«Создание комфортной среды для детей с ЗПР»
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Елена Петухова Анатольевна

Дошкольный период наиболее значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям

Л.С. Выготского рассматривается как «…врастание в человеческую культуру».

Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, охватывая развитие поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон жизни ребенка. Особенно сложно происходит социализация детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_kmo.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание комфортной среды

для детей с ЗПР»

Дошкольный период наиболее значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации, который по высказываниям Л.С. Выготского рассматривается как «…врастание в человеческую культуру».

Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.

Детский сад является одним из основных институтов социализации, охватывая развитие поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон жизни ребенка. Особенно сложно происходит социализация детей с ЗПР.

При организации предметно-пространственной среды для дошкольников с ЗПР необходимо учитывать, что для этой категории детей характерна низкая познавательная активность, недостаточность развития процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. Поэтому она должна создавать условия для качественной коррекции и способствовать развитию познавательных процессов.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. Проектируя среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ЗПР, мы основывались на принципах построения предметно-развивающей среды в соответствии ФГОС ДО:

– вариативность;

– насыщенность;

– доступность;

– безопасность;

– трансформируемость;

- полифункциональность.

Предметно-развивающая среда группы имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (c помощью мягких модулей, ширм), постоянно пополняется и обновляется. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. При организации зон учитываются гендерные особенности детей.

Познавательная зона (центр науки и экологии).

В центре расположена лаборатория для детского экспериментирования, оборудованная инструментарием и коллекциями природных материалов, вызывающее у детей особый интерес. Имеются картотеки опытов и наблюдений за природой, дидактические игры по экологии, альбомы по ознакомлению детей с животным и растительным миром, а так же природными явлениями, схемы, символы, мнемотаблицы, для того, чтобы дети не испытывали затруднения при выполнении тех или иных действий. Оформлены макеты «Лес», «Пустыня», «Северный полюс». Для формирования у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, мы создали «огород на подоконнике», где в течение всего года выращиваем с детьми лук, укроп. Ведется дневник наблюдений, в котором воспитатель, вместе с детьми, фиксируют результаты ежедневных наблюдений. В группе, в соответствии с возрастом детей, посажены комнатные растения. Дети с желанием ухаживают за ними. Для этого имеется необходимый инвентарь: лейки, палочки для рыхления почвы, тряпочки, клеёнки, пульверизатор.

Для развития элементарных математических представлений обогащена зона настольно-печатных игр, демонстрационных и индивидуальных пособий на ориентировку в пространстве и во времени, счет, сенсорные эталоны, совместно с родителями, изготовлен математический бизиборд, что вызывает у детей положительные эмоции и желание заниматься, играть, оперировать с ними, а значит познавать.

Деятельность в познавательной зоне позволяет детям осваивать внеситуативно-познавательную форму общения со взрослыми и сверстниками, а так же нормы поведения в коллективе

Зона речевого развития.

Содержание центра зависит от лексической темы недели. Весь дидактический материал по теме располагается в доступном для детей месте (на открытых стеллажах и мольберте). Дидактические игры имеют несколько вариантов использования, учитывают возраст и особенности речевого развития детей. Центр обогащен наборами предметных и сюжетных картинок, мнемотаблицами для пересказа и составления рассказов, альбомами, иллюстрациями, открытками, фотографиями по разным темам, наличием картотеки речевых игр. В кабинете учителя-логопеда собран богатый материал необходимый для автоматизации и дифференциации поставленных звуков, пособия по развитию речи для групповой и индивидуальной работы с детьми.

Детям доступна библиотека, где представлена литература по разным жанрам. Кроме художественной литературы можно воспользоваться энциклопедиями, папками и альбомами с разнообразным иллюстративным материалом. К юбилейным датам детских писателей и поэтов в нашей библиотеке организуются выставки их книг. Родители совместно с детьми участвуют в конкурсах «Книжки-малышки» своими руками», «Нарисуй иллюстрацию к любимой сказке». Наши дети принимают активное участие в конкурсах чтецов среди детей детского сада и городских конкурсах среди детей с ОВЗ.

Физкультурно-оздоровительная зона.

В свободное время наши дети имеют возможность совершенствовать все виды движений в физкультурно-оздоровительном центре группы. Для этого есть все необходимое: «Дорожка здоровья», массажные коврики для профилактики плоскостопия, гимнастические палки, обручи, атрибуты для подвижных и спортивных игр, нестандартное спортивное оборудование, изготовленное своими руками. Большой выбор нетрадиционного оборудования: «Бабочки и цветочки» для дыхательной гимнастики; «эспандеры», «штанга», «Воздушный футбол», «Минибоулинг», кольцеброс, игра «Джунгли зовут», «кочки», разные виды дорожек для профилактики плоскостопия. Особое внимание уделено оборудованию для развития мелкой моторики: массажные мячи, «массажные варежки», «моталочки» и др. Спортивная зона оснащена дидактическим материалом: картотеками подвижных игр, дыхательной, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз; альбомами о зимних и летних видах спорта. Для развития самостоятельности представлены алгоритмы, схемы выполнения упражнений. Во время занятий в физкультурно-оздоровительном центре у детей формируются социальные ценности, устанавливаются определенные правила поведения, которые служат основой для повышения уверенности дошкольника, его самооценки в целом, а также формируется положительная мотивация стать лучше.

Центр социально – коммуникативного развития.

Центр представлен разнообразным оборудованием для сюжетно – ролевых игр в соответствии с возрастом и особенностями развития детей. Сюжетно-ролевые игры расположены в отдельных контейнерах на стеллажах и отмечены специальными маркерами. Дети имеют возможность самостоятельно выбрать нужные им атрибуты в соответствии с игровым замыслом и переносят игровой материал в удобное для них место, для самостоятельного построения игрового пространства. Для разграничения игровой зоны используются мягкие модули и ширмы, которые превращаются в «прилавок магазина», детали мебели, стену медицинского кабинета и др. Для развития игровых сюжетов мы проводим большую предварительную работу: организуем целевые прогулки, читаем рассказы о профессиях с показом иллюстраций, используем тематические беседы, дидактические и театрализованные игры, обыгрываем ситуации. В процессе сюжетно-ролевых игр дети усваивают социальные роли, овладевают необходимыми навыками общения, у них развивается познавательная, эмоциональная и личностная сфера, формируются способности выражать отношение к окружающей действительности.

Центр художественного творчества.

Продуктивная деятельность – одна из самых любимых у детей. В центре творчества собраны изделия народных художественных промыслов. Центр оснащен разнообразным изобразительным материалом, оборудованием для лепки и аппликации. В свободном доступе имеются наглядный дидактический материал, альбомы для рассматривания, дидактические игры. В самостоятельной деятельности дети используют технологические карты по рисованию, лепке, аппликации, что позволяет возможность овладения умением работать по образцу. Работы детей выставляются на выставке, расположенной рядом с уголком. Занимаясь в коллективе, у ребенка формируются качества, необходимые для успешной социализации - взаимопомощь, терпимость, позитивное отношение к чужим мыслям, идеям, результатам творческой деятельности.

Зона психологической разгрузки.

У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций. Наиболее выраженными проявлениями являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, слабость волевых усилий, отмечается состояние беспокойства, тревожность, личная незрелость в целом, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. С этой целью в группе создана зона психологической разгрузки, где дети уединяются для отдыха, успокоения, релаксации. Для коррекции эмоциональной сферы нами изготовлены игры на развитие эмоций: «Эмоциональный портрет», «Куб эмоций» и др. Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря уголку «Мое настроение», который повесили при входе в группу. Центр оснащен предметами для выражения негативных эмоций: подушками для битья, подушками-поплакушками, «Баночкой гнева». Для расслабления дошкольников могут использоваться массажёры, небольшие мячики-ёжики, корзинка с клубочками разного цвета и фактуры.

Одним из условий психологической комфортности является сохранение связи с домом, поэтому мы создали фотоальбом «Моя семья» с фотографиями членов семьи. Работа в центре психологической разгрузки помогает детям снять психологическое напряжение, учиться соотносить не только свое настроение, но и настроение своих друзей, проявлять способность к волевым усилиям.

Модель развивающей предметно – пространственной среды, созданная в группе, способствует созданию комфортных условий для детей, их социализации, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, развитию двигательной активности, условий для реализации образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей с ЗПР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание адаптивной среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного дошкольного образовательного учреждения.

Доклад на краевой научно-практической конференции по "Созданию адаптивной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях Краснодарского края....

«Создание развивающей среды для детей раннего возраста с нарушениями зрения в условиях неспециализированного ДОУ»

Презентация проведённой работы данной тематики в неспециализированном ДОУ из двух частей...

Консультация для родителей "Создание слухоречевой среды для детей с нарушением слуха".

В данной консультации даны рекомендации родителям по созданию слухоречевой среды дома. Также эта информация будет полезна начинающим педагогам, работающим с детьми с нарушением слуха....

Презентация «Создание комфортной среды в группе»

laquo;Давайте не забывать, что маленькие эмоции — это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто не осознавая этого»                ...

"Тимбилдинг - как средство создания комфортной среды в детском коллективе"

quot;Тимбилдинг - как средство создания комфортной среды в детском коллективе"...

Технология визуализации - способ организации комфортной среды для детей с ОВЗ в детском саду и дома.

В статье описаны методы и формы визуальной поддержки, их использование в образовательном и воспитательном процессе. Презентация к выступлению доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/KR9j/...