Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста Подготовка к школе
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Программа расчитана на 1 год подготовки детей к школе по развитию речи, обучению грамоте и математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_raboty_s_detmi_starshego_doshkolnogo_vozrasta_podgotovka_k_shkole.doc | 298 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа для работы с детьми
старшего дошкольного возраста
«Подготовка к школе»
Составитель: учитель-логопед Шитик Ольга Николаевна
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Как известно, ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Поэтому игровая деятельность пронизывает все разделы программы, что соответствует интересам ребенка и способствует сохранению специфики дошкольного детства.
В процессе организации и проведения занятий в рамках данной программы необходимо предусмотреть соблюдение требований к организации развивающей среды:
- она должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения и т.д.;
- она должна быть организована в соответствии с основными принципами: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности – динамичности; эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия; сочетания привычных и неординарных элементов; открытости – закрытости (В.А.Петровский);
- она должна быть соотнесена с возрастом ребенка и создавать зону ближайшего развития.
Развивающее индивидуально-ориентированное обучение может проводиться фронтально или по подгруппам с учетом индивидуальности каждого (наличие опыта, возможностей, темпа деятельности, личностных трудностей и т.п.).
Обучение на занятиях независимо от формы их организации (подгрупповая, фронтальная, индивидуальная) отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия. В программе основное внимание отводится комплексным занятиям, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (систематизация знаний, умений и развитие творческих способностей и др.)
По содержанию занятия носят интегрированный характер, то есть объединяют знания из нескольких областей. Это объединение не является произвольным или механическим. Следует предусматривать интеграцию знаний таким образом, чтобы они дополняли, обогащали друг друга при решении дидактических задач.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяются три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Целесообразно напомнить, что обучение детей не ограничивается занятиями. Задача педагога – помочь ребенку приобрести полноценные знания и вне занятий. С этой целью педагог продумывает задачи и способы организации обучения детей вне занятия. Такое обучение является личностно-ориентированным, поскольку складываются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности: самостоятельности, инициативности, ответственности, творчества, коммуникативности и произвольности, что способствует эффективной подготовке детей к школьному обучению.
Назначение программы: оказание помощи родителям и педагогам во всестороннем развитии детей. Главное назначение программы состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать свои мысли, раскрыть их творческие, интеллектуальные культурные способности, развить интерес и внимание к слову, углубить математические навыки, воспитать бережное отношение к природе, привить ответственное отношение к здоровью. Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал. Важной частью программы является изучение динамики развития ребенка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Цель программы: всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьную программу.
Данная программа решает следующие задачи:
-обеспечение преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием.
- углубление умений и навыков, необходимых для занятий в начальной школе.
- развитие у детей творческого воображения, памяти, речи, логического мышления.
- привитие навыков культуры общения.
- воспитание бережного отношения к природе.
- сохранение и укрепление здоровья детей.
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- наглядность.
Новизна
Новизна состоит в том, что данная программа дополняет и расширяет знания при помощи игровых приёмов как на занятиях по развитию речи, так и на занятиях по математике, параллельно готовя и руку ребёнка к письму, не выделяя при этом обучение письму в отдельную деятельность. Вышесказанное прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания на практике. Одним из новых подходов позволяющим компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок является применение такой формы как интегрированная образовательная деятельность. Во время интегрированной деятельности объединяются в нужном соотношении в одно целое элементы математического развития и физической, социальной деятельности, элементы развития речи и конструктивной, изобразительной деятельности, удерживая при этом внимание детей разных темпераментов на максимуме.
Актуальность предшкольной подготовки детей
Переход от дошкольного детства к школьному – это ответственный этап. Для детского организма адаптация к переменам требует перестройки работы организма. В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.
К старшему дошкольному возрасту определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса личностной культуры».
Основной характеристикой базиса личностной культуры ребенка дошкольного возраста является компетентность, включающая в себя:
Коммуникативная компетентность проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых средств.
Социальная компетентность позволяет дошкольнику понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения, соответствующую ситуации.
Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.
Компетентность в плане физического развития выражается в том, что ребенок имеет представление о своем физическом облике и здоровье, владеет своим телом, различными видами движений.
Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную).
Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе это:
- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованном отношение к учению и учебной деятельности;
- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям. «Внутренняя позиция школьника» начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:
- всестороннее воспитание ребенка;
- специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые ребенок будет изучать в школе.
В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Неготовность ребенка к обучению отрицательно сказывается на его дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.
Формы организации НОД
В процессе НОД используются различные формы:
- Традиционные
- Комбинированные
- Практические
- Игры, конкурсы
Методы:
- Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ)
- Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы)
- Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
- Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий,
- Показ мультимедийных материалов
Программа рассчитана на один год обучения для детей 6-7 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут во вторую половину дня. Занятия по ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте носят комбинированный, комплексный характер.
Продолжительность НОД
| Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
Подготовка к обучению грамоте 30 мин. | 1 раз | 30 мин | 18 часов, из них 9 часов теория и 9 часов практика |
Математическое развитие 30 мин. | 1 раз | 30 мин | 18 часов, из них 6 часов теория и 12 часов практика |
Итого часов в год: 36 часа |
Мониторинг.
Мониторинг развития у детей проводится 2 раза в год (в начале и в конце учебного года).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы.
Содержание программы
Начальный курс математики и логики. Конструирование.
Задачи развития
1) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
2) формирование приемов умственных действий (умение выделять свойства предметов, умение сравнивать между собой предметы, обобщать предметы по некоторому признаку, выделять в предметах части и целое, различать примеры истинных и ложных высказываний);
3) упражнение в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных его частей;
4) развитие умения разрешать проблемные ситуации, игровые задачи, самостоятельно их формулировать, при решении задач пользоваться знаками;
5) закрепление представлений об известных геометрических фигурах и некоторых их свойствах;
6) закрепление представлений о последовательности дней недели, месяцев года.
7) развитие умения обдумывать и планировать действия, прогнозировать промежуточные цели, осуществлять решение, строго подчиняться заданным правилам;
8) развитие умения обосновывать суждения, строить простейшие умозаключения;
9) увеличение объема внимания и памяти;
10) развитие творческих способностей;
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения основным результатом должно стать дальнейшее формирование у детей интереса к познанию, их продвижение в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций. При этом у детей формируются следующие основные умения:
-умение находить в окружающей обстановке много предметов и один предмет;
-умение сравнивать группы предметов, содержащие до 10 предметов, на основе составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
-умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, форме, размеру и др. свойствам;
-продолжить и самостоятельно составить ряд из предметов или фигур, содержащих до трёх изменяющихся признаков;
-умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей из 4-5 предметов, находить «лишний» предмет;
-умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
-умение соотносить запись чисел 1 – 10 с количеством и порядком предметов;
-умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе;
-умение узнавать и называть квадрат, круг, овал, треугольник, четырёхугольник;
-умение определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
-умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева.
Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
Задачи развития
1) развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения, задавать вопросы и отвечать на них;
2) обогащение активного, пассивного, потенциального словаря: активизировать употребление образных слов, сравнений, наиболее подходящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств, действий;
3) развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения;
4) развитие умения выполнять игровые задания творческого характера, придумывать истории-небылицы, проявлять интерес к рифмованию слов;
5) развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
6) развитие умения пересказывать небольшие литературные произведения, составлять описательные и повествовательные рассказы по образцу, рассказы по серии сюжетных картинок;
7) развитие умения выделять в произношении заданный звук, сравнивать звуки, определять место звука в слове, подбирать слова с заданным звуком;
8) расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;
9) развитие психомоторной готовности руки ребенка к письму, в занимательной форме средствами продуктивной деятельности знакомить с буквами русского алфавита;
10) формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
Ожидаемые результаты.
К концу года обучения у детей формируются следующие основные умения:
-умение составлять рассказ по картинке;
-умение пересказывать содержание известной сказки;
-умение рассказывать связные истории из своей жизни, рассуждать;
-умение составлять описательные рассказы;
-умение слышать отдельные звуки в словах;
-чтение по слогам двухсложных и трёхсложных слов;
-умение правильно держать ручку, карандаш, рисовать и лепить;
-умение обводить контуры и заштриховывать фигуры;
-умение классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения;
«Подготовка руки к письму»
Задачи развития:
- Научить детей ориентироваться в тетради и на листе бумаги.
- Подготовить руку ребенка к письму путем тренировки кисти руки и пальцев.
- Научить детей правильной посадке при письме, правильно располагать тетрадь на парте во время письма, умению держать шариковую ручку.
- Научить штриховать в разных направлениях: сверху вниз, с наклоном влево, слева направо, с наклоном вправо, штриховке петлями, полуовалами, волнистыми линиями.
- Познакомить с основными правилами штриховки:
- не выходить за контуры фигуры;
- соблюдать параллельность линий;
- не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см;
- научить четко дифференцировать строку (верхнюю и нижнюю, среднюю линии), писать элементы букв и буквы в строке:
- познакомить с основными правилами красивого письма;
- подготовить к формированию графического навыка;
- научить копировать сложные сочетания извилистых линий, фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
- развивать фонематический слух, подготовить к овладению звуковым анализом слова.
Перспективный план кружка «Грамотейка»
Раздел « Начальный курс математики и логики. Конструирование»
№п/п | Тема занятия | Цель занятия | Методические приемы |
Сентябрь | |||
1. | Считаем вместе. | Формировать математические представления, умения отвечать на вопросы «сколько?», «на сколько?», «чего больше?». Уметь отгадывать математические загадки. Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве, используя слова «вперед, назад, влево, вправо, слева, справа, впереди, сзади и т.д.» Развивать наблюдательность. |
|
2. | Что изменилось? | Развивать пространственные представления детей, умение замечать и определять пространственные изменения, пользоваться соответствующими понятиями (слева, справа, рядом, около). Формировать умения детей воспринимать предмет целостно, «достраивать» недостающие его части. Закреплять навыки счета в пределах 5. Содействовать развитию умения обдумывать и планировать действия. |
|
3. | Знаки: равенство, неравенство | Закреплять умение детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10, называть «соседей» данного числа. «Записывать» при помощи знаков «больше», «меньше» и читать «записи». Познакомить детей со знаками равенства, неравенства. Закрепить временные представления. |
|
Октябрь | |||
4. | Учимся отвечать на вопросы | Формировать умения детей ориентироваться в представленных рисунках и отвечать на вопрос «сколько?». Закрепить умение обозначать направление, расстояние (ближе, дальше, впереди, сбоку, слева, справа). Закрепить умение ориентироваться в пространстве отдельной клетки. Развивать умение описывать предмет по внешним свойствам (цвет, форма, величина). |
|
5. | Учимся быть наблюдательными. | Совершенствовать умение детей фиксировать внимание на начертании цифр, быть внимательным, наблюдательным. Развивать мелкую мускулатуру пальцев. Закрепить представления о составе чисел в пределах 10. Закрепить знания детей о временах года. |
|
6. | Учимся сравнивать. | Закрепить умение сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств. Формировать умение сравнивать между собой предметы по величине. Развивать внимательность. |
|
Ноябрь | |||
7. | Учимся сравнивать по величине. | Формировать умение детей сравнивать предметы по величине, использовать для их обозначения соответствующие термины (большой, маленький, равный по величине). Закреплять навык употребления порядковых числительных (первый, второй и т.д.). Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения. |
|
8. | Учимся сравнивать по количеству. | Формировать умения сравнивать между собой предметы и отвечать на вопросы: сколько всего? чего больше? на сколько больше? Формировать умение выделять и сопоставлять в предметах части и целое. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения. |
|
9. | Учимся сравнивать по количеству и форме. | Развивать умение детей сравнивать геометрические фигуры между собой по количеству углов и сторон. Упражнять детей в ориентировке в пространстве. Совершенствовать количественный счет в пределах 10. Развивать память. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. |
|
Декабрь | |||
10. | Учимся мыслить логически. | Способствовать развитию у ребенка логического мышления, умения анализировать, обобщать и делать выводы. Закреплять умение детей выделять свойства предметов, различать примеры истинных и ложных высказываний. |
|
11. | Учимся быть внимательными. | Совершенствовать умения сравнивать предметы по величине, весу и количеству. Закрепить знания состава числа 10, навыки счета в пределах 10. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения. |
|
12. | Знаешь ли ты геометрические фигуры? | Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал). Формировать умение анализировать предметы и изображения с точки зрения их формы. Упражнять в счете в пределах 10. |
|
Январь | |||
13. | Учимся группировать предметы. | Формировать умение детей группировать предметы, опираясь на их различные свойства и признаки. Закрепить знание состава числа 10. Способствовать умению ребенка строить простейшие умозаключения. |
|
14. | Второй десяток. | Закрепить знания детей о составе и образовании каждого из чисел второго десятка. Учить детей считать в пределах 20. Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, ромб, трапеция. Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. |
|
15. | Учимся считать до 20. | Совершенствовать умения считать до 20. Продолжать знакомить детей с образованием и «записью» каждого из чисел второго десятка. Учить называть слова, противоположные по смыслу. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. |
|
Февраль | |||
16. | Учимся решать арифметические задачи в пределах 10. | Совершенствовать умения детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10 на наглядном материале, записывать задачи, пользуясь знаками «минус», «плюс», «равно». Упражнять в счете по осязанию. Развивать умение не только решать игровые задачи, но и самостоятельно их формулировать. |
|
17. | Учимся решать арифметические задачи в пределах 20. | Совершенствовать умения детей составлять и решать задачи на сложение и вычитание на числах в пределах 20. Развивать внимание детей. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Учить задавать вопросы, используя слова: «слева», «справа», «между», «под», «за». | 1. Составление детьми задач с любыми числами и знаками (дети рассказывают свои задачи друг другу и проверяют правильность решения). 2. Составление детьми задач по картинкам. 3. Игра «Повторяй за мной» (дети за воспитателем повторяют его движения: поднимают левую (правую) руку, поворачиваются налево (направо), наклоняются, топают ногой и т.д.) 4. Упражнение по карточкам с использованием слов: «слева», «справа», «между» и т.д. |
18. | Учимся ориентироваться во времени. | Закреплять навыки на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Закреплять у детей навыки счета. Воспитывать познавательный интерес в процессе обучения. |
|
Март | |||
19. | Часы. | Закрепить представления детей о часах и их назначении. Упражнять в счете в пределах 20. Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «впереди», «позади», «рядом» и т.д. |
|
20. | Месяц и год. | Закрепить названия месяцев, знать, что 12 месяцев составляют год. Уточнить знания детей о годе как временном отрезке. Сформировать представление о необратимости времени. Уточнить знания детей о календаре. Продолжать учить считать до 20 и составлять число по заданному количеству десятков и единиц. |
|
21. | Учимся ориентироваться в пространстве. | Упражнять детей в ориентировке в пространстве на ограниченной плоскости, используя слова «слева», «справа», «около» и т.д. Способствовать умению ребенка обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения. Закреплять у детей навыки прямого и обратного счета. Закреплять умение детей проводить разные линии с заданными характеристиками. |
|
Апрель | |||
22. | Учимся измерять. | Закрепить понятие «мера». Формировать у детей умение сравнивать между собой предметы по величине. Предоставить детям возможность самостоятельно добывать информацию. Закреплять умение детей самостоятельно придумывать и решать арифметические задачи. |
|
23. | Сантиметр. | Упражнять в измерении длины с помощью условной меры. Познакомить детей с единицей длины – сантиметром. Познакомить с линейкой и ее назначением. Упражнять в счете в пределах 20. Упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел. |
|
24. | Учимся запоминать. | Стремиться к увеличению объема внимания и памяти ребенка. Продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание на наглядном материале, «записывать задачи», пользуясь знаками «плюс», «минус». Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве. |
|
Май | |||
25. | Учимся ориентироваться в пространстве листа. | Развивать у детей пространственную ориентировку, символическую функцию и произвольность. Совершенствовать умение задавать вопросы, используя слова «сколько», «слева», «справа», «вверху», «внизу». Развивать умение выполнять правила и соблюдать последовательность операций. Развивать логическое мышление. |
|
26. | Четные и нечетные числа | Познакомить детей с четными и нечетными числами. Закрепить названия геометрических фигур. Упражнять в ориентировке в пространстве, используя слова «слева», «справа», «вдали», «вблизи», «рядом», «около». |
|
27. | Учимся делить предметы на равные части. | Упражнять детей в делении предмета на 8 равных частей путем складывания по диагонали. Учить показывать одну часть из восьми, а также 2/8, 5/8, 8/8. Учить составлять силуэт предмета из восьми равнобедренных треугольников. Упражнять в ориентировке на плоскости, используя слова «между», «рядом», «сбоку». Закреплять счет в пределах 20. |
|
Раздел «Развиваем речь»
№п/п | Тема занятия | Цель занятия | Методические приемы |
Сентябрь | |||
Звуки и слова
| Уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Упражнять в назывании слов с заданным звуком. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | 1. Беседа воспитателя с детьми о звуках и словах (какие звуки бывают, как называется часть слова, что обозначают слова). 2. Звуковой анализ слов. 3. Задание «Назови первый звук в словах на картинках». 4. Игра «Почему так называют» (значение слов «скакалка», «самолет», «мясорубка» и т.д.) 5. Игра «Имена» (к воспитателю подходят дети, чьи имена начинаются на гласный звук «а», на согласный твердый, и т.д.) | |
Твердые и мягкие звуки | Совершенствовать навык интонационного выделения в словах твердых и мягких звуков. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком. Закреплять умения детей составлять описательный монолог по схеме-подсказке. Побуждать к участию в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ. Воспитывать у детей любовь к животному миру. | 1. Задание «Назови животных, изображенных на картинках». 2. Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных. 3. Упражнение в интонационном выделении твердых и мягких звуков. 4. Составление описательного монолога про какого-либо животного (по картинке). 5. Игра «Эхо». 6. Рассматривание иллюстраций. | |
Один-много | Упражнять детей в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию. | 1. Упражнение в образовании множественного числа, в правильном употреблении слов в родительном падеже (шар – шары, мак – маки, и т.д.). 2. Анализ звуков в словах по картинкам и закрашивание синим и зелёным цветом мягких и твёрдых согласных. 3. Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.). 4. Задание «Сколько слогов в словах?» 5. Игра «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово в множественном числе). | |
Октябрь | |||
Найди звук | Закреплять умение детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. Совершенствовать умение различать звуки на слух и в произношении. Совершенствовать умение называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | 1. Рассматривание картинок. 2. Задание «Найди слова с одним и двумя слогами». 3. Составление схемы звукового состава слов, обозначающих картинки. 4. Задание «Найди слова, которые начинаются с одинакового звука». 5. Задание «Назови овощи, фрукты и ягоды со звуком «р»(«рь»), «л» («ль») и т.д.. 6. Игра «Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах». Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин «Фрукты и овощи», где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дети загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще, например, «На сучках висят шары, посинели от жары», «Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко» (Слива) и т.д. | |
Едем-летим-плывем | Совершенствовать умение находить заданный звук в начале, середине и конце слова. Продолжать развивать представления о звуке, слоге, слове. Развивать умение детей выполнять игровые задания творческого характера. | 1. Рассматривание картинок с изображением видов транспорта. 2. Беседа по картинкам (как назвать все предметы одним словом, сколько слогов в словах, какой звук встречается во всех этих словах и т.д.) 3. Составление детьми предложений с любым словом. 4. Игра «Угадай вид транспорта» (по первому и последнему звуку дети угадывают задуманный воспитателем вид транспорта, например, «с – т» (самолет) и т.д.). 5. Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте" (воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения, в случае правильного ответа дети берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта; затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения, например, «держусь я только на ходу, а если встану – упаду», «по дороге едут ноги и бегут два колеса» (велосипед) и т.д.). | |
Закрепление изученных твердых и мягких согласных звуков. | Совершенствовать умение интонационно выделять в словах первый звук силой голоса или длительностью звучания. Закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Познакомить детей с поэтическим жанром авторской сказки. Обратить внимание на язык произведений, характеристики действующих лиц. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. | 1. Рассказ о писателе К.И.Чуковском и знакомство с его портретом. 2. Чтение отрывка из сказки «Доктор Айболит» К.И. Чуковского. 3. Рассматривание «портретов» героев из прочитанного отрывка сказки. 4. Задание «Назови первый звук в словах на картинках». 5. Работа по схеме звукового состава слов. 6. Игра с мячом «Найди пару». | |
Ноябрь | |||
Трехзвуковые слова «рак», «жук». | Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов. Познакомить с понятием «схема» слова. Упражнять в выделении изолированного звука в словах. Развивать представления о звуке, слоге, слове. | 1. Упражнение по звуковому анализу слова «рак» с использованием фишек-звуков. 2. Звуковой анализ слова «жук». 3. Сравнение слов «рак» и «жук». 4. Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.) 5. Игра «Кто больше». | |
Звуковой анализ трехзвуковых слов «дым» и «дом». | Закреплять умение детей выделять в произношении заданные звуки, находить одинаковые звуки в словах. Закрепить понятия «схема» и «модель». Познакомить со словоразличительной ролью звука. Продолжать учить определять на слух звук, который встречается в ряду из 4-5 слов. Расширять знания о профессиях. | 1. Звуковой анализ слова «дым»: чтение слова, изолированное называние звуков, определение твердости-мягкости звуков. 2. Чтение стихотворения С.Маршака «Спросили мы у маляров». 3. Самостоятельное придумывание детьми слов со звуком «ы». 4. Сравнение слов «дом» и «дым». 5. Игра: «Назови слово». | |
Игла-пила | Дать представление о разных значениях многозначного слова. Упражнять в подборе признаков и действий к заданным словам, в определении количества слогов в словах, сходных по звучанию. Продолжать учить детей соотносить произносимое слово со схемой его звукового состава, проводить элементарный звуковой анализ слов. | 1. Упражнение «Определи, сколько слогов в словах». 2. Беседа воспитателя с детьми о многозначных словах на примере слова «игла» (какие предметы мы называем этим словом, чем они похожи, какие иглы мы знаем, что делают швейной иглой). 3. Рассматривание рисунков (дети называют предметы, которые видят на рисунках, называют единственное и множественное число слов, обозначающих предметы). 4. Задание «Назови картинки и отметь гласные звуки в схемах слов». 5. Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.). | |
Декабрь | |||
Дом-домище. | Совершенствовать умение образовывать слова с разными смысловыми оттенками. Продолжать учить детей подбирать определения к изображенным на картинках предметам. Развивать словарь детей. Активизировать употребление образных слов, сравнений, эпитетов. | 1. Задание «Найди другое слово и объясни» (воспитатель называет слово, а дети находят другое и объясняют, как оно стало звучать – ласково, грубо…; например, «дом-домик-домище», «нога-ножка-ноженька-ножища» и т.д.) 2. Задание «Назови детенышей животных». 3. Упражнение «Дополни начатое предложение», например, «Дети пошли в лес, чтобы…» и др. 4. «Слова мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий - громкий»). 5. Упражнение в подборе слов, сходных по звучанию с заданными и с таким же количеством слогов (шар – пар, дар; мишка – мышка, шишка и т.д.). | |
Это правда или нет? | Совершенствовать умение находить неточности в стихотворном тексте. Продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику. Продолжать совершенствовать умение составлять простые небылицы и путаницы. | 1. Слушание стихотворения Л. Станчева «Это правда или нет?» (дети замечают, чего на свете не бывает). «Теплая весна сейчас, виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей «Га-га-га!» - пел соловей. - Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?- 2. Обсуждение образцов высказываний других детей (дети должны подумать и ответить, можно ли так говорить, как надо говорить правильно: «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Мамочка, я тебя громко-громко люблю» и т.д.). 3. Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.). 4. Придумывание детьми небылиц или путаниц. 5. Игра «Только весёлые слова» (игра движется по кругу до тех пор, пока «веселые» слова не иссякнут, например, «клоун», «радость», «смех» и др.) | |
Найди другое слово | Совершенствовать умение точно обозначать ситуацию; подбирать синонимы и антонимы; точно характеризовать объект. Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Совершенствовать речь как средство общения. | 1. Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «крепкая ткань» (прочная), «крепкий чай» (не разбавленный кипятком), «крепкий сон» (глубокий) и др.) 2. Игра "Слова мячики" (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит слово, ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением, например, «тихий-громкий», «говорить-молчать»). 3. Задание «Придумай предложение со словом». 4. Игра "Волшебная цепочка" (игра проводится в кругу, воспитатель называет какое-либо слово, допустим, "мёд", и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из детей отвечает, например, "пчелу". Следующий, услышав слово "пчела", должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, "боль" и т. д. Что может получиться? Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг - страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.) 5. Игра "Автобиография" (вначале воспитатель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ, дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь; тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.) | |
Январь | |||
Назови одним словом. | Закрепить умение находить слова, точно оценивающие ситуацию. Побуждать детей интересоваться смыслом слова. Приучать детей проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний. | 1. Задание «Объясни, как понимаешь» (дети объясняют значение слов, выражений, например, «трудная работа» (она требует большого труда), «трудный день» (нелегкий) и др.). 2. Слушание стихотворения Е.Серовой «Подскажи словечко» (дети подсказывают нужные слова) Гладко, плавно лился стих, вдруг споткнулся и притих. Ждет он и вздыхает – слова не хватает. Чтобы снова в добрый путь стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, подскажи словечко. Говорю я брату: - Ох! С неба сыплется горох! -Вот чудак, - смеется брат,- твой горох– ведь это…(град). От кого, мои друзья, убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день рядом с нами бродит…(тень). 3. Задание «Придумай рассказ» (дети должны придумать рассказ со словами, заданными воспитателем). 4. Задание «Объясни значение слова и составь с ним предложение». 5. Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит названия предметов, ребёнок должен вернуть мяч и назвать эти предметы одним словом). | |
Придумай рассказ. | Совершенствовать умение детей понимать переносное значение слов и выражений, которые в зависимости от словосочетаний меняют свое значение, и переносить их в связное высказывание. Приучать детей к самостоятельности ответов и суждений. | 1. Упражнение «Закончи фразу» («Подушка мягкая, а скамейка…(жесткая)», «Пластилин мягкий, а камень…(твердый)» и т.д.). 2. Упражнение «Объясни смысл выражения» («лес дремлет», «ручьи бегут» и т.д.). 3. Игра «Скажи по-другому» («злая зима» (очень холодная); «золотые руки» (все умеют делать красиво) и т.д.). 4. Дидактическая игра "Антонимы в сказках и фильмах" (воспитатель произносит название сказки - антоним, а дети должны угадать истинное название сказки, например, «Зелёный платочек» - «Красная шапочка», «Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах» «Рассказ о простой курочке» - «Сказка о золотой рыбке» и т.д.) 5. Игра "Если вдруг..." (воспитатель предлагает детям какую-либо необычную ситуацию, из которой они должны найти выход, высказать свою точку зрения, например, «если вдруг на Земле исчезнут: все пуговицы, все учебники или книги» и т. д.; можно предложить детям и другие ситуации, например, «если бы у меня была: живая вода; цветик-семицветик»; и т.д.). | |
Ждем гостей. | Совершенствовать монологическую форму речи. Совершенствовать умение составлять рассказ о предметах, опираясь на характерные признаки. Воспитывать познавательный интерес к процессу обучения в целом. | 1. Сюрпризный момент «Пришло письмо». 2. Задание «Посмотри рисунок и скажи, чего не хватает» (чашка без ручки, чайник без носика и т.д.) 3. Игра «Слова - мячики» (воспитатель бросает кому-либо из детей мяч и одновременно произносит предмет посуды, ребёнок должен вернуть мяч и ответить, из какого материала сделан предмет). 4. Игра «Магазин» (воспитатель-продавец приглашает детей в «Магазин посуды»; дети, покупая посуду, должны описать форму, цвет, из какого материала изготовлен предмет, но не называть его; другие угадывают задуманный предмет посуды). 5. Задание «Раскрась правильно» (дети закрашивают контуры предметов посуды разными цветами: ложка (какая) – красным цветом, нож (какой) – синим, блюдце (какое) – зеленым и т.д.) | |
Февраль | |||
Четвероногий друг. | Закреплять умение составлять рассказы разных типов (описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные средства связи между частями высказывания. Способствовать активному использованию в речи детей наиболее походящих по смыслу слов при обозначении предметов, свойств, качеств. | 1. Сюрпризный момент «Щенок потерялся». 2. Задание «Опиши щенка» (дети должны описать щенка так, чтобы хозяин его сразу узнал: как он выглядит, чем отличается от других собак, какой он по характеру). 3. Дидактическая игра «Построим дом для щенка» (дети «строят» конуру по точкам на листе бумаги, называя слова-действия (что умеют делать собаки); кто называет слово, тот и соединяет точки по порядку). 4. Чтение воспитателем начала рассказа о щенке. 5. Составление детьми продолжения и окончания рассказа. 6. Подведение итогов занятия. | |
Медвежонок на прогулке | Формировать умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок (по заданному началу). Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Развивать память, внимание. | 1. Отгадывание мини-кроссворда (детям нужно отгадать слова на карточках путём подбора букв, получаются слова «медвежонок», «ёж», «пчела», «лес».) 2. Рассматривание детьми сюжетных картинок. 3. Придумывание воспитателем начала рассказа. 4. Составление детьми продолжения рассказа по сюжетным картинкам с отгаданными персонажами. 5. Обсуждение получившихся рассказов, выбор лучшего рассказа. Подведение итога занятия. | |
Зимушка-зима. | Овладевать словарным богатством родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания. Упражнять в выделении слов зимней тематики из текста. Побуждать детей в своих высказываниях использовать литературно-выразительные обороты. | 1. Рассматривание иллюстраций о зиме. 2. Отгадывание загадок о зиме. 3. «Послушай и запомни» (воспитатель читает рассказ о зиме, на разносе лежат фишки-ёлочки; после прочтения рассказа дети вспоминают все слова на тему "Зима" и на каждое слово кладут фишку в корзинку, затем считают, сколько слов запомнили. 4. «Отгадай задуманное слово» (воспитатель на ушко кому-либо из детей называет слово, ребенок подбирает по три слова к слову воспитателя, а другие дети с их помощью отгадывают, какое слово загадал воспитатель, например, «мороз» (крепкий, злой, трескучий), «зима» (холодная, морозная, снежная). 5. Игра «Только зимние слова» (игра движется по кругу до тех пор, пока «зимние» слова не иссякнут, например, «снег», «мороз», «холод» и т.д.) | |
Март | |||
Как Миша варежку потерял | Совершенствовать умение детей составлять рассказ по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Упражнять в подборе прилагательных к существительному; в подборе слов, обозначающих действие. Воспитывать желание поддержать разговор, возникающий по инициативе взрослого, отвечать на вопросы, аргументируя свой ответ. | 1. Рассматривание детьми сюжетных картинок на тему «Как Миша варежку потерял». 2. Придумывание воспитателем начала рассказа. 3. Составление детьми продолжения рассказа с употреблением слов и выражений о зиме, которые они слышали и придумывали на прошлом занятии, дети составляют рассказ сначала по цепочке, потом воспитатель предлагает рассказать 3-4 детям историю от начала до конца. 4. Обсуждение получившихся рассказов, выбор лучшего рассказа. 5. Подведение итога занятия. | |
Звук и буква «а». | Напомнить детям графическое обозначение буквы «а». Закреплять умение детей соотносить понятие «звук» и «буква». Совершенствовать умение детей выполнять игровые задания творческого характера. | 1. Рассматривание детьми картинки с изображением букв «а» (строчной) и «А» (заглавной). 2. Игровое задание «На что похожа буква «А». 3. «Прописывание» буквы «а» в воздухе. 4. Разгадывание кроссворда. 5. Игра «Только весёлые слова» (игра движется по кругу до тех пор, пока «веселые» слова не иссякнут, например, «клоун», «радость», «смех» и др.) | |
Звук и буква «о». | Вспомнить букву «о». Закреплять умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец). Продолжать учить детей составлять небольшие описательные рассказы по картинке. Воспитывать усидчивость детей при выполнении задания. | 1. Составление описательного рассказа по картинке (девочка Оля). 2. Звуковой анализ слов «мост», «Оля». 3. Игровое упражнение «Определи место звука в слове». 4. Лепка буквы «о» из пластилина. 5. Игра "Только круглые слова" (игра движется по кругу до тех пор, пока «круглые» слова не иссякнут, например, часы, Колобок, колесо и т. д.) | |
Апрель | |||
Звук и буква «у». | Вспомнить букву «у». Закреплять умение соотносить понятия звук и буква. Упражнять детей в назывании слова с заданными звуками. Закреплять умение детей определять место звука в слове (начало, середина, конец). | 1. Игровое задание «На что похожа буква «У». 2. Упражнение «Подбери картинку к схеме». 3. Игровое задание «Определи место звука в слове». 4. Задание «Составь предложение с заданными словами». 5. Выкладывание буквы «у» пуговицами. | |
Звук и буква «м». | Вспомнить букву «м», дать понятие, что согласные звуки «м» и «мь» обозначаются буквой «м». Учить составлять, анализировать и читать слоги и слова с буквой «м». Продолжать учить проводить звуковой анализ слова. Развивать умение детей в согласовании слов в предложении. | 1. Рассматривание картинок с изображением предметов, в названии которых есть звук «м». 2. Звуковой анализ слов. 3. Составление детьми слогов из букв. 4. Чтение слогов с договариванием до целого слова. 5. Дидактическая игра «Мамина сумка» (детям предлагается собрать в сумку маме только те продукты, в названии которых есть звук «м». 6. Печатание буквы»м» простым карандашом в тетради. | |
Звук и буква «н» | Вспомнить букву «н», дать понятие, что согласные звуки «н» и «нь» обозначаются буквой «н». Упражнять детей в определении ударного и безударного гласного звука в слове. Развивать любознательность и инициативу детей с целью получения новых знаний. | 1. Звуковой анализ слов. 2. Игровое задание «В каком слове спрятался каждый слог». 3. Игра «придумай слово по схеме». 4. Чтение ленты слогов (с дифференциацией согласных по мягкости и твердости). 5. Прописывание буквы «н» на песке. | |
Май | |||
Звук и буква «р». | Вспомнить букву «р», дать понятие, что согласные звуки «р» и «рь» обозначаются буквой «р». Совершенствовать умение выделять голосом ударные гласные звуки. Упражнять в правильном употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже при употреблении слов «один», «много». | 1. Звуковой анализ слов «рыба», «река». 2. Чтение ленты слогов, предложений (с дифференциацией согласных по мягкости и твердости). 3. Игра-соревнование «Придумай слово по схеме». 5. Упражнение «Один-много». 6. Лепка буквы «р» из пластилина. |
Раздел Подготовка руки к письму.
Тема занятия | Цель занятия | Методические приемы | |
Сентябрь | |||
Ориентирование на плоскости. | Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании.. Овладение строчкой. | 1.Знакомство с детьми, знакомство детей друг с другом. 2.Игра «Кто за кем?». 3.Ориентирование на плоскости (наверху, внизу, слева, справа, перед, за, между, рядом). 4.Составление различных композиций из геометрических фигур. 5.Составление из кружков разной величины снеговика, раскрашивание его голубым карандашом. | |
Обведение по контуру. | Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки | 1.Ориентирование на плоскости. 2.Обведение по контуру знакомых фигур. 3.Деление фигур на одинаковые отрезки. 4.Игра с пальчиками. 5.Ознакомление с правилами штриховки. 6.Раскрашивание (или штриховка) контурных изображений овальных шаров. 7.Рисование дождя. | |
Октябрь | |||
Штриховка слева направо. | Подготовить мелкую мускулатуру рук к письму и научить основным элементам письма
| 1.Подготовительное упражнение. 2.Штриховка слева направо. 3.Рисование на арбузах черных полосок. 4.Игра с пальчиками. 5.Раскрашивание арбузов зеленым карандашом. 6.Обведение и раскрашивание контурных изображений больших бусин – красным, средних – желтым, а маленьких – зеленым карандашом. 7.Штриховка сверху вниз. Обведение по контуру вишенки красным карандашом. Штриховка вишенки. 8.Физкультминутка. 9.Рисование на зонтике разноцветных горошин. 10.Штриховка волнистыми линиями. | |
Рисование и раскрашивание. | Формирование умения выполнять штриховку и росчерки; выполнять различные элементы письма; Знать цветовую гамму | 1.Повторение пройденного. 2.Раскрашивание рыбок. 3.Рисование полосок на мяче. 4.Штриховка петлями. Обведение линий простым карандашом. | |
Ноябрь | |||
Правила штриховки. | Развитие моторики и координации руки | 1.Правила штриховки (закрепление). 2.Штриховка петлями и полуовалами. 3.Рисование полосок на панцире черепахи. 4.Обведение линий слева направо простым карандашом. | |
Штриховка. Письмо спиралью. | Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти | 1.Повторение пройденного. Правила штриховки. 2.Штриховка слева направо и сверху вниз контурных изображений овощей. Загадки об овощах. 3.Штриховка крючками. 4.Штриховка белочки коричневым карандашом (сверху вниз). 5.Письмо спиралью. | |
Декабрь | |||
Ориентирование в пространстве. | Формирование умения ориентироваться на плоскости, обводить по контуру, штриховать. | 1.Ориентировка в пространстве – движение в заданном направлении (вперед, назад, вверх – вниз, направо – налево). 2.Штриховка в разных направлениях. 3.Игра с пальчиками. 4.Штриховка петлями. 5.Рисование разноцветных квадратиков на салфетке. | |
Штриховка в разных направлениях. | Развитие творческого воображения | 1.Игра «Где мое место?» (Построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами.) 2.Штриховка в разных направлениях. 3.Рисование треугольников на платочке. 4.Обведение фигур в калейдоскопе. 5.Раскрашивание светофора. | |
Январь | |||
Ознакомление с рабочей строкой в тетради. | Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. | 1.Игра «Назови соседей». 2.Штриховка контурных изображений правой и левой перчаток (слева направо). 3.Рисование треугольников на крокодиле. 4.Раскраска звездочек. 5.Работа в тетрадях. Ознакомление с рабочей строкой. 6.Правила посадки при письме. 7.Верхняя и нижняя линии рабочей строки. 8.Письмо короткой наклонной палочки. | |
Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. | Развитие умения штриховать фигуры в различных направлениях; ориентироваться в рабочей полосе | 1.Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. 2.Письмо коротких и длинных наклонных линий. | |
Февраль | |||
Письмо наклонных линий с закруглением внизу. | развитие мелкой моторики руки, отработка дифференциации правых и левых частей тела, формирование ориентации в окружающем мире. | 1.Штриховка колокольчиков в разных направлениях. 2.Дорисовка ручек у зонтиков. 3.Письмо наклонных линий с закруглением внизу.
| |
Правила красивого письма. | ориентироваться на листе; писать в рабочей полосе; видеть различные по форме фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). | 1.Штриховка в разных направлениях. 2.Правила красивого письма. 3.Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху. | |
Март | |||
Рисование штрихом. | Подготовка к письму элементов букв. Отработка начальных графических навыков и правильной постановки руки. | 1.Нанизывание пуговиц и бусинок на нитку. Игра «Кто быстрее?» 2.Рисование штрихом. Знакомство с линиями – короткими и длинными, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными и двигающимися по кругу, пересекающимися и с наплывом одна на другую. 3.Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. | |
Рисование штрихом. | Подготовка к письму элементов букв. Отработка начальных графических навыков и правильной постановки руки. | 1.Рисование штрихом. Штрих, идущий от центра круга. 2.Штриховка цыпленка. 3.Письмо элементов строчных и заглавных букв. | |
Апрель | |||
Игра – загадка | Выделять и писать элементы печатных и письменных букв, писать печатные буквы в тетрадях в узкую линейку; формировать простейшие навыки анализа слов | 1.Игра – загадка «Чьи глаза? Чьи уши? Чей нос? Чей хвост? Чьи лапы?» 2.Рисование штрихом зайчонка, медвежонка. 3.Письмо длинной наклонной палочки с петлей вверху. | |
Рисование штрихом зверей. | Стимулировать развитие мелкой моторики рук, развитие интеллектуальных способностей. | 1.Рисование штрихом белочки. 2.Письмо длинной наклонной палочки с петлей внизу. Дорисовка гусениц (прямыми наклонными линиями с закруглениями).
| |
Май | |||
Игра с пальчиками. | Воспроизведение речевых, музыкальных и других различных звуков. | 1.Рисование штрихом. 2.Игра с пальчиками.
| |
Письмо печатных букв. | Подготовка к письму элементов букв. Отработка начальных графических навыков и правильной постановки руки. | 1.Штриховка в разных направлениях. 2.Письмо печатных букв. | |
Рисование штрихом зверей и птиц. | Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа. | 1.Рисование штрихом зверей и птиц. 2.Дорисовывание жуков. | |
Штриховка в разных направлениях. Дорисовывание. | Подготовка к письму элементов букв. Отработка начальных графических навыков и правильной постановки руки. | 1.Штриховка в разных направлениях. 2.Дорисовывание гусей. |
Рекомендуемая литература
1. Ковалев В.И. Развивающие игры для дошкольников и младших школьников. – М., 1998.
2. Козырева Н.А. Умнеем – играючи: Развивающие игры по сюжетам сказок для детей от 3 до 7 лет. – СПб., 2000.
3. Колесникова Е.В. Развитие математического мышления у детей 5-7 лет. – М., 1996.
4. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии 32 учебно-игровых занятий. – М., 2000.
5. Математика – это интересно: Пособие для занятий с детьми 5-6 лет / Сост. И.Н.Чеплашкина, Н.Н.Крутова / под ред. З.А.Михайловой. – СПб., 1999.
6. Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 1996.
7. Новикова В.П. Математика в детском саду. Подготовительная группа. – М., 2003.
8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»
Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по подготовке к празднованию 70- летия Дня Победы.
Тематический план работы по подготовке празднования 70 лет Победы окажет помощь воспитателям в организации мероприятий,приуроченных к великой дате. Позволит разнообразить виды деятельности с детьми и ...
«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений изобразител...
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Итоги работы по программе: «Песочная терапия в работе сдетьми старшего дошкольного возраста»...
Анализ программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л, Князевой, Р.Б. Стеркиной. Опыт использования данной программы при работе с детьми старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности.
Статья об использовании программы "Безопасность" при работе с детьми подготовительного возраста компенсирующей направленности....
Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста "Школа эйдетики"
Эйдетика (с греческого «эйдос» - образ) - это направление психологической науки, изучающий разновидности образной памяти и возможности ее практического применения в различных сферах ж...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Рабочая учебная программа разработана на основе адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи (общее недораз...