Блок методик для психолого-педагогического обследования детей
материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методики для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blok_metodik_dlya_psihologo-pedagogicheskogo_obsledovaniya_detey.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Блок методик для психолого – педагогического
обследования детей
II младшая группа:
1. Различение цветов:
Какой цвет? (№1)
Подготовка: различные предметы разных цветов – это могут быть карандаши, коробочки, катушки ниток, шарики и т.д.
Задание: ребенку нужно определить, какого цвета каждый предмет. Включить в рабочий материал не только контрастные цвета, но и оттенки, переходные варианты.
Подбор соответствующего цвета (№2)
Подготовка: использование игры «Ассоциации».
Задание: к главной картинке необходимо подобрать картинки, которые подходят к преобладающему цвету главного изображения.
2. Различение предметов по форме:
Найди такую же фигуру (№3)
Подготовка: заготовки листовок с изображением двух рядов фигур.
Задание: ребенок должен найти в нижней части фигуры подобные верхним по одной.
Что на что похоже? (№4)
Подготовка: заготовки листовок с изображениями фигур и предметов различной формы.
Задание: ребенок должен соединить прямой линией фигуры и соответствующие им предметы.
3. Различение по величине:
Что больше? (№5)
Подготовка: заготовки изображений предметов различных по величине.
Задание: ребенок должен показать на картинках большой, маленький и средний предметы. Нужно добиться, чтобы ребенок назвал то, что показывает.
«Пирамида» (№6)
Подготовка: игрушечная пирамидка.
Задание: необходимо собрать пирамидку в соответствии с величиной колец.
4. Пространственные представления:
Покажи, где? (№7)
Задание: ребенок должен показать различные части тела: глаз, нос, руку, ногу, правую руку, левую руку.
«Нарисуй фигуру» (№8)
Подготовка: лист бумаги, фигурная линейка.
Задание: ребенок должен нарисовать фигуры в определённых местах: треугольник – в центре, выше треугольника – квадрат, под треугольником – круг.
5. Представление о времени:
Время года (№9)
Подготовка: картинки с изображением времен года.
Задание: ребенок должен описать приметы осени (зимы, весны, лета), которые он заметил.
6. Определение уровня интеллекта методом рисуночного теста:
«Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса.
Время суток (№10)
Подготовка: картинки с изображением времени суток – утра, дня, вечера, ночи, сюжетные картинки - мама укладывает малыша спать, дети едят суп, девочка читает книжку за столом, мальчик делает зарядку, дети спять в кроватках.
Задание: ребенок должен рассказать, что делают люди в различное время суток – утром, днем, вечером, ночью.
7. Оценка мышления и речи (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления)
«Коробка» (цель: исследование возможности осуществления операций сравнения на основе установления тождества объектов на материальном уровне).
Подготовка: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствует форме прорезей).
Задание: ребенок должен положить фигурку в ящик через соответствующую прорезь.
Что лишнее? (оценка наглядно-образного и словесно-логического мышления; оценка словаря (название изображенных предметов)).
Подготовка: ряды картинок по четыре предмета, один из которых лишний.
Задание: ребенок должен найти лишние предметы в каждой группе. Найденный предмет нужно назвать и объяснить, почему он лишний. Затем назвать одним словом оставшиеся в каждой группе предметы.
Сложи картинку (цель: исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого и их пространственной координации, то есть исследование возможности синтеза на предметном уровне.
Подготовка: квадраты, разрезанные на две, три, четыре и пять частей.
Задание: ребенок должен сложить квадрат из предложенного количества частей.
8. Оценка воображения (воссоздающего)
На что похоже?
Подготовка: изображение неба с облаками различной формы.
Задание: ребенок должен сказать, на что похожи облака.
Что нарисовано неправильно?
Подготовка: изображения «неправильно» нарисованных предметов.
Задание: ребенок должен определить, что неправильно.
9. Оценка внимания.
Игра «Что изменилось?»
Подготовка: ширма, пять игрушек.
Задание: определить, какие игрушки поменяли местами.
10. Оценка памяти
Запомни картинки
Подготовка: 7 картинок с наиболее понятными для детей изображениями.
Задание: ребенок должен назвать те картинки, которые запомнил, воспроизводя как можно больше.
11. Исследование эмоционально-конфликтной зоны психического развития.
Детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Средняя группа:
1. Оценка внимания:
Тест «Найди и вычеркни».
2. Оценка памяти:
Исследование состояния зрительной памяти (10 картинок).
Исследование состояния слуховой памяти (10 коротких слов).
3. Восприятие:
Различение цветов:
Какой цвет?
Подготовка: различные предметы разных цветов – это могут быть карандаши, коробочки, катушки ниток, шарики и т.д.
Задание: ребенку нужно определить, какого цвета каждый предмет. Включить в рабочий материал не только контрастные цвета, но и оттенки, переходные варианты.
Радуга
Подготовка: на листке бумаги нарисована радуга, некоторые цветовые полосы на которой пропущены.
Задание: ребенок должен раскрасить пробелы в нужные цвета.
Подбор соответствующего цвета
Подготовка: использование игры «Ассоциации».
Задание: к главной картинке необходимо подобрать картинки, которые подходят к преобладающему цвету главного изображения.
Различение предметов по форме:
Найди такую же фигуру
Подготовка: заготовки листовок с изображением двух рядов фигур.
Задание: ребенок должен найти в нижней части фигуры подобные верхним по одной.
Что на что похоже?
Подготовка: заготовки листовок с изображениями фигур и предметов различной формы.
Задание: ребенок должен соединить прямой линией фигуры и соответствующие им предметы.
Различение по величине:
Что больше?
Подготовка: заготовки изображений предметов различных по величине.
Задание: ребенок должен показать на картинках большой, маленький и средний предметы. Нужно добиться, чтобы ребенок назвал то, что показывает.
«Пирамида»
Подготовка: игрушечная пирамидка.
Задание: необходимо собрать пирамидку в соответствии с величиной колец.
4. Пространственные представления:
Покажи, где?
Задание: ребенок должен показать различные части тела: глаз, нос, руку, ногу, правую руку, левую руку.
«Нарисуй фигуру»
Подготовка: лист бумаги, фигурная линейка.
Задание: ребенок должен нарисовать фигуры в определённых местах: треугольник – в центре, выше треугольника – квадрат, под треугольником – круг.
5. Представление о времени:
Время года
Подготовка: картинки с изображением времен года.
Задание: ребенок должен описать приметы осени (зимы, весны, лета), которые он заметил.
Время суток
Подготовка: картинки с изображением времени суток – утра, дня, вечера, ночи, сюжетные картинки - мама укладывает малыша спать, дети едят суп, девочка читает книжку за столом, мальчик делает зарядку, дети спять в кроватках.
Задание: ребенок должен рассказать, что делают люди в различное время суток – утром, днем, вечером, ночью.
6. Оценка мышления и речи (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления)
«Дополнение фраз» (исследование логического мышления)
Что лишнее? (оценка наглядно-образного и словесно-логического мышления; оценка словаря (название изображенных предметов)).
Подготовка: ряды картинок по четыре предмета, один из которых лишний.
Задание: ребенок должен найти лишние предметы в каждой группе. Найденный предмет нужно назвать и объяснить, почему он лишний. Затем назвать одним словом оставшиеся в каждой группе предметы.
Сложи картинку (цель: исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого и их пространственной координации, то есть исследование возможности синтеза на предметном уровне.
Подготовка: квадраты, разрезанные на две, три, четыре и пять частей.
Задание: ребенок должен сложить квадрат из предложенного количества частей.
Беседа по картинке.
7. Оценка воображения (воссоздающего)
На что похоже?
Подготовка: изображение неба с облаками различной формы.
Задание: ребенок должен сказать, на что похожи облака.
Что нарисовано неправильно?
Подготовка: изображения «неправильно» нарисованных предметов.
Задание: ребенок должен определить, что неправильно.
Оценка словесного воображения
Подготовка: картинка с сюжетным изображением.
Задание: ребенок должен придумать для неё название, чем больше, тем лучше.
8. Исследование эмоционально-конфликтной зоны психического развития.
Графический тест «Нарисуй человека».
Графический тест «Звезды и Волны» У. Аве- Лаллемант.
Детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
Старшая группа:
1. Оценка памяти:
Оценка зрительно-пространственной памяти ребенка.
Определение продуктивности запоминания.
2. Оценка внимания:
Тест «Круги» (определение объема внимания).
«Запомни и расставь точки» (определение объема внимания).
Фигурные таблицы (концентрация и устойчивость внимания).
Оценка уровня развития произвольности.
3. Оценка воображения
Тест «Дорисовывание фигур» О. Дьяченко
4. Оценка мышления и речи.
Методика «Четвертый лишний» (определение у детей уровня развития операции классификации) на невербальном уровне.
…………………вербальном уровне.
Исследование логического мышления – раскладывание картинок в соответствии с сюжетом (причинно-следственные связи).
«Разрезные картинки» (исследование наглядно- образного и наглядно-действенного мышления).
Исследование интеллекта методом рисуночного теста – графический тест «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса
Исследование креативности мышления (одаренности) – батарея тестов «Творческое мышление» Е. Туник (блок методик).
5. Исследование эмоционально-конфликтной зоны психического развития.
Графический тест «Семья».
Графический тест «Дом – дерево – человек».
Графический тест «Звезды и Волны».
Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.
Подготовительная к школе группа:
1. Исследование мотивационной готовности к школе (в марте):
Тест «Нарисуй лица».
Графический тест «Нарисуй школу».
Проективный тест «Расскажи игрушке, что такое школа».
Беседа «Чему ты будешь меня учить в школе, если бы вдруг превратился в учителя?»
2. Оценка внимания:
«Запомни и расставь точки» (определение объема внимания).
Фигурные таблицы (концентрация и устойчивость внимания).
3. Оценка памяти:
Оценка зрительно-пространственной памяти ребенка.
Определение продуктивности запоминания.
4. Оценка мышления.
Исследование логического мышления – раскладывание картинок в соответствии с сюжетом, (причинно-следственные связи)(исследования процессов мышления: анализ, синтез, обобщение; оценка связной речи
Исследование креативности мышления (одаренности) – батарея тестов «Творческое мышление» Е. Туник (блок методик).
Методика «Четвертый лишний» (определение у детей уровня развития операции классификации) на вербальном уровне.
Исследования уровня интеллекта методом рисуночного теста. Графический тест «нарисуй человека» Гудинаф – Харриса».
5. Исследование эмоционально-конфликтной сферы психического развития.
Графический тест «Семья».
Графический тест «Звезды и Волны».
Графический тест «Дом – дерево – человек».
Составлено с учётом методических рекомендаций:
Аве - Лаллемант У. Графический тест «Звёзды и Волны». – СПб., 2002
Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь!: Занятия с ребёнком от рождения до шести лет. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 368 с.
Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2001
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.
Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. – СПб.: Деметра, 2003. – 176 с.
Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб, 2004. – 432 с.
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1995
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа
Содержание1. Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52. Речевая карта……………………………………………. стр. 63. Беседа ……………...
Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа
Содержание1. Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52. Речевая карта……………………………………………. стр. 63. Беседа ……………...
Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа
Содержание1. Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52. Речевая карта……………………………………………. стр. 63. Беседа ……………...
Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа
Содержание1. Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52. Речевая карта……………………………………………. стр. 63. Беседа ……………...
Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»
Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....
Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к школьному обучению (подборка методик).
Методика фронтальной педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе....
Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...