Обустройство образовательной среды для детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Борская Елена Николаевна

С каждым годом увеличивается количество воспитанников с ОВЗ, инвалидов.   Законодательство в области ДО закрепляет ответственность в создании условий для всех категорий детей за дошкольным учреждением, ключевым принципом стандарта дошкольного образования является поддержка разнообразия любого ребенка. Чтобы дети с ОВЗ, могли адаптироваться в ДОО и успешно освоить адаптированную образовательную программу, необходимо создать для них комфортную предметно-пространственную среду.  Она включает: – специально организованное пространство: помещения и территорию ДОО, которые нужны для обучения и воспитания детей; – материалы, оборудование, электронные образовательные ресурсы, в том числе развивающие компьютерные игры; – средства обучения, воспитания и коррекции дошкольников, в том числе с ОВЗ, охраны и укрепления их здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon obustroystvo_sredy.pdf2.76 МБ
Файл sreda_dlya_detey_s_ovz.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Обустройство образовательной среды с учётом особенностей детей.

Обустройство образовательной среды является одним из средств реализации адаптированной образовательной программы. Адаптированная образовательная макро- и микросреда ориентирована на потребности разных категорий детей с ОВЗ.

Макросреда ДОУ представлена музыкальным и физкультурными залами, кабинетами психолога, логопеда, дефектолога. В основе построения микросреды групп лежит гибкое и вариативное использование пространства, обеспечивающее  как групповой, так и индивидуальный подход в работе с детьми. Например:

«Уголок уединения» способствует улучшению настроения, активизации работы нервной системы, восстановлению душевного равновесия, снятию тревожности, развитию навыков общения в микрогруппе. Оборудован уголок детской мягкой мебелью, мягким ковром. На столике альбом с семейными и групповыми фотографиями, настольные игры (на 1-2 человека), «сонными игрушками». Попасть  в уголок можно, только пройдя через «Сухой дождь».

«Музыкальный центр» - способствует развитию навыков саморегуляции, умению владеть собой, уединению, индивидуальной релаксации. Для этого ребятам предлагается для прослушивания различные звуки природы, из чего родилась музыка, детские любимые песенки, сказки, классические произведения. Время от 3 до 10 мин. Оборудован магнитофоном, наушниками, коллекцией аудиокассет, СД и DVD –дисков. Мерцающие светильники, гелевые часы, песочные картины, фонтанчики.

  «Центр двигательной активности» – различное спортивное оборудование способствует снятию мышечного напряжения. Мишень «Капризка», тренажёр «Шарики», стаканчики для крика, подушки для «Рыцарского боя», мягкие «конфеты» предназначены для обучения детей способам выражения гнева в приемлемой форме, снятию агрессивного настроения.

«Цент творчества» - оборудован модулем для игры с песком и водой, коллекцией маленьких игрушек: мировые девчонки, герои любимых сказок, смешарики для режиссерских игр. Цветные клубочки, коллекция круп, пуговиц, пособия «Рисуем нитками», «Рисуем пальчиками по манке». В группе компенсирующей направленности у детей часто плохо развита мелкая моторика рук, они отказываются рисовать, с трудом справляются  с продуктивными видами деятельности. Занятия в данном уголке способствуют снятию мышечного напряжения, тревожности, неуверенности в своих действиях. Многократное повторение и быстрое исправление результата неверного движения  способствует  повышению самооценки и настроения.

«Центр социально-эмоционального развития» - оборудован картотекой игр для сплочения детей. «Букет дружбы», мешочки настроений, игрушки «хорошего настроения» (мешочек смеха, с музыкальным сопровождением), развивающие игры, способствующие бесконфликтному общению детей, коробка-мирилка, ковёр «Дружбы», сказки о дружбе, самопрезентации детей, выставки индивидуальных коллекций и т.д. Весь материал направлен  для обучения  навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

В ДОУ разработаны оптимальные способы и методы взаимодействия с ребёнком с ОВЗ:

  • Безбарьерная среда  
  • Охранительно-педагогический режим  
  • Варьирование форм организации деятельности
  • Модификация заданий  
  •  Дозировка нагрузки  
  • Маркировка заданий для самостоятельной деятельности  
  • Работа в парах
  •  Индивидуальные правила
  • Ассистент по сопровождению ребенка в процессе обучения  
  • Дневниковые записи

Все вышеперечисленные методы и приёмы являются общими для всех категорий детей с ОВЗ.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, стопы, ДЦП)

  •  Частая смена мотиваций
  • Использование различных тренажёров (велотренажёры, скамейки, массажные коврики, фитболы, батуты, мешочки с песком, степ-платформы)  
  • Осуществление контроля за положением головы, шеи, спины, ног во время выполнения специальных физических упражнений и общего двигательного режима
  •  Ассистирующие технические средства (поддерживающие)

Для детей с нервно-психические нарушениями (СДВГ, ЗПР, УО, эмоционально-аффективные, личностные расстройства, РАС)

  • Отсутствие отвлекающих внимание предметов
  • Уединение в безопасном месте
  • Сигнальные карточки
  • Использование невербальных правил
  • Кодовая система слов, которая дает сигнал недопустимости поведения
  • Технологии имитационного моделирования  
  • Поддержка тишины с помощью наушников
  • Использование наглядных моделей в обучении действию планирования
  • Игротерапия, арт-терапия
  •  Аутогенная тренировка
  • Поведенческий тренинг  
  • АВА – терапия

Для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР), дизартрия:

  • различные гимнастики
  • сигнальные карточки, мнемотаблицы
  • использование икт
  • игровые сеансы
  • песочная терапия

всё это способствует успешной коррекционной работе. Таким образом, выбор средств и методов взаимодействия с ребёнком с ОВЗ определяет и содержание адаптированной среды, в которой находится. Среда меняется и наполняется в соответствии с особенностями каждого ребёнка с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание инклюзивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья"

Данный материал быд представлен на городской научно-практической конференции "Проблемы реализации инклюзивного образования в практике современного  ДОУ" в декабре 20014г. в г. Новокузнецке...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

«Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей образовательной среды для детей младшего возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Предметно-пространственная развивающая среда в моей группе "Солнышко" построена в соответствии с требованиями ФГОС ДО: содержательно насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна...

Социальное партнёрство как ресурс формирования и развития доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: опыт работы и перспективы

Данная презентация обобщает целенаправленную систему работы специалистов по реализации плана взаимодействия с социальными партнерами при решении ряда воспитательно-образовательных задач Муниципального...

Развивающая образовательная среда для детей ОВЗ как ресурс эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения

Статья посвящена проблеме организации развивающей образовательной среды для детей ОВЗ как ресурса эффективной реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения. В статье рассм...

СОЗДАНИЕ АКТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В настоящее время перспективной задачей дошкольного образования выступает создание образовательной среды, которая способна обеспечить доступность качественного образования детей с ограниченными возмож...

Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...