«Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Методы и приемы обучения детей с ОВЗ через игровую деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_1_malysheva.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Развитие интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ через игровую деятельность.

           Интеллект- качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.

Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется определёнными ограничениями или отсутствием способности осуществлять какую - либо деятельность присущую данному возрасту.

Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья не однородна, в нее входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. 

В настоящее время выделяют несколько категорий детей с нарушениями развития:

- дети с нарушениями слуха (не слышащие и слабослышащие);

- дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);

- дети с тяжелыми нарушениями речи;

- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

- дети с задержкой психического развития;

- дети с нарушениями интеллектуального развития;

- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА);

-дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

У детей с ОВЗ можно выделить ряд общих проблем это:

  • отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
  • темп выполнения заданий очень низкий;
  • дети с ОВЗ нуждаются в постоянной помощи взрослого;
  • внимания снижено (устойчивость, концентрация, переключение);
  • низкий уровень развития речи и мышления;
  • инфантилизм;
  • нарушение координации движений;
  • низкая самооценка;
  • повышенная тревожность;
  • низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
  • повышенная утомляемость.

Давайте более подробно рассмотрим психологические особенности детей с ЗПР, так как эта категория детей, в наши дни наиболее многочисленна.

Как правило это дети соматически ослаблены, у этих детей отмечается несформированность всех компонентов двигательного статуса по отношению к возрастным нормам.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети с задержанным развитием часто отвлекаются, действуют импульсивно.

Многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного).

Память детей с задержкой психического развития характеризуется неточностью воспроизведения, снижен объём памяти, такие дети как правило долго запоминают информацию и быстро забывают.

Значительным своеобразием отличается развитие мыслительной деятельности. Отмечается отставание уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании образов и представлений. Детям с ЗПР свойственна низкая познавательная активности. Проявляется несформированность умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения. Этим детям требуется гораздо большее количество попыток для решения наглядной задачи.

Возникает сложность создания целого из частей и выделение частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.

Речь детей с задержкой психического развития, как правило аграмматична, дети отвечают однословно или короткими фразами, диапазон возможностей к активному использованию речи значительно сужен.

У детей с задержкой психического развития недостаточно развита коммуникация, эти дети тревожны, часто склонны к конфликтам во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Недостаточно сформирована способность к произвольной регуляции деятельности и поведения.

Игровая деятельность у детей с задержанным развитием, часто соответствует более раннему возрасту, в процессе игры дети мало общаются между собой.

Анализируя вышеизложенное формируется цель:

Это всестороннее развитие личности ребенка с задержкой психического развития, расширение его кругозора, представлений об окружающем мире, интеллекта, личностных качеств.

Нужно проводить работу по следующим разделам:

- увеличение объема памяти;

- формирование мыслительных процессов таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогии;

- развитие мышления, фантазии, творческих способностей;

- развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

- выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование общеучебных умений и навыков, умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результаты своих действий.

В дошкольный период, ведущим видом деятельности ребёнка является игра. Игра — это самый доступный вид деятельности для детей. В игре ребенок перерабатывает полученные из окружающего мира знания и впечатления. Именно благодаря игровой деятельности у дошкольника с ЗПР ярко проявляются особенности воображения и мышления, а также, его активность и эмоциональность, которые развивают потребность в общении.

Дидактические и подвижные игры помогут ребёнку овладеть новыми знаниями и умениями, задача – педагогов и родителей с помощью интересных игровых заданий помочь ребёнку развить интеллектуальные способности, умение творчески мыслить.

Игры:

  • Игра «Принеси предмет» способствует развитию мышления и логики. Для этого надо на сторонах кубика наклеить цифры и бросить его на пол. Ребенок должен принести определенное количество предметов, которое соответствует выпавшей цифре.
  • «Лишняя картинка» так же поможет тренировать логическое мышление. Для этого на предложенных карточках нужно пересчитать предметы и исключить лишнюю, где предметов больше или меньше, чем на остальных.
  • В игре «Раздели на группы» вы можете использовать разные фигуры. Ребенок должен найти и выделить эти фигуры – треугольники, ромбы, круги или квадраты, независимо от их размера или цвета.
  • Счетные палочки – незаменимый предмет в разных спокойных играх. Из них можно, например, выкладывать аппликации, при этом считать их количество, проговаривать вслух свои действия.
  • Подвижная и увлекательная игра «Сыщик» поможет ребёнку легко освоить счет. Для этого нужно приготовить карточки с цифрами, разложить их по комнатам и предложить ребенку найти их все по-порядку, начиная от единицы.
  • Игра «На поиски клада»

Вместе с ребёнком на бумаге создать план квартиры. Ребенку разъяснить, что план – это вид помещения сверху, своеобразная карта жилища. После чего, на карте сделать отметку, помечая крестиком то место, где будут спрятаны сокровища. В роли сокровища может быть игрушка или сладости. Задача ребёнка – найти клад. В ходе игры ребёнок научится ориентироваться в пространстве.

  • Игра «Счет на кухне»

Кухня — отличное место для занятий элементарной математикой.

Ребенок может пересчитывать чашки, тарелки, ложки, помогая вам накрывать на стол или вытирать посуду.

Попросите его принести три луковицы и пять картофелин из холодильника.

Дайте ему задание налить в кастрюлю десять стаканов воды.

Вариантов заданий очень много, просто играйте с ребенком, и идеи сами будут приходить вам в голову.

  • Игра «Счет в дороге»

Чтобы не скучать в машине, можно провести это время с пользой: все считать.

Сосчитать можно проезжающие автобусы, дома, фонарные столбы, магазины или аптеки.

Можно придумать каждому играющему объект для счета: например, ребенок считает большие дома, а вы — маленькие. Вы считаете желтые машины, ребенок — красные. У кого больше?

  • Упражнение «Пространственный тренинг»

Необходимый инвентарь: пуговицы (большие и маленькие) и листок бумаги.

Задача — научить ребенка правильно пространственно мыслить.

Пусть ребенок по вашей инструкции положит пуговицы в нужном месте. Например: «Положи большую пуговицу в центре листка, еще одну — в правом углу, еще — под лист бумаги в середине» и т. д.

Если это задание выполнено без ошибок, приступите к более сложному. Попросите ребёнка: «Положи маленькую пуговицу над большой пуговицей, которая лежит на листе бумаги (под бумагой)». (Или: слева от большой пуговицы, которая лежит в левом углу листа; справа у большой пуговицы, которая лежит в правом нижнем углу листа и т. п.)

Сложность задания увеличивайте постепенно, от занятия к занятию, но ни в коем случае не в течение одного занятия!

  • Игра «Угадай, сколько и в какой руке»

Необходимый инвентарь: спички, пуговицы (камешки).

Взрослый берет в руки восемь - десять пуговиц (камешков) и сообщает ребёнку их количество.

После этого, убрав руки за спину, взрослый раскладывает пуговицы в обе руки и просит ребёнка угадать, сколько пуговиц в какой руке.

Можно усложнить задачу. Взрослый, назвав общее число пуговиц и распределив их в обе руки, говорит, сколько пуговиц у него в левой руке. Ребёнок должен посчитать, сколько пуговиц осталось в правой руке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект СОД по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"

данное мерприятие поможет развить логическое мышление, сормирует интерес к познавательноисследовательской деятельности...

Конспект СОД по развитию интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста "В гостях у сказки""

Викторина поможет выявить и развить литературные способности воспитанников...

Презентация "Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста через систему развивающих игр"

Данная презентация помогает педагогам развить интеллектуальные способности детей через систему развивающих игр....

Тренинг для педагогов дошкольного образования Влияние кинезиологических упражнений, как вида здоровьесберегающих технологий на развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений позволит активизировать и синхронизировать работу полушарий: при регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, св...

Презентация проекта:« Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста посредством вовлечения их в различные виды математической деятельности.»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста

В презентации предлагаются игры и упражнения, которые влияют на развитие интеллектуальных способности детей....