Компетенции родителей детей раннего возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике
Семья является традиционно главным институтом воспитания. Это обусловлено тем, что ребенок находится в ней в течение значительной части жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов не может сравниться с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции родителей детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями и инвалидностью как важное условие успешного развития детей группы риска
Д.Л.Васильева
БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, г.Чебоксары
Аннотация. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Это обусловлено тем, что ребенок находится в ней в течение значительной части жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов не может сравниться с семьей.
Ключевые слова: ранний возраст, взаимодействие, компетенции, педагогические знания.
Понятие родительская компетентность предполагает, что родитель обладает знаниями и навыками, необходимыми для успешного воспитания детей. С. П. Акутина условно выделяет три уровня педагогической компетентности родителей:
Высокий уровень. Родители осознают главную цель-воспитание духовно-нравственной и социально-активной личности. Правильно выбирают и выстраивают воспитательную работу. Родители придерживаются активной социальной позиции и помогают детям в общественной работе.
Средний уровень. Родители имеют поверхностное представление о направлениях воспитательной работы. Не всегда правильно определяют, какие методы целесообразны на данном этапе психолого-физиологического развития ребенка. Может проявляться несогласованность воспитательной работы со стороны разных членов семьи, а требования носят разумный, но часто несистематический характер. В общественной жизни своего ребенка не участвуют, но с учебным заведением формальную связь поддерживают.
Низкий уровень. Родители не имеют четкого представления о цели воспитания, выбирают ограниченный круг воспитательных методов авторитарного характера, содержание которых ограничено хозяйственно-бытовыми вопросами. Детско-родительские отношения прохладны, отсутствуют уважение, доверие и взаимная поддержка. В общественной жизни ребенка родители участия не принимают [1].
Актуальность развития компетентности у родителей обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй.
Особенно актуальной данная тема становится при рождении ребенка с особыми образовательными потребностями. С рождением ребенка с нарушениями в развитии в семьях возникают трудности. Чаще всего они связаны с высоким уровнем психической травмированности родителей и других близких, непосредственно ухаживающих за ребенком взрослых, а так же других членов семьи. Отмечается снижение функционирования семьи, по сравнению с периодом до рождения ребенка с ОВЗ или по сравнению с семьей здорового ребенка. Нередко встречаются конфликтность внутрисемейных и деструктивность детско-родительских отношений.
Так же часто имеет место недостаточная готовность родителей к принятию факта рождения ребенка с нарушениями в развитии и низкая мотивация на взаимодействие родителей и непосредственно ухаживающих взрослых со специалистами. Это приводит к низкому уровню психолого-педагогической компетентности родителей с ОВЗ, следствием чего возникает непонимание родителями реальных возможностей и несоответствие требований к ребенку.
Данная ситуация могла бы быть сглажена в случае проведения с родителями информационно-просветительской работы как можно раньше, ужа в момент обнаружении тех или иных трудностей, как в медицинских, так и в образовательных организациях. Благоприятно повлияло бы проведение аналогичной работы с ближайшим окружением. Результатом такой работы было бы формирование у родителей и непосредственно ухаживающих взрослых психолого-педагогических и эмоционально- ценностно-смысловых компетенций. Психолого-педагогическая компетентность подразумевает готовность овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, выполнять функции в соответствии с принятыми стандартами и требованиями воспитания, развития и обучения ребенка с особыми образовательными потребностями семье, создавать адекватную развивающую среду в условиях семейного воспитания.
Эмоциональная компетентность подразумевает готовность понимать и принимать когнитивные и эмоциональные особенности ребенка, создавать эмоционально комфортное развивающее взаимодействие и общение. Ценностный компонент включает в себя способность принимать ребенка с особыми образовательными потребностями не зависимо от психофизических особенностей. Под смысловым компонентом понимается готовность действовать для достижения положительной динамики развития ребенка с ОВЗ, реализация потенциала ребенка в полном объеме.
Мотивационная компетентность включает в себя готовность семьи к взаимодействию с специалистами различного профиля в системе здравоохранения, образования и социальной защиты, осознавая необходимость для достижения эффективности развития не только ребенка, но и саморазвития в процессе воспитания ребенка.
Воспитательная компетентность подразумевает готовность к освоению теоретических знаний и практических умений в области семейного воспитания.
Большое значение имеют компетенции самопомощи, которые необходимы для распознавания и исправления своих неконструктивных поведенческих реакций во взаимоотношении с членами семьи и социальным окружением. Овладение адекватными формами реагирования на успехи и неудачи ребенка, способность к конструктивному преодолению стрессового состояния в процессе позитивного взаимоотношения с близким окружением и социумом, что необходимо для самоактуализации и самоутверждению себя как успешного родителя.
Исторически сложившаяся форма поддержки семей с детьми с детьми с особыми образовательными потребностями в системе образования - образовательно-просветительская. Она включает в себя формирование психолого -педагогических знаний у родителей в области современных технологий воспитания коррекции и развития. Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя консультирование, изучение и коррекция проблем семьи[2].
Благодаря слаженной работе специалистов, сопровождающих семью ребенка, у родителей формируются объективные представления об особенностях развития ребенка, его возможностях и перспективах, создается позитивный взгляд на будущее ребенка и семьи.
Литература:
- Акутина С.П. Роль педагогической компетенции родителей в воспитании духовно-нравственных ценностей детей // Вестник университета Российской академии образования. – 2009. – № 2. С. 125-126.
- Ткачева В.В.Технологии психологической помощи семьям с ограниченными возможностями здоровья: учебник / В.В.Ткачева.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ИНФРА-М,2017.-281с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Консультация для родителей детей раннего возраста на тему: Упрямство детей раннего возраста
В консультации размещён материал для родителей по" Упрямство детей раннего возраста"....
"Советы родителям детей раннего возраста" Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в се
quot;Советы родителям детей раннего возраста"Ранний возраст – важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих дальнейшее его развитие. В настоящ...
Самообразование. "Использование интерактивных методов в психолого-педагогической компетенции родителей детей раннего возраста". 14.03.20 г.
1. Проделанная работа по самообразованию.2. Последующая работа по данной теме....
Рекомендации для родителей детей раннего возраста тема: " Игры и игрушки для детей раннего возраста"
Игра занимает важное место в развитии каждого ребенка. Очень часто родители забывают, что ребенку жизненно важно играть, а не смотреть телевизор, помогать маме, убирать свои игрушки, и пр. Ребенку важ...
Программа по развитию психолого-педагогических компетенций родителей детей раннего возраста "Развиваемся вместе с мамой"
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От с...