Особенности внимания и восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
статья по коррекционной педагогике
В данной статье рассматриваются особенности внимания и восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Статья адресована родителям и специалистам, работающим с данной группой детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_vospriyatiya_i_vnimaniya_detey_s_ovz.docx | 25.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности внимание и восприятия детей дошкольного
возраста с ограниченными возможностями здоровья
Успешное овладение знаниями и навыками может происходить при достаточно высоком уровне внимания, под которым, как известно, понимают направленность сознания на объект деятельности.
Внимание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью. Эти недостатки внимания особенно выступают при длительном выполнении однообразных заданий.
Недостаточное развитие у детей с ОВЗ по сравнению с нормально развивающими сверстниками таких свойств произвольного внимания, как концентрированность, переключаемость, распределяемость, избирательность, отчётливо проявляется в результатах выполнения так называемых корректурных проб (задания на вычёркивания определённой буквы в таблицах, содержащих группы разных букв).
С целью глубокого понимания особенности внимания этих детей было проведено специальное исследование (Л. И. Переслени)1. В результате выяснилось, что занятые определенной деятельностью хорошо успевающие дети почти не испытывают влияния со стороны посторонних воздействий. Наблюдается лишь незначительное замедление выполняемой деятельности. Посторонние воздействия в виде шума вообще не влияют на выполняемую работу.
Иначе обстоит дело у детей того же возраста с ОВЗ. Посторонние раздражители вызывают замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Особенно сильно эти отрицательные последствия проявляются в том случае, если отвлекающим фактором является речь.
-----------------
1 – Во время эксперимента детям предлагалось выполнять несложную деятельность – нажимать кнопку при появлении определённого сигнала. Исследователи периодически вводил различные отвлекающие факторы (музыка, речь, шум) и отмечал, как они влияют на темп и качество выполняемой детьми деятельности.
На основании сказанного можно сделать педагогический вывод: при обучении детей с ОВЗ особенно важно исключить действие каких бы то ни было посторонних раздражителей.
Важно отметить, что на детей более старшего возраста посторонние по отношению к выполняемой деятельности раздражители почти не оказывают влияния.
Необходимо подчеркнуть, что образовательная деятельность, накопление знаний и опыта – основа для развития свойств произвольного внимания.
Как известно, непосредственное отражение человеком окружающей деятельности происходит в форме ощущений и восприятий. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий.
Исходя из сказанного выше, становится ясным, что недостатки внимания у детей с ОВЗ могут отрицательно сказаться на процессах восприятия.
Ряд наблюдений и специальных исследований, проведённых в нашей стране и за рубежом, показали, что частота нарушений зрительной чувствительности у детей с ОВЗ в среднем не выше, чем у нормально развивающих детей. Это же относится и к зрительно-двигательной функции, а также к слуху. Но вместе с тем ни у кого из специалистов не возникает сомнения в том, что у детей с ОВЗ наблюдаются дефекты развития восприятия.
Об этом свидетельствуют прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний у детей об окружающем мире. Это нельзя отнести только за счёт бедности опыта ребёнка. Да собственно и сама эта бедность опыта в значительной мере обусловлена тем, что восприятие детей неполноценно и не поставляет достаточной информации. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. И поскольку каких-либо нарушений на уровне органов чувств у детей с ОВЗ не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений (частота ощущений, относящихся к нескольким органам чувств) и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Видимо, это взаимодействие и нарушено у детей с ОВЗ.
Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Кроме того, они испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, особенно если они перечёркнуты или перекрывают друг друга. Дети не всегда узнают и часто смешивают сходные по начертанию Буквы или их отдельные элементы, часто ошибочно воспринимают сочетания букв и т. д. Польский психолог Халина Спионек прямо отмечает, что отставание в развитии зрительного восприятия является одной из причин затруднений в образовательной деятельности.
Зарубежные психологи в качестве важных особенностей восприятия отстающих в развитии детей указывают на затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ из отдельных элементов формируется замедленно. При ОВЗ формирование подобного единого образа требует большого времени. Эти недостатки восприятия приводят к тому, что ребёнок не замечает чего-то в окружающем его мире, «не видит» много из того, что показывает учитель, демонстрируя наглядные пособия, картины.
Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации. В условиях кратковременного восприятия тех или иных объектов или явлений многие детали остаются «несхваченными», как бы невидимыми. Ребёнок с ОВЗ воспринимает за определённое время меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник.
Скорость восприятия у детей с ОВЗ становится значительно ниже нормальной для данного возраста фактически при любом отклонении от оптимальных условий. Такое действие оказывает малая освещённость, поворот предмета под непривычном углом, наличие по соседству других аналогичных предметов (при зрительном восприятии), очень частая смена сигналов (объектов), сочетание, одновременное появление нескольких сигналов (что особенно характерно для слухового восприятия).
При проведении коррекционной работы необходимо учитывать, что все раздражители, имеющие повышенную интенсивность, невольно привлекают внимание ребёнка. Педагог должен контролировать все факторы, которые могут привлечь непроизвольное внимание – зрительные, слуховые и др. Немаловажное значение для поддержания непроизвольного внимания имеет речь учителя. Она должна быть чёткой, оптимально громкой, с переменными интонациями, приуроченными к тем местам объяснения, которые имеют ключевое значение.
Устойчивость и концентрированность произвольного внимания, способствующие более полному восприятию учебного материала, зависит от того, в какой мере те или иные сведения значимы для ребёнка (имеются в виду интересы и потребности ребёнка, обусловленные индивидуальным жизненным опытом и другими факторами).
Работая с детьми с ОВЗ, дефектологи и воспитатели должны считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели, предлагаемая детям инструкция может не вызывать никакого действия не из-за их негативной установки, из-за того, что она не была по-настоящему воспринята и усвоена.
Отсюда ещё один важный практический вывод: все сообщаемые таким детям сведения следует неоднократно повторять – больше чем это необходимо их нормально развивающимся сверстникам.
Демонстрация наглядного материала должна сопровождаться подробными словесными комментариями. Комментарии, в частности, должны облегчать объединение отдельных элементов материала в целостный образ. Целесообразно привлекать внимание детей к существенным деталям изображения, которые могут остаться вне поля зрения учеников. Если наглядная иллюстрация содержит повёрнутый в непривычном ракурсе известный детям предмет, надо совместно обсудить, как его следует повернуть, чтобы получилось данное изображение.
Учитывая сниженную работоспособность многих детей с ОВЗ, целесообразно время от времени переключать их на выполнение другого вида учебной деятельности, организовывать короткие перерывы, стимулировать их деятельность похвалой, одобрением.
Выбор адекватных педагогических приёмов для коррекции недостатков внимания и восприятия требует знания индивидуальных особенностей ребёнка, выявления специфических показателей уровня его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Работа с детьми с ОВЗ....
Консультация "Особенности внимание и восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
для родителей детей с ОВЗ...
"Особенности работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья"
Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности....
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ
Выступление на районном семинаре - практикуме для инструкторов по физической культуре...
"Особенности внимания и восприятия детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Выбор адекватных педагогических приёмов для коррекции недостатков внимания и восприятия требует знания индивидуальных особенностей ребёнка, выявления специфических показателей уровня его развития....
Роль дидактических игр в процессе формирования фонематического восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи дошкольников, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в ...
Особенности работы учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В данной статье отображена работа учителя логопеда с детьми с ОВЗ, их характеристика, виды (типы) нарушений, а также выстроены цели коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей....