами». Дети сидят в кругу. Каждому участнику выдается мячик среднего размера. Лучше использовать «мячи-ежики» для массажа кистей рук.
Инструкция.
- Ладошкой каждой руки катаем мяч (левой, правой).
- Катаем ступней каждой ноги (левой, правой).
- Перекатываем из одной руки в другую.
- Работаем кистью рук.
- Перекатываем от одной ноги к другой.
- Работаем ступнями ног.
- Перекатываем мяч партнеру напротив только правой рукрй и ловим только правой.
- Перекатываем мяч партнеру напротив только левой рукой и ловим только левой.
- Перекатываем мяч партнеру напротив только правой ногой и ловим только правой.
- Перекатываем мяч партнеру напротив только левой ногой и ловим только левой.
Упражнение «Комната куклы».
В игре используются кукольная мебель, маленькие куклы и две план-схемы. Первая — комната куклы без мебели. Отмечены окна, двери, цветы. Вторая — план-схема комнаты с мебелью.
Инструкция. Используя схему № 2, помогите куклам расставить мебель на плане № 1.
Упражнение «Найди сокровища».
Поиск сокровищ по карте. Используется план-схема группы.
Релаксации
«Игрушки спят».
Лягте удобно, закройте глаза. Внимательно слушайте и
повторяйте про себя мои слова. Волшебный сон закончится, когда я скажу:
«Всем открыть глаза и встать!»
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко,
Ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Шея не напряжена,
А расслаблена она.
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Хорошо нам отдыхать!
Но пришла пора вставать!
Музыка выключается.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
«Кот Баюн». Педагог предлагает детям превратиться в кота, на которого напала
дремота.
«Ленивый кот спал, спал, потом проснулся, потянулся». (Дети медленно
потягиваются: встают на носочки, поднимают руки вверх и вытягиваются.)
«Хотел за мышкой побежать, но снова решил лечь и помечтать». (Дети медленно
опускаются на ковёр, ложатся, закрывают глазки и «мечтают». Всё тело расслаблено).
«Звуки леса». «Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите
медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников,
всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на
нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте
запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения,
чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый
день».
«На песке». Набрать в руки воображаемый песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы
в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания). Посыпать песком колени,
постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и
пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками. Повторить
игру несколько раз.
«Свеча на торте»
Дети стоят в кругу.
Инструкция. Представьте себе, что вы — свечи на праздничном торте. Вы цветные (цвет можете выбрать сами), стройные, прямые. Вы стоите с высоко поднятой головой, ваши плечи распрямлены, спина прямая. И тут свечка начинает таять…
«Ковер-самолет»
Дети лежат на ковре, на спине, руки вдоль туловища.
Инструкция. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивая. Ветерок нежно обдувает ваши усталые ручки, ножки; все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки...
Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей комнате... Вы уже чувствуете под собой пол — вы приземлились... Откройте глаза. Выход из релаксации
«Звезда»
Дети ложатся по кругу в виде звезды. При этом они держатся за руки.
Инструкция. Закройте глаза и представьте себе звездное ночное небо... Звезды так далеко, до них не достать рукой, как ни тянись. Они светят вам сверху и как бы подмигивают. Они вам рады... Вам спокойно и легко... Но вот одна звездочка решила прилететь к нам. Она падает, падает, падает... Ипока она падает, можно загадать желание... Загадайте желание. Звучит музыка для релаксации. Выход из релаксации.
Прощание "Башенка".
Дети становятся в круг и строят "башню" из больших пальцев в определенном направлении (например, начинают строить от Пети в сторону Вани). Каждый участник по очереди берется за большой палец предыдущего игрока, при этом поднимая свой большой палец вверх для следующего участника.
После слов: "Всем, всем - до свидания!" - башня рушится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Развивайка"
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Развивайка"...
Дополнительная образовательная программа социально -гуманитарной направленности "Хореография"
Содержание дополнительной общеобразовательнойобщеразвивающей программы составляют два основных раздела. Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:1.1.пояснительная...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Социально гуманитарная направленность «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ» Для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности»
Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Школа безопасности» (для детей старшего дошкольного возраста 5-8 лет)...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Занимательная кинезиология для детей»
Дополнительная общеразвивающаяобразовательная программасоциально-гуманитарной направленности«Занимательная кинезиология для детей»для детей дошкольного возраста...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа социально - гуманитарной направленности «Играя, познаем».
Планирование кружковой работы по ТРИЗ технологии для формирования способностей у дошкольников анализировать окружающий мир и устанавливать причинно-следственные связи....
Дополнительная образовательная программа социально-гуманитарной направленности «Умники и умницы» Возраст обучающихся: 3 - 4 года
Цель данной программы: профилактика речевых и психомоторных нарушений у младших дошкольников (3 – 4 года)...