ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ
проект
Пояснительная записка к образовательной программе дошкольного образования для детей-мигрантов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_migranty_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 135.12 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 «Радость»
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании Заведующий МБДОУ
педагогического совета «Детский сад № 19 «Радость»
Протокол № 1 от 30.08.2021г. ____________ И. А. Цаур
СОГЛАСОВАНО:
Председатель управляющего совета
МБДОУ «Детский сад № 19 «Радость»
К. В. Пашук______________________
Протокол № 1 от 27.08.2021г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ - МИГРАНТОВ
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 19 «Радость»
Урай 2021г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка …………………………………………………………….…..
- Цели и задачи Программы ……………………………………..……….………..
- Цели и задачи части, формируемой участниками образовательных отношений ………………………………………………………………….…
- Принципы и подходы к формированию Программы ……………….……...….
- Характеристика особенностей развития детей-мигрантов ……………..….…
- Планируемые результаты
- Целевые ориентиры освоения основной части программы ……..………..…..
- Целевые ориентиры освоения части программы, формируемой участниками образовательных отношений ……………………………………………………
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе …………………………………………………………………………..…..
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Общие положения ……………………………………………………………….……..
- Описание модулей в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в двух образовательных областях
- Социально-коммуникативное развитие ……………………………………..…..
- Речевое развитие ……………………………………………………………..…...
- Взаимодействие взрослых с детьми ……………………………………………………
- Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
- Способы поддержки детской инициативы ……………………………………….…
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений …………….....
- Компоненты и содержание основных и дополнительных образовательных программ ……………………………………………………………………………..……
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка ………
3.2. Организация развивающей среды …………………………………………………….
3.3. Кадровые условия ……………………………………………………………………..
3.4. Материально-техническое обеспечение программы …………………………..…
3.5. Планирование образовательной деятельности ………………………………..…….
3.6. Режим дня и распорядок ………………………………………………………..………
3.7. Финансовые условия ……………………………………………………………………
3.8. Перечень нормативных и нормативно-методических документов ………….…
3.9. Перечень литературных источников ……………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Карты развития детей
Приложение 2. План работы с родителями
Приложение 3. Картотека подвижных игр
1.1.Пояснительная записка
Российская Федерация является уникальным многонациональным государством, в котором проживают 190 национальностей. Многонациональность накладывает особый отпечаток на межнациональные и межконфессиональные отношения (всего государства и его регионов в частности). Ханты-Мансийский автономный округ - Югра входит в состав Уральского федерального округа (далее УФО) в центральной части Западной Сибири, и относится к регионам Крайнего Севера. За последние 10 лет в регионе фиксируется положительный миграционный прирост населения из стран бывшего СНГ, Северного Кавказа, Дагестана и иных стран ближнего зарубежья. В том же время происходит выраженная тенденция к уменьшению численности русского и коренного населения (ханты, манси) Югры. Сегодня на территории ХМАО-Югры проживают представители более 126 национальностей.
К сожалению, неконтролируемые, интенсивные миграционные процессы влекут за собой негативные социальные последствия, становятся источником повышения межэтнической напряженности на территории. Ханты - Мансийский автономный округ - Югра имеет высокую потребность в постоянном мониторинге состояния национально - культурных отношений, а так же в реализации национальной политики, направленной на гармонизацию национально-культурных отношений, профилактику эскалации конфликтов, проявлений экстремизма по национальным и/или религиозным мотивам, содействии обеспечения межнационального согласия и формирования у населения региона единой гражданской идентичности - российской нации.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г. определяет приоритетные задачи содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом. Образовательные учреждения должны стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов в социокультурное пространство нашей страны, институтами первичной социализации.
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы можно выделить следующие основные проблемы, препятствующие быстрому включению в образовательную среду детей из семей мигрантов:
1) недостаточный (или нулевой) уровень владения государственным языком — языком страны проживания;
2) несоответствие уровня знаний, полученных в стране исхода, образовательным стандартам нового государства проживания, делающее необходимым форсированную адаптацию ребенка из семьи мигрантов, которая ставит ДОУ, специалистов, воспитателей и воспитанника в экстремальное положение;
3) несоответствие возраста и уровня знаний в связи с разными требованиями и учебными программами в стране исхода и стране проживания;
4) ограниченные возможности ДОУ по организации работы по языковой и социально-культурной адаптации детей из семей иноэтничных мигрантов в малых группах из-за недостаточности финансирования, выделяемого на эти цели;
5) изолированность детей из семей мигрантов от местных детей за пределами образовательной организации, ограниченные возможности совместного проведения досуга, в частности, в русскоязычной среде;
7) культурная дезориентация детей из семей мигрантов — состояние, когда традиционные ценности, как образец поведения уже могут быть утрачены, а нормы поведения, характерные для «новой родины», еще не вошли в привычку, что формирует угрозу девиантного поведения детей и подростков;
9) настороженное, а иногда и враждебное отношение к детям из семей иноэтничных мигрантов со стороны родителей «местных» детей, родившихся и выросших в конкретном регионе; при этом ксенофобные настроения родителей могут передаваться их детям;
Социализация ребенка из семьи мигрантов представляет собой, по мнению исследователей, процесс освоения личностью норм и ценностей новой для ребенка культуры, в том числе новой детской субкультуры, воспитания доброжелательности, уважения и такта во взаимоотношениях со взрослыми и детьми. При этом социальная адаптация не исчерпывается только приспособлением к новой социальной среде. Она предполагает педагогическую помощь и поддержку ребенка в творческой социализации. Социальная адаптация при таком подходе должна строиться педагогами, как деятельностная модель индивидуализации, ориентированная на позитивную идентичность ребенка со своим этносом. Детский сад, школа и семья – важнейшие институты первичной социализации. Именно там, в общении с педагогами и сверстниками дети из семей мигрантов осваивают пространство культуры, нормы поведения, приобретают жизненные навыки.
Итак, педагоги решают повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда учитывая родной менталитет детей и их религиозные традиций.
Тактическим решением вышеуказанных проблем может быть идея этнопедагогики, где принцип народности, научно обоснованный К.Д.Ушинским, как священный принцип национального воспитания в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность.
Период дошкольного детства является для детей благоприятным для усвоения социальных норм, ценностей, опыта в процессе социального взаимодействия и общественного воздействия. Необходимо лишь создать соответствующую психологическую и культурную среду, в которой дети из семей мигрантов смогут успешно адаптироваться и развиваться в новом сообществе.
Созданная комплексная программа социализации и адаптации детей мигрантов «Шире круг» (далее – Программа) реализует принципы и использует средства народной педагогики, в которой заложен весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Программа включает в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления.
Особенность данной Программы заключается в комплексном и дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы.
- Цели и задачи программы
Цель: создание благоприятной психологической и культурной среды для интеграции детей из семей мигрантов в принимающее сообщество на основе межнационального общения и воспитания межкультурной толерантности.
Задачи:
1. Формировать сознательное и позитивное отношение к изучению русского языка. Создать условия для интенсивного овладения русским языком;
2. Через создание доброжелательной атмосферы взаимодействия в группе, учить ребенка устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, уметь общаться с представителями разных культур.
3. Удовлетворять тягу ребёнка к знаниям, прививать вкус к различным видам деятельности;
4. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку, сопровождение семей в вопросах развития и образования;
5. Привлекать родителей к активному участию в жизни сада и социализации ребенка;
6. Обогатить интеркультурными компонентами развивающую предметную среду;
7. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ образовательных программ дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (навигатор образовательных программ дошкольного образования ФИРО)
В целях детального ознакомления с существующими альтернативными образовательными Программами для детей с ТНР, а также с целью определения перспектив развития системы коррекционно-развивающ...
Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год
Рабочая образовательная программа дошкольного образования для детей седьмого года жизни на основе программы дошкольного образования «Югорский трамплин» на 2014-2015 учебный год...
Парциальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи от 4 до 7 лет «Планета Здоровья», как новая образовательная технология по здоровьесбережению в дошкольных организациях.
Пояснительная записка к адаптированной парциальной программе для детей с ТНР от 4 до 7 лет "Планета Здоровья"...
Рабочая программа По освоению детьми образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность )Основной общеобразовательной программ-образовательной программы дошкольного образования для детей 3-7 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПо освоению детьми образовательной области- «Художественно – эстетическое развитие»...
Презентация Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи Муниципального бюджетного дошкольного образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успе
Целью адаптированной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах для детей с...
Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1
Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...
Рабочая образовательная программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ТНР средней группы
Содержание 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ51.1 Пояснительная записка51.2 Цели и задачи Программы. Педагогические принципы построения Программы61.3. Планируемые результаты освоения программы81.4. Педагогическая...