Проект в группе «Бабочки» (на период 2023 – 2024гг.) "Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей с ОВЗ"
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Прохорцева Галина Вячеславовна

Актуальность

Уже в дошкольном возрасте ребенок и должен знать, в Какой стране он живет, чем она отличается от других стран, что наша Родина укреплялась и развивалась.

 Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 

 

Пояснитеьная записка

 

      Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

     Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

 

Цель проекта:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и создание гармоничных условий для воспитания любви к семье, «Малой Родине», стране.

Задачи проекта:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
  • расширение представлений о России, Республике Адыгея;
  • знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • развитие чувства ответственности и гордости за свою страну;
  • развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;
  • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;
  • формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности;
  • формировать у родителей активную жизненную позицию  по вопросам патриотического воспитания детей,
  • Помочь родителям развить и сохранить любознательность детей в процессе совместных мероприятий.

 

Тип  проекта:  тематический.

Срок проекта:  долгосрочный (2023-2024гг)

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Формы работы

С детьми: беседы, занятия; рассматривание семейных альбомов, иллюстраций; выставки детских работ; чтение стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; теметические занятия, развлечения; дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту.

С родителями: беседы, консультации по теме проекта.

Тематическое планирование

Сентябрь-октябрь

«Я люблю свой детский сад и район, где я живу».

1. Прогулка «Мой детский сад».

2. Беседа на тему «Наши добрые дела».

3. Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории.

4. Рисование - аппликация на тему «Осень».

5. Праздник «День Республики Адыгея». Поделки.

Ноябрь

«Моя семья»

1. Беседа на тему «Я люблю свою семью».

2.Беседа «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3. Рисование на тему «Я и моя семья», «Портрет мамы».

4. Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5. Работа с родителями: изготовление семейного дерева совместно детьми.

6. Праздник «День народного единства».

7. «День матери»

Декабрь

1. Мини – проект «Путешествие с Незнайкой»

2. Мини –проект «Откуда хлеб пришел?»

3. Беседа «Традиции народов России».

4. Чаепитие. Правила этикета.

5. Добрые дела «Кормушка для зимующих птиц».

6. Праздник «Новый год».

 

Январь

  1.  Чаепитие. Правила этикета.
  2. Беседа «Правила дорожного движения. Безопасное передвижение».
  3. Консультация для родителей по теме ПДД.
  4. Мини – выставка «Светофор».

Февраль

1. Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война?».

2. Просмотр презентации «Военная техника на боевом посту».

3. Спортивный праздник «День защитника Отечества».

4. Ручной труд: «Самолёт».

Март

1.Празднование  «Масленицы»

2. Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле».

3. Праздник «8 марта»

4. Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех».

5. Чтение стихов о маме. Поделка для мамы.

Апрель

1. Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России».

2. Рисование «Золотая хохлома».

3. Аппликация «Гжельская роза».

4. Лепка дымковской игрушки «Индюк».

5. Рисование «Русская матрёшка».

Май

1. Беседа на тему «Этот день победы». «Этих дней не смолкнет слава».

2. Праздник «День победы». Рисование  «Салют в честь дня Победы»

3. Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике. «Горжусь своими прадедами»

4. Беседа на тему «Наша Родина – Россия». . Беседа «Государственная символика России».

5. Рисование «Русский национальный костюм».

6. Работа с родителями: консультация «Конвенция о правах ребёнка».

     Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

 

Заключение

     В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данного проекта. Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, так как именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

    Патриотическое воспитание формирует толерантное отношение к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому, задача педагогов - воспитывать в детях любовь к Родине: к своей семье и друзьям, учить помогать друг - другу, к своему городу, к своей малой родине. В общем, воспитать настоящего достойного человека - гражданина Российской Федерации. Одним из решений патриотического воспитания является организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае»

Проект по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в группе комбинированной направленности «Я живу в Сибири – Красноярском крае» в подготови...