Программа по социализации и адаптации детей - мигрантов в ДОУ "Сказка – путь к нашей дружбе"
проект по коррекционной педагогике

Детский сад и семья – это первые этапы первичной социализации. Именно здесь, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей - мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Социализация детей-мигрантов означает в образовательном процессе следующих идей: воспитание личности, не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе; воспитание языковой личности, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык; воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства. Цель данной программы заключается в создании условий для социализации и адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде, посредством работы со сказками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка», 2-63

ПРОГРАММА

по социализации и адаптации

детей - мигрантов в ДОУ

«Сказка – путь к нашей дружбе»

C:\Users\Admin\Desktop\Гевондян АС\2020-2021 учебный год\Работа с родителями\Детско-родительский проект По сказочным дорожкам\Дипломы по сказкам\IMG-7b323516f1326de7df51ddad87c1bf23-V.jpg 

Оглавление

Актуальность        2

Цели и задачи        4

Направления деятельности в программе        4

Нормативно – правовое обеспечение        4

Национально-региональный компонент        5

Дорожная  карта  программы        6

Кадровые условия        8

Финансовые условия        9

Материально-технические условия        9

Психолого-педагогические условия        10

Информационно-методические условия        11

Результаты реализации программы        11

Список используемой литературы        12

Приложение        13

Актуальность

Последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. По статистическим данным миграционной ситуации УВМ УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре даже в условиях пандемии за 12 месяцев 2020 года оформлено разрешений на временное проживание - 2076, приобрели гражданство РФ 7785 человек, а за 9 месяцев 2021 г. оформлено разрешений на временное проживание уже 2243, а приобрели гражданство РФ - 8 925 [11]. Рост миграции семей растет и детей в детских садах появляется все больше и больше. Если в 2019 г. в нашем детском саду детей из семей мигрантов было 1%, то в 2021- у нас уже 4% от общего количества детей. Основным составом воспитанников, прибывающим в детский сад, являются дети-мигрантов из стран ближнего зарубежья (в нашем городе - это из азиатских стран СНГ и Кавказа).

В. В. Гриценко и Н. Е. Шустова пишут, что в процессе миграции возникает целый комплекс «детских проблем». Среди них самыми важными являются: психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства и нарушением структуры привычных родственно-семейных, природно-территориальных, культурно-коммуникативных и других связей; кризис идентичности, нарушения в системе ценностей и социальных норм; неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой; трудности вживания в новую для ребенка среду общения, нередко возникающие состояния тревожности и психической напряженности, отчужденности и отверженности, повышенной конфликтности и агрессивности [3].

Дети из семей мигрантов, как правило, неверно понимают эмоциональное состояния сверстников или взрослых, не могут их назвать. Это создает определенные трудности в общении. Но часто сами окружающие не могут распознать настроение и состояние детей. Возникающие при этом отрицательные ситуации, невнимательность со стороны взрослых детей (как кажется детям мигрантам), неумение справится с этой проблемой, приводит к нарушению эмоционального состояния ребёнка. Дисбаланс чувств приводит к возникновению эмоциональных расстройств, и, как следствие, к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов [2].

В.А. Кикиани отмечает, что для прибывших детей характерны неспособность конструктивно вступить в диалог, наладить контакт со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме, в группе, чувства подавленности, психической неуравновешенности, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции – это порождает неадекватные защитные реакции [6].

Травмические факторы миграции лишают детей безопасного, стабильного, поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития. Пережитый негативный опыт влияет на познавательные процессы, межличностные отношения, самооценку, особенности поведения и на мировоззрение в целом. Даже у самых маленьких детей отмечаются изменения в видении мира, себя и своего будущего [8].

Очень важно адаптировать и социализировать детей из таких семей. Социализация ребенка из семьи мигрантов представляет собой, по мнению исследователей, процесс освоения личностью норм и ценностей новой для ребенка культуры,  воспитания доброжелательности, уважения и такта во взаимоотношениях с взрослыми и детьми. При этом социальная адаптация не исчерпывается только приспособлением к новой социальной среде, а предполагает педагогическую помощь и поддержку ребенка в творческой социализации.

Детский сад и семья – это первые этапы первичной социализации. Именно здесь, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей - мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Социализация детей-мигрантов означает в образовательном процессе следующих идей: воспитание личности, не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе; воспитание языковой личности, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык; воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства.

Содержание программы

В современной литературе проблема социализации детей мигрантов в ДОУ, на наш взгляд, еще недостаточно изучена. В связи с этим необходима разработка комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей - мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникации.

Администрации ДОУ и педагогическому коллективу необходимо искать среди традиционных методов и форм работы именно те, которые являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в детский коллектив  обучающихся с трудностями в обучении, социализации и отклонениями в поведении из-за наличия у них языкового и социокультурного барьера.

Сказка на наш взгляд – дает возможность сформировать позитивную социализацию у детей-мигрантов наиболее эффективно, так как - это один из лучших способов объединить детей и взрослых, этот способ дает им возможность понять друг друга.

Ознакомление со сказками народов России (в том числе ХМАО-Югры), народов Кавказа, народов Средней Азии, их театрализация будет способствовать объединению детей-мигрантов в поликультурной среде. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему, к людям, предметам, явлениям [10].

И.П. Токмакова говорит, что «никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален, а сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека» [13].

Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий. Значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им. К тому же знакомство с культурой народов России, народов Кавказа, народов Средней Азии поможет детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.

 Используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе, поэтому  сказка и была выбрана нами для организации работы по социализации и адаптации детей - мигрантов.

Новизна программы заключается в выработке инновационного подхода в социализации детей-мигрантов на основе сказок разных народов.

Цели и задачи

Цель – создание условий для социализации и адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде, посредством работы со сказками.

Задачи:

  1. организовать социально-педагогическую и информационную помощь семьям с детьми-мигрантами;
  2. повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
  3. способствовать социальной адаптации к новым жизненным условиям детей - мигрантов;
  4. привлечь семьи детей – мигрантов в качестве равноправных партнеров и участников в образовательном  процессе ребёнка;
  5. развивать коммуникативные навыки у детей-мигрантов;
  6. развивать эмоциональную сферу детей-мигрантов;
  7. сплотить детский коллектив через театрализацию сказок;
  8. познакомить семьи детей-мигрантов с обычаями и традициями народов Севера;
  9. разработать механизм сотрудничества с социальными партнёрами.

Направления деятельности в программе

  • Социализация - процесс освоения личностью норм и ценностей новой для ребенка культуры, воспитания доброжелательности, уважения, сплоченности с помощью работы со сказками, театрализацией, которая сопровождается педагогической поддержкой, похвалой.
  • Социально-психологическая адаптация, отражающая процессы взаимодействия в диадах «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «мать-ребёнок», а также их гармоничность и удовлетворенность.
  • Культурная адаптация предполагает передачу через сказку национально-культурных особенностей нации, которая также будет прослеживаться через сотрудничество с социальными партнёрами: КДЦ «Нефтяник» и с «Культурно-историческим центром».

Нормативно – правовое обеспечение

Международного уровня:

  • Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от
    14 декабря 1960 г.;
  • Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;

Федерального уровня:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года  (статьи 3, 4, 5, 67, 105, 106, 107);
  • Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в редакции от 12.03.2014);
  • Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»  (ст. 10, 31);
  • Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в редакции  от 02.07.2013);
  • приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».

Национально-региональный компонент

Основные направления по реализации регионального компонента:

  • воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
  • уважение к прошлому своего народа, любви к родному слову;
  • изучение национальных традиций и обычаев коренных народов севера;
  • чтение художественной литературы: «Сказки  народов ханты и манси»;
  • театрализация хантыйской сказки: «Как ворон землю мерил»;
  • конкурс поделок «Черный ворон».

Продолжительность программы: долгосрочный.

Программа рассчитана на 1 учебный год (2022-2023 гг.)

Участники проекта: воспитанники-мигранты, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач нами были использованы ниже перечисленные методы:

Теоретические: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта психолого-педагогической литературы.

Эмпирические: беседы, наблюдение за деятельностью детей; диагностика тревожности (тест тревожности Темпл – Дорки), страхов (методика диагностики детских страхов (А.И. Захаров), личностные особенности (тест «Несуществующее животное» А.И. Венгер); самооценки (диагностика самооценки «Лесенка» (Бирюкевич Е.А.);  нервно-психического состояния  (Цветовой тест М. Люшера), определение статуса ребенка в группе (методики вербального выбора  «День рождение» (Г.Р. Хузеева); определение межличностных отношений в семье (проективный тест «Социограмма семьи» Э. Эйдемиллер).

Ожидаемые результаты по реализации программы:

У детей:

  • благоприятно адаптируются к новым жизненным условиям;
  • гармонизируется эмоциональное состояние;
  • сформируется сочувствие и доброжелательное отношение к людям;
  • повысится уровень коммуникативных навыков;
  • сформируется представления о сказках, обычаях (русских, хантыйских).

У родителей:

  • Повысится психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и развития ребёнка;
  • станут активными участниками и равноправными партнерами  в образовательном процессе;
  • будет создана благоприятная психологическая обстановка в семье.

У педагогов:

  • положительный опыт работы с детьми-мигрантами;
  • повысят профессиональную компетентность в организации обучения и воспитания детей – мигрантов;
  • появится положительный опыт работы с социальными партнерами: КДЦ «Нефтяник», «Культурно-исторический центр» МАУ Культура.

Дорожная  карта  программы

Таблица 1.

Мероприятие

Дата

Ответственный

1 этап: Организационно-методический

1.

Разработка нормативных  документов, положений, приказов

Август

Заведующий, зам. по ВМР

2.

Сбор информации о детях-мигрантах, заполнение социальных паспортов.

Август-сентябрь

Социальный педагог

3.

Разработка проекта по социальной адаптации детей-мигрантов

Август

Зам. по ВМР, старший воспитатель

4.

Заключение договора о сотрудничестве с КДЦ «Нефтяник»

Август

Зам по ВМР

5.

Сотрудничество с отделом опеки и попечительства, отделом по делам несовершеннолетних

На протяжении проекта

Социальный педагог

6.

Заключение договора о сотрудничестве с «Культурно-историческим центром» МАУ Культура  

Август

Зам по ВМР

7.

Общее родительское собрание

Сентябрь

Заведующий, зам. по ВМР, специалисты ДОУ

2 этап: Основной

8.

Диагностическое обследование детей-мигрантов (Приложение 1)

Сентябрь

Педагог-психолог

9.

Диагностическое обследование детей-мигрантов

Сентябрь

Учитель-логопед,

учитель-дефектолог

10.

Участие в международном конкурсе

«Книжка на ладошке»

Сентябрь

Воспитатели

11.

Консультация для воспитателей: «Что мы должны знать о семьях-мигрантах»

Октябрь

Социальный педагог

12.

Консультация для воспитателей: «Психологические особенности детей из семей - мигрантов»

Октябрь

Педагог-психолог

13.

Непосредственно-образовательная деятельность «Волшебный мир русских сказок»

На протяжении  проекта

Воспитатели

14.

Театрализация сказок специалистами КДЦ «Нефтяник»

русские сказки: «Репка», «Рукавичка», «Колобок»;

хантыйская сказка «Как ворон землю мерил»;

сказки народов Средней Азии:

«Бык, осёл, петух», «Слон и петух»;

сказки Кавказа: «Медведь и собака», «Две мыши»

На протяжении  проекта

Специалисты КДЦ «Нефтяник»

15.

Онлайн-конкурсы творческих работ по сказкам:

русские сказки: «Репка», «Рукавичка», «Колобок»;

хантыйская сказка «Как ворон землю мерил»;

сказки народов Средней Азии:

«Бык, осёл, петух», «Слон и петух»;

сказки Кавказа: «Медведь и собака», «Две мыши»

На протяжении  проекта

Специалист КДЦ «Нефтяник»

Проведение мероприятий «Культурно-исторического центра» МАУ Культура  (по разработанному плану)

На протяжении проекта

Специалисты «Культурно-исторического центра»

16.

Непосредственно-образовательная деятельность: «Мы - друзья»

На протяжении  проекта

Педагог-психолог

17.

Театрализация сказок:

 русские сказки: «Репка», «Рукавичка», «Колобок»;

хантыйская сказка «Как ворон землю мерил»;

сказки народов Средней Азии:

«Бык, осёл, петух», «Слон и петух»;

сказки Кавказа: «Медведь и собака», «Две мыши»

На протяжении  проекта

Музыкальный руководитель

18.

Проведение мероприятий в рамках реализации национально-регионального проекта «Наш дом – Югра»

На протяжении  проекта

Воспитатели ДОУ

19.

Тренинг для родителей: «Мы играем, и друг друга понимаем»

Октябрь

Педагог-психолог

20.

Семинар-практикум для воспитателей: «Мы разные, но мы вместе»

Ноябрь

Педагог-психолог

21.

Конкурс рисунков «Наши улыбки», посвященного профилактике межнациональных конфликтов

Ноябрь

Старший воспитатель, родители (законные представители)

22.

Семинар-практикум для родителей: «Влияние русской сказки на развитие личности ребёнка»

Ноябрь

Воспитатели

23.

Посещение семей-мигрантов на дому

На протяжении проекта

Социальный педагог

24.

Семинар-практикум для родителей «Мы играем и ребёнка развиваем»

Декабрь

Учитель дефектолог

25.

Чтение художественной литературы:  «Народные сказки народов Ханты и Манси»

На протяжении проекта

Воспитатели

26.

Семинар-практикум для родителей: «Влияние театрализованной деятельности на развитие детей»

Февраль

Педагог-психолог

27.

Фотокросс «Наша дружная семья», посвященный единению семей разных национальностей

Март

Старший воспитатель, родители (законные представители)

28.

Блиц-игра для родителей на тему: «Наш дом - Югра»

Апрель

Старший воспитатель

29.

Театрализация хантыйской сказки: «Как ворон землю мерил»;

Конкурс поделок «Черный ворон»

Апрель

Воспитатели, родители (законные представители)

30.

Развлечение «Играем в театр всей семьёй»

Апрель

Музыкальный руководитель

3 этап: Контрольно-аналитический

31.

Мониторинг обследование детей-мигрантов

Май

Педагог-психолог,

учитель-логопед,

учитель-дефектолог

32.

Анкетирование родителей (законных представителей)

Май

Старший воспитатель

33.

Выступление на педагогическом совете ДОУ «Социализация детей-мигрантов»

Май

Авторы проекта

34.

Участие в региональном конкурсе

 «Моя Югра»

Май

Авторы проекта

35.

Публикация статьи по проекту в журнал «Коррекционная педагогика»/ Воспитатель ДОУ

Май

Авторы проекта

Кадровые условия

Обеспечение кадровых условий.

Для обеспечения деятельности МБДОУ №7 «Антошка» осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров.

Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса

Таблица 2.

Образование участников проекта

Кол-во педагогов, участвующих в проекте

Высшее

Средне-специальное

10

10

-

Категория педагогических работников

Высшая

Первая

Соответствие занимаемой должности

Без категории

5

3

2

-

Стаж участников проекта

0-5 лет

5-10 лет

10-15 лет

Более 15 лет

-

-

5

5

Финансовые условия

Основной источник финансирования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка» - бюджетные средства.

Дополнительное финансирование будет касаться: денежных средств, полученных от родителей (законных представителей) за предоставление платных дополнительных образовательных и не образовательных услуг; участия детского сада в конкурсах, целевых программах, проводимых на различных уровнях; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Материально-технические условия

Таблица 3.

Наименование помещения

Имеющееся оборудование, методические и дидактические пособия

Методический кабинет

Методическая и художественная литература; экспонаты декоративно-прикладного искусства, медиатека. Мультимедиапроектор HitachiCP-X300,   фотокамера CanonEOS 650D,  МФУ SamsungSCX-4220, ламинатор ProlamicBI, переплетная техника BindstreamM12 Plus, интерактивная панель «Колибри»; Цифровая лаборатория «Наураша  в стране  Наурандии», проектор  Epson.

Кабинет арт-терапии

Дидактический материал  для развития эмоциональной сферы дошкольников (наглядный и демонстрационный материалы), музыкальный центр, стол профессиональный для рисования песком (с подсветкой), Юнгианская песочница 500*400, световые модули для рисования песком, стол для игр с водой и песком.

Музыкальный зал

Пианино, музыкальный центр, синтезатор, наборы народных инструментов, фонотека, нотный материал, методическая литература по музыкальному воспитанию, световая пушка «Зебра-50» интерактивная система SMARTBoardX88016 , цифровое  пианино CASIOCDP-220R  с педалью- стойкаCASIOCS-44 , персональный компьютер (звуковая карта,  клавиатура, мышь), колонки MicroladSOLO3 Cwooden, беспроводная микрофонная двухканальная радиосистема ProAudio DWS-814НТ.

Групповые комнаты

Во всех группах имеется достаточное количество дидактических игр, игрушек, пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное, нравственное и познавательное развитие детей. Для сюжетно-ролевых игр есть необходимое игровое оборудование, атрибуты. Все  игры и игрушки педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично. Педагоги используют аудио, видео и мультимедийное оборудование, что способствует всестороннему развитию детей.

Сенсорная комната

Оборудование: пуфики и подушечки, подвешенные  подвижные конструкции, игрушки, библиотека релаксационной музыки, оборудование со светооптическими эффектами, сенсорные массажные мячики, безопасные зеркала,  столик для пескотерапии, пузырьковая колонна, прибор для создания успокаивающего эффекта «Солнечный-100», волшебный фонтан (фибероптический на мягкой тумбе), пучёк фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» 100 вол. с ФОС.

Экологическая гостиная

Видовое разнообразие растений, аквариумы с рыбками, тритонами. Интерактивная доска IQ Board DVT TN060, проектор Epson  EB-S41. Чум, деревянные лавочки, мобильные стеллажи, дидактические игры по экологии, лепбуки, 3 D микроскоп.

Кабинет  педагога-психолога, учителя-дефектолога

Диагностический, дидактический материал, психологическая литература, игровой материал для проведения технологий: игротерапии,  пескотерапии; дидактический материал по  развитию восприятия  цвета, формы, величины; материал для релаксации,  развития памяти, мышления, мелкой моторики, тактильного восприятия, ориентирования в пространстве, музыкальный  центр, интерактивный детский стол; комплекс аппаратно-программный КАПфс-БОС «Биосвязь» (2-х канальный кардио); тренажер коррекции психоэмоционального состояния ребенка для обучения навыкам психофизической саморегуляции; набор психолога «Антошка», набор «Монтессори», набор методических материалов «Знакомство с цветом», набор методических материалов «Свойство предметов», набор методических материалов «Сенсорный ящик», набор методических материалов «Тактильное домино»

Огород, цветники, тропа «Здоровья» на территории  

Тропа «Здоровья» из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разно фактурным природным материалом (песок, галька, шишки, спилы деревьев).

Огород: грядки с овощными, ягодными культурами, лекарственными растениями.

Цветники: разнообразные клумбы с однолетними и многолетними цветочными культурами.

Психолого-педагогические условия

Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов и их семей осуществляется по направлениям:

  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция и развитие;
  • психологическое консультирование;
  • психологическое просвещение и профилактика;
  • экспертная работа;
  • психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ.

Психолого-педагогическое сопровождение реализуется с помощью следующих задач:

  1. установление эмоционального контакта с детьми-мигрантами;
  2. изучение базовых социальных эмоций, умение выражать сочувствие, проявление доброжелательного отношения к людям;
  3. развитие коммуникативных навыков;
  4. организация совместной творческой деятельности;
  5. сплочение детского коллектива.

Методы работы:

  • Сказкотерапия;
  • Игротерапия;
  • Музыкотерапия;
  • Пескотерапия;
  • Арт-терапия.

Информационно-методические условия

Одним из приоритетных направлений развития сферы образования является активное внедрение в деятельность дошкольных образовательных учреждений информационных технологий (в дальнейшем - ИКТ). ИКТ- оборудования используется:

  • в методической работе;
  • работе с родителями (законными представителями);
  • в образовательном процессе с детьми.

Материальная база МБДОУ №7 «Антошка» позволяет оснащать каждую группу и кабинеты педагогов ноутбуком. Музыкальный зал оснащен интерактивной доской и проектором, а экологическая гостиная – экраном и проектором, для просмотра видеороликов, передвижной интерактивной системой «Колибри».

Практическая значимость проекта

- данная программа может быть применима для детей общеразвивающих и компенсирующих групп с целью социальной адаптации детей-мигрантов;

- программу можно применять для сплочения детско-родительских отношений, так как родители (законные представители) становятся полноправными партнёрами и активными участниками в образовательном процессе детей-мигрантов.

- разработанные мероприятия, памятки, могут применяться в любом ДОУ.

Результаты реализации программы будут соответствовать ожидаемым результатам:

У детей:

  • адаптируются к новым жизненным условиям;
  • гармонизируется эмоциональное состояние;
  • сформируется сочувствие и доброжелательное отношение к людям;
  • повысится уровень коммуникативных навыков;
  • сформируется представления о сказках, обычаях (русских, хантыйских).

У родителей:

  • Повысится психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и развития ребёнка;
  • станут активными участниками и равноправными партнерами  в образовательном процессе;
  • будет создана благоприятная психологическая обстановка в семье.

У педагогов:

  • положительный опыт работы с детьми-мигрантами;
  • повысят профессиональную компетентность в организации обучения и воспитания детей – мигрантов;
  • появится положительный опыт работы с социальными партнерами: КДЦ «Нефтяник», «Культурно-исторический центр» МАУ Культура.

Список используемой литературы

  1. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ИЗД-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
  2. Гайдук, Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста (разработка проекта) // Сибирский Вестник Специального образования / Т.А. Гайдук. – 2015. – № 1(14). – С. 18-20
  3. Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация детей вынужденных переселенцев в российском обществе // Психологический журнал. Социальная психология / В.В. Гриценко, Н.С. Шустова. – 2004. – №3. – C. 25–33.
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка— М.: Просвещение, 1986. — 129 с.
  5. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
  6. Кикиани, В. А. Этнопсихологические характеристики детей из семей мигрантов / В.А. Кикиани., С.И. Здоровенко, А.А. Бареева // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1748-1750.
  7. Молодцова, Т.Д. Дети из семей мигрантов и их адаптация в школьном социуме // Социологические науки. Международный журнал экспериментального образования / Т.Д. Молодцова – 2013. – №7. – С. 92-94
  8. Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / А. Б. Григорян. – Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. – 72 с.
  9. Горбушина, О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
  10. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. – 416 с

Интернет-источники:

  1. https://86.мвд.рф/ms/
  2. https://www.rulit.me/books/diagnostika-i-razvitie-kommunikativnoj-kompetentnosti-doshkolnika-read-434209-3.html
  3. http://vokrugknig.blogspot.com/2014/03/blog-post_3.html?m=1

Приложение 1

Психологическая диагностика направлена на изучение качеств личности, коммуникативных навыков со сверстниками, определения характера коммуникаций в семье.

  1. Тест тревожности Темпл – Дорки;
  2. Тест «Несуществующее животное» (А.И. Венгер);
  3. Методика диагностики детских страхов (А.И. Захаров);
  4. Диагностика самооценки «Лесенка» (Бирюкевич Е.А.);
  5. Проективный тест «Социограмма семьи» (Э. Эйдемиллер);
  6. Цветовой тест Люшера (М. Люшер);
  7. Методика вербального выбора  «День рождение» (Г.Р. Хузеева)

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)

Цель методики: определить уровень тревожности ребенка.

Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.

Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Методика подготовлена к публикации В.М.Астаповым и включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица (присутствует лишь контур головы). Дошкольнику нужно предположить – какое лицо следовало нарисовать ребенку: грустное или веселое. Результат диагностики может носить количественный и качественный характер. Количественный результат представляет собой индекс тревожности (ИТ), отражающий интенсивность отрицательного эмоционального опыта ребенка в изображаемых ситуациях. Качественным результатом могут быть выводы о характере эмоционального опыта ребенка в этих и подобных ситуациях.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.

Инструкция:

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
  2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
  8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
  10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
  13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
  14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Анализ результатов: протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ= Число эмоционально негативных выборов X100%

                                      14

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ 

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

Тест «Несуществующее животное» (А.И. Венгер)

Цель: Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения. Возрастной диапазон Методика применяется, начиная со старшего дошкольного возраста.

Материал для тестирования: лист бумаги А4 (либо близкий по размеру к формату); цветные карандаши. Инструкция. Лист бумаги предлагают использовать целиком (а не сгибают пополам), дают его в руки испытуемому (чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать) и не делают на нем никаких надписей. Комментарий к заданию: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Это существо не должно быть персонажем из сказки или мультфильма, ты его должен придумать сам. Придумай для него несуществующее имя».

После окончания рисования ребенку задают вопросы:

 Где живет это существо (какое у него жилище)?

 Чем оно питается?

 С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?

 Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?

 Кто его враги?

 Кто (из живущих на Земле) его друзья?

 Что ему нужно для полного счастья?

Интерпретация теста

Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)

Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.

Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность [1] ; импульсивность.

Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.

Особенности линий

Штриховые линии – тревожность как черта личности.

Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.

Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.

Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.

Линии, не доведенные до конца, – астения, иногда импульсивность.

Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.

Размер рисунка и его расположение

Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.

Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.

Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.

Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.

Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.

Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.

Рисунок помещен в углу – депрессия.

Тип животного в методике «Несуществующее животное»

  1. По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.
  2. Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.

  1. Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.
  2. Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.
  3. Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.
  4. Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.
  5. Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.
  6. Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.

Составные части животного

Глаза

Глаза отсутствуют – астения.

Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.

Глаза с зачерненной радужкой – страхи.

Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.

Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.

Форма глаз искажена – невротическое состояние.

Уши

Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.

Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.

Рот

Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.

Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.

Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.

Голова

Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих.

Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.

Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.

Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.

Дополнительные детали на голове

Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.

Рога – защита, агрессия.

Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.

Фигура

Множество составных частей и элементов – мощная энергия.

Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.

Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.

Дополнительные детали и части фигуры

Чешуя, панцирь – потребность в защите.

Шипы, иглы – защитная агрессия.

Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.

Узор на шкуре – демонстративность.

Раны, шрамы – невротическое состояние.

Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.

Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.

Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.

Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.

Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.

Хвост

Хвост, повернутый вправо, – отношение к своим действиям и поведению.

Хвост, повернутый влево, – отношение к своим мыслям, решениям.

Хвост, поднятый вверх, – положительная, уверенная окраска к этим отношениям.

Хвост, опущенный вниз, – отрицательная окраска к отношениям.

Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.

Хвост толстый, покрытый шерстью, – очень высокая значимость сексуальной сферы.

Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.

Ноги

Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.

Избыточное количество ног – потребность в опоре.

Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.

Характер соединения ног с фигурой (корпусом)

Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.

Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.

Описание образа жизни

Соответствует рисунку – развито логическое мышление.

Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.

С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.

Место жизни животного

За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.

Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества.

Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.

Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние.

Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.

Ест все подряд – импульсивность.

Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения.

Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние.

Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия.

Питается людьми – негативизм, агрессивность.

Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.

Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.

Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.

Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.

Не любит сидеть без дела – импульсивность.

Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.

Некоторые особенности описания

Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.)– напряженность в сексуальной сфере.

Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения.

Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим.

Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.

Методика диагностики детских страхов А. И. Захарова

Цель: выявление количества и группы детских страхов.

Инструкция:  «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…»

1) остаться один;

2) заболеть;

3) умереть;

4) каких-то детей;

5) воспитателей;

6) того, что они тебя накажут;

7) Бабу-ягу, Кощея, Бармалея;

8) страшных снов;

9) темноты;

10) волка, медведя, пауков, змей;

11) машины, поездов, самолетов;

12) бури, грозы, наводнения;

13) высоты;

14) быть в маленькой темной комнате, туалете;

15) воды;

16) огня, пожара;

17) войны;

18) врачей, кроме зубных;

19) крови;

20) уколов;

21) боли;

22) резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).

Обработка результатов. На основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.

Эти страхи можно разделить на несколько групп.

1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь).

2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки).

3. Страх смерти (умереть).

4. Животных и сказочных персонажей.

5. Кошмарных снов, темноты.

6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания).

7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).

При выявлении преобладающих страхов и того, что с ними связано, интенсивности переживания проводится следующая беседа – глубокое интервью в рамках рассматриваемой методики (для выяснения того, почему ребенок боится).

Тест  «Лесенка» (Бирюкевич Е.А.)

Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Рисунок «Лесенки» для изучения самооценки
http://testoteka.narod.ru/lichn/1/ris/34.gif

Инструкция (индивидуальный вариант) 

При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». На какую ступеньку тебя поставит мама, папа. В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Обработка результатов и интерпретация:

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Ступенька 7 – резко заниженная самооценка

Проективный тест «Социограмма семьи» (Э. Эйдемиллер)

Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм.

Члены семьи выполняют задание индивидуально.

Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».

Интерпретация результатов.

Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

4) дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший по сравнению с другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тесто поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Цветовой тест М. Люшера

Тест Люшера — это психологический тест цветовой психодиагностики личности позволяет измерить субъективные состояния человека, а именно его коммуникативные способности, стрессоустойчивость и активность.

Для выполнения теста ребенку предлагается восемь карточек различных цветов, требуется выбрать карточку, с наиболее понравившимся цветом, далее требуется повторить выбор для оставшихся 7-ми цветов.

Методика вербального выбора «День рождение»

Диагностическая направленность: определение социометрического статуса в группе сверстников.

Процедура проведения обследования.

Инструкция: «Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: «Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!» Кого ты пригласишь?».

Экспериментатор фиксирует отдельно в социометрической таблице выбор каждого ребенка.

https://storage.yandexcloud.net/wr4img/448579_i_006.png

Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего исследователь определяет подсчет выборов, сделанных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывает в соответствующую графу таблицы. Далее следует перейти к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто выбрал конкретного ребенка, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем они подсчитываются и записываются.

Обработка и интерпретация результатов

1. Определение социометрического статуса каждого ребенка

Для определения статуса ребенка использовалась обработка результатов социометрического исследования, предложенная Я.Л. Коломинским. Статус ребенка определяется подсчетом полученных им выборов. В соответствии с результатом детей можно отнести к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 или более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3–4 выбора); 3 – «принятые» (1–2 выбора); 4 – «непринятые» (0 выборов). 1-я и 2-я статусные категории являются благоприятными, 3-я и 4-я – неблагоприятными.

2. Коэффициент удовлетворенности каждого ребенка своими отношениями

Коэффициент удовлетворенности (КУ) определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей которых он сам выбрал.

75–100 % – высокий уровень удовлетворенности

30–75 % – средний уровень удовлетворенности

Менее 30 % – низкий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация дошкольника в семье: проблемы и пути их решения. Socialization of a preschooler in the family: problems and their waysdecisions.

В статье затрагивается вопрос социализации ребенка в семье, обозначаются проблемы воспитания и факторы, позволяющие определить неблагополучный микроклимат семьи для ребенка, описываются методы, которы...

Конспект музыкально-тематического развлечения "Наша дружба - наше единство"

Музыкально - тематическое развлечение "Наша дружба - наше единство" посвящено Дню толерантности (16 ноября). Это костюмированное представление, вкючающее поэтические строки, песни, танцы в и...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ

Пояснительная записка к образовательной программе дошкольного образования для детей-мигрантов...

Методическая разработка педагогического проекта «Если с другом вышел в путь» или «День Дружбы»

Паспорт проекта разработан самостоятельно с помощью разных методических пособий....

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АннотацияВ данной статье рассматривается изобразительная деятельность как метод развития социализации у детей-мигрантов. Такая деятельность позволяет детям-мигрантам более мягко пройти адаптацию к нов...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

АннотацияВ данной статье рассматривается изобразительная деятельность как метод развития социализации у детей-мигрантов. Такая деятельность позволяет детям-мигрантам более мягко пройти адаптацию к нов...

Программа по социализации и адаптации детей-мигрантов в ДОУ "Мы - дети России, мы - дети Югры"

Обретение новой Родины как второй матери достаточно сложный жизненный процесс и  на наш взгляд, чем раньше он начнется, тем успешнее пройдет период  адаптации и социализации ребенка-мигранта...