Программа по социализации и адаптации детей - мигрантов в ДОУ "Сказка – путь к нашей дружбе"
проект по коррекционной педагогике
Детский сад и семья – это первые этапы первичной социализации. Именно здесь, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей - мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Социализация детей-мигрантов означает в образовательном процессе следующих идей: воспитание личности, не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе; воспитание языковой личности, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык; воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства. Цель данной программы заключается в создании условий для социализации и адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде, посредством работы со сказками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка», 2-63
ПРОГРАММА
по социализации и адаптации
детей - мигрантов в ДОУ
«Сказка – путь к нашей дружбе»
Оглавление
Актуальность 2
Цели и задачи 4
Направления деятельности в программе 4
Нормативно – правовое обеспечение 4
Национально-региональный компонент 5
Дорожная карта программы 6
Кадровые условия 8
Финансовые условия 9
Материально-технические условия 9
Психолого-педагогические условия 10
Информационно-методические условия 11
Результаты реализации программы 11
Список используемой литературы 12
Приложение 13
Актуальность
Последние десятилетия количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. По статистическим данным миграционной ситуации УВМ УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре даже в условиях пандемии за 12 месяцев 2020 года оформлено разрешений на временное проживание - 2076, приобрели гражданство РФ 7785 человек, а за 9 месяцев 2021 г. оформлено разрешений на временное проживание уже 2243, а приобрели гражданство РФ - 8 925 [11]. Рост миграции семей растет и детей в детских садах появляется все больше и больше. Если в 2019 г. в нашем детском саду детей из семей мигрантов было 1%, то в 2021- у нас уже 4% от общего количества детей. Основным составом воспитанников, прибывающим в детский сад, являются дети-мигрантов из стран ближнего зарубежья (в нашем городе - это из азиатских стран СНГ и Кавказа).
В. В. Гриценко и Н. Е. Шустова пишут, что в процессе миграции возникает целый комплекс «детских проблем». Среди них самыми важными являются: психологические стрессы, связанные с вынужденной сменой места жительства и нарушением структуры привычных родственно-семейных, природно-территориальных, культурно-коммуникативных и других связей; кризис идентичности, нарушения в системе ценностей и социальных норм; неудовлетворенность различными сторонами жизнедеятельности и самим собой; трудности вживания в новую для ребенка среду общения, нередко возникающие состояния тревожности и психической напряженности, отчужденности и отверженности, повышенной конфликтности и агрессивности [3].
Дети из семей мигрантов, как правило, неверно понимают эмоциональное состояния сверстников или взрослых, не могут их назвать. Это создает определенные трудности в общении. Но часто сами окружающие не могут распознать настроение и состояние детей. Возникающие при этом отрицательные ситуации, невнимательность со стороны взрослых детей (как кажется детям мигрантам), неумение справится с этой проблемой, приводит к нарушению эмоционального состояния ребёнка. Дисбаланс чувств приводит к возникновению эмоциональных расстройств, и, как следствие, к отклонению в развитии личности ребёнка, к нарушению социальных контактов [2].
В.А. Кикиани отмечает, что для прибывших детей характерны неспособность конструктивно вступить в диалог, наладить контакт со сверстниками и взрослыми, определить свою личностную позицию в социуме, в группе, чувства подавленности, психической неуравновешенности, отсутствие элементарных представлений о способах эмоциональной саморегуляции – это порождает неадекватные защитные реакции [6].
Травмические факторы миграции лишают детей безопасного, стабильного, поддерживающего окружения, необходимого для нормального развития. Пережитый негативный опыт влияет на познавательные процессы, межличностные отношения, самооценку, особенности поведения и на мировоззрение в целом. Даже у самых маленьких детей отмечаются изменения в видении мира, себя и своего будущего [8].
Очень важно адаптировать и социализировать детей из таких семей. Социализация ребенка из семьи мигрантов представляет собой, по мнению исследователей, процесс освоения личностью норм и ценностей новой для ребенка культуры, воспитания доброжелательности, уважения и такта во взаимоотношениях с взрослыми и детьми. При этом социальная адаптация не исчерпывается только приспособлением к новой социальной среде, а предполагает педагогическую помощь и поддержку ребенка в творческой социализации.
Детский сад и семья – это первые этапы первичной социализации. Именно здесь, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей - мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки. Социализация детей-мигрантов означает в образовательном процессе следующих идей: воспитание личности, не способной причинять вред ни людям, ни природе, ни самой себе; воспитание языковой личности, способной к диалогу, обмену смыслами, любящей и берегущей как государственный, так и родной язык; воспитание гражданина, заботящегося о сохранении целостности Российского государства.
Содержание программы
В современной литературе проблема социализации детей мигрантов в ДОУ, на наш взгляд, еще недостаточно изучена. В связи с этим необходима разработка комплекса психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие детей из семей - мигрантов, их адаптацию к новой социальной среде, создание условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных и общественных конфликтов, а также развитие способностей к коммуникации.
Администрации ДОУ и педагогическому коллективу необходимо искать среди традиционных методов и форм работы именно те, которые являлись бы наиболее эффективными для успешного вливания в детский коллектив обучающихся с трудностями в обучении, социализации и отклонениями в поведении из-за наличия у них языкового и социокультурного барьера.
Сказка на наш взгляд – дает возможность сформировать позитивную социализацию у детей-мигрантов наиболее эффективно, так как - это один из лучших способов объединить детей и взрослых, этот способ дает им возможность понять друг друга.
Ознакомление со сказками народов России (в том числе ХМАО-Югры), народов Кавказа, народов Средней Азии, их театрализация будет способствовать объединению детей-мигрантов в поликультурной среде. Сказка занимает настолько прочное место в жизни ребёнка, что некоторые исследователи называют дошкольный возраст «возрастом сказок». Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. К.Д. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное — новое эмоциональное отношение к окружающему, к людям, предметам, явлениям [10].
И.П. Токмакова говорит, что «никакие сентенции, проповеди и увещевания не принесут пользу, поскольку ребенок по существу своей психики прежде всего и более всего эмоционален, а сказочная образность обращена к эмоциональной стороне человека» [13].
Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы соучастником описываемых и воспринимаемых событий. Значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка трудно переоценить. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок, важно лишь правильно понять их и правильно ими пользоваться. Дети, воспитанные на сказках, имеют больший словарный запас, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им. К тому же знакомство с культурой народов России, народов Кавказа, народов Средней Азии поможет детям понять, что все люди разные, но всех объединяет одно: любовь к Родине, к своему народу и его культуре.
Используя возможности сказки, педагог может помочь ребенку быстрее перенять опыт предшествующих поколений и найти свое место в обществе, поэтому сказка и была выбрана нами для организации работы по социализации и адаптации детей - мигрантов.
Новизна программы заключается в выработке инновационного подхода в социализации детей-мигрантов на основе сказок разных народов.
Цели и задачи
Цель – создание условий для социализации и адаптации детей-мигрантов в поликультурной среде, посредством работы со сказками.
Задачи:
- организовать социально-педагогическую и информационную помощь семьям с детьми-мигрантами;
- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- способствовать социальной адаптации к новым жизненным условиям детей - мигрантов;
- привлечь семьи детей – мигрантов в качестве равноправных партнеров и участников в образовательном процессе ребёнка;
- развивать коммуникативные навыки у детей-мигрантов;
- развивать эмоциональную сферу детей-мигрантов;
- сплотить детский коллектив через театрализацию сказок;
- познакомить семьи детей-мигрантов с обычаями и традициями народов Севера;
- разработать механизм сотрудничества с социальными партнёрами.
Направления деятельности в программе
- Социализация - процесс освоения личностью норм и ценностей новой для ребенка культуры, воспитания доброжелательности, уважения, сплоченности с помощью работы со сказками, театрализацией, которая сопровождается педагогической поддержкой, похвалой.
- Социально-психологическая адаптация, отражающая процессы взаимодействия в диадах «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «мать-ребёнок», а также их гармоничность и удовлетворенность.
- Культурная адаптация предполагает передачу через сказку национально-культурных особенностей нации, которая также будет прослеживаться через сотрудничество с социальными партнёрами: КДЦ «Нефтяник» и с «Культурно-историческим центром».
Нормативно – правовое обеспечение
Международного уровня:
- Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования от
14 декабря 1960 г.; - Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.;
Федерального уровня:
- Конституция Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (статьи 3, 4, 5, 67, 105, 106, 107);
- Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» от 25 октября 1991 г. № 1807-1 (в редакции от 12.03.2014);
- Закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ст. 10, 31);
- Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 01 июня 2005 г. № 53-ФЗ (в редакции от 02.07.2013);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования».
Национально-региональный компонент
Основные направления по реализации регионального компонента:
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям;
- уважение к прошлому своего народа, любви к родному слову;
- изучение национальных традиций и обычаев коренных народов севера;
- чтение художественной литературы: «Сказки народов ханты и манси»;
- театрализация хантыйской сказки: «Как ворон землю мерил»;
- конкурс поделок «Черный ворон».
Продолжительность программы: долгосрочный.
Программа рассчитана на 1 учебный год (2022-2023 гг.)
Участники проекта: воспитанники-мигранты, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач нами были использованы ниже перечисленные методы:
Теоретические: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение опыта психолого-педагогической литературы.
Эмпирические: беседы, наблюдение за деятельностью детей; диагностика тревожности (тест тревожности Темпл – Дорки), страхов (методика диагностики детских страхов (А.И. Захаров), личностные особенности (тест «Несуществующее животное» А.И. Венгер); самооценки (диагностика самооценки «Лесенка» (Бирюкевич Е.А.); нервно-психического состояния (Цветовой тест М. Люшера), определение статуса ребенка в группе (методики вербального выбора «День рождение» (Г.Р. Хузеева); определение межличностных отношений в семье (проективный тест «Социограмма семьи» Э. Эйдемиллер).
Ожидаемые результаты по реализации программы:
У детей:
- благоприятно адаптируются к новым жизненным условиям;
- гармонизируется эмоциональное состояние;
- сформируется сочувствие и доброжелательное отношение к людям;
- повысится уровень коммуникативных навыков;
- сформируется представления о сказках, обычаях (русских, хантыйских).
У родителей:
- Повысится психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- станут активными участниками и равноправными партнерами в образовательном процессе;
- будет создана благоприятная психологическая обстановка в семье.
У педагогов:
- положительный опыт работы с детьми-мигрантами;
- повысят профессиональную компетентность в организации обучения и воспитания детей – мигрантов;
- появится положительный опыт работы с социальными партнерами: КДЦ «Нефтяник», «Культурно-исторический центр» МАУ Культура.
Дорожная карта программы
Таблица 1.
№ | Мероприятие | Дата | Ответственный |
1 этап: Организационно-методический | |||
1. | Разработка нормативных документов, положений, приказов | Август | Заведующий, зам. по ВМР |
2. | Сбор информации о детях-мигрантах, заполнение социальных паспортов. | Август-сентябрь | Социальный педагог |
3. | Разработка проекта по социальной адаптации детей-мигрантов | Август | Зам. по ВМР, старший воспитатель |
4. | Заключение договора о сотрудничестве с КДЦ «Нефтяник» | Август | Зам по ВМР |
5. | Сотрудничество с отделом опеки и попечительства, отделом по делам несовершеннолетних | На протяжении проекта | Социальный педагог |
6. | Заключение договора о сотрудничестве с «Культурно-историческим центром» МАУ Культура | Август | Зам по ВМР |
7. | Общее родительское собрание | Сентябрь | Заведующий, зам. по ВМР, специалисты ДОУ |
2 этап: Основной | |||
8. | Диагностическое обследование детей-мигрантов (Приложение 1) | Сентябрь | Педагог-психолог |
9. | Диагностическое обследование детей-мигрантов | Сентябрь | Учитель-логопед, учитель-дефектолог |
10. | Участие в международном конкурсе «Книжка на ладошке» | Сентябрь | Воспитатели |
11. | Консультация для воспитателей: «Что мы должны знать о семьях-мигрантах» | Октябрь | Социальный педагог |
12. | Консультация для воспитателей: «Психологические особенности детей из семей - мигрантов» | Октябрь | Педагог-психолог |
13. | Непосредственно-образовательная деятельность «Волшебный мир русских сказок» | На протяжении проекта | Воспитатели |
14. | Театрализация сказок специалистами КДЦ «Нефтяник» русские сказки: «Репка», «Рукавичка», «Колобок»; хантыйская сказка «Как ворон землю мерил»; сказки народов Средней Азии: «Бык, осёл, петух», «Слон и петух»; сказки Кавказа: «Медведь и собака», «Две мыши» | На протяжении проекта | Специалисты КДЦ «Нефтяник» |
15. | Онлайн-конкурсы творческих работ по сказкам: русские сказки: «Репка», «Рукавичка», «Колобок»; хантыйская сказка «Как ворон землю мерил»; сказки народов Средней Азии: «Бык, осёл, петух», «Слон и петух»; сказки Кавказа: «Медведь и собака», «Две мыши» | На протяжении проекта | Специалист КДЦ «Нефтяник» |
Проведение мероприятий «Культурно-исторического центра» МАУ Культура (по разработанному плану) | На протяжении проекта | Специалисты «Культурно-исторического центра» | |
16. | Непосредственно-образовательная деятельность: «Мы - друзья» | На протяжении проекта | Педагог-психолог |
17. | Театрализация сказок: русские сказки: «Репка», «Рукавичка», «Колобок»; хантыйская сказка «Как ворон землю мерил»; сказки народов Средней Азии: «Бык, осёл, петух», «Слон и петух»; сказки Кавказа: «Медведь и собака», «Две мыши» | На протяжении проекта | Музыкальный руководитель |
18. | Проведение мероприятий в рамках реализации национально-регионального проекта «Наш дом – Югра» | На протяжении проекта | Воспитатели ДОУ |
19. | Тренинг для родителей: «Мы играем, и друг друга понимаем» | Октябрь | Педагог-психолог |
20. | Семинар-практикум для воспитателей: «Мы разные, но мы вместе» | Ноябрь | Педагог-психолог |
21. | Конкурс рисунков «Наши улыбки», посвященного профилактике межнациональных конфликтов | Ноябрь | Старший воспитатель, родители (законные представители) |
22. | Семинар-практикум для родителей: «Влияние русской сказки на развитие личности ребёнка» | Ноябрь | Воспитатели |
23. | Посещение семей-мигрантов на дому | На протяжении проекта | Социальный педагог |
24. | Семинар-практикум для родителей «Мы играем и ребёнка развиваем» | Декабрь | Учитель дефектолог |
25. | Чтение художественной литературы: «Народные сказки народов Ханты и Манси» | На протяжении проекта | Воспитатели |
26. | Семинар-практикум для родителей: «Влияние театрализованной деятельности на развитие детей» | Февраль | Педагог-психолог |
27. | Фотокросс «Наша дружная семья», посвященный единению семей разных национальностей | Март | Старший воспитатель, родители (законные представители) |
28. | Блиц-игра для родителей на тему: «Наш дом - Югра» | Апрель | Старший воспитатель |
29. | Театрализация хантыйской сказки: «Как ворон землю мерил»; Конкурс поделок «Черный ворон» | Апрель | Воспитатели, родители (законные представители) |
30. | Развлечение «Играем в театр всей семьёй» | Апрель | Музыкальный руководитель |
3 этап: Контрольно-аналитический | |||
31. | Мониторинг обследование детей-мигрантов | Май | Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог |
32. | Анкетирование родителей (законных представителей) | Май | Старший воспитатель |
33. | Выступление на педагогическом совете ДОУ «Социализация детей-мигрантов» | Май | Авторы проекта |
34. | Участие в региональном конкурсе «Моя Югра» | Май | Авторы проекта |
35. | Публикация статьи по проекту в журнал «Коррекционная педагогика»/ Воспитатель ДОУ | Май | Авторы проекта |
Кадровые условия
Обеспечение кадровых условий.
Для обеспечения деятельности МБДОУ №7 «Антошка» осуществляет подбор, прием на работу и расстановку кадров.
Характеристика кадрового обеспечения образовательного процесса
Таблица 2.
Образование участников проекта | ||||
Кол-во педагогов, участвующих в проекте | Высшее | Средне-специальное | ||
10 | 10 | - | ||
Категория педагогических работников | ||||
Высшая | Первая | Соответствие занимаемой должности | Без категории | |
5 | 3 | 2 | - | |
Стаж участников проекта | ||||
0-5 лет | 5-10 лет | 10-15 лет | Более 15 лет | |
- | - | 5 | 5 |
Финансовые условия
Основной источник финансирования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка» - бюджетные средства.
Дополнительное финансирование будет касаться: денежных средств, полученных от родителей (законных представителей) за предоставление платных дополнительных образовательных и не образовательных услуг; участия детского сада в конкурсах, целевых программах, проводимых на различных уровнях; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
Материально-технические условия
Таблица 3.
Наименование помещения | Имеющееся оборудование, методические и дидактические пособия |
Методический кабинет | Методическая и художественная литература; экспонаты декоративно-прикладного искусства, медиатека. Мультимедиапроектор HitachiCP-X300, фотокамера CanonEOS 650D, МФУ SamsungSCX-4220, ламинатор ProlamicBI, переплетная техника BindstreamM12 Plus, интерактивная панель «Колибри»; Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии», проектор Epson. |
Кабинет арт-терапии | Дидактический материал для развития эмоциональной сферы дошкольников (наглядный и демонстрационный материалы), музыкальный центр, стол профессиональный для рисования песком (с подсветкой), Юнгианская песочница 500*400, световые модули для рисования песком, стол для игр с водой и песком. |
Музыкальный зал | Пианино, музыкальный центр, синтезатор, наборы народных инструментов, фонотека, нотный материал, методическая литература по музыкальному воспитанию, световая пушка «Зебра-50» интерактивная система SMARTBoardX88016 , цифровое пианино CASIOCDP-220R с педалью- стойкаCASIOCS-44 , персональный компьютер (звуковая карта, клавиатура, мышь), колонки MicroladSOLO3 Cwooden, беспроводная микрофонная двухканальная радиосистема ProAudio DWS-814НТ. |
Групповые комнаты | Во всех группах имеется достаточное количество дидактических игр, игрушек, пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное, нравственное и познавательное развитие детей. Для сюжетно-ролевых игр есть необходимое игровое оборудование, атрибуты. Все игры и игрушки педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, эстетично. Педагоги используют аудио, видео и мультимедийное оборудование, что способствует всестороннему развитию детей. |
Сенсорная комната | Оборудование: пуфики и подушечки, подвешенные подвижные конструкции, игрушки, библиотека релаксационной музыки, оборудование со светооптическими эффектами, сенсорные массажные мячики, безопасные зеркала, столик для пескотерапии, пузырьковая колонна, прибор для создания успокаивающего эффекта «Солнечный-100», волшебный фонтан (фибероптический на мягкой тумбе), пучёк фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» 100 вол. с ФОС. |
Экологическая гостиная | Видовое разнообразие растений, аквариумы с рыбками, тритонами. Интерактивная доска IQ Board DVT TN060, проектор Epson EB-S41. Чум, деревянные лавочки, мобильные стеллажи, дидактические игры по экологии, лепбуки, 3 D микроскоп. |
Кабинет педагога-психолога, учителя-дефектолога | Диагностический, дидактический материал, психологическая литература, игровой материал для проведения технологий: игротерапии, пескотерапии; дидактический материал по развитию восприятия цвета, формы, величины; материал для релаксации, развития памяти, мышления, мелкой моторики, тактильного восприятия, ориентирования в пространстве, музыкальный центр, интерактивный детский стол; комплекс аппаратно-программный КАПфс-БОС «Биосвязь» (2-х канальный кардио); тренажер коррекции психоэмоционального состояния ребенка для обучения навыкам психофизической саморегуляции; набор психолога «Антошка», набор «Монтессори», набор методических материалов «Знакомство с цветом», набор методических материалов «Свойство предметов», набор методических материалов «Сенсорный ящик», набор методических материалов «Тактильное домино» |
Огород, цветники, тропа «Здоровья» на территории | Тропа «Здоровья» из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разно фактурным природным материалом (песок, галька, шишки, спилы деревьев). Огород: грядки с овощными, ягодными культурами, лекарственными растениями. Цветники: разнообразные клумбы с однолетними и многолетними цветочными культурами. |
Психолого-педагогические условия
Психолого-педагогическое сопровождение детей-мигрантов и их семей осуществляется по направлениям:
- психологическая диагностика;
- психологическая коррекция и развитие;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение и профилактика;
- экспертная работа;
- психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ.
Психолого-педагогическое сопровождение реализуется с помощью следующих задач:
- установление эмоционального контакта с детьми-мигрантами;
- изучение базовых социальных эмоций, умение выражать сочувствие, проявление доброжелательного отношения к людям;
- развитие коммуникативных навыков;
- организация совместной творческой деятельности;
- сплочение детского коллектива.
Методы работы:
- Сказкотерапия;
- Игротерапия;
- Музыкотерапия;
- Пескотерапия;
- Арт-терапия.
Информационно-методические условия
Одним из приоритетных направлений развития сферы образования является активное внедрение в деятельность дошкольных образовательных учреждений информационных технологий (в дальнейшем - ИКТ). ИКТ- оборудования используется:
- в методической работе;
- работе с родителями (законными представителями);
- в образовательном процессе с детьми.
Материальная база МБДОУ №7 «Антошка» позволяет оснащать каждую группу и кабинеты педагогов ноутбуком. Музыкальный зал оснащен интерактивной доской и проектором, а экологическая гостиная – экраном и проектором, для просмотра видеороликов, передвижной интерактивной системой «Колибри».
Практическая значимость проекта
- данная программа может быть применима для детей общеразвивающих и компенсирующих групп с целью социальной адаптации детей-мигрантов;
- программу можно применять для сплочения детско-родительских отношений, так как родители (законные представители) становятся полноправными партнёрами и активными участниками в образовательном процессе детей-мигрантов.
- разработанные мероприятия, памятки, могут применяться в любом ДОУ.
Результаты реализации программы будут соответствовать ожидаемым результатам:
У детей:
- адаптируются к новым жизненным условиям;
- гармонизируется эмоциональное состояние;
- сформируется сочувствие и доброжелательное отношение к людям;
- повысится уровень коммуникативных навыков;
- сформируется представления о сказках, обычаях (русских, хантыйских).
У родителей:
- Повысится психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и развития ребёнка;
- станут активными участниками и равноправными партнерами в образовательном процессе;
- будет создана благоприятная психологическая обстановка в семье.
У педагогов:
- положительный опыт работы с детьми-мигрантами;
- повысят профессиональную компетентность в организации обучения и воспитания детей – мигрантов;
- появится положительный опыт работы с социальными партнерами: КДЦ «Нефтяник», «Культурно-исторический центр» МАУ Культура.
Список используемой литературы
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ИЗД-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
- Гайдук, Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение работы с детьми-мигрантами дошкольного возраста (разработка проекта) // Сибирский Вестник Специального образования / Т.А. Гайдук. – 2015. – № 1(14). – С. 18-20
- Гриценко, В.В. Социально-психологическая адаптация детей вынужденных переселенцев в российском обществе // Психологический журнал. Социальная психология / В.В. Гриценко, Н.С. Шустова. – 2004. – №3. – C. 25–33.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка— М.: Просвещение, 1986. — 129 с.
- Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
- Кикиани, В. А. Этнопсихологические характеристики детей из семей мигрантов / В.А. Кикиани., С.И. Здоровенко, А.А. Бареева // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1748-1750.
- Молодцова, Т.Д. Дети из семей мигрантов и их адаптация в школьном социуме // Социологические науки. Международный журнал экспериментального образования / Т.Д. Молодцова – 2013. – №7. – С. 92-94
- Программа по социализации (адаптации) детей мигрантов (для педагогов, психологов общеобразовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) / А. Б. Григорян. – Ханты-Мансийск: редакционно-издательский отдел АУ «Институт развития образования», 2012. – 72 с.
- Горбушина, О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1/Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. – 416 с
Интернет-источники:
- https://86.мвд.рф/ms/
- https://www.rulit.me/books/diagnostika-i-razvitie-kommunikativnoj-kompetentnosti-doshkolnika-read-434209-3.html
- http://vokrugknig.blogspot.com/2014/03/blog-post_3.html?m=1
Приложение 1
Психологическая диагностика направлена на изучение качеств личности, коммуникативных навыков со сверстниками, определения характера коммуникаций в семье.
- Тест тревожности Темпл – Дорки;
- Тест «Несуществующее животное» (А.И. Венгер);
- Методика диагностики детских страхов (А.И. Захаров);
- Диагностика самооценки «Лесенка» (Бирюкевич Е.А.);
- Проективный тест «Социограмма семьи» (Э. Эйдемиллер);
- Цветовой тест Люшера (М. Люшер);
- Методика вербального выбора «День рождение» (Г.Р. Хузеева)
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)
Цель методики: определить уровень тревожности ребенка.
Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе.
Детский тест тревожности предназначен для диагностики эмоциональных реакций ребенка на некоторые привычные для него жизненные ситуации. Методика подготовлена к публикации В.М.Астаповым и включает в себя 14 рисунков (наборы для мальчиков и для девочек), изображающих ребенка без лица (присутствует лишь контур головы). Дошкольнику нужно предположить – какое лицо следовало нарисовать ребенку: грустное или веселое. Результат диагностики может носить количественный и качественный характер. Количественный результат представляет собой индекс тревожности (ИТ), отражающий интенсивность отрицательного эмоционального опыта ребенка в изображаемых ситуациях. Качественным результатом могут быть выводы о характере эмоционального опыта ребенка в этих и подобных ситуациях.
Проведение исследования: Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, исследователь дает инструкцию.
Инструкция:
- Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
- Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
- Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
- Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
- Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
- Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
- Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
- Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
- Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
- Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
- Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
- Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».
Во избежание навязывания выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.
Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).
Анализ результатов: протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.
Количественный анализ
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ= Число эмоционально негативных выборов X100%
14
В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:
а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ
Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать высоким ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
Тест «Несуществующее животное» (А.И. Венгер)
Цель: Диагностика эмоциональных особенностей личности, агрессивности, сферы общения. Возрастной диапазон Методика применяется, начиная со старшего дошкольного возраста.
Материал для тестирования: лист бумаги А4 (либо близкий по размеру к формату); цветные карандаши. Инструкция. Лист бумаги предлагают использовать целиком (а не сгибают пополам), дают его в руки испытуемому (чтобы он сам выбрал, в какой плоскости рисовать) и не делают на нем никаких надписей. Комментарий к заданию: «Придумай и нарисуй несуществующее животное или любое другое существо, которого нет в природе. Это существо не должно быть персонажем из сказки или мультфильма, ты его должен придумать сам. Придумай для него несуществующее имя».
После окончания рисования ребенку задают вопросы:
∙ Где живет это существо (какое у него жилище)?
∙ Чем оно питается?
∙ С кем оно живет (семьей, стадом, в одиночку)?
∙ Как оно себя ведет при опасности, например, если на него нападают?
∙ Кто его враги?
∙ Кто (из живущих на Земле) его друзья?
∙ Что ему нужно для полного счастья?
Интерпретация теста
Тестовые показатели (показатели психомоторного тонуса)
Слабый нажим – астения; пассивность; иногда депрессивное состояние.
Сильный нажим – эмоциональная напряженность; ригидность [1] ; импульсивность.
Сверхсильный нажим (карандаш рвет бумагу)– конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность, острое возбуждение.
Особенности линий
Штриховые линии – тревожность как черта личности.
Множественные линии – тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность.
Эскизные линии – стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках.
Промахивающиеся линии, не попадающие в нужную точку,– импульсивность; органическое поражение мозга.
Линии, не доведенные до конца, – астения, иногда импульсивность.
Искажение формы линий – органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание.
Размер рисунка и его расположение
Увеличенный размер – тревога, стрессовое состояние.
Уменьшенный размер – депрессия, низкая самооценка.
Рисунок смещен вверх или расположен в верхней половине листа, но не в углу – иногда завышенная самооценка; стремление к высоким достижениям.
Рисунок смещен вниз – иногда сниженная самооценка.
Рисунок смещен вбок – иногда органическое поражение мозга.
Рисунок выходит за край листа – импульсивность; острая тревога.
Рисунок помещен в углу – депрессия.
Тип животного в методике «Несуществующее животное»
- По типологии изображений несуществующих животных можно отметить самые распространенные из них.
- Испытуемый изображает реально существующее животное и называет реальным именем, а описание его образа жизни соответствует действительности. Например, рисуется кошка и описывается образ жизни кошки. Такое изображение можно считать нормой для пяти-шестилетнего ребенка, но для подростков и взрослых это может свидетельствовать о низком уровне воображения.
- Рисуется вымершее животное, когда-то существовавшее, например динозавр, мамонт и т.п.
- Рисуется изображение существующего в культуре, но не существующего в природе животного, например дракона, русалки и т.п. Рисунки с изображением вымерших животных, так же как и рисунки с изображением существующих в культуре, являются нормой для детей 8–9 лет. Для взрослых такой рисунок животного указывает на его низкий общекультурный уровень и бедность воображения.
- Рисунок несуществующего животного обычно строится из частей разных реальных животных: тело крокодила, конечности обезьяны, голова зайца и т.п. Такое животное при этом может иметь, например, имя Крокозай. Такое изображение животного свойственно скорее рационалистам, а не творческим натурам.
- Иногда изображение животных имеет человекообразный облик. Это говорит о сильной потребности общения, что свойственно обычно подросткам – 13-17-летним.
- Изображенное животное состоит из разных механических частей. Такое животное обычно изображают люди с нестандартным мышлением и подходом к жизни.
- Замысловатое, сложное и оригинальное изображение животного, образ которого имеет не составную, а целостную структуру, с трудно устанавливающимся или не устанавливающимся сходством с каким-либо реально существующим (существовавшим) животным, свойственно человеку с хорошо развитым, богатым творческим воображением.
Составные части животного
Глаза
Глаза отсутствуют – астения.
Глаза пустые, без зрачков и радужки – астения, страхи.
Глаза с зачерненной радужкой – страхи.
Глаза с ресницами – демонстративная манера поведения, значимость мнения о себе.
Глаза с прорисованными кровеносными сосудами – ипохондрия, невротическое состояние.
Форма глаз искажена – невротическое состояние.
Уши
Большие уши – заинтересованность в информации, в некоторых случаях подозрительность, тревожность.
Отсутствие ушей – замкнутость, нежелание вступать в контакт с другими, слышать чужое мнение.
Рот
Рот, приоткрытый в сочетании с языком: без прорисовки губ – большая речевая активность, с прорисовкой губ – чувственность.
Рот открытый зачерненный – легкость возникновения опасений и страхов, в некоторых случаях недоверие, тревожность.
Рот с зубами или клыками – вербальная агрессия, в некоторых случаях защитная.
Голова
Голова, увеличенная в размере,– оценка эрудиции своей и окружающих.
Голова отсутствует – импульсивность, в некоторых случаях психическое заболевание.
Две или более головы – противоречивые желания, внутренний конфликт.
Форма головы искажена – органическое поражение мозга, в некоторых случаях психическое заболевание.
Дополнительные детали на голове
Перья – тенденция к приукрашиванию и самооправданию.
Рога – защита, агрессия.
Грива, подобие прически – чувственность, в некоторых случаях подчеркивание своей половой принадлежности.
Фигура
Множество составных частей и элементов – мощная энергия.
Малое количество составных частей и элементов – экономия энергии, астения.
Фигура, состоящая из острых углов,– агрессивность. Кругообразная фигура – скрытность, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира.
Дополнительные детали и части фигуры
Чешуя, панцирь – потребность в защите.
Шипы, иглы – защитная агрессия.
Тело, покрытое густыми волосами,– значимость сексуальной сферы.
Узор на шкуре – демонстративность.
Раны, шрамы – невротическое состояние.
Вмонтированные механические части – интровертированность, трудности в общении.
Оружие режущее, колющее или рубящее – агрессивность.
Крылья – романтичность, мечтательность, склонность к компенсаторному фантазированию.
Внутренние органы, кровеносные сосуды – ипохондрия, невротическое состояние, в некоторых случаях психическое заболевание.
Половые органы, женская грудь, вымя – высокая значимость сексуальной сферы.
Хвост
Хвост, повернутый вправо, – отношение к своим действиям и поведению.
Хвост, повернутый влево, – отношение к своим мыслям, решениям.
Хвост, поднятый вверх, – положительная, уверенная окраска к этим отношениям.
Хвост, опущенный вниз, – отрицательная окраска к отношениям.
Хвост толстый – значимость сексуальной сферы.
Хвост толстый, покрытый шерстью, – очень высокая значимость сексуальной сферы.
Красивый хвост, например, павлиний – демонстративность.
Ноги
Отсутствие ног, их недостаточное количество – пассивность или неумелость в социальных отношениях.
Избыточное количество ног – потребность в опоре.
Толстые, большие ноги – ощущение своей недостаточной умелости в социальных отношениях, потребность в опоре.
Характер соединения ног с фигурой (корпусом)
Прорисовано тщательно – умение контролировать свои рассуждения, выводы, решения.
Прорисовано небрежно, слабо или совсем нет соединения ног с фигурой – отсутствие контроля.
Описание образа жизни
Соответствует рисунку – развито логическое мышление.
Не соответствует рисунку – в некоторых случаях нарушение логического мышления.
С идеализацией и приукрашиванием – склонность к компенсаторному фантазированию.
Место жизни животного
За границей, острова, субтропики (остров Бали, Кипр)– демонстративность.
Изолированное (космос, другая планета, пещера, колодец, лес и т.п.)– чувство одиночества.
Трудно достижимое место (непроходимый лес, густая чаща деревьев и т.п.)– потребность в защите, в некоторых случаях боязнь агрессии.
Эмоционально неприятное (болото, тина, грязь и т.п.)– невротическое состояние.
Ничем не питается или питается воздухом, новостями, энергией – интровертность.
Ест все подряд – импульсивность.
Питается несъедобными вещами (гвоздями, палками, камнями и т.п.)– нарушения общения.
Питается эмоционально неприятной пищей (слизью, трухой, тараканами и т.п.)– невротическое состояние.
Питается кровью и органами живых существ (желудок, мозг и т.п.)– невротическая агрессия.
Питается людьми – негативизм, агрессивность.
Ломает что-либо (забор, деревья и т.п.)– агрессивность, негативизм, в некоторых случаях психическое заболевание.
Любит много спать – астеническое состояние, накопившаяся усталость.
Играет, гуляет, развлекается – проекция своих желаний.
Занято поисками пищи – ощущение трудностей в жизни.
Не любит сидеть без дела – импульсивность.
Ходит вверх ногами – символ нарушения заведенного порядка, выход за рамки обыденных стандартов или желание такового.
Некоторые особенности описания
Упоминание о размножении – значимость сексуальной сферы; о бесполых формах размножения (почкование и т.п.)– напряженность в сексуальной сфере.
Указание на отсутствие друзей – ощущение своего одиночества; напротив, сообщение о наличии множества друзей – высокая ценность общения.
Упоминание о врагах – боязнь агрессии; о защищенности от любых врагов или акцент на их отсутствии – боязнь агрессии, в некоторых случаях настороженное отношение к окружающим.
Сообщение об обеспечении едой – ощущение бытового неблагополучия, в некоторых случаях значимость материальных ценностей.
Методика диагностики детских страхов А. И. Захарова
Цель: выявление количества и группы детских страхов.
Инструкция: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или нет…»
1) остаться один;
2) заболеть;
3) умереть;
4) каких-то детей;
5) воспитателей;
6) того, что они тебя накажут;
7) Бабу-ягу, Кощея, Бармалея;
8) страшных снов;
9) темноты;
10) волка, медведя, пауков, змей;
11) машины, поездов, самолетов;
12) бури, грозы, наводнения;
13) высоты;
14) быть в маленькой темной комнате, туалете;
15) воды;
16) огня, пожара;
17) войны;
18) врачей, кроме зубных;
19) крови;
20) уколов;
21) боли;
22) резких звуков (внезапно что-то упадет, стукнет).
Обработка результатов. На основе ответов о количестве страхов у детей, наличие большого количества разнообразных страхов – это важный показатель преневротического показателя, таких детей следует относить к группе риска и проводить специальную работу, может быть показана консультация у детского психоневролога.
Эти страхи можно разделить на несколько групп.
1. Медицинские (боль, уколы, врачи, болезни, кровь).
2. Физические ущербы (транспорт, огонь, стихии, война, звуки).
3. Страх смерти (умереть).
4. Животных и сказочных персонажей.
5. Кошмарных снов, темноты.
6. Социальные страхи (люди, одиночество, опоздания, дети, наказания).
7. Пространственные (высота, вода, замкнутое пространство).
При выявлении преобладающих страхов и того, что с ними связано, интенсивности переживания проводится следующая беседа – глубокое интервью в рамках рассматриваемой методики (для выяснения того, почему ребенок боится).
Тест «Лесенка» (Бирюкевич Е.А.)
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «Лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». На какую ступеньку тебя поставит мама, папа. В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация:
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Проективный тест «Социограмма семьи» (Э. Эйдемиллер)
Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.
Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм.
Члены семьи выполняют задание индивидуально.
Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».
Интерпретация результатов.
Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:
1) число членов семьи, попавших в площадь круга;
2) величина кружков;
3) расположение кружков относительно друг друга;
4) дистанция между ними.
Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.
Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший по сравнению с другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.
Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тесто поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.
Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.
Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.
Цветовой тест М. Люшера
Тест Люшера — это психологический тест цветовой психодиагностики личности позволяет измерить субъективные состояния человека, а именно его коммуникативные способности, стрессоустойчивость и активность.
Для выполнения теста ребенку предлагается восемь карточек различных цветов, требуется выбрать карточку, с наиболее понравившимся цветом, далее требуется повторить выбор для оставшихся 7-ми цветов.
Методика вербального выбора «День рождение»
Диагностическая направленность: определение социометрического статуса в группе сверстников.
Процедура проведения обследования.
Инструкция: «Представь, что у тебя скоро день рождения и мама тебе говорит: «Пригласи трех ребят из своей группы на праздник!» Кого ты пригласишь?».
Экспериментатор фиксирует отдельно в социометрической таблице выбор каждого ребенка.
Таким образом, заполняются все данные в таблице, после чего исследователь определяет подсчет выборов, сделанных каждым ребенком (по вертикальным столбцам), и записывает в соответствующую графу таблицы. Далее следует перейти к выявлению взаимных выборов. Если среди тех, кто выбрал конкретного ребенка, есть дети, выбранные им самим, то это означает взаимность выбора. Эти взаимные выборы обводятся кружком, затем они подсчитываются и записываются.
Обработка и интерпретация результатов
1. Определение социометрического статуса каждого ребенка
Для определения статуса ребенка использовалась обработка результатов социометрического исследования, предложенная Я.Л. Коломинским. Статус ребенка определяется подсчетом полученных им выборов. В соответствии с результатом детей можно отнести к одной из четырех статусных категорий: 1 – «звезды» (5 или более выборов); 2 – «предпочитаемые» (3–4 выбора); 3 – «принятые» (1–2 выбора); 4 – «непринятые» (0 выборов). 1-я и 2-я статусные категории являются благоприятными, 3-я и 4-я – неблагоприятными.
2. Коэффициент удовлетворенности каждого ребенка своими отношениями
Коэффициент удовлетворенности (КУ) определяется как процентное отношение числа сверстников, с которыми у ребенка взаимные выборы, к числу детей которых он сам выбрал.
75–100 % – высокий уровень удовлетворенности
30–75 % – средний уровень удовлетворенности
Менее 30 % – низкий уровень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация дошкольника в семье: проблемы и пути их решения. Socialization of a preschooler in the family: problems and their waysdecisions.
В статье затрагивается вопрос социализации ребенка в семье, обозначаются проблемы воспитания и факторы, позволяющие определить неблагополучный микроклимат семьи для ребенка, описываются методы, которы...
Конспект музыкально-тематического развлечения "Наша дружба - наше единство"
Музыкально - тематическое развлечение "Наша дружба - наше единство" посвящено Дню толерантности (16 ноября). Это костюмированное представление, вкючающее поэтические строки, песни, танцы в и...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ
Пояснительная записка к образовательной программе дошкольного образования для детей-мигрантов...
Методическая разработка педагогического проекта «Если с другом вышел в путь» или «День Дружбы»
Паспорт проекта разработан самостоятельно с помощью разных методических пособий....
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АннотацияВ данной статье рассматривается изобразительная деятельность как метод развития социализации у детей-мигрантов. Такая деятельность позволяет детям-мигрантам более мягко пройти адаптацию к нов...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ У ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ ЧЕРЕЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
АннотацияВ данной статье рассматривается изобразительная деятельность как метод развития социализации у детей-мигрантов. Такая деятельность позволяет детям-мигрантам более мягко пройти адаптацию к нов...
Программа по социализации и адаптации детей-мигрантов в ДОУ "Мы - дети России, мы - дети Югры"
Обретение новой Родины как второй матери достаточно сложный жизненный процесс и на наш взгляд, чем раньше он начнется, тем успешнее пройдет период адаптации и социализации ребенка-мигранта...