ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ
проект

Райбо Наталья Александровна

Пояснительная записка к образовательной программе дошкольного образования для детей-мигрантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_migranty_poyasnitelnaya_zapiska.docx135.12 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 19 «Радость»

ПРИНЯТО:                                                                        УТВЕРЖДАЮ:

на заседании                                                                         Заведующий МБДОУ

педагогического совета                                                                   «Детский сад № 19 «Радость»

Протокол № 1 от 30.08.2021г.                                                                                    ____________ И. А. Цаур

СОГЛАСОВАНО:

Председатель управляющего совета

МБДОУ «Детский сад № 19 «Радость»

К. В. Пашук______________________

Протокол № 1 от 27.08.2021г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 19 «Радость»

Урай 2021г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка …………………………………………………………….…..
  1. Цели и задачи Программы ……………………………………..……….………..
  1. Цели и задачи части, формируемой участниками образовательных отношений ………………………………………………………………….…
  1. Принципы и подходы к формированию Программы ……………….……...….
  2. Характеристика особенностей развития детей-мигрантов ……………..….…
  1. Планируемые результаты
  1. Целевые ориентиры освоения основной части программы ……..………..…..
  2. Целевые ориентиры освоения части программы, формируемой участниками образовательных отношений ……………………………………………………
  1. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе …………………………………………………………………………..…..
  1.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Общие положения ……………………………………………………………….……..
  2. Описание модулей в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в двух образовательных областях
  1. Социально-коммуникативное развитие ……………………………………..…..
  2. Речевое развитие ……………………………………………………………..…...
  1. Взаимодействие взрослых с детьми ……………………………………………………
  2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
  3. Способы поддержки детской инициативы ……………………………………….…
  4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений …………….....
  5. Компоненты и содержание основных и дополнительных образовательных программ ……………………………………………………………………………..……
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка ………

3.2. Организация развивающей среды …………………………………………………….

3.3. Кадровые условия ……………………………………………………………………..

3.4. Материально-техническое обеспечение программы …………………………..…

3.5. Планирование образовательной деятельности ………………………………..…….

3.6. Режим дня и распорядок ………………………………………………………..………

3.7. Финансовые условия ……………………………………………………………………

3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов ………….…

3.9. Перечень литературных источников ……………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1. Карты развития детей

Приложение 2. План работы с родителями

Приложение 3. Картотека подвижных игр

1.1.Пояснительная записка

Российская Федерация является уникальным многонациональным государством, в котором проживают 190 национальностей. Многонациональность накладывает особый отпечаток на межнациональные и межконфессиональные отношения (всего государства и его регионов в частности). Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в состав Уральского федерального округа (далее УФО) в центральной части Западной Сибири, и относится к регионам Крайнего Севера. За последние 10 лет в регионе фиксируется положительный миграционный прирост населения из стран бывшего СНГ, Северного Кавказа, Дагестана и иных стран ближнего зарубежья. В том же время происходит выраженная тенденция к уменьшению численности русского и коренного населения (ханты, манси) Югры. Сегодня на территории ХМАО-Югры проживают представители более 126 национальностей.

К сожалению, неконтролируемые, интенсивные миграционные процессы влекут за собой негативные социальные последствия, становятся источником повышения межэтнической напряженности на территории. Ханты - Мансийский автономный округ - Югра имеет высокую потребность в постоянном мониторинге состояния национально - культурных отношений, а так же  в реализации национальной политики, направленной на гармонизацию национально-культурных отношений, профилактику эскалации конфликтов, проявлений экстремизма по национальным и/или религиозным мотивам, содействии обеспечения межнационального согласия и формирования у населения региона единой гражданской идентичности - российской нации.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Образовательные учреждения должны стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны, институтами первичной социализации.

На основе анализа зарубежной и отечественной литературы можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие быстрому включению в образовательную среду детей из семей мигрантов:

1) недостаточный (или нулевой) уровень владения государственным языком — языком страны проживания;

2) несоответствие уровня знаний, полученных в стране исхода, образовательным стандартам нового государства проживания, делающее необходимым форсированную адаптацию ребенка из семьи мигрантов, которая ставит ДОУ, специалистов, воспитателей и воспитанника в экстремальное положение;

 3) несоответствие возраста и уровня знаний в связи с разными требованиями и учебными программами в стране исхода и стране проживания;

 4) ограниченные возможности ДОУ по организации работы по языковой и социально-культурной адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов в малых группах из-за недостаточности финансирования, выделяемого на эти цели;

 5) изолированность детей из семей мигрантов от местных детей за пределами образовательной организации, ограниченные возможности совместного проведения досуга, в частности, в русскоязычной среде;

7) культурная дезориентация детей из семей мигрантов — состояние, когда традиционные ценности, как образец поведения уже могут быть утрачены, а нормы поведения, характерные для «новой родины», еще не вошли в привычку, что формирует угрозу девиантного поведения детей и подростков;

9) настороженное, а иногда и враждебное отношение к детям из семей иноэтничных мигрантов со стороны родителей «местных» детей, родившихся и выросших в конкретном регионе; при этом ксенофобные настроения родителей могут передаваться их детям;

Социализация ребенка из семьи мигрантов представляет собой, по мнению исследователей, процесс освоения личностью норм и ценностей новой для ребенка культуры, в том числе новой детской субкультуры, воспитания доброжелательности, уважения и такта во взаимоотношениях со взрослыми и детьми. При этом социальная адаптация не исчерпывается только приспособлением к новой социальной среде. Она предполагает педагогическую помощь и поддержку ребенка в творческой социализации. Социальная адаптация при таком подходе должна строиться педагогами, как деятельностная модель индивидуализации, ориентированная на позитивную идентичность ребенка со своим этносом. Детский сад, школа и семья – важнейшие институты первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки.

Итак, педагоги решают повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и их религиозные  традиций.

Тактическим решением вышеуказанных проблем может быть идея этнопедагогики, где принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность.

Период дошкольного детства является для детей благоприятным для усвоения социальных норм, ценностей, опыта в процессе социального взаимодействия и общественного воздействия. Необходимо лишь создать соответствующую психологическую и культурную среду, в которой дети из семей мигрантов смогут успешно адаптироваться и развиваться в новом сообществе.

Созданная комплексная программа социализации и адаптации детей мигрантов «Шире круг» (далее – Программа) реализует принципы и использует средства народной педагогики, в которой заложен весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Программа включает в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления.

Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

  1. Цели и задачи программы

Цель: создание благоприятной психологической и культурной среды для интеграции детей из семей мигрантов в принимающее сообщество на основе межнационального общения и воспитания межкультурной толерантности.

Задачи:

1. Формировать сознательное и позитивное отношение к изучению русского языка. Создать условия для интенсивного овладения русским языком;

2. Через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в группе, учить ребенка устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, уметь общаться с представителями разных культур.

3. Удовлетворять тягу ребёнка к знаниям, прививать вкус к различным видам деятельности;

4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку, сопровождение семей в вопросах развития и образования;

5. Привлекать родителей к активному участию в жизни сада и социализации ребенка;

6. Обогатить интеркультурными компонентами развивающую предметную среду;

7. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)

В целях детального ознакомления  с существующими  альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...

Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год

Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...

Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы

Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...