Роль дидактических игр в процессе формирования фонематического восприятия у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
статья по логопедии

Баринова Людмила Викторовна

Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи дошкольников, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе. Чтобы у ребенка возник интерес к занятиям и формировалось познавательное отношение к языку, педагогу необходимо использовать в коррекционной работе с детьми игровые приемы, дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_barinovoy_l.v.docx28.47 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Баринова Людмила Викторовна, учитель – логопед

Фонематическое восприятие влияет на развитие звуковой стороны речи дошкольников, на овладение практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова, необходимыми для дальнейшего обучения в школе.[1, с.385]

В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков.

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов.

V этап – дифференциация фонем.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. [3, с.41]

Чтобы у ребенка возник интерес к занятиям и формировалось познавательное отношение к языку, педагогу необходимо использовать  в коррекционной работе с детьми игровые приемы, дидактические игры.

Для формирования фонематического восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья нужно использовать игры, которые помогают:

- развивать слуховое внимание.

- различать правильно и дефектно произносимый звук.

- дифференцировать звуки.

- различать близкие по звуковому составу слова.

- формировать умение звукового анализа и синтеза. [2, с.39]

Небольшая подборка дидактических игр, которые помогают формировать фонематическое восприятие дошкольников компенсирующей группы детского сада:

1.«Подари слово». Логопед выставляет 2 картинки с девочками (мальчиками), называя их по именам (Варя и Вика, Тома и Тима и т.д.). Детям предлагается выбрать любую картинку, в которой есть звук (В или Вь, Т или Ть и т.д.) и подарить ее той девочке (тому мальчику), в имени которого есть данный звук. Например: «Виноград я подарю Вике, потому что в ее имени есть звук Вь».

2.«Какое слово лишнее?». Логопед предлагает детям слова на определенную лексическую тему и просит назвать лишнее слово. Например: «Определите лишнее слово - ворона, сорока, грач, воробей. Лишнее слово «грач», потому что в нем нет звука О, а в остальные словах есть».

3.«Звуковой домик». Логопед произносит слова с заданным звуком, а дошкольники с помощью цветных карточек (красный – гласный звук, зеленый – согласный мягкий, синий – согласный твердый) определяют место звука в словах (в начале, в середине, в конце). Например: «Определите место звука В в слове «ворота». Ребенок берет синий квадратик и ставит в первое окошко звукового домика, так как звук В – согласный твердый, находится в начале слова».

4. Игра «Угадай слово». Логопед называет последовательно один за другим звуки слова, а ребенок на слух определяет и называет загаданное слово. Например: «Угадай слово, которое состоит из звуков д, о, м - дом».

5. Игра «Найди звук». Логопед предлагает ребенку слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово и назвать исчезнувший звук. Например: из слов (м…ка, л…жа, к…лак) «исчез» звук У. Ребенок подставляет звук У и произносит слова – мука, лужа, кулак.

Благодаря данным дидактическим играм дети учатся выделять и узнавать звуки, у детей формируется умение вслушиваться в звучание слова и правильно произносить его.

Обследование фонематического развития дошкольников компенсирующей группы проводилось в начале и в конце 2021 – 2022 учебного года. Диагностика показала, что дети за учебный период повысили умение узнавать неречевые звуки; научились различать высоту, тембр и силу голоса; у большинства детей сформировалось умения различать слова, близкие по составу, дифференцировать слоги, фонемы; у детей повысились навыки элементарного звукового анализа и синтеза.

Пробы

Начало года

Конец года

Узнавание неречевых звуков

45%

90%

Различение высоты, силы, тембра голоса

55%

95%

Различение слов, близких по звуковому составу

35%

82%

Дифференциация слогов

42%

75%

Дифференциация фонем

46%

78%

Навыки элементарного звукового анализа и синтеза

25%

75%

Предлагаем вашему вниманию конспект занятия, в котором применяются дидактические игры на развитие фонематического восприятия.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

«Звуки В – Вь. Буква В».

Цели:

Коррекционно - образовательные:

1. учить детей характеризовать звуки В, Вь;

2. формировать умение различать количество слогов в слове;

Коррекционно - развивающие:

1. развивать мыслительную деятельность воспитанников;

2. развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;

3. развивать дыхание и голос;

4. дифференцировать звуки В, Вь в слогах, словах, предложениях;

5. развивать фонематический слух и восприятие;

6. развивать звуковой анализ и синтез;

Коррекционно - воспитательные:

1. Воспитывать доброе отношение к сверстникам и взрослым, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.

2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Методы и приемы:        

Игровой – подвижная игра, дидактическая игра.

Словесный – постановка проблемных вопросов, объяснение, уточнения, поощрения.

Наглядный – работа с карточками, с разрезной азбукой, в тетрадях.

Практический – пальчиковая гимнастика, физминутка

Материалы и оборудование: Дидактические пособия к играм «Собери картинку», «Посели слово», «Подари слово», зеркала, дыхательные тренажеры, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Пальчиковая гимнастика «Пальчики», физминутка «Живые буквы»

Игровая

Д/игра «Собери картинку», п/игра «Подари слово», д/игра «Посели слово», д/игра «Составь слово», д/игра «Составь предложение»

Познавательная

Ответы на вопросы, выполнение звукового анализа слов, составление слов с помощью буквенной кассы, запись графической схемы предложения.

Коммуникативная

Объяснение, постановка проблемных вопросов, указания, уточнения, поощрения

Технологическая карта образовательной деятельности

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Индивидуальная работа

Ожидаемые результаты

1.Организационный момент.

Учитель – логопед приветствует детей. Выполнение артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.

Дети приветствуют педагога, выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику.

Показ упражнений артикуляционной гимнастики с детьми.

Создан положительный эмоциональный настрой, привлечено внимание детей.

2. Основной этап.

Открытие детьми нового знания.

Беседа по теме, знакомство с новыми звуками и буквой.

Д/игра «Собери картинку»

Дети дают характеристику звуков В, Вь дифференцируют звуки В, Вь в слогах, словах. Собирают картинку из нескольких частей.

Учитель – логопед индивидуально корректирует работу, помогая правильно собрать картинку, определить звук

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность. Положительный эмоциональный настрой

3.Самостоятельное применение нового знания на практике.

Д/игра «Подари слово»

Д/игра «Посели слово»

Дети собираются в 2 команды, выбирают картинки со звуком В или Вь в начале слова, дифференцируют звуки В, Вь в словах, подходят к мольбертам и определяют, какой девочке (Вике или Варе) подарят картинку.

Дети определяют количество слогов в слове, определяют слово и относят его к изображению дома (1 слог), дворцу (2 слога) или избушке (3 слога)

Учитель – логопед индивидуально корректирует работу, помогая правильно определить звук, количество слогов

Умеют сосредотачивать внимание на наглядном  пособии.

Дети участвуют в обсуждении.

Совместная деятельность.

4. Физминутка

«Живые буквы»

Учитель – логопед: «Покрутись, повертись, в букву Т (Ф, М, Г, П и т.д.) превратись»

Дети выполняют движения в соответствии с указаниями учителя – логопеда изобразить с помощью движений тела ту или иную букву.

Помогает создать положительный эмоциональный настрой, физическую активность.

Согласовывают действия со словами. Рационально используют запас воздуха.

5.Самостоятельное применение нового знания на практике.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»

«Рисовали, рисовали, наши пальчики устали. Мы немножко отдохнем, рисовать опять начнем»

Слоговой анализ слова Вика, работа с тетрадями.

Д/игра «Составь слово» Педагог проговаривает буквы в,о,д,а, работа с разрезной азбукой.

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Дети выполняют слоговой анализ слова Вика, зарисовывая цветными карандашами схему в тетради в клетку.

Дети составляют из букв слово в,о,д,а, читают его.

Учитель – логопед индивидуально корректирует работу, помогая отметить нужным цветом звуки в слоговой схеме (красным – гласный звук, синим – согласный твердый и зеленым – согласный мягкий), помогает детям составить слово из разрезной азбуки.

Развитие мелкой моторики.

Самостоятельное применение нового знания на практике.

6.Самостоятельное применение нового знания на практике.

Д/игра «Составь предложение»

Составление графической схемы предложения, работа в тетрадях

Дети составляют предложение из слов

Серый, в, живет, волк, лес

Воспитатель индивидуально корректирует работу, помогая составить предложение из предложенных слов

Активизация внимания детей на мыслительную деятельность.

7.Заключителный этап.

Рефлексия.

Подведение итогов деятельности. Оценка деятельности детей.

Дети делятся своими впечатлениями. Рассказывают, чем остались довольны на занятии, что понравилось, заинтересовало, что было трудным.

Учитель – логопед подбадривает стеснительных детей к участию в обсуждении, выражению своей оценки.

Умеют высказывать своё мнение.

Литература:

1.Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений.

2. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф.Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; Под ред. Т. В. Волосовец.

3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов в процессе комплексной реабилитации дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Успех реабилитации и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможен лишь в тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов Реабилитационного центра....

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная  деятельность детей связано с развитием речи ...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ТЕМНОЙ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ

В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний - восприятия. Формирование сенсорного восприятия у детей с нарушениями в развит...

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Данная статья может быть интересна учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, работающим в группах компенсирующей направленности, родителям детей с ОВЗ....

статья "Взаимодействие специалистов ДОУ в процессе развития коммуникативных умений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья"

Формирование коммуникативной потребности у детей с общим недоразвитием речи является особенно актуальным, так как у данной категории детей самостоятельно она не формируется....

Роль дидактических игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обуч...

Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»

      Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, н...