Консультация для родителей "Особенности применения графомоторных упражнений у детей с РАС"
консультация по коррекционной педагогике
Уважаемые педагоги и родители детей дошкольного возраста с РАС , предлагаю вашему вниманию консультацию "Особенности применения графомоторных упражнений у детей с РАС". Этот материал раскрывает причины трудностей формирования графомоторных навыков у детей с РАС. А также содержит советы как правильно организовать процесс обучения навыкам графомоторики детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fev._24_osobennosti_primeneniya_grafomotornyh_navykov.docx | 233.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РАС»
Графомоторный навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Овладение графомоторные навыком представляет собой сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок: зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Несформированность данного навыка может оказывать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом. Чтобы получить информацию, дети с ОВЗ чаще всего полагаются на зрение, а не на слух.
Формирование графических навыков у детей с ОВЗ осуществляется со специфическими трудностями, обусловленными интеллектуальными нарушениями и отклонениями психического и физического развития.
-низкий уровень познавательной активности,
-недостаточность моторных систем,
-замедленность процесса переработки сенсорной информации,
-несовершенство межанализаторной интеграции и ориентировочной деятельности,
-также слабость самоконтроля затрудняют овладение графическими навыками таких детей.
У таких детей отмечаются значительные нарушения моторики пальцев рук, снижение двигательной памяти, неуверенность и замедленный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
Дети с ОВЗ, отличаясь неточной координацией и общей недостаточностью движений, часто оказываются не в состоянии правильно держать ручку, карандаш, ограничивать свои движения пределами строки, чертить ровные линии.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо проводить целенаправленную работу по формированию графомоторных навыков, а также специальные игры и упражнения на развитие крупной и мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.
Для успешного овладения графомоторными навыками у ребенка должны быть сформированы следующие функции:
Ø мелкая моторика;
Ø зрительное восприятие;
Ø пространственная ориентировка
Несовершенство одной из данных функций затрудняет овладение графомоторными навыками, письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно наличие синкинезий, тонических движений, слабость мышц, неумение рационально распределять мышечные усилия, неловкость движений, недостаточная сформированность праксиса и т.д. Дети с двигательной недостаточностью на занятиях с трудом осваивают технику письма.
Из-за несовершенства моторики при обучении математике испытывают затруднения в работе со счетными палочками, линейкой. Идентичные трудности проявляются в процессе ручного труда, рисования. Моторное недоразвитие тормозит овладение предметными действиями, а значит, и овладение ориентировкой в окружающем мире.
Исходя из имеющегося опыта по работе с детьми с РАС, предлагается использование некоторых элементов поведенческих программ, наиболее приемлемых для занятий графомоторикой в условиях дошкольного учреждения.
- Выстраивание первичных отношений с ребенком-аутистом.
Здесь необходимо учитывать общее понятие «поведенческий момент». Он означает создание или построение удачного момента для осуществления ребенком требуемого от него действия посредством первоначального предоставления ему простейших инструкций, вероятность выполнения которых очень высока. За сложной формулировкой следует вполне простое правило: подходим к ребенку не с теми требованиями, выполнения которых в настоящий момент хочет педагог, а с требованиями, которые ребенок, скорее всего, с удовольствием согласится выполнить. Аутичные дети, которые часто характеризуются не только речевыми расстройствами, но и нарушениями в координации движений, мелкой моторике и др., затрудняются в выполнении заданий, и избегают их либо развивают зависимость от подсказок взрослого, и требуют поддержки руки, либо полностью расслабляют руку, как только взрослый прекращает давать подсказку.
2. Установление зрительного контакт.
Не каждый ребенок с РАС может с легкостью установить зрительный контакт с другими людьми. Если педагог знает (из общения с родителями), что ребенок испытывает сложности в установлении зрительного контакта, необходимо использовать другие действия, например, помахать рукой или обняться. Эта техника должна быть индивидуализирована и адаптирована по потребностям каждого ребенка. Поведение, которое является невероятно простым для одного ребенка, может представлять серьезные сложности для другого.
3. Формирование положительных стимулов.
Для некоторых аутичных детей задания на графомоторику являются дискомфортными (например, у детей с затруднением моторных функций). В этом случае нельзя допускать, чтобы этот элемент занятий стал для них аверсивным, неприятным стимулом. В любом случае начало работы над графомоторными упражнениями должны ассоциироваться у ребенка с чем-то хорошим: комплиментом, похвалой, рукопожатием и т.п. Похвалу, как и поощрение ребенка, лучше заранее обсудить с родителями. Очень важно хвалить ребенка за выполнение простых действий. Нужно, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и был доволен собой в тот момент, когда вы предъявите ему свое истинное требование.
4. Последовательность действий педагога в работе с ребенком с РАС.
Часто педагог, подходя к аутичному ребенку, «выдает» ему целый ряд требований, ни одно из которых не предполагает занятие интересным для этого ребенка видом деятельности. Ребенок демонстрирует отказ от сотрудничества (вербальный или невербальный), а затем начинается «борьба за власть», истерики и т.п. Кроме того, педагогу надо знать, что есть негибкие дети, которые по привычке думают, что вы подходите к ним для того, чтобы заставить их прекратить выполнять какие-то забавные и занимательные для них действия. Существует способ предотвратить или разорвать замкнутую цепь этих событий еще до их возникновения.
Для этого педагог должен научиться предоставлять себе несколько секунд обдумывания своих действий, что поможет избежать ненужных усилий и разочарования в долгосрочной перспективе, особенно в случае, если ребенок демонстрирует отказ от сотрудничества и негибкость поведения. Не каждый обычный ребенок, не говоря уже об аутисте, будет проявлять бурный восторг от предложенного им занятия по развитию мелкой моторики.
• Шаг 1. Постарайтесь оказаться в непосредственной близости от ребенка и установить с ним зрительный контакт, если это возможно.
• Шаг 2. Дождитесь получения внимания со стороны ребенка.
• Шаг 3. Предоставьте свое требование, используя четкую и понятную речь («Давай рисовать», а не «Если ты не будешь отвлекаться, я дам тебе краски и ты сможешь раскрасить эту рыбку»).
• Шаг 4. Подумайте о том действии, которого вы хотите добиться от ребенка, как о своей реальной цели. «Оберните» эту цель в несколько «обложек» прежде, чем озвучить ее.
Таким образом, если, к примеру, вы хотите, чтобы ребенок (назовем его Олегом) размял пластилин для дальнейшей работы, вы можете сказать: «Посмотри на меня, Олег!» (ребенок переводит на вас взгляд). «Отличный свитер, дай «пять»!» (Олег «дает пять»). «Молодец! Разомни пластилин».
То есть, первоначально ребенку предоставляется несколько простых требований, которые он с легкостью может выполнить, если только в прошлом он уже имел неоднократный и успешный опыт их выполнения. Общая модель поведения педагога с такими детьми – сначала простые требования, потом истинные.
5.Работа над формированием навыков графомоторики.
В работе над формированием графомоторных навыков можно использовать такие упражнения:
-как раскрашивание (не выходя из границ рисунков),
-имитация проведения линий,
-проведение линий по пунктиру,
-проведение линий между точками,
-копирование рисунков,
-добавление линий в рисунки и т.п.
Для работы с ребенком-аутистом педагогу важно определить конечный вид реакции ребенка (например, ребенок должен закрасить фигуру, не выходя за контуры), и поощрить те реакции, которые наиболее близки к требуемому виду. Например, на первом этапе, если ребенок выходит за контуры на 3 см., то поощряется такое раскрашивание. Если ребенок вышел за контуры на 2 см., то это раскрашивание поощряется, а предыдущий вид (на 3 см.) не поощряется. На следующем этапе, если ребенок не выходил за границы рисунка более чем на 1 см, то такое раскрашивание поощряется, а на 2 см - не поощряется. И так далее - пока ребенок не научится раскрашивать, не выходя за контуры.
Использование такого метода может потребовать продолжительное время обучения нужной форме реакции, поэтому, чтобы ускорить этот процесс, при обучении используются подсказки. Чаще всего, это физические подсказки (направление руки обучающегося).
Также, для того чтобы ребенок выполнял продолжительное действие, можно использовать счет. Например, начинаем раскрашивать круг с полной физической подсказкой и вслух считаем "Один, два, три, четыре, пять". На счет "пять" прекращаем раскрашивать. В дальнейшем сначала уменьшаем физическое сопровождение руки ребенка, но продолжаем считать. И после того, как ребенок научился раскрашивать самостоятельно, без физической помощи - начинаем удалять словесную подсказку.
Аутичный ребенок может затрудняться копировать и перерисовывать рисунки. Для того чтобы развить этот навык, можно тренировать упражнение на имитацию. Берем лист бумаги, перед ребенком кладем такой же. Произносим четко "сделай так" - и проводим одну линию. Ребенок на своем листе должен провести такую же линию. Если ребенок затрудняется, можно использовать физическую подсказку. Таким образом, можно обучить ребенка проводить сначала одиночные линии (горизонтальные или вертикальные), потом диагонали, потом сочетания двух линий, и на последнем этапе - простые фигуры.
В упражнении на соединение точек аутичные дети часто затрудняются увидеть конечную точку, и довести до нее линию. Для этой цели можно потренировать отдельное упражнение, в котором ребенок будет соединять одинаковые рисунки линиями по линейке. Ребенок тактильно ощущает связующий предмет и, таким образом, обучается находить две точки, которые нужно соединить. После этого нужно постепенно увеличивать количество парных рисунков на листе, чтобы закрепить данный навык.
Проведение линий по пунктиру также может вызывать затруднения у ребенка, у которого сложности с мелкой моторикой, и сосредоточением. Прежде всего, важно, чтобы на начальном этапе пунктир был очень заметным (жирным, с небольшими пробелами), и пунктирная линия была простой и прямой. Со временем, когда ребенок научится проводить линию по пунктиру самостоятельно, можно будет постепенно утончать пунктир, а также делать линию изогнутой. Некоторые дети затрудняются проводить линию, даже когда пунктир очень четкий и заметный. В таком случае, можно попробовать дополнительные способы, которые позволят ребенку опираться не только на визуальное восприятие, но и на тактильные ощущения. Можно сделать маленькие дырочки на пунктире (проткнуть ручкой), и когда ребенок будет проводить линии, он будет "ощущать" пунктир.
Графомоторные навыки являются одними из самых функциональных навыков, которые предпочтительно иметь аутичному ребенку для более успешной инклюзии. С другой стороны, обучение ребенка навыкам графомоторики не является первоочередной целью. Ребенок должен, прежде всего, уметь общаться с окружающими, играть, и быть самостоятельным. Но, если у ребенка есть потенциал (навыки речи, общения) работа над развитием навыков графомоторики может быть для него полезной и функциональной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графомоторные упражнения для детей дошкольного возраста. Графические диктанты.
Формирование глазомера, зрительной памяти; развитие воображения; развитие зрительного и кенестетического восприятия, зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений...
Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...
Консультация для родителей "Развитие графомоторного навыка у детей подготовительной к школе группы"
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе. В детском саду ведётся большая систематическая работа по подготовке руки к письму. Такая работа будет особен...
Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков у детей"
В данной публикации даны рекомендации по развитию графомоторных навыков у детей дома, на прогулке, на даче......
Графомоторные упражнения для детей младшего дошкольного возраста
Графомоторные упражнения для детей младшего дошкольного возраста...
Графомоторные упражнения для детей дошкольного возраста.
Графические упражнения-это определенные привычные движения пишущий и рисующий руки. Изображение знаков и их соединения.К графическим упражнением относятся: штриховка, обведение заданных линий и конкур...