Блок методик для психолого-педагогического обследования детей
материал по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шорохова Юлия Рафаэльевна

Методики для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Блок методик для психолого – педагогического

обследования детей

II младшая группа:

1. Различение цветов:

Какой цвет? (№1)

Подготовка: различные предметы разных цветов – это могут быть карандаши, коробочки, катушки ниток, шарики и т.д.

Задание: ребенку нужно определить, какого цвета каждый предмет. Включить в рабочий материал не только контрастные цвета, но и оттенки, переходные варианты.

Подбор соответствующего цвета (№2)

Подготовка: использование игры «Ассоциации».

Задание: к главной картинке необходимо подобрать картинки, которые подходят к преобладающему цвету главного изображения.

2. Различение предметов по форме:

Найди такую же фигуру (№3)

Подготовка: заготовки листовок с изображением двух рядов фигур.

Задание: ребенок должен найти в нижней части фигуры подобные верхним по одной.

Что на что похоже? (№4)

Подготовка: заготовки листовок с изображениями фигур и предметов различной формы.

Задание: ребенок должен соединить прямой линией фигуры и соответствующие им предметы.

3. Различение по величине:

Что больше? (№5)

Подготовка: заготовки изображений предметов различных по величине.

Задание: ребенок должен показать на картинках большой, маленький и средний предметы. Нужно добиться, чтобы ребенок назвал то, что показывает.

«Пирамида» (№6)

Подготовка: игрушечная пирамидка.

Задание: необходимо собрать пирамидку в соответствии с величиной колец.

4. Пространственные представления:

Покажи, где? (№7)

Задание: ребенок должен показать различные части тела: глаз, нос, руку, ногу, правую руку, левую руку.

«Нарисуй фигуру» (№8)

Подготовка: лист бумаги, фигурная линейка.

Задание: ребенок должен нарисовать фигуры в определённых местах: треугольник – в центре, выше треугольника – квадрат, под треугольником – круг.

5. Представление о времени:

Время года (№9)

Подготовка: картинки с изображением времен года.

Задание: ребенок должен описать приметы осени (зимы, весны, лета), которые он заметил.

6. Определение уровня интеллекта методом рисуночного теста:

«Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса.

Время суток (№10)

Подготовка: картинки с изображением времени суток – утра, дня, вечера, ночи, сюжетные картинки  - мама укладывает малыша спать, дети едят суп, девочка читает книжку за столом, мальчик делает зарядку, дети спять в кроватках.

Задание: ребенок должен рассказать, что делают люди в различное время суток – утром, днем, вечером, ночью.

7. Оценка мышления и речи (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления)

«Коробка» (цель: исследование возможности осуществления операций сравнения на основе установления тождества объектов на материальном уровне).

Подготовка: коробка с прорезями и набор объемных вкладок по форме прорезей (основания их соответствует форме прорезей).

Задание: ребенок должен положить фигурку в ящик через соответствующую прорезь.

Что лишнее? (оценка наглядно-образного и словесно-логического мышления; оценка словаря (название изображенных предметов)).

Подготовка: ряды картинок по четыре предмета, один из которых лишний.

Задание: ребенок должен найти лишние предметы в каждой группе. Найденный предмет нужно назвать и объяснить, почему он лишний. Затем назвать одним словом оставшиеся в каждой группе предметы.

Сложи картинку (цель: исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого и их пространственной координации, то есть исследование возможности синтеза на предметном уровне.

Подготовка: квадраты, разрезанные на две, три, четыре и пять частей.

Задание: ребенок должен сложить квадрат из предложенного количества частей.

8. Оценка воображения (воссоздающего)

На что похоже?

Подготовка: изображение неба с облаками различной формы.

Задание: ребенок должен сказать, на что похожи облака.

Что нарисовано неправильно?

Подготовка: изображения «неправильно» нарисованных предметов.

Задание: ребенок должен определить, что неправильно.

9. Оценка внимания.

Игра «Что изменилось?»

Подготовка: ширма, пять игрушек.

Задание: определить, какие игрушки поменяли местами.

10. Оценка памяти

Запомни картинки

Подготовка: 7 картинок с наиболее понятными для детей изображениями.

Задание: ребенок должен назвать те картинки, которые запомнил, воспроизводя как можно больше.

11. Исследование эмоционально-конфликтной зоны психического развития.

Детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Средняя группа:

1. Оценка внимания:

Тест «Найди и вычеркни».

2. Оценка памяти:

Исследование состояния зрительной памяти (10 картинок).

Исследование состояния слуховой памяти (10 коротких слов).

3. Восприятие:

Различение цветов:

Какой цвет?

Подготовка: различные предметы разных цветов – это могут быть карандаши, коробочки, катушки ниток, шарики и т.д.

Задание: ребенку нужно определить, какого цвета каждый предмет. Включить в рабочий материал не только контрастные цвета, но и оттенки, переходные варианты.

Радуга

Подготовка: на листке бумаги нарисована радуга, некоторые цветовые полосы на которой пропущены.

Задание: ребенок должен раскрасить пробелы в нужные цвета.

Подбор соответствующего цвета

Подготовка: использование игры «Ассоциации».

Задание: к главной картинке необходимо подобрать картинки, которые подходят к преобладающему цвету главного изображения.

 Различение предметов по форме:

Найди такую же фигуру

Подготовка: заготовки листовок с изображением двух рядов фигур.

Задание: ребенок должен найти в нижней части фигуры подобные верхним по одной.

Что на что похоже?

Подготовка: заготовки листовок с изображениями фигур и предметов различной формы.

Задание: ребенок должен соединить прямой линией фигуры и соответствующие им предметы.

Различение по величине:

Что больше?

Подготовка: заготовки изображений предметов различных по величине.

Задание: ребенок должен показать на картинках большой, маленький и средний предметы. Нужно добиться, чтобы ребенок назвал то, что показывает.

«Пирамида»

Подготовка: игрушечная пирамидка.

Задание: необходимо собрать пирамидку в соответствии с величиной колец.

4. Пространственные представления:

Покажи, где?

Задание: ребенок должен показать различные части тела: глаз, нос, руку, ногу, правую руку, левую руку.

«Нарисуй фигуру»

Подготовка: лист бумаги, фигурная линейка.

Задание: ребенок должен нарисовать фигуры в определённых местах: треугольник – в центре, выше треугольника – квадрат, под треугольником – круг.

5. Представление о времени:

Время года

Подготовка: картинки с изображением времен года.

Задание: ребенок должен описать приметы осени (зимы, весны, лета), которые он заметил.

Время суток

Подготовка: картинки с изображением времени суток – утра, дня, вечера, ночи, сюжетные картинки  - мама укладывает малыша спать, дети едят суп, девочка читает книжку за столом, мальчик делает зарядку, дети спять в кроватках.

Задание: ребенок должен рассказать, что делают люди в различное время суток – утром, днем, вечером, ночью.

6. Оценка мышления и речи (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления)

«Дополнение фраз» (исследование логического мышления)

Что лишнее? (оценка наглядно-образного и словесно-логического мышления; оценка словаря (название изображенных предметов)).

Подготовка: ряды картинок по четыре предмета, один из которых лишний.

Задание: ребенок должен найти лишние предметы в каждой группе. Найденный предмет нужно назвать и объяснить, почему он лишний. Затем назвать одним словом оставшиеся в каждой группе предметы.

Сложи картинку (цель: исследование наглядно-образного мышления, возможности перцептивного моделирования, способности соотнесения частей целого и их пространственной координации, то есть исследование возможности синтеза на предметном уровне.

Подготовка: квадраты, разрезанные на две, три, четыре и пять частей.

Задание: ребенок должен сложить квадрат из предложенного количества частей.

Беседа по картинке.

7. Оценка воображения (воссоздающего)

На что похоже?

Подготовка: изображение неба с облаками различной формы.

Задание: ребенок должен сказать, на что похожи облака.

Что нарисовано неправильно?

Подготовка: изображения «неправильно» нарисованных предметов.

Задание: ребенок должен определить, что неправильно.

Оценка словесного воображения

Подготовка: картинка с сюжетным изображением.

Задание: ребенок должен придумать для неё название, чем больше, тем лучше.

8. Исследование эмоционально-конфликтной зоны психического развития.

Графический тест «Нарисуй человека».

Графический тест «Звезды и Волны» У. Аве- Лаллемант.

Детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Старшая группа:

1. Оценка памяти:

Оценка зрительно-пространственной памяти ребенка.

Определение продуктивности запоминания.

2. Оценка внимания:

Тест «Круги» (определение объема внимания).

«Запомни и расставь точки» (определение объема внимания).

Фигурные таблицы (концентрация и устойчивость внимания).

Оценка уровня развития произвольности.

3. Оценка воображения

Тест «Дорисовывание фигур» О. Дьяченко

4. Оценка мышления и речи.

Методика «Четвертый лишний» (определение у детей уровня развития операции классификации) на невербальном уровне.

…………………вербальном уровне.

Исследование логического мышления – раскладывание картинок в соответствии с сюжетом (причинно-следственные связи).

«Разрезные картинки» (исследование наглядно- образного и наглядно-действенного мышления).

Исследование интеллекта методом рисуночного теста – графический тест «Нарисуй человека» Гудинаф – Харриса

Исследование креативности мышления (одаренности) – батарея тестов «Творческое мышление» Е. Туник (блок методик).

5. Исследование эмоционально-конфликтной зоны психического развития.

Графический тест «Семья».

Графический тест «Дом – дерево – человек».

Графический тест «Звезды и Волны».

Детский тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Подготовительная к школе группа:

1. Исследование мотивационной готовности к школе (в марте):

Тест «Нарисуй лица».

Графический тест «Нарисуй школу».

Проективный тест «Расскажи игрушке, что такое школа».

Беседа «Чему ты будешь меня учить в школе, если бы вдруг превратился в учителя?»

2. Оценка внимания:

«Запомни и расставь точки» (определение объема внимания).

Фигурные таблицы (концентрация и устойчивость внимания).

3. Оценка памяти:

Оценка зрительно-пространственной памяти ребенка.

Определение продуктивности запоминания.

4. Оценка мышления.

Исследование логического мышления – раскладывание картинок в соответствии с сюжетом, (причинно-следственные связи)(исследования процессов мышления: анализ, синтез, обобщение; оценка связной речи

Исследование креативности мышления (одаренности) – батарея тестов «Творческое мышление» Е. Туник (блок методик).

Методика «Четвертый лишний» (определение у детей уровня развития операции классификации) на вербальном уровне.

Исследования уровня интеллекта методом рисуночного теста. Графический тест «нарисуй человека» Гудинаф – Харриса».

5. Исследование эмоционально-конфликтной сферы психического развития.

Графический тест «Семья».

Графический тест «Звезды и Волны».

Графический тест «Дом – дерево – человек».

Составлено с учётом методических рекомендаций:

Аве  - Лаллемант У. Графический тест «Звёзды и Волны». – СПб., 2002

Акимова Г.Е. Расту, играю, развиваюсь!: Занятия с ребёнком от рождения до шести лет. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006. – 368 с.

Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб., 2001

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. – 352 с.

Грегг М. Ферс Тайный мир рисунка. – СПб.: Деметра, 2003. – 176 с.

Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушением речи. – СПб, 2004. – 432 с.

Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М., 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Материалы психолого-педагогического изучения (обследования) Курсовая работа

Содержание1.     Психолого-педагогическая карта……………............... стр. 3-52.     Речевая карта……………………………………………. стр. 63.     Беседа ……………...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Психолого-педагогическая диагностика готовности детей к школьному обучению (подборка методик).

Методика фронтальной педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе....

Дополнительная образовательная программа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей дошкольного возраста «Одарённые дети»

В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию ...