Роль дидактических игр в процессе формирования фонематического восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
статья по логопедии
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи дошкольников, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе. Чтобы у ребенка возник интерес к занятиям и формировалось познавательное отношение к языку, педагогу необходимо использовать в коррекционной работе с детьми игровые приемы, дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_barinovoy_l.v.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Баринова Людмила Викторовна, учитель – логопед
Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи дошкольников, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.[1, с.385]
В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:
I этап — узнавание неречевых звуков.
II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.
III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.
IV этап – дифференциация слогов.
V этап – дифференциация фонем.
VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. [3, с.41]
Чтобы у ребенка возник интерес к занятиям и формировалось познавательное отношение к языку, педагогу необходимо использовать в коррекционной работе с детьми игровые приемы, дидактические игры.
Для формирования фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья нужно использовать игры, которые помогают:
- развивать слуховое внимание.
- различать правильно и дефектно произносимый звук.
- дифференцировать звуки.
- различать близкие по звуковому составу слова.
- формировать умение звукового анализа и синтеза. [2, с.39]
Небольшая подборка дидактических игр, которые помогают формировать фонематическое восприятие дошкольников компенсирующей группы детского сада:
1.«Подари слово». Логопед выставляет 2 картинки с девочками (мальчиками), называя их по именам (Варя и Вика, Тома и Тима и т.д.). Детям предлагается выбрать любую картинку, в которой есть звук (В или Вь, Т или Ть и т.д.) и подарить ее той девочке (тому мальчику), в имени которого есть данный звук. Например: «Виноград я подарю Вике, потому что в ее имени есть звук Вь».
2.«Какое слово лишнее?». Логопед предлагает детям слова на определенную лексическую тему и просит назвать лишнее слово. Например: «Определите лишнее слово - ворона, сорока, грач, воробей. Лишнее слово «грач», потому что в нем нет звука О, а в остальные словах есть».
3.«Звуковой домик». Логопед произносит слова с заданным звуком, а дошкольники с помощью цветных карточек (красный – гласный звук, зеленый – согласный мягкий, синий – согласный твердый) определяют место звука в словах (в начале, в середине, в конце). Например: «Определите место звука В в слове «ворота». Ребенок берет синий квадратик и ставит в первое окошко звукового домика, так как звук В – согласный твердый, находится в начале слова».
4. Игра «Угадай слово». Логопед называет последовательно один за другим звуки слова, а ребенок на слух определяет и называет загаданное слово. Например: «Угадай слово, которое состоит из звуков д, о, м - дом».
5. Игра «Найди звук». Логопед предлагает ребенку слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово и назвать исчезнувший звук. Например: из слов (м…ка, л…жа, к…лак) «исчез» звук У. Ребенок подставляет звук У и произносит слова – мука, лужа, кулак.
Благодаря данным дидактическим играм дети учатся выделять и узнавать звуки, у детей формируется умение вслушиваться в звучание слова и правильно произносить его.
Обследование фонематического развития дошкольников компенсирующей группы проводилось в начале и в конце 2021 – 2022 учебного года. Диагностика показала, что дети за учебный период повысили умение узнавать неречевые звуки; научились различать высоту, тембр и силу голоса; у большинства детей сформировалось умения различать слова, близкие по составу, дифференцировать слоги, фонемы; у детей повысились навыки элементарного звукового анализа и синтеза.
Пробы | Начало года | Конец года |
Узнавание неречевых звуков | 45% | 90% |
Различение высоты, силы, тембра голоса | 55% | 95% |
Различение слов, близких по звуковому составу | 35% | 82% |
Дифференциация слогов | 42% | 75% |
Дифференциация фонем | 46% | 78% |
Навыки элементарного звукового анализа и синтеза | 25% | 75% |
Предлагаем вашему вниманию конспект занятия, в котором применяются дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе
«Звуки В – Вь. Буква В».
Цели:
Коррекционно - образовательные:
1. учить детей характеризовать звуки В, Вь;
2. формировать умение различать количество слогов в слове;
Коррекционно - развивающие:
1. развивать мыслительную деятельность воспитанников;
2. развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
3. развивать дыхание и голос;
4. дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях;
5. развивать фонематический слух и восприятие;
6. развивать звуковой анализ и синтез;
Коррекционно - воспитательные:
1. Воспитывать доброе отношение к сверстникам и взрослым, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Методы и приемы:
Игровой – подвижная игра, дидактическая игра.
Словесный – постановка проблемных вопросов, объяснение, уточнения, поощрения.
Наглядный – работа с карточками, с разрезной азбукой, в тетрадях.
Практический – пальчиковая гимнастика, физминутка
Материалы и оборудование: Дидактические пособия к играм «Собери картинку», «Посели слово», «Подари слово», зеркала, дыхательные тренажеры, тетради, карандаши, разрезные азбуки.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Пальчиковая гимнастика «Пальчики», физминутка «Живые буквы» |
Игровая | Д/игра «Собери картинку», п/игра «Подари слово», д/игра «Посели слово», д/игра «Составь слово», д/игра «Составь предложение» |
Познавательная | Ответы на вопросы, выполнение звукового анализа слов, составление слов с помощью буквенной кассы, запись графической схемы предложения. |
Коммуникативная | Объяснение, постановка проблемных вопросов, указания, уточнения, поощрения |
Технологическая карта образовательной деятельности
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Индивидуальная работа | Ожидаемые результаты |
1.Организационный момент. | Учитель – логопед приветствует детей. Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики. | Дети приветствуют педагога, выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику. | Показ упражнений артикуляционной гимнастики с детьми. | Создан положительный эмоциональный настрой, привлечено внимание детей. |
2. Основной этап. Открытие детьми нового знания. | Беседа по теме, знакомство с новыми звуками и буквой. Д/игра «Собери картинку» | Дети дают характеристику звуков В, Вь дифференцируют звуки В, Вь в слогах, словах. Собирают картинку из нескольких частей. | Учитель – логопед индивидуально корректирует работу, помогая правильно собрать картинку, определить звук | Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой |
3.Самостоятельное применение нового знания на практике. | Д/игра «Подари слово» Д/игра «Посели слово» | Дети собираются в 2 команды, выбирают картинки со звуком В или Вь в начале слова, дифференцируют звуки В, Вь в словах, подходят к мольбертам и определяют, какой девочке (Вике или Варе) подарят картинку. Дети определяют количество слогов в слове, определяют слово и относят его к изображению дома (1 слог), дворцу (2 слога) или избушке (3 слога) | Учитель – логопед индивидуально корректирует работу, помогая правильно определить звук, количество слогов | Умеют сосредотачивать внимание на наглядном пособии. Дети участвуют в обсуждении. Совместная деятельность. |
4. Физминутка | «Живые буквы» Учитель – логопед: «Покрутись, повертись, в букву Т (Ф, М, Г, П и т.д.) превратись» | Дети выполняют движения в соответствии с указаниями учителя – логопеда изобразить с помощью движений тела ту или иную букву. | Помогает создать положительный эмоциональный настрой, физическую активность. | Согласовывают действия со словами. Рационально используют запас воздуха. |
5.Самостоятельное применение нового знания на практике. | Пальчиковая гимнастика «Пальчики» «Рисовали, рисовали, наши пальчики устали. Мы немножко отдохнем, рисовать опять начнем» Слоговой анализ слова Вика, работа с тетрадями. Д/игра «Составь слово» Педагог проговаривает буквы в,о,д,а, работа с разрезной азбукой. | Дети выполняют пальчиковую гимнастику. Дети выполняют слоговой анализ слова Вика, зарисовывая цветными карандашами схему в тетради в клетку. Дети составляют из букв слово в,о,д,а, читают его. | Учитель – логопед индивидуально корректирует работу, помогая отметить нужным цветом звуки в слоговой схеме (красным – гласный звук, синим – согласный твердый и зеленым – согласный мягкий), помогает детям составить слово из разрезной азбуки. | Развитие мелкой моторики. Самостоятельное применение нового знания на практике. |
6.Самостоятельное применение нового знания на практике. | Д/игра «Составь предложение» Составление графической схемы предложения, работа в тетрадях | Дети составляют предложение из слов Серый, в, живет, волк, лес | Воспитатель индивидуально корректирует работу, помогая составить предложение из предложенных слов | Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. |
7.Заключителный этап. Рефлексия. | Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей. | Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным. | Учитель – логопед подбадривает стеснительных детей к участию в обсуждении, выражению своей оценки. | Умеют высказывать своё мнение. |
Литература:
1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений.
2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец.
3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов в процессе комплексной реабилитации дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
Успех реабилитации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможен лишь в тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов Реабилитационного центра....
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи ...
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ
В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний - восприятия. Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развит...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....
статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"
Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....
Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»
Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, н...