Рабочая программа учителя-логопеда 2023-2024
рабочая программа по коррекционной педагогике

Фоменко Анна Викторовна

     Данная рабочая программа учителя-логопеда является основным необходимым документом для организации коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

     Программа направлена на детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня, посещающих среднюю группу №5 «Колобок» и №8 «Солнышко» комбинированной направленности МБДОУ  

г. Новосибирска, детский сад №335 «Лесная сказка»

    Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября 2022г. по 31 мая 2023г.

    Содержание Программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2023-2024.docx401.76 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\K3356\Pictures\2024-03-28_001.jpg                                                               

НОВОСИБИРСК, 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка  …………………………………………………………………………..3с.

1.2. Перечень нормативных документов …………………………………………………………….3с.

1.3. Цели и задачи программы ………………………………………………………………………3-4с.

1.4. Принципы дошкольного образования ФГОС ДОУ ……………………………………………..4с.

1.5. Особенности развития речи дошкольников с ТНР (ОНР)…………………………………….5-6с.

1.6. Индивидуальные особенности детей 4-5 лет с ТНР (ОНР) в средней группе …………………6с.

1.7. Годовые задачи коррекционной программы …………………………………………………...6-8с.

1.8. Планируемые результаты освоения воспитанниками программы……………………………...8с.

1.9. Мониторинг речевого развития ребёнка ……………………………………………………...8-10с.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 

2.1. Примерный календарно-тематический план занятий  в средней группе …………………….11с.

2.2. Дифференциация в работе учителя-логопеда и воспитателя……………………………….11-13с.

2.3. Совместная работа учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию в группе для детей с ОНР………………………………………………..13с.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  3.1.График работы учителя-логопеда на 2023-2024 уч.г. (приложение 1)

  3.2. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на 2023-2024 уч.г. (приложение 2)

  3.3. Расписание подгруповых занятий с детьми средней группы (приложение 3)

  3.4. Организация режима дня средней группы (приложение 4)

  3.5.Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР  II ур.р.р…………….14-15с.

  3.6.Формы организации коррекционной работы………………………………………………..15-16с.

  3.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………………..16с.

  3.8. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………….16-17с.

  3.9. Информационно-методическое обеспечение программы ………………………………...17-19с.

IV. ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………………………20-22с.

I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ        

  1. Пояснительная записка

     Данная рабочая программа учителя-логопеда является основным необходимым документом для организации коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

     Программа направлена на детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи II уровня, посещающих среднюю группу №5 «Колобок» и №8 «Солнышко» комбинированной направленности МБДОУ  

г. Новосибирска, детский сад №335 «Лесная сказка»

    Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября 2022г. по 31 мая 2023г.

    Содержание Программы в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный. Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений.

  1. Нормативно-правовое обеспечение программы

  Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Адаптированная основная образовательная    программа дошкольного образования МБДОУ города Новосибирска «Детского сада № 335 комбинированного вида»
  • Положение об оказании логопедической помощи в МБДОУ д/с № 335
  • Устав ДОУ д/с № 335

 Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

•  Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22.01.1998

 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

 Письмо Министерства образования РФ от 27.03. 2000 №27/901-6 о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения

  1. Цели и задачи реализации программы.

Цель программы:

         Оказание комплексной коррекционно-педагогической помощи и поддержки детям с ТНР и их родителям (законным представителям), максимально обеспечивающие создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей является работа по развитию:

- понимания речи и  формированию лексико-грамматических средств языка

 - произносительной стороны речи;

 - самостоятельной развернутой фразовой речи;

- развитие коммуникативных навыков,

 - подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Исходя из закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО в «Программе» учитываются специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение фронтально-подгрупповых и индивидуально-подгрупповых  коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Основные задачи образовательной области «Речевое развитие»:

  1. Владение речью как средством общения.
  2. Обогащение активного словаря.
  3. Развитие связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  4. Развитие речевого творчества.
  5. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  6. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
  7. Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

1.4. Принципы дошкольного образования ФГОС ДОУ

Исходя из ФГОС ДО данная программа построена на следующих принципах:

1) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

2) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

3) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

4) сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

8) учёт этнокультурной ситуации развития детей;

9) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

10) комплексно-тематический принцип построения образовательной деятельности;

11) взаимодействие с организациями социализации, образования;

12) полнота содержания и интеграция образовательных областей;

13) научная обоснованность и практическая применимость;

14) принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

15) принцип постепенности подачи учебного материала;

16) принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.

1.5.  Особенности развития речи дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

        

    Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.

    Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р.Е., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.).

    Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р.Е.).

     В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающее состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т.Б.).

        При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.  

   При переходе ко второму уровню речевого развития активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т.п. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов. Типичные грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

   Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками.  Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.

  Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т.Б.) характеризуется незначительными нарушениями компонентов языковой системы ребенка. Отмечается недостаточная дифференциация звуков: [т-тꞌ -с-сꞌ -ц], [р-рꞌ -л-лꞌ -j] и др. Характерны своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ слова при понимании его значения. Следствием этого является искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах. Недостаточная внятность  речи и нечеткая дикция оставляют впечатление «смазанности».  Все это показатели  не закончившегося  процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных, уменшительно-ласкательных, увеличительных). Отмечаются трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие его связной речи. Особую трудность для этой категории детей представляют сложные предложения с разными придаточными.

1.6. Индивидуальные особенности детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

в средних группах комбинированной направленности.

• Среднюю группу комбинированной направленности №5 «Колобок » посещают 4 ребенка 4-5 лет (2019 г.р.) имеющие статус ОВЗ с ТНР: ОНР  II уровень речевого развития. Дизартрия.

• Среднюю группу комбинированной направленности №8 «Солнышко» посещают 10 детей 4-5 лет (2018-2019 г.р.) имеющие статус ОВЗ с ТНР: ОНР  II уровень речевого развития. Дизартрия.

1.7.  Годовые задачи коррекционной программы

   Для успешной реализации программы были определены общие и речевые годовые задачи:

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

• Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширении представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.

• Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.    

• Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

• Сформировать понимание простых предлогов.

• Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГОСТРОЯ РЕЧИ

• Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

• Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

• Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

• Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

• Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

•Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

• Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

• Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

• Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И

НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА

Развитие просодической стороны речи:

• Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

• Формировать навык мягкого голосоведения.

• Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).

• Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.

Коррекция произносительной стороны речи:

- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

• Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

• Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова:

• Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

• Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

• Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

• Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза:

•Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
• Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

• Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
• Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о],[и] из слов.

• Различать слова с начальными ударными гласными.

• Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т])  в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

• Научить подбирать слова с заданным звуком.

•Сформировать понятие звку, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

• Сформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.

• Познакомить с гласными буквами А, У, О, И,  с согласными Т, П, Н, М, К.

• Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывая из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ

• Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.    

• Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.

• Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

• Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

• Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

• Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.

• Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.

1.8.   Планируемые результаты освоения воспитанниками  

коррекционно-развивающей программы

Планируемые результаты освоения программы воспитанниками среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет) представлены в виде целевых ориентиров:

Речевое развитие

• ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность;

• понимание обращенной речи приближается к норме;

• в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы;

• ребенок понимает различные формы словоизменения;

• может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения;

• может составить описательный рассказ по вопросам;

• повторяет вслед за взрослым простые четверостишья;

• различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа;

• речь ребенка интонирована.

1.9.  Мониторинг индивидуального развития ребенка дошкольного возраста

с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

      Программой предусмотрена система мониторинга динамики речевого развития детей, основанная на методе наблюдения. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об индивидуальном речевом развитии ребенка для эффективного решения задач по индивидуализации образовательного процесса.

     Задачами углубленной диагностики индивидуального развития ребенка дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 7 лет являются: состояния компонентов речевой системы, отношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

     

Диагностика проводится учителем-логопедом два раза в год:

          - сентябрь (первые три недели) -первичное обследование с целью постановки уточненного логопедического диагноза. 

        - май (последние три недели) – оценка достигнутых результатов.

        Для проведения индивидуальной диагностики учитель-логопед использует речевую карту для детей  с  ОНР 4 -7 лет, стимульный картинный материал Н.В. Нищевой.

Методика проведения индивидуальной  диагностики учителем-логопедом:

• Сбор анамнестических данных с целью уточнения сведений   о характере доречевого, раннего речевого (в условиях овладения родной речью), психического и физического развития проводится предварительная беседа (анкетирование) с родителями (законными представителями) ребенка.

• Исследование поведения и эмоциональной сферы ребенка: особенности коммуникативной сферы; устойчивость эмоциональных реакций; взаимоотношения со сверстниками.

 • Исследование неречевых психических функций:

      - исследование слухового восприятия: дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек; определение направления звука; восприятие и воспроизведение ритма.

     - исследование зрительного восприятия: различение цвета, умение соотносить цвета; восприятие формы.

• Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления:

      -  ориентировка в пространстве: показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади по отношению к себе;

     - ориентировка в схеме собственного тела: показать правую, левую руку; правую, левую ногу.

     - складывание картинок из 2-4 частей, вертикальный, горизонтальный разрез;

     - складывание фигур из 4-5 палочек по образцу.

• Исследование состояния органов артикуляции.

• Исследование состояния моторной сферы: состояние общей моторики, ручной моторики, мимической мускулатуры, артикуляционной моторики.

• Исследование состояния импрессивной речи:

      - исследование состояния пассивного словаря: понимание существительных, умение обобщать, понимание действий, понимание признаков;

     -понимание различных форм словоизменения: дифференциация единственного и множественного числа существительных; понимание предложно-падежных конструкций с предлогами; понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных; дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов; дифференциация глаголов с различными приставками.

    - понимание отдельных предложений и связной речи: понимание предложений; понимание текста.

• Исследование состояния фонематического восприятия:

    - дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении;

   - дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении;

• Исследование состояния экспрессивной речи: однословная, фразовая, связная.

     - исследование состояния экспрессивного словаря:

номинативный словарь (именасуществительные): назвать по 4-5 имен существительных по предложенным логопедом темам; назвать части тела и части предметов по картинкам; назвать одним словом (обобщить) предметы и объекты, изображённые на картинке; подобрать антонимы (слова «наоборот»).

 - предикативный словарь (глаголы);

 - атрибутивный словарь (имена прилагательные): назвать предъявленные цвета; назвать форму.

● Исследование состояния грамматического строя речи: употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа, имен существительных в косвенных падежах; образование существительных множественного числа в родительном падеже; согласование прилагательных с существительными единственного числа; употребление предложно-падежных конструкций, числительных 2и 5 с существительными; образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование названий детенышей животных.

● Исследование состояния связной речи: составление описательного рассказа о предмете или объекте; составление описательного рассказа об игрушке по данному образцу; составление рассказа по серии картинок; пересказ текста из нескольких предложений.

● Исследование фонетической стороны речи:

    - исследование звукослоговой структуры слов

    -состояние звукопроизношения (отсутствие, замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков);

     - состояние дыхательной и голосовой функций: тип физиологического дыхания; объем дыхания; продолжительность речевого выдоха; сила голоса; модуляция голоса.

    - особенности динамической стороны речи: темп, ритм, паузация, употребление основных видов интонации.

● Исследование состояния фонематического восприятия, навыков фонематического анализа  и синтеза:  повторение слогов с оппозиционными звуками.

       В уточненном логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого-логопедической классификацией: ОНР I, II, III, IV уровня речевого развития. Выписываются выводы из всех разделов речевой карты.

       

       После проведенной диагностики специалисты, работающие в группе, на психолого-педагогическом консилиуме (ППк) обсуждают результаты диагностики индивидуального развития детей и на основании полученных результатов разрабатываются ИОП для детей с ОВЗ, имеющих ТНР.

    После обследования учитель-логопед предоставляет родителям (законным представителям) подробную информацию о ребенке и разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимость совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Учитель-логопед помогает определить формы организации работы с ребёнком в домашних условиях.

     В конце учебного года проводится итоговая диагностика детей с ТНР. На итоговом заседании ППк ДОУ обсуждается динамика индивидуального развития каждого ребенка с ОВЗ, специалистами  корректируется  ИОП ребенка с низкой динамикой развития.

II. СОДЕРЖАТЕЛЫЙ  РАЗДЕЛ

         Индивидуальная коррекционная деятельность- это деятельность, основной целью которой является выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических речевых патологий.

        Подгрупповая коррекционная деятельность - это деятельность, основной целью которой является воспитание навыков коллективной работы.

        Взаимодействие с воспитателями - осуществляется в рамках коррекционного часа. На коррекционном часе воспитатели закрепляют поставленные звуки, развивают психические процессы (память, внимание, мышление) необходимые для полного развития речи.

       Взаимодействие со специалистами - отражает комплексный подход в коррекции речевых нарушений. Единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, намеченный специалистами, направлен на формирование и развитие двигательных и речевых навыков.

2.1. Календарно-тематический план фронтально-подгрупповых занятий с детьми средней группы комбинированной направленности

Месяц

Период

(неделя)

Лексическая тема

Элементы обучения грамоты

Сентябрь

01-15

Вводная диагностика

18-22

Осень. Названия деревьев.

----------------

25-29

Огород. Овощи.

----------------

Октябрь

02-06

Сад. Фрукты.

----------------

09-13

Лес. Грибы. Лесные ягоды.

----------------

16-20

Игрушки.

----------------

23-27

Одежда. Обувь.

----------------

Ноябрь

30-03.11

Мебель.

Знакомство с органами артикуляции

06-10

Дома.

Знакомство с органами артикуляции

13-17

Наш город. Моя улица.

Звуки вокруг нас. Не речевые звуки

20-24

Моя семья.

Звуки вокруг нас. Не речевые звуки

27-01.12

Человек. Наше тело.

Звучащие игрушки

Декабрь

04-08

Зима. Признаки зимы.

Звуки вокруг нас. Речевые, не речевые звуки.

11-15

Зимующие птицы.

Звук и буква А

18-22

Дикие животные. И их детёныши.

Звук и буква А

25-29

Новый год.

Звук и буква У

Январь

08-12

Каникулярная неделя

15-19

Неделя зимних игр и забав.

Звук и буква У.

22-26

Домашние птицы.

Звуки и буквы А, У

29-02.02

Домашние животные. И их детёныши.

Звук и буква О

Февраль

05-09

Комнатные растения.

Звук и буква О

12-16

Транспорт. Профессии

на транспорте.

Звук и буква И

19-23

Наша армия. Профессии.

Звуки и буквы А, О,У, И.

26-01.03

Инструменты. Профессии.

Звук и буква Т

Март

04-08

Мамин праздник. Профессии.

Звук и буква Т

11-15

Весна.

Звук и буква П

18-22

Посуда.

Звук и буква П

25-29

Продукты питания.

Звук и буква Н

Апрель

01-05

Птицы прилетели.

Звук и буква Н

08-12

Космос.

Звук и буква М

15-19

Рыбки в аквариуме.

Звук и буква М

22-26

Животные разных стран.

Звук и буква К

Май

29.04-10

Их помнит вся Россия.

9 мая.

Звук и буква К

13-17

Насекомые.

Повторение и закрепление пройденного

20-31

Итоговая диагностика

2.2. Дифференциация в работе учителя-логопеда и воспитателя.

             Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно- развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. В календарных планах воспитателей в начале каждого месяца логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:

— логопедические пятиминутки;

— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;

— индивидуальная работа;

— рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.

      Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2—3 пятиминутки на неделю, выдержаны в рамках изучаемой лексической темы. Логопед не только дает рекомендации по проведению пятиминуток, но в некоторых случаях и предоставляет материалы и пособия для их проведения. Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Прежде всего, логопеды рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.

Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме.

Логопед

Воспитатель

1. На групповых занятиях знакомит детей с каждой новой лексико-грамматической категорией, выявляя тех детей, для которых необходимо закрепление материала, и осуществляет эту работу на индивидуальных логопедических занятиях.

2. Руководит работой воспитателя по расширению, уточнению и активизации словарного запаса дошкольников на занятиях и в свободное от занятий время.

1. Проводит занятия по ознакомлению с окружающим и художественной литературой с учетом изучаемых лексических тем.

2. Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе большинства режимных моментов; систематически контролирует грамматическую правильность речи детей в течении всего времени общения с ними.

Координация работы воспитателя и логопеда при коррекции звукопроизношения.

ЛОГОПЕД/цель

ВОСПИТАТЕЛЬ/цель

Исправлять нарушения речи: готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.

Под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в слогах, словах, словосочетаниях и т.д.

Подготовительный этап

В зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или отсутствовали.

По заданию логопеда закрепляет у детей движения и положения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

Ставит звуки, при этом использует специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.

Закрепляет  произнесение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения звука (правильное произнесение звука в речи)

Автоматизирует поставленные звуки; вырабатывает дифференциацию звуков на слух и в произношении; последовательно вводит его в речь (в слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы, в самостоятельную речь).

По заданию логопеда с отдельными детьми закрепляет: поставленный логопедом звук, дифференциацию его со смежными фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендованный логопедом.

2.3. Совместная работа учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физическому воспитанию в группе для детей с ОНР.

        Одним из основных способов оптимизации коррекционного обучения и воспитания является комплексное планирование и конкретизация задач образования, воспитания и развития личности ребенка. Идея комплексного подхода, прежде всего в том, что воспитательно-образовательные действия педагога направляются, во-первых, на формирование личности ребенка в целом, а во-вторых, на интеграцию в целостную систему всех идущих на нее целенаправленных влияний.    

Структура педагогического процесса в логопедической группе подразделена на 4 блока:

  1. Специально организованное в НОД.
  2. Совместная деятельность воспитателя с детьми.
  3. Самостоятельная деятельность детей.
  4. Взаимодействие родителей с детьми.

В группах для детей с ОНР при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована на основе общих педагогических принципов, которая направлена на формирование и развитие двигательных и речевых сфер. Все специалисты работают в едином образовательном пространстве, по разработанному календарно-тематическому плану.

Специалист

Направления работы

Педагог-психолог

Развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер.

Коррекция нарушений познавательной сферы.

Воспитатель

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, темпо-ритмическая гимнастика (по заданию логопеда).

Закрепление у детей речевых навыков на фронтальных и подгрупповых занятиях.

Расширение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов.

Инструктор по физическому воспитанию

Дыхательная гимнастика. Коррегирующие упражнения.
Развитие крупной и мелкой моторики. Коррекция двигательных навыков.

Музыкальный руководитель

Постановка диафрагмально-речевого дыхания. Развитие координации движений. Музыкотерапия. Развитие общей и мелкой моторики. Развитие эмоциональной сферы. Развитие сенсорной культуры.

 Ш. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

               

 3.1. График работы учителя-логопеда на 2023-2024 уч. г. (приложение 1)

 3.2. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда на 2023-2024 уч. г. (приложение 2)

 3.3. Расписание занятий с детьми средних групп на 2023-2024 уч. г. (приложение 3)

 3.4. Организация режима дня средних групп на 2023-2024 уч. г. (приложение 4)

  3.5.   Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР II  ур.р.р.

Сроки

Содержание работы

С 1.09 по  15.09.

Мониторинг индивидульного  развития детей средней группы (4-5 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

Сентябрь-  

               Октябрь                  

Заполнение речевых карт, индивидуальных образовательных программ на детей.

С 18.09.по 17.05.

Подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию.

С 08.12 по 12.01

Каникулярная неделя.

С 20.05 по 31.05.

Итоговый мониторинг индивидульного  развития детей средней группы (4-5 лет) с тяжелыми нарушениями речи (ОНР).

   

     Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда и воспитателя.
      Режим дня и расписание занятий логопеда и воспитателя строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.

Организация коррекционно-развивающей работы  с детьми с ТНР

среднего дошкольного возраста  

Логопедические занятия подразделяются на подгрупповые и индивидуально-подгрупповые. Подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 минут.  Индивидуально-подгрупповые занятия проводятся ежедневно 2-3 раза в неделю по усмотрению логопеда в зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей.

Структура индивидуально-подгруппового занятия:

  1. формирование лексико-грамматических средств языка:

- развитию словаря;

- развитию грамматически правильной речи;

  1. формирование связной речи;
  2. формирование звукопроизношения, развитие фонематического слуха и слоговой структуры.

 Во вторую половину дня воспитатель проводит ежедневно коррекционный час и  индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми

(II уровень речевого развития)

      Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей 4 лет с данным уровнем планируются с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей, и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.
      Логопедические занятия в средней группе для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. Учитывая неврологический и речевой статус дошкольников, логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной.
      В связи с этим индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

 

На индивидуальных занятиях проводится работа по:
     1) активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
      2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;
      3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.
      В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда (от 2—3 до 5—6 человек). В начале учебного года количество человек в подгруппе может быть меньше, чем к концу обучения.

 Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения детей:
      • развитие понимания речи;
      • активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
      • развитие произносительной стороны речи;
      • развитие самостоятельной фразовой речи.

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:
      1) словарного запаса;
      2) грамматически правильной речи;
      3) связной речи;
      4) звукопроизношения, развитию фонематического слуха и слоговой структуры.
      Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.

3.6. Формы организации коррекционной работы.

 Эффективность коррекционно-воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня и преемственностью в работе логопеда и воспитателя.

     Программа реализуется через специально организованные коррекционно-образовательные занятия.

     Предусматриваются следующие виды занятий:

- занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи;

- занятия по формированию правильного звукопроизношения (индивидуальные);

-занятия по подготовке к обучению грамоте.

     Для проведения индивидуальных логопедических занятий целесообразно делить группу на малые подгруппы с учётом схожести нарушения звукопроизношения у разных детей.

     В процессе обучения используются различные формы организации логопедических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные, которые проводятся согласно расписанию. А также - через комплексные тематические и интегрированные занятия, специально спланированные тематические сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, организованные исследования объектов окружающего мира, экспериментирование, целенаправленное наблюдение за явлениями в природе и за свойствами объектов, целевые просмотры видеофильмов (фрагментов) и презентаций, тематические беседы и др.

      Продолжительность фронтальных занятий в средней группе — не более 20 минут.

     Групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи и по подготовке к обучению грамоте проводятся 1 раз в неделю. Работа по коррекции звукопроизношения – только индивидуально, занятия– 2 раза в неделю.

     Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий.   Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.

    Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.

  Учитывается следующее:

       •для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;

       •звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени;

       •окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

    Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.

3.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями группы:

• Родительские собрания в начале и конце учебного года.

• Методические рекомендации для занятий с детьми дома.

• Анкетирование.

• Предоставление информации в специальном уголке для родителей в группе.

• Размещение информации на сайте ДОУ.

       После проведения диагностического обследования учитель-логопед предоставляет родителям (законным представителям) подробную информацию о ребенке и разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимость совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей. Учитель-логопед помогает определить формы организации работы с ребёнком в домашних условиях.

    Групповые родительские собрания проводятся в начале, и конце учебного года. На первом родительском собрании, уделяется особое внимание ознакомлению со спецификой образовательного процесса, результатами первичного обследования, целями и направлениями коррекционно-образовательного процесса, необходимости включения родителей в этот процесс для достижения максимально положительного результата. На втором собрании анализируется промежуточный результат, даются рекомендации. На итоговом собрании  уделяется внимание итогам коррекционной работы за учебный год, рекомендациям на летний период.

   Анкетирование родителей позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учётом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказывать им помощь.

   Основной формой взаимодействия с родителями служит тетрадь для домашних рекомендаций. Рекомендации в такой тетради даются на звукопроизношение, на формирование словаря, грамматического строя речи, на развитие внимания и памяти.

3.8. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

      Эффективным условием для коррекционно-развивающей работы является организация развивающей предметно-пространственной среды в кабинете учителя-логопеда. А также для фронтальных занятий помещение группы.

     Организация образовательного пространства и разнообразие материалов и оборудования обеспечивают:

• игровую и творческую активность детей;

• двигательную активность, в том числе развитие мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;

• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

• возможность самовыражения детей.

    В кабинете учителя-логопеда развивающая предметно-пространственная среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций.  Выделяются несколько зон:

      1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения, которая содержит материалы по обследованию речи детей, методическую литературу по коррекции речи, обучению грамоте детей с нарушениями речи, документацию учителя-логопеда, пособия по дидактическому обеспечению коррекционной деятельности. Дидактические игры и материалы обновляются и пополняются в соответствии с лексической темой.

     2. Информационная зона для родителей, которая расположена на стендах в приемной группы, содержит актуальный материал о развитии и коррекции речи детей.

    3. Зона индивидуальной коррекции речи, в которой располагаются большое зеркало и стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.

   4. Зона подгрупповых занятий, которая оборудована магнитно-маркерной доской, интерактивной SMART доской, детскими столами и стульчиками и др.

Основная документация учителя-логопеда

1. Нормативно - правовая база: должностная инструкция, циклограмма рабочего времени, годовой план работы, расписание индивидуальных и подгрупповых занятий;

2. Копии заключений ТПМПК, на основании которых дети зачисляются в логопедические группы МБДОУ;

3. Речевая карта ребенка;

4. Индивидуальная образовательный маршрут на каждого ребенка;

5. Индивидуальные тетради на каждого ребенка;

6. Папка взаимодействия учителя –логопеда и воспитателей группы;

7. Перспективный план работы учителя-логопеда;

8. План самообразования учителя-логопеда;

9. Журнал учёта посещаемости подгрупповых логопедических занятий

10.Журнал учета консультации учителя-логопеда.

3.9. Информационно-методическое обеспечение программы.

  • Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ д/с №335 разработанная в соответствии с ФГОС ДО на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • Адаптированная основная образовательная программа для детей с ТНР МБДОУ д/с №335 разработана с опорой на примерную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. , Миронова С.А., Логутина В.А. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Москва, Просвещение, 2010г.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПРОГРАММЫ Н.В. НИЩЕВОЙ

  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР с 3 до 7 лет. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС,2018.
  • Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд.2-е. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
  • Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  • Нищева Н.В., Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 3 до 4 и с 4 до 5 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
  • Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) и рабочая программа учителя-логопеда. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  • Конспекты подгрупповых логопедических занятий  средней группы для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  • Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями средней группы (4-5 лет) компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР.
  • Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь (часть 1-2)
  • Задания для автоматизации и дифференциации звуков разных групп (4-7 лет). Выпуск 1.
  • Задания для автоматизации и дифференциации звуков разных групп (4-7 лет). Выпуск 2.
  • Алгоритмические  схемы для рассказывания сказок (3-8 лет).
  • Дидактическое пособие «Играйка. Различайка». Выпуск 2.
  • Дидактическое пособие «Играйка. Различайка». Выпуск 3.
  • Блокнот логопеда. Секреты развития грамматического строя речи (от 4-7 лет).
  • Обучение детей пересказу по опорным картинкам (от 5-7 лет).
  • Формирование целостной картины мира. Обучение дошкольников рассказыванию по картине. Выпуск 1-2.
  • Наглядное дидактическое пособие «Веселая дыхательная гимнастика».
  • Наглядное дидактическое пособие «Веселая артикуляционная гимнастика». Серия 1-2.
  • Обучение дошкольников рассказыванию по серии картинок. Средний возраст (4-5 лет).
  • Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2 до 7 лет. Методические рекомендации. Конспекты занятий.
  • Мой букварь. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  • Тетрадь по обучению грамоте №1. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
  • Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [С], [С'], [З], [З'], [Ц].  Вып.1.
  • Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [С], [З], [Ш], [Ж]. Вып.2.
  • Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [С], [С'], [Щ], [Ч], [Т'], [Ц].  Вып.3.
  • Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [Л], [Л'], [Р], [Р'].  Вып.4.
  • Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [Р], [Р’] [Л], [Л’]. Вып.5.
  • Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков "Ц", "Ч", "Щ".
  • Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков "Р" и "Рь" .
  • Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков "Ш", "Ж".
  • Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков "Л" "Ль", дифференциации сонорных звуков и звука "J".
  • Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков раннего онтогенеза "М", "Мь", "П", "Пь", "Б", "Бь".
  • Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков "С" "З" "Сь" "Зь"

     

В работе используются следующие технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии (артикуляционная гимнастика, су-джок, кинезиологические упражнения и др.)
  • Мнемотехника
  • Игровые упражнения для психомоторного развития детей с ОВЗ (дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, перекрестные телесные упражнения, развитие мелкой моторики)
  • Информационные технологии (проведение занятий с использованием презентаций)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

3.1.  График работы учителя-логопеда Фоменко  А.В.

на 2023-2024 учебный года

День недели

Часы работы

Понедельник

15.00ч. – 18.00ч.

Вторник

08.00ч. – 12.00ч.

Среда

08.00ч. – 12.00ч.

Четверг

08.00ч. – 12.00ч.

Пятница

08.00ч. – 13.00ч.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  1. Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда Фоменко А.В.

День недели

Групповые/

подгрупповые

занятия с детьми

Индивидуальные занятия с детьми, занятия в подвижных микрогруппах

Консультативная работа

с родителями

Понедельник

15.00ч.-18.00ч.

17.00ч. – 18.00ч.

Вторник

09.00ч. -09.20ч.

Подготовка к обучению грамоте

средняя группа №5

09.30 ч.-09.50ч.

Подготовка к обучению грамоте

средняя группа №8

08.00ч. – 09.00ч.

Среда

08.00 ч.– 12.00ч.

08.00ч.- 09.00ч.

Четверг

08.00ч.- 12.00ч.

Пятница

09.00ч. -09.20ч.

Речевое развитие группа №5

09.30ч. -09.50ч.

Речевое развитие №8

8.00ч. -9.00ч.

10.00ч.-13.00ч.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

3.3.  Расписание подгрупповых занятий с учителем-логопедом

для средних групп комбинированной направленности

День недели

Группа №5 «Колобок»

Группа №8 «Солнышко»

Понедельник

Вторник

Речевое развитие с элементами обучения грамоте

09.00ч. – 09.20ч.

Речевое развитие с элементами  обучения грамоте

09.30ч. – 09.50ч.

Среда

---

---

Четверг

---

---

Пятница

Речевое развитие

09.00ч. – 09.20ч.

Речевое развитие

09.00ч. – 09.20ч.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

3.4. Организация режима дня

      Режим дня строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей комбинированной группы, а также решаемых в процессе образовательной деятельности коррекционных и образовательных задач.

Режим дня   средней  группы комбинированной   направленности

 (возраст детей 4-5 лет)

Режимные моменты

Время

Прием детей, самостоятельная и совместная деятельность, утренняя гимнастика

07.00–08.25

Подготовка к завтраку, завтрак

08.25–08.50

Самостоятельная и совместная деятельность, игры

08.50–09.00

Занятия

09.00–10.00

Подготовка к прогулке, прогулка

10.00–12.15

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.15–12.30

Подготовка к обеду, обед

12.30–13.00

Подготовка ко сну, сон

13.00–15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

15.00–15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25–15.50

Самостоятельная и совместная деятельность, игры, занятия

15.50–17.00

Подготовка к ужину, ужин

17.00–17.15

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

17.35–19.00

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на 2023 – 2024 учебный год

Программа разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжелыми нарушениями речи) муниципального б...

Рабочая программа учителя- логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (ФОП) на 2023-2024 уч.г.

Рабочая программа предназначена дошкольникам старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условии логопункта (ФОП)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «КОЛОКОЛЬЧИК» на 2023 - 2024 учебный год

Рабочая программа учителя – логопеда интегрирует содержание основной общеобразовательной программы ДОУ и содержание коррекционной работы учителя – логопеда. Настоящая программа носит корре...

Рабочая программа учителя - логопеда на 2023 - 2024 учебный год

Данная рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации логопедической помощи детям, имеющим тяжелые нарушения речи (далее - ТНР).Цель Программы - обеспечение оптимальных педаго...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 лет до прекращения образовательных отношений 2023-2024 учебный год

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенн...

Рабочая программа учителя-логопеда на 2023-2024 учебный год (логопункт)

Данная рабочая программа  является рабочим инструментом учителя-логопеда МДОАУ д/с № 12, отражающим все направления профессиональной деятельности специалиста....

Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. в старшей группе комбинированного вида № 7 для обучающихся с ТНР и ЗПР на 2023-2024 г

Рабочая программа соотносится с требованиями ФГОС дошкольного образования, Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой – адаптированной образовательной программой дошкольн...